Консультация значение игры в развитии ребенка
Консультация для родителей
«Значение игры в жизни и развитии ребёнка»
Что может быть интереснее и важнее для ребёнка? Конечно же, игра.
Игра – это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идёт в детский сад. С помощью игры развивается внимание, память, мышление, воображение, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развития в целом:
- В игре ребёнок выражает свои чувства, эмоции, мысли.
- Через игру познаёт окружающий мир.
- В игре ребёнок учится общаться со сверстниками и познавать себя.
- В игре развивается способность к воображению.
- В игре ребёнок имитирует действия взрослого.
- В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.
- В игре ребёнок развивается духовно.
Игра начинает входить в жизнь ребёнка уже в раннем возрасте. В год у ребёнка подражательные действия: он «читает», говорит по телефону, играет на кухне с посудой – словом, делает то, что постоянно видит перед собой.
По мере взросления, игры становятся более сложными: дети подражают профессиям родителей, знакомых, сами «становятся родителями».
Наблюдая за игрой ребёнка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой – об интересах и склонностях ребёнка. Всё, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берёт начало в детской игре.
Рекомендации для родителей.
- Не оставайтесь зрителем детских игр, играйте вместе с детьми.
- Создавайте в игре непринуждённую, естественную обстановку.
- Не навязывайте свой сюжет игры, то, что ему неинтересно.
- Играя с ребёнком, не показывайте своё превосходство. Так он быстро потеряет интерес к игре.
- Игра всегда должна быть поучительной.
- Пусть о том, как правильно вести себя в каких – либо ситуациях, ребёнок узнает от кукольных персонажей.
- Умейте заканчивать игру безболезненно для ребёнка. Лучше всего это сделать от лица игрового персонажа: «Саша, я так устал и проголодался. Пойдём, вымоем руки – и за стол. А потом мы …»
- Важно научить ребёнка всегда убирать игрушки после игр. Для этого можно также подключить кукольный персонаж. Можно придумать игровую ситуацию, которая заставила бы ребёнка убрать игрушки на место.
Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Он должен быть осознанным и продуманным.
Какую игрушку нужно купить ребёнку, чтобы от неё были польза и радость?
- Приобретая игрушку ребёнку, учитывайте уже имеющиеся у него игрушки.
- Покупайте игрушки по возрасту или слегка «на вырост».
- Игрушки должны быть яркими, безопасными для его возраста.
- Игрушка должна учить и развивать ребёнка.
- А вот чего никогда нельзя делать – так это обещать купить игрушку за хорошее поведение.
- Не водите ребёнка слишком часто в магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Эти переживания, когда ваш ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только тогда, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
И помните, что у каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страхи: страх одиночества и страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой – игрушкой.
Ограничьте число игрушек, так как их изобилие ничего не даст ребёнку в плане развития. Внимательно посмотрите, с какими игрушками ваш ребёнок давно не играет, и уберите их незаметно. В младшем возрасте он даже не заметит этого. С появлением новых игрушек каждый раз убирайте что-то из старых. По истечении времени, старые, давно забытые игрушки, можно дать ребёнку. И вы увидите, как ваш малыш обрадуется им, ведь для него они снова станут новыми.
Источник
Значение игры для ребенка дошкольного возраста
➤ Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
➤ Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
➤ С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.
➤. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.
➤ Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.
➤ Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
➤ В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
Виды игр для развития ребенка
Виды игр для ребенка:
✏ подвижные игры,
✏ ролевые игры,
✏ настольные игры,
✏ дидактические игры,
✏ деловые игры и пр.
Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка
Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисах. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей, или излишнее их количество, все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. Современный ребенок нездоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.
Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.
Ролевые игры. Значение ролевых игр для ребенка
Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.
Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
Для ребенка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала детям решить проблемы индивидуального характера. К таким проблемам можно отнести следующие затруднения, которые испытывают дети. Слабо выраженное умение организовать свою деятельность; отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое.
Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы. Дети используют считалки, очередность в использовании привлекательной роли.
Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу.
Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы.
