Консультативная работа по проблемам развития ребенка
. . , . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
: ” “
1.
2.
3.
4.
5.
1.
, :
*, :
– ;
– , ;
– , – , ;
– ;
– , ;
– ;
– ;
* , , , , ;
*, , . :
– , , : , , , , ;
– -, :
) ;
) ;
) ;
) ;
– , ;
– , ;
* , , , , , .
2.
4 6–7 . – .
– , 5 ;
– ;
– ;
– .
5 , :
– , – , ;
, , ;
, , :
– ;
– , , ;
– ;
– , , ” “.
:
;
;
, , , ;
, – , – , , . .
-, , :
1. , :
* (” ” ” ‘);
, , , , ;
, ;
, ;
, ;
, ;
( );
* , , ;
* ;
* , , ;
2. :
, , ;
, ., ;
, , .
:
;
, , , .
, .
: , , , ..
, ( ) , , .., , . , , , , , . , , , , .
, , , , , ., (, ) . ( ) ( ) , .. . , .
, , : , , , , , , , , , , .
. . , :
6–7 ;
, ;
, , ;
( , , , , );
( , , , ..; , , , ..);
, , ;
(), , () ( , , , , , , , ..);
, , (, , , );
( 10, 20 .., , );
;
– , .;
, .
, , ( — — ) .
( ).
1
.
.
.
.
.
.
2
.
.
.
.
.
.
3
.
.
.
().
.
.
, , , — (), .
, :
;
* ;
;
* – , — , .
3.
7 10 .
– :
– ;
– .
:
1. :
;
, ;
, ;
* ;
2. :
;
;
;
;
* , ;
;
3. ,
. :
;
;
, :
– ;
– ;
– ;
* , :
– ;
– , , , , ;
– , .
4.
11 17–18 . — . :
– ;
– ;
– , , , , ;
– ;
, , – :
* ;
, , , ;
, ;
, ;
, , , .
, , , , .
, , .
, 4 :
1. , ;
2. , , ;
3. , , , ;
4. ” “, .
, , – .
) , ;
) , , , , ;
) , , , ;
) , ;
) , , .
, , , , , , , .
? , .
!
— . , : . , , , .
, . , , . , . . .
, , . , ?, , – , — . – ( , .). , , .
, , , – . , , . , , , , .
. : : . , , . , . , . .
, . , , . : , . , . , : . , , , .
, , . , .
. . , .
, , . , . : ?, , ?, , ?, ?, ?
, — : , , , , , , – , .
, , .
, , , . , : ? , !
! — , : !
, ! — , , .
? ! ! — . , . , , , , ?
, — , , .
. , , , . , , – . , , . , , , : – , , – , – .
, – , , , . , .
, . , , , . , .
— , , , ( , , , — ). , , , , , (). , , . , .
. , . :
;
;
, , – ;
;
, ;
.
5.
, , . , , ; . :
;
;
.
, . – :
, ;
, – , , , ;
, ;
– , : (, , .), , , , . .;
– ;
* , , , , ;
, .
, ” “, , . :
1. , :
* , , , , , , , , ;
* , ;
* , , ;
* , , , , , ;
* , ;
2. , :
, , , ;
, ;
3. , , , .
:
. , ;
* , ;
* , ;
, ;
;
. , ;
. , ;
. , , .
* , , ;
;
;
. , , (, , . .) , , , , .
, . :
, , , ;
;
;
;
;
.
, . :
, :
* (, , , , , , , . .);
* –
* ;
* – ;
* , , ;
* -, – ;
, :
* , ;
* ( , , . .);
* ;
* , , , ;
:
* , ;
* , ;
:
* : , , , . .;
, . .;
– ( , , , . .);
, ;
, , – , .
. () :
;
;
:
* ;
* , ;
* ;
* .
, . :
* , , ;
* “” ;
“” ;
;
– ;
, ;
, .
– , .
Allbest.ru
…
, . ” “. . .
[21,0 K], 30.07.2014
, . . , . .
[42,7 K], 18.07.2014
, -. . .
