Консультация сенсорное развитие ребенка через дидактическую игру

             Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей у детей

через дидактические игры»

Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с

эффективными средствами ее реализации – дидактическими играми, которые

позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое,

обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие. И в продолжение темы:

«Сенсорное воспитание фундамент умственного развития ребенка» мы

поговорим о сенсорном развитии ребёнка в дидактической игре.

В ней происходит в неразрывной связи развитие логического мышления и

умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу

требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и

различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность

к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных

условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть

конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание

игры.

На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения

дидактических игр является собственно процесс игрового обучения,

обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий

мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконт-

ролю, приобретает навыки планирования поведения. Дидактические игры

различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности

детей, игровым действиям и правилам.

Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста.

Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на

прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр –

их многократное повторение, которое является необходимым условием

развивающего эффекта.

Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию

детей младшего дошкольного возраста.

Игры на развитие тактильных ощущений.

«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной

формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,

пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не

заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы,

различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки

широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его

признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький,

узкий — широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в

данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в

разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно

рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и

складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный

платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на

ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы:

стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая

бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная

ваза и др.

«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры,

одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую

фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные

игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа,

зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и

непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь

определить предметы и назвать их.

«Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной

бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными

глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек». Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные

различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой,

линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки

материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь

определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные

горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др.

Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти

мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис,

гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения

для закрепления понятия формы.

«Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели

геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов,

по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,

ромб).

«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку,

какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в

Читайте также:  Тест положительный развитие ребенка

ней квадратов, кругов и т. д.

«Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур

и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора

следует найти ту часть, которой нет в коврике.

«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных

предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например,

круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и

предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех

геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один

треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю

фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. Варианты:

группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять

принцип группировки.

«Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических

фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по

описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части

из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из

каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо).

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

«Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество,

выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

«Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной

длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей. Варианты:

детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины

ромбы разного цвета и формы.

«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной

длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая

самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина,

ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а

красная лента короткая и широкая».

«Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно

рассыпаны и перепутаны на столе.

«Матрешки». Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и

более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

«Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку,

начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого

последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: собрать одновременно две

стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине,

другую — по возрастающей величине.

«Разложи по размеру». Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру

натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из

картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение

предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро,

чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить

предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по

пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют,

какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного

цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один

из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с

изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку

предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить

карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением

помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона

— желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог

Показывает  карточку с изображением  предмета  какого-либо  цвета (красные

варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с

изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды,

на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают

гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика

из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование

Читайте также:  Проблем развития и формирования ребенка

цветов в образце.

«Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну

половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку.

Предложите  назвать  цвета (красный, оранжевый, желтый,  зеленый, голубой,

синий, фиолетовый).

«Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены

разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог

говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные».

(Ромашка — лепестки  белые, середина  желтая, береза — ствол белый, листья

зеленые и т. д.).

«Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов

разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета,

упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-

красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям

демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог

рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали

бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого)

и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие

цвета, но отличающиеся оттенками.

«Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями

двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник,

незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает

назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие;

мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие

цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

«Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями

четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего

треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры  пришита

«липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного,

синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также

входят: к первой «полянке» – геометрические фигуры соответствующих форм

– геометрические фигуры, на другую сторону –– круги

основных  цветов,  кусок  ковролина, на которой  приклеиваются  эти фигурки

(на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону – круги).

Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а

затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по

контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с

3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам

добавляются белый и черный.

«Укрась мостик». Картинка с шариками (у шариков только контуры),

Расположенными  в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов жёлтого

и красного цвета (по четыре каждого цвета). Ребёнку предлагается

чередовать овалы по цвету, выкладывая их на контур шариков.

Источник

Консультация для воспитателей

«Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Для решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

Читайте также:  Развитие ребенка держать голову

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни.

Малыш начинает называть треугольные формы – крышами; о круглых формах  говорит, что они похожи на мячик. Т.е. при восприятии одного предмета, другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать.  На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд (мысленно располагать ряд элементов в возрастающем или в убывающем порядке по какому-нибудь измерению, например, размеру, весу или объему). Соответственно усложняются дидактические игры.

Развитие сенсорных способностей дошкольника сконцентрировано в одном возрастном этапе, во второй младшей группе, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия.

Сенсорные задачи, как правило, включены в интересную для детей деятельность (игру, экспериментирование, продуктивную деятельность). Важная роль по-прежнему принадлежит дидактическим играм и упражнениям.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Большое внимание должно уделяться развитию сенсорной моторики кисти рук. Ребят нужно учить усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов.

Основные направления в работе:

1. Формирование практических способов ориентировки.

«Поисковая», результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы «взор – рука». Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.

2. Формирование восприятия цвета.

Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов, дается инструкция: «Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет.

3. Формирование восприятия формы.

Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.

4. Формирование восприятия величины.

Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводится на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.

5. Формирование восприятия пространственных отношений.

Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.) Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития, потому что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для творческой деятельности.

Источник