Взаимоотношения детей в игре бывают игровыми и неигровыми, реальными. Не надо путать эти два вида. Игровые отношения выражаются в том, что ребенок соответственно правилам играет роль. Если роль требует от него каких-то положительных действий по отношению к другому ребенку, то это вовсе не значит, что после игры его отношение, заданное ролью, будет продолжаться. Напротив, оно может быть диаметрально противоположным. Это важно понять и не возлагать на игру лишних надежд. Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру поведения и вообще научит жизни. Большая роль в решении этих задач отводится взрослым. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.
Дидактические игры и их значение для ребенка
Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. Ребенок по приходу в школу еще «держится» за игру, как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры — это на наш взгляд не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Для этого необходимо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.
Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.
Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?
Это особый разговор. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.
Источник
«Значение игры для развития ребенка»
Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. В игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр развиваются познавательные процессы – любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д. В игре происходит развитие мышления, речи, воображения, памяти, расширение и закрепление представлений об окружающей жизни.
Для ребенка-дошкольника игра является ведущим видом детской деятельности.
Именно в игре дошкольник узнает, как вести себя в различных обстоятельствах, узнает, какой он на самом деле в разных ситуациях.
По мнению психологов, если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности с общением. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности – спутника жизни, который соответствовал бы его внутреннему «Я». Поэтому выбор нередко становится случайным или даже неудачным.
Нас должно тревожить, что дети стали меньше играть. Порой настораживает и сюжет игры. Да, это серьезный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» можно и нужно не на саму игру – ведь она отражает то, чем наполнена жизнь, душа ребенка. То, что мы видим в играх наших детей, – это отражение мира, созданного взрослыми. (Это мы ТАК разговариваем друг с другом, ТАК укладываем малышей спать, ТАК отдыхаем, смотрим ТАКИЕ телепередачи, фильмы) .
Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и мир окружающих их взрослых. В играх детей отражается наша взрослая жизнь.
Нам взрослым необходимо, прежде всего, обеспечить детей игрушками и материалами для игр; дать свободное время и пространство и наблюдать, как и во что ваш ребенок играет.
К. Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характер игры, а именно – доставление материалов для построек и игр, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот весь материал можно купить в игрушечной лавке. Ребенок будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом материале должны заботиться родители и воспитатели».
Отложите домашние дела, уделите детям внимание, станьте партнерами по игре, если они сами этого захотят.
Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребенка. В суверенную страну его мыслей и чувств мы должны вступать очень мягко и осторожно, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению.
Чем можно играть дома?
Зачастую можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности: ускоренный темп жизни, профессиональная занятость работающих матерей, которым не всегда хватает времени не только на общение с ребенком, но и на выполнение домашних дел. По вечерам занятые родители обязательно находятся какие‑то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Чаще ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.
Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему много красивых и интересных игрушек или какое‑нибудь домашнее животное, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате или в своем детском уголке. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия – они не с ним, а где‑то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает.
Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.
Если вы не можете выделить специального времени для обучения малыша, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел.
Например, когда вы идете по ступенькам с вашим малышом, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три – считайте их. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий “вверх” и “вниз”, “высоко” – “низко”.
Не проходите мимо живых существ, озвучивайте название каждого животного и насекомого, которых вы встречаете на пути, скажите несколько слов о том, что сейчас делает паучок или собачка.
Когда вы едете в транспорте, показывайте ребенку проезжающие за окном автомобили и называйте цвета: “Вот едет большая красная машина”, “А вот белая быстро-быстро догоняет нас”. Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как “большой – маленький”, “быстро – медленно”, “грязная – чистая”.
Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и эпитеты, т. к. они дают более широкое представление о мире. Покажите, как “большая черная собака” побежала за “маленьким рыжим котиком”. Обращайте внимание ребенка также на негативные явления: “поломанные качели”, “грязные туфли”, дайте понять ему, что это нехорошие признаки. Когда вы начнете обучать своего малыша “между делом”, вам не придется перекраивать свой график, т. к. внешне все останется по-прежнему.
Самая главная задача – изменение вашего подхода к развитию чада. Необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие “между делом” для любимого крохи.
Вспомните, где мамы проводят больше всего времени после рабочего дня?
Конечно на кухне, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать ее. И только потом совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберется с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне? Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному.
Вариантов игр в повседневной жизни множество, с помощью которых родители могут развлечь своего ребёнка.
Главное – вовремя вспомнить о том, что те необыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для детей могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всём его многообразии!
Источник