[25,2 K], 26.06.2011
. – . . ( ).
[191,9 K], 07.08.2010
” ” – ( ). – ( ). .
[3,0 M], 27.11.2017
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Александрова Светлана Геннадьевна,
директор и педагог-психолог МОУ
ППМС центра «Доверие» Волжского
района Республики Марий Эл
Консультирование родителей по проблемам связанным с детьми
В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем, брошенные дети, жестокое обращение с детьми. Для преодоления этих трудностей существует семейное консультирование. Работа практического психолога в сфере семейного консультирования направлена на оказание оперативной помощи семье в решении психологических проблем: взаимоотношения с детьми, проблемы в семейных отношениях, кризисные периоды семьи.
Существуют семьи здоровые (функциональные) и проблемные (дисфункциональные). В здоровой семье удовлетворяются все потребности (физиологические, потребность в безопасности, межличностные, эмоциональные). Это достигается уважением друг к другу, сходством интересов и ценностей, терпимостью друг к другу у всех членов семьи, соблюдением иерархических отношений, гибкостью при решении возникающих проблем.
Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток эмоционального тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов, необходимость создания семейных мифов и чаще всего это созависимые семьи. Нарушение эмоциональных контактов, их недостаточность или конфликтность – один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии.
Консультирование родителей по проблемам, связанным с детьми, – это оказание оперативной помощи семье (клиенту) в решении психологических проблем, Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.
Младенческий и ранний возраст
Специалистами МОУ ППМС центра «Доверие» проводилась диагностика в дошкольных образовательных учреждениях. Было обследовано 58 детей раннего возраста (1,5-2 лет). Результаты диагностики показали, что у 37 детей (64%) слабо развита мелкая моторика; 28 детей (49%) имеют задержку речевого развития.
Проблемы, связанные с детьми раннего возраста
1. Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Причиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыраженные органические нарушения нервной системы: церебрастения, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных явлений.
Рекомендации: психодиагностика, консультация для родителей, работа психиатра и невропатолога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур: провести углубленную диагностику ребенка по карте обследования ребенка для 1-3 лет.
2. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание, энурез) связано с психотравмой (например, ребенка испугала собака) или с характером взаимоотношений в семье (например, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которому родители уделяют много внимания, жестокость отца).
Рекомендации: семейное консультирование у психолога, лечение у врача-психиатра.
Дошкольный возраст
Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). Сензитивный период для развития воображения и образных форм мышления. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии тех психологических качеств, которые обеспечат ребенку успешное вхождение в школьную жизнь. В личностной сфере формируется самооценка, элементы волевой регуляции поведения.
В процессе консультирования часто приходится сталкиваться с ошибочными представлениями родителей о задачах умственного воспитания ребенка-дошкольника. Наиболее распространенное из них – это переоценка роли знаний и навыков школьного типа (умения читать, писать, считать) и недооценка более общих способностей, о которых мы говорили выше.
Проблемы, связанные с дошкольниками
1. Задержка умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизм). Причиной могут быть ослабленное нервно-психическое здоровье, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных заболеваний.
Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультация узких специалистов: (лор, невропатолог, хирург, педиатр, окулист) консультация и работа психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.
2. Задержка речевого развития. Основными причинами общего недоразвития речи можно считать – это проблема двуязычия, различные внутриутробные патологии; родовые травмы и асфиксия во время родов; инфекционные заболевания в первые годы жизни ребёнка; наследственные факторы; неблагоприятные социально-бытовые условия.
Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультации психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.
Решение проблемы
Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в воспитании и обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Открытие логопунктов и логогрупп, деятельность психолого-медико-педагогического (ПМП) консилиума в дошкольных образовательных учреждениях и сотрудничество с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) МОУ ППМС центра «Доверие».
В Муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Волжского района в 2010 году было 3 логопункта и 7 логогрупп и в них обучалось 167 детей; в 2011 году – 4 логопункта и 6 логогрупп, детей в них – 170; в 2012 году стало 5 логопунктов, 6 логогрупп, в них 193 ребенка.
