Консультация с родителями ребенка с отклонениями в развитии
Советы родителям ребенка с особенностями в развитии
Итак, диагноз установлен, и теперь перед родителями стоит ответственный выбор: определиться, какое детское учреждение будет посещать их ребёнок, чтобы его обучение и воспитание было адекватным его индивидуальным возможностям и способностям? Опыт показывает, что одинаковый по интенсивности стресс переживает большинство родителей, независимо от того, насколько тяжёлыми являются выявленные у ребёнка проблемы.
В головах родителей постоянно возникает мысль, что во всем виноват «ужасный диагноз», а ведь, по сути, он только отражает имеющиеся нарушения. И гораздо лучше знать установленный диагноз и иметь возможность своевременно решать выявленные проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать их, предполагая, что они сами собой исчезнут.
- Какова же наиболее оптимальная тактика поведения родителей детей с проблемами в развитии после проведения комплексного обследования на заседании ПМПК?
- Чего не следует делать родителям, находясь во власти негативных эмоций?
Каких результатов можно добиться, если учитывать индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии?
1. Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе – надо просто попросить специалистов объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами, и о чём вы только, что говорили на консультации.
2. Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она ни формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство их гораздо острее реагируют на оценку своего ребёнка, чем на оценку самих себя, и это естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удаётся, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не позволяют сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите врача выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребёнку. Немного успокоившись, обратите своё внимание на ребёнка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки – больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца – определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени.
3. Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребёнка, на успешность его развития и усвоения знаний. Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания – если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполнять предложенное задание. Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции – несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.
4. Речевое развитие нередко задерживается – ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.
С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях.
«На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», – сердится взрослый. Не зная, что детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.
Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.
К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении).
И слуховое и зрительное внимание у них ограничено, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.
Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.
Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей.
Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут сглажены – и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.
5. Коррекция трудностей, возникающих у детей, включает и психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.
С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.
6. Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения.
Помните, попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.
- Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.
- Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребёнку решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами ПМПК.
Источник
МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
« Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с отклонениями в развитии»
Подготовила
учитель-логопед
Середина Елена
Валерьевна
2018 год
Семья – своеобразный микросоциум , испытывающий на себе груз разнообразных внутренних и внешних влияний; общность нескольких человек в совместном, организуемом ими жизненном пространстве. Среди важных функций семьи особо выделяется функция социализации, направленная на развитие личности и социальное интегрирование, т.е. нахождение места семьи, ее членов в обществе, в трудовой сфере.
В конвенции ООН о правах ребенка, которая вступила в силу в 1990 году. Подчеркивается, что в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должна быть представлена необходимая защита и содействие.
Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь близких, их любовь, терпение и выдержка. Не стоит огорчаться и отчаиваться, если результаты их усилий сразу почти не заметны, они обязательно появятся, но при этом семье понадобится квалифицированная помощь и советы специалистов: врачей, педагогов, логопедов, психологов, социальных работников и др.
Для того, чтобы родители могли быть хорошими помощниками специалистам, важно, чтобы они не замыкались на своих проблемах, не культивировали в себе комплекс вины, оставались активными членами общества, находились в тесном контакте с сотрудниками специализированных учреждений, постоянно расширяли контакты ребенка с окружающим миром.
Семейное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. направленным на преодоление уже имеющихся нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем. Невозможно переоценить роль родителей и других членов семьи в процессе становления и развития общения и речи детей.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. Недорозвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения ( замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению коммуникативного общения. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению ими знаниями.
За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок овладевает тремя типами общения:
эмоциональное общение – первое полугодие жизни;
общение на основе понимания – со второго полугодия жизни;
общение на основе речи – с 1,5 – 2 лет.
При правильном развитии речи ребенок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь как функция и средство мышления, как специфически родовое качество человека. Речь ребенка является главным орудием общения и обобщения опыта деятельности. В общении со взрослым ребенок учится ее воспринимать и понимать, овладевает активной речью. Речь рассматривается как мотивированная, целенаправленная деятельность, опосредованная знаками языка, главной функцией которой является коммуникативная – ее назначение быть средством общения Овладение речью выступает как «спонтанное» развитие в процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающими людьми, при котором он проявляет природную активность в познании и «деятельности», освоении окружающего, а взрослый создает условия для этого. Взрослый выступает как образец и носитель тех свойств и способностей, которыми ребенку предстоит овладеть.
Обучать ребенка речи – значит помогать ему усваивать «материю языка», обеспечивать понимание смысла знаков языка – лексического и грамматического, учить умению оценивать реальность с помощью лексических и грамматических знаков, облегчать запоминание литературной нормы.
Речь усваивается детьми по подражанию, поэтому культура речи ребенка прямо зависит от культуры речи окружения. Речь родителей должна быть грамматически правильной, фонетически чистой, лексически богатой и образной. В семье необходимо создать условия для полноценного речевого общения детей, так как речь детей рассматривается как основное средство общения, выражения мыслей и чувств, установления взаимоотношений с окружающими, планирования и организации совместной деятельности.
Основой психического развития ребенка является его общение со взрослым, поэтому так важно, чтобы ребенок общался со взрослыми людьми, в первую очередь с родителями.
Родителями определяется атмосфера общения в семье. Контакты со взрослым решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка.
Первый год жизни – становление субъекта, сделавшего первый шаг на пути формирования личности. Познавательная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Ребенок требует внимания и признание со стороны взрослого. В младенчестве ребенок относится к сверстнику как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нем человека.
От года до трех лет наступает новый этап в развитии личности ребенка – раннее детство. Деятельность ребенка со взрослым можно охарактеризовать как совместную. Малыш хочет, чтобы старшие с ним включались в его жизненное пространство, он требует от них участия в своих делах. К трем годам ребенок может уже самостоятельно есть, умываться, одеваться. У него возникает потребность к самостоятельности, стремлении действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать трудности. Это находит свое выражение в словах «Я сам». Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что подтверждается настойчивым «Я хочу». Противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоречивые эмоциональные переживания, ведущие к обострению кризиса 3 лет. Наличие кризиса свидетельствует о необходимости создания новых отношений ребенка и взрослого, новых форм общения.
В первой половине дошкольного детства 3-5 лет у ребенка наблюдается новая форма общения – общение со взрослым, которая характеризуется сотрудничеством ребенка и взрослого в познавательной деятельности. Развитие любознательности заставляет малыша ставить между собой все более сложные вопросы. Здесь важно серьезное отношение взрослого к вопросам детей. Отношение родителей к неуспеху и успеху ребенка способствует развитию у него самооценки. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на особенности его личности .
Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками ( 4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. В рамках ситуативно-делового общения ребенок стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей.
В возрасте 5-7 лет у детей наблюдается иная форма общения со взрослым – внеситуативно – личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать . «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Сквозь призму представлений взрослых ребенок воспринимает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители и другие взрослые становятся для него образцом поведения. Такая позиция является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе.
К 6-7 годам ребенок начинает осознавать себя в качестве социального индивида и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно-значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это приводит к кризису 7 лет. Школьное обучение дает возможность разрешить кризис и реализовать это стремление к самоутверждению. Вместе с тем взрослым необходимо уловить момент появления новой черты в формировании личности ребенка, пересмотреть отношение к нему, всячески поощряя его самостоятельность.
В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно – деловую форму. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей и поступков и их последствий, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности.
К 6-7 годам старший дошкольник переходить к новому виду деятельности – к учебной. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического развития. Среди основных показателей психологической готовности к школьному обучению можно выделить:
1) готовность психических процессов , т.е. определенный уровень их развития;
2) эмоционально- мотивационная готовность;
3) наличие произвольности, волевого поведения;
4) сформированность общения.
Источник
Обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения.
Психологическое консультирование семьи имеет следующую организационную форму.
3.4.1. Этапы консультирования семьи
Этап1. Знакомство. Установление контакта. Формы достижения необходимого уровня доверия и взаимопонимания
При вступлении в контакт огромное влияние на дальнейший ход исследования и на возможность достижения положительного результата консультации оказывает первое впечатление о психологе. Тональность первой фразы, выразительность мимики, движений, открытость улыбки —те невербальные средства, которые необходимы психологу для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители и ребенок в первые минуты общения могут находиться в некотором напряжении. Об этом свидетельствуют выражение лиц, позы, повышенные или пониженные голоса близких ребенка. Не стоит забывать, что для членов семьи ребенка с психофизическими недостатками это еще одно испытание в череде попыток найти истину, исцеление и покой. Поэтому позитивная тональность беседы, которую организует психолог, его бодрое приветствие («Добрый день! Как добрались? Долго ли ждали? Как приятно видеть всю семью вместе! Я вас внимательно слушаю»), позволят снять напряженность и приступить к изучению проблем этой семьи.