Школьный возраст
1. Проблемы, связанные с умственным развитием, неуспеваемость, трудности в понимании учебного материала.
Рекомендации: психодиагностика, консультации для родителей и педагогов, наблюдение психиатра, дефектологов (логопеда, олигофренопедагога), сопровождение ПМПК МОУ ППМС центра «Доверие»
2. Нарушение в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «популярных» и «отверженных». Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность.
Рекомендации: консультирование родителей и педагогов, психокоррекция, тренинговые занятия по программам: «Обучение жизненно важным навыкам», «В погоне за идеалом», «Жизнь в радость».
Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех существенно влияет на мотивацию учения.
Проблемы, связанные с родителями
1.Незнание родителями возрастных норм развития. Неверные воспитательные установки и представления. Широко распространена установка на послушного ребенка и стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими, что приводит к завышению требований, предъявляемых детям, при этом недооценивается значение личностных форм общения и игровой деятельности.
Рекомендации: информирование, просвещение. Нужно учитывать, что часто воспитательные установки отражают проблемы родителей, их личностные черты, следовательно, консультирование или психотерапия родителей. Посещение занятий клуба родителей «Доверие»
2.Психологические проблемы самих родителей. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность. Работают механизмы проекции.
Рекомендации: консультирование родителей, семейная терапия. Посещение занятий клуба родителей «Доверие».
Техники коррекции семейных психологических проблем:
- Беседа. Наиболее традиционная форма семейного консультирования – беседа. В нашем Центре начинающие психологи применяют, именно, данную форму работы с семьей, но у нас стало традицией: на методическом объединении психологов мы проводим обучающие семинары по темам: «Что такое активное слушание и правила активного слушания», «Приемы эффективного общения».
- «Активное слушание» или «помогающее слушание». Данная техника самая распространенная и эффективная, когда у клиента эмоциональная проблема, т.е., когда клиент рассержен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал. (Чувства обозначили, состояние клиента стало более спокойное). И только после этого, когда клиент успокоится, можно начинать прояснять проблему, с которой пришел клиент, именно его проблему, а не мужа и не детей. По прояснению проблемы, с которой столкнулся клиент, есть методы, которые помогают клиенту самому описать проблему, которую он может решить. Важно, чтобы клиент сам уточнял психологическую проблему. В этом помогут проективные рисуночные тесты, работа с субличностями, а еще метод: «Превращения проблемы в цель».
Дальнейшие этапы работы – работа над изменением модели поведения. Составление позитивного намерения
Какие психологические проблемы, возникающие в семьях, приходится нам решать?
- На первом месте – проблемы в развитии и обучении – 25%.
- Агрессивность одного из членов семьи -10%.
- Зависимость от психоактивных веществ (ПАВ) -10%.
- Страхи-10%.
- Изгои среди сверстников- 8 %.
- Бродяжничество и воровство – 7%.
- Посттравматические ситуации – 5%.
- Эмоциональная выгораемость у педагогов -5%.
- Одиночество – 3%.
- Попытка суицида – 3%.
- Боль утраты близких – 3%.
Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты.
Основные из них:
1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента – один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, в нашем случае с сыном, мама перестала обвинять окружающих, научилась с уважением относиться к себе и близким, узнала о «языке любви» и стала применять в семье. Мальчик стал ходить в школу, мама совместно с классным руководителем составили программу помощи в учебе сыну.
2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Завершая свое выступление, хочется еще раз подчеркнуть: семейное консультирование привлекает психологов именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области кажутся неисчерпаемыми. Конечно, тому, кто только начинает свой профессиональный путь, лучше ориентироваться на опыт и мнение коллег, но, “встав на ноги”, каждый рано или поздно будет двигаться своим путем, следуя к одной цели – по мере сил помогать другим в решении их проблем. Наверное, это и есть самое важное и привлекательное в нашей профессии!
Список литературы:
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирования. – М.: 1999.
2. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1 и 2. -М.: Генезис, 2004.
3. Малкина – Пых И. Г. семейная терапия. – М.: Экмо, 2008.
4. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2000.
5. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.
Источник
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДОУ.
В наше время родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Непосредственно в семье ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Родители, не всегда уделяют достаточного внимания психологическому здоровью детей. Понятие «психологическое здоровье» относится к личности в целом, включает в себя не только психические процессы и механизмы, но и духовность человека как высшее проявление человеческой реальности. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и ценности. Такие как: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников и др., а также низким уровнем психолого-педагогической культуры. В следствии этого, необходимо знать и учитывать возрастные аспекты развития личности ребенка, т.е. когда и как протекают возрастные кризисы. Возрастные особенности дошкольников могут играть как позитивную, так и негативную роль в развитии ребенка, в зависимости от условий его жизни и воспитания. По мере развития, у ребенка повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, появляется возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, желания и мысли. Желая, как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают массой запретов. Они ограничивают активность и самостоятельность ребенка, что может вызвать у него агрессию или чувство неполноценности.
Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психолого-педагогического консультирования в ДОУ и непосредственной психолого-педагогической работы с родителями дошкольников.
Венгер отмечал, что «в дошкольном возрасте преодоление неблагоприятных психологических синдромов достигается главным образом благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и воспитателями». Поэтому они и становятся основным объектом психологического воздействия. Это воздействие осуществляется в форме психологического консультирования [1, с. 63].
Поскольку современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов, консультации нужны не только родителям детей из неблагополучных семей, но они необходимы и благополучным семьям. Также психологическая помощь является необходимой составляющей в работе педагогов и воспитателей.
Особенность психолого-педагогического консультирования в ДОУ в том, что психолог ориентируется одновременно на двух субъектов – ребенка и взрослого (родителя, педагога).
Психолого-педагогическое консультирование подразумевает под собой обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других [4, с.15].
В основном работа психолога-педагога в ДОУ должна проходить через психологическую профилактику и психологическое просвещение.
Психологическая профилактика связана с систематической работой психолога, воспитателей и родителей; с предупреждение возможных психолого-социальных проблем у детей; выявление детей группы риска (по разным основаниям); с созданием благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллективах; профилактикой профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Психологическая профилактика обеспечивает предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний.
Выделяют три уровня психопрофилактики:
1. Первичная профилактика. Психолог работает со всеми детьми, включая и тех, у кого наблюдаются незначительные отклонения в психологическом развитии.
2. Вторичная профилактика. Психолог работает с детьми «группы риска», у которых проблемы уже проявились, но не стали неуправляемыми. Здесь психолог встречается с родителями и учителями, ведет активную работу по преодолению трудностей.
3. Третичная профилактика. Психолог занимается коррекцией
только с детьми с ярко выраженными психологическими проблемами.
Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.
Специфика детского консультирования в том, что заказчиком может выступать специалист другой профессии, или же родитель, но им не является ребенок, в связи с этим возникает различное видение консультативных задач. Психолог работая с родителями должен максимально глубоко и объективно понять их ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог. Установление доверия между психологом и родителями (родителем) – это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.
Как пишет Верещагина Н.В., при организации консультирования родителей детей следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы, выделяя следующие позиции: мотивацию обращения к психологу, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также возможность изменения жизненных установок родителей в процессе консультирования [2, с. 15].
Любой вид работы педагога-психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка. И работа со взрослыми не является здесь самоцелью, она необходимая и важная часть его профессиональной деятельности, которая обусловлена неразрывной связью развития ребенка с окружающими его людьми, прежде всего, с теми, кто несет ответственность за его воспитание и обучение. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
Как правило, усилия педагога-психолога ДОУ сосредоточены на том ,чтобы вместе со всеми участниками образовательного процесса добиваться следующего:
– своевременно обнаруживать признаки психологического неблагополучия в развитии личности ребенка;
– изменять психолого-педагогические условия, угрожающие безопасности психологического здоровья детей в данной образовательной среде;
– предотвращать возможность развития трудностей в сторону углубления, закрепления, преодолевать их до того, как они перейдут в категорию серьезных психологических проблем.