Этап II. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих
В начале психолог беседует совместно со всеми членами семьи, пришедшими на консультацию, выясняя проблемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает родителей ребенка, лишь изредка задавая вопросы для уточнения деталей. Затем беседа может продолжаться отдельно, без ребенка с каждым взрослым, сопровождающим ребенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом проводится обязательно. Ниже мы приводим перечень проблем, которые обычно волнуют родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии:
1) трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка (ребенок не справляется с образовательной программой; семья обращается к психологу, чтобы определить учреждение, в котором ребенок сможет учиться);
2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (негативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение);
3) негармоничные отношения со сверстниками (здоровые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам и унижениям; в
школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить и др.);
4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случаях родственники жалеют больного ребенка, гиперопекают и «заласкивают» его, в других — мать ребенка, например, жалуется, что «бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком отношения»; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия в отношении близких);
5) заниженная оценка возможностей ребенка специалистами образовательного учреждения (родители жалуются, что воспитатель или учитель недооценивают возможности их ребенка);
6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка (согласно нашему исследованию, проведенному в 1999 г., треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, является неполными);
7) эмоциональное отвержение ребенка с психофизическими недостатками одним из родителей, в крайних случаях отказ даже от его материального обеспечения;
8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в развитии и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.
В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает– информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные ребенка, историю его рождения и развития, изучаетдокументацию, принесенную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогического исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует рабочие тетради, творческие и контрольные работы ребенка.
На этом этапе у психолога формируется первичное, обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи. Например:
— у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом здоровье и ему необходима специализированная помощь;
— родители используют неадекватные модели воспитания, которые искажают личностное развитие ребенка;
— члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь, его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые своими силами они решить не могут.
Этап III. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка
На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребенок. С этого момента осуществляется диагностика интеллектуальных и личностных особенностей ребенка, прогнозируются его возможности в обучении. В том случае, если у ребенка резко снижены познавательные способности и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, диагностика может осуществляться в присутствии кого-нибудь из близких (чаще всего матери или бабушки).
В начале беседы с ребенком содержание задаваемых ему вопросов, а также заданий, которые его просят выполнить, зависит от интуитивно-эмпирической оценки, данной ему психологом при первичном наблюдении, и на основе анализа представленной документации. Затем содержание диагностических заданий может изменяться и конкретизироваться. Мы не приводим здесь конкретно схему обследования познавательной сферы ребенка, так как| в настоящее время имеется достаточно психолого-педагогической литературы, подробно освещающей эту процедуру (Психолого-педагогическая диагностика. М., 2003).
В процессе диагностики психолог изучает как уровень сформированности высших психических процессов у ребенка (в соответствии с возрастными нормативами развития). так и его личностные характеристики. Основная цель исследования — провести комплексную психолого-педагогическую диагностику. Она включает:
— определение характера и степени нарушений у ребенка (уточнить, совпадает ли она с имеющимися у родителей заключениями специалистов или нет);
— выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка,
— оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окружающими, определение уровня критичности ребенка к замечаниям психолога или близких.
Следует отметить, что если родители консультируются к специалиста учреждения, в котором уже обучается их ребенок, то они могут быть ознакомлены с результатами психологического изучения ребенка, основная часть которого была проведена заранее в рамках коррекционно-диагностических мероприятий учреждения.
Этап IV. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств
Необходимым и важным этапом консультирования и изучения семьи является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются личностными характеристиками самих родителей (психологическим типом).
Предложение психолога родителям о проведении обследования может вызвать у них негативную реакцию. Психологическое обследование родителей является добровольной процедурой, и они имеют полное право от нее отказаться. Однако необходимость психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома, должна быть доказана родителям. Психологу следует мягко, но настойчиво убедить родителей в необходимости этой процедуры. Желательно, чтобы обследование прошли оба родителя. Но в том случае, если соглашается только один из них. например, мать ребенка, это следует принять. Не следует нагнетать напряженность, требуя прямого согласия родителей. Можно просто предложить ответить на вопросы одной или нескольких анкет. Одновременно нужно сообщить родителям, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не может быть использована во вред ребенку или его семье, что предписано этическими принципами психолога. Вначале с целью снятия опасений и лишних сомнений у родителя, целесообразно предложить самые элементарные тесты, например, ЦТО (Люшер), методику «Моя семья» (Ткачева), а затем уже опросники, включающие значительное число вопросов — СМОЛ (СМИЛ-ММР1), АСВ (Эйдемиллер). Чтобы родители не волновались по поводу правильности их ответов, следует напомнить им о том. что отвечать на вопросы нужно сразу, долго не раздумывая, а правильность выбора всегда относительна. В качестве домашнего задания можно предложить методику «История жизни с проблемным ребенком», дав подробные инструкции по ее выполнению. Обследование взрослых на первичной консультации не должно продолжаться более 40—50 минут. Это время, которое большинство родителей, по нашим эмпирическим оценкам, соглашается потратить на обследование. В том случае, если психологу необходима дополнительная информация, он приглашает семью на повторное консультирование.