Марцинковская Т.Д. выделила психологическое консультирование в условиях детского сада, как «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера» [3, с. 256].
В связи с тем, что объектом внимания педагога-психолога являются родители детей (или замещающие их лица), педагогический персонал и администрация, он вынужден дифференцировать содержание запросов взрослых, чтобы определить реальные возможности решения проблем ребенка. Поэтому в содержание консультационной работы преимущественно входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка.
Основными направлениями в психолого-педагогической работе с воспитателями чаще всего выступают: возрастные новообразования, консультирование по результатам диагностики, особенности игровой деятельности, типичные проблемы развития детей «группы риска» и специфика взаимодействия педагогов с ними, педагогическое общение.
Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Исходя из обозначенных проблем, определяется вид консультирования и форма проведения, для кого оно будет проводиться.
В условиях ДОУ можно выделить следующие основные виды консультативной работы: индивидуальное и групповое; однократные и многократные; по личному обращению или в результате вызова, направления; без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием; без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов; консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи.
Прежде всего, групповые консультации организуются для родителей по инициативе педагогов и администрации ДОУ и связаны с основными проблемами и особенностями психического развития ребенка-дошкольника, а именно: психологические особенности детей разного возраста, адаптация детей к детскому саду, готовность к школе, консультирование родителей по итогам диагностических процедур, особенности детско-родительских отношений.
Формы работы по групповому консультированию педагогов разнообразны- педчасы, практические занятия, выступления на педсоветах, печатные материалы в папке «Взаимодействие с педагогом-психологом». А групповое консультирование родителей проходит в форме родительского собрания, различных тренингов.
Форма же работы психолога-консультанта с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ имеет три направления:
– индивидуальные игровые занятия (индивидуальная программа, ориентированная на конкретного ребенка, и составленная исходя из его потребности в развитии той или иной психологической сферы);
– групповые игровые занятия (использование программы развивающих сеансов с упором на социальное развитие детей);
– консультация родителей детей (необходимое взаимодействие с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением его потребностей в развитии и информирование родителей детей (или лиц их заменяющих) о психологическом состоянии ребенка).
Индивидуальное консультирование, как было отмечено ранее, осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение “реального” запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования родителей в условиях ДОУ является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Наиболее часто родители обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок». Значительная часть вопросов, составляющих содержание индивидуальных консультаций родителей детей дошкольного возраста, касается проблем общения и взаимоотношений в семье. К сожалению, часто родители не имеют мотивации работать над проблемами семьи, им проще находиться в позиции «жалобщика». Как правило, в таких случаях предметом работы становятся личностные проблемы взрослого или ребенка, причем изначально родители приходят с запросом по поводу уровня развития психических процессов, а в ходе беседы определяются проблемы взаимоотношений в семье. Здесь задача педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения – определить, обозначить, «прояснить» для клиента наличие проблемы.
Своевременная консультация родителей и избавление их от подобных воспитательных заблуждений является важным фактором профилактики значительных осложнений развития эмоционально-волевой сферы ребенка.
Таким образом, основная цель психолого-педагогического консультирования в ДОУ, достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка со стороны родителей и также воспитателей, установление доверия между психологом и родителями (родителем) – это главное в совместной работе детского психолога с родителем.
В настоящее время в практической деятельности педагога-психолога ДОУ индивидуальная работа с родителями должна быть направлена на пропаганду психологических знаний, на психологическую профилактику отклонений хода психического развития ребенка, а также на разработку рекомендаций по организации развивающе-коррекционной работы.
Список литературы:
1. Венгер А.Л., Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство.Часть 1,2/А.Л.Венгер. – М.:Генезис,2001.-160с.
2. Верещагина Н. В., Особенности работы с семьей и консультирования
родителей детей с особыми образовательными потребностями/Н.В.Верещагина //Дошкольная педагогика.- 2009. -33 с.
3. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям – Москва: Гардарики, 2000. – 255 с.
4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с.
Источник