Этап V. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье
Этот этап посвящен обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены психологом в беседе и в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и формулирует ее. Задача психолога на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы, стремится убедить в неправильности их собственной позиции.
Пример 1. Родители Кати Н. пришли на консультацию с целью узнать, где они могут найти такую клинику и медикаментозные средства, которые могли бы вылечить их (Кате восемь лет, она страдает умственной отсталое-9 в тяжелой степени, расторможена, некритична, возбудима).
Пример 2. Мать Коли М., страдающего нарушением слуха не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница в школе уделяет Коле мало внимания, поэтому он и отстал.
Пример 3. Мать Тани К. обращается к психологу с просьбой помочь наладить отношения Тани, страдающей детским церебральным параличом, с ее старшей сестрой. В каждом из этих отдельных случаев психолог выбирает тактику «малых шагов» и, используя в качестве доказательства своей позиции результаты психологического изучения ребенка, полученные в ходе диагностики, постепенно пытается изменить взгляд родителей на постановку проблемы. Для психолога это — самая сложная и энергоемкая часть консультирования. Переубедить родителя, изменитьего позицию не всегда удается сразу, во время первичной консультации, а иногда и совсем не удается. Поэтому разумнее выбрать компромиссное решение и дать возможность родителям оценить предлагаемый психологом -способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его течение определенного времени.
Так, в первом случае, в самом начале беседы с родителя-Кати Н., следует дать им возможность высказаться все самые тяжелые переживания и сомнения по поводу состояния дочери, а затем постепенно постараться вести планирование их деятельности в отношении Кати медицинской сферы в коррекционно-педагогическую. Целесообразно показать родителям конкретные приемы обучения и воспитания, а также подсказать пути социальной адаптации, которые доступны Кате.
Во втором случае необходимо очень тактично продемонстрировать матери Коли его несостоятельность при обучении по массовой программе и показать, какой материал ребенок может успешно усваивать. В третьем случае, матери Тани нужно показать, что улучшение отношений между сестрами возможно через формирование матерью и другими близкими в семье чувства сострадания и сочувствия к проблемам младшей из сестер и привлечение старшей сестры к оказанию ей помощи и поддержки.
Этап VI. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены
— Основные проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, могут быть решены, если правильно осуществлен выбор для ребенка программы обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения;
— организована коррекционная работа с ребенком в домашних условиях;
— подобрана наиболее адекватная модель обучения практическим навыкам воспитания родителей ребенка и в соответствии с ней — модель воспитания самого ребенка;
— у ребенка формируются адекватные отношения с« всеми членами семьи и другими лицами (родственниками, учителями);
— позиция родителей относительно «бесперспективности» развития их ребенка изменена;
— между всеми членами семьи установлены позитивные взаимоотношения.
Одновременно психолог ведет поиск дополнительных мер, которые помогут в решении проблем таких семей.
Психолог подробно разъясняет родителям (лицам, их замещающим), что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Следует подготовить родителей к возможности отсроченного решения проблем, то есть получении результата предлагаемых к реализации мер лишь через некоторое неопределенное время. Психолог должен стремиться убедить родителей в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может ухудшиться. Нужно показать родителям, что хотя проблемы у детей в будущем не исчезнут, они все же смогут быть сглажены; благодаря кропотливому и тяжелому труду их дети смогут быть полностью или частично адаптированы к самостоятельной
жизни, а также будут полезны, нужны в семье и любимы близкими. Если же родители не согласны с позицией психолога, или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, необходимо пригласить
посетить коррекционные обучающие занятия, в которых они сами смогут принять участие.
Этап VII. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога
Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом следует учитывать, что родителям необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда на существующие семейные проблемы, в соответствии с интерпретацией, данной психологом. У родителей может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если подверглась сомнению их позиция. В таком случае целесообразно пригласить семью или родительско-детскую пару на дополнительное консультирование и предложить им коррекционные мероприятия.
Тактика психолога
При проведении психологического исследования семьи и ее консультировании большое значение имеет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели тактика общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:
— установлением контакта на уровне «обратной» связи;
— коррекцией понимания родителем «проблемы» ребенка;
— коррекцией межличностных (родитель—ребенок и ребенок—родитель) и внутрисемейных (мать ребенка—отец ребенка) отношений.
Рекомендуемые страницы:
Источник