Консультация роль загадки для развития ребенка
Консультация для воспитателей:
«Влияние загадок на развитие и воспитание детей дошкольного возраста»
План
- Определение загадок
- Виды загадок
- Роль загадок в развитии и воспитании ребенка
- Место загадок в учебно-воспитательном процессе
- Обучение составлению загадок
- Список литературы
Определение загадок
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений.
Слово «загадка» образовано от слова «гадать» которое обозначает «думать», «размышлять». Загадка – это вид народного или авторского творчества, в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним какое – нибудь, хотя бы отдаленное, сходство. На основе которого нужно отгадать задуманный предмет. Загадка – настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.
Виды загадок
Существует несколько видов загадок. В зависимости от того как загадки составлены, их можно разделить на:
Прямые загадки
Рифмованные загадки
Загадки – обманки
Загадки на смекалку
Загадки – шарады
Метаграммы
Логорифы
А теперь поподробнее о каждом виде загадок:
Итак, самый первый и самый простой вид загадок – он так и называется простые загадки. Простые загадки – это загадки в которых с помощью иносказаний, прямых или косвенных черт описывается заданный предмет или явление. (Пример – Хозяин леса неуклюжий наступает всем на уши – медведь)
Второй вид – это загадки рифмовки. Отгадывать такие загадки намного легче чем завуалированные народные (простые загадки). Ведь достаточно внимательно послушать рифму и нужное слово само просится на язычок. (Пример – Ты весь мир обогреваешь ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все …солнце)
Третий вид – загадки-обманки. Они тоже рифмуются, но вот только отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. (Пример – кто грызет на ветке шишку, ну конечно это…белка)
Загадки на смекалку – это особый вид загадок, в решении которых не помогут ни жизненный опыт, ни знания, ни рассуждения. Что бы найти ответ нужно просто догадаться. (Пример – Может ли страус назвать себя птицей. Ответ: нет-страусы не разговаривают.)
Шарада – это загадка, составленная в стихах. В ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из частей представляет собой самостоятельное слово, обычно односложное. (Пример – Первое слово над чайником тает, второе у папы растет над губой. А целое ветер морской надувает и в плаванье нас приглашает с тобой.)
Метаграммы – это слова, отличающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. (Пример – Я живу в дупле в лесу, грызть орешки я люблю. Если сменишь «Е» на «У», я твой голод утолю. «Белка-булка»)
Логориф – это такая загадка по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания одной буквы или слога. (Пример – Вдоль по проволоке мчусь ночи я и дни, а с конца меня прочтут – тигру я сродни. «ток-кот»)
Однако существует и еще одна классификация загадок. По которой все загадки делятся на 3 вида – это загадки – иносказания, загадки – описания, загадки – вопросы. Приведу пример: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает». «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». «Кто на себе свой домик носит?».
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для
решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
– загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления
(величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение)
– загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе
(выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое).
Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
– загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам
нужно восстановить целостный образ предмета;
– загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении
предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с
указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с
другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии
достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки.
Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют
сходство, общие черты в предметах и явлениях, на первый взгляд далеких друг от
друга.
Роль загадок в развитии ребенка
Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”. Загадка является одним из средств всестороннего развития ребенка. И в силах воспитателя сделать загадки не просто забавой, а весёлым, но вполне серьезным занятием. Загадки содержат в себе информацию, основываясь на которой, ребенок должен ответить на задуманный вопрос. Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. И отгадать загадку – значит совершить сложнейшую логическую операцию. Использование загадок в работе с детьми побуждает ребенка думать, логически мыслить, а это и есть основа развития мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. С помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.
Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей. Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, формируют у детей навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания, монологической речи.
Загадывание и отгадывание загадок увлекательный процесс. Кроме того, сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4 — 5-летним детям.
Таким образом, загадка – это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности, позновательного интереса; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения – интеллекта; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие сенсорной сферы. Развитие творческих способностей. Чувство юмора.
Уверенность в себе, преодоление застенчивости. Формирование партнерских отношений. Развитие эстетических чувств, любовь к родному языку.
Место загадок в учебно-воспитательном процессе
В работе с детьми по отгадыванию загадок необходимо выполнять некоторые методические рекомендации.
Перед загадыванием загадок необходимо с детьми изучить как можно больше признаков загадываемого объекта. Так, например, если дети не знают основных признаков моркови и где она растет, они не смогут отгадать про нее загадку.
Загадки должны соответствовать возрасту и развитию детей и должны быть доступны для восприятия.
Очень важно, чтобы дети не механически запоминали отгадки, а понимали логическую цепочку отгадки. Для этого воспитателю необходимо побудить детей к рассуждению. Вспомнить основные признаки, характеристики загаданного предмета.
Воспитателю необходимо систематически проводить работу по развитию монологической речи и навыков доказательной речи, что развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Современного ребенка трудно чем-то удивить, вот тут-то и может пригодиться загадка. От воображения и организации воспитателя зависит, насколько увлекательным будет процесс отгадывания загадок. Важно организовать занятие так, что бы ребенку было не скучно, а интересно. Ведь всем известно: чем ребенку интереснее, тем больше предоставленной информации он усвоит.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание
загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и
явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа
использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития
речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их
небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок
сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное
воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты
питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства
предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых
отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика
загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях
природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана
полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с
простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать
загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия
труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются
более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и
др.
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее
отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе мы
можем предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В
подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более
подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы
фольклора вносят определенную “живинку” в занятия, они заставляют по-новому
взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно
примелькавшихся вещах.
Воспитатели предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе
деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы,
сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети
приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом
своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая
закрепить в сознании детей признаки предмета.
Работа по разгадыванию загадок может проводиться как в группе с коллективом детей, так и дома с родителями. Так, например, в группе можно проводить классическое занятие с использованием загадок. А можно привлечь детей к театрализованному изображению загадок. Так называемые «Загадки без слов». На таком занятии дети сами с помощью мимики, жестов, движений должны загадать загадку. В этом случае развивается не только все перечисленные ранее навыки, но и задатки театрализованной деятельности. Этюды по обыгрыванию загадки развивают такие психические качества как: воображение, восприятие, внимание, мышление, а также исполнительские навыки. Еще как вариант работы с загадками можно использовать художественное творчество. Разгадав загадку, дети должны не сказать отгадку, а нарисовать (или слепить) её. В этом случае наряду с мыслительной деятельностью развивается еще и творческие способности детей.
Составление загадок.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с
трудом придумывают загадки по образцу. Но чем больше эта
работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим
желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется учить
детей придумывать загадки на все изучаемые объекты: овощи, фрукты, животных, вещи, мебель и т.д. Детям очень нравится вид этой
творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные
альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их
отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким
образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов.
При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями.
Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на
конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог
через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей
группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять
собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного
возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить
составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются
все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого
творчества.
Методика обучения составлению загадок.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом:
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления
загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже?
Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб:
– На что похож гриб? – На мужичка.
– А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
– Еще на что похож? – На дом, но без окон.
– А еще на что похож ? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как” или “На”, “Но на” или “Но без”.
На что похоже?
Чем отличается?
Мужичок – Нет бороды
Дом – Нет окон
Зонтик – Тоненькая ручка
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом,
но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. 3. 3. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
4. Нестеренко А.А Страна загадок. – М.: ИГ «Весь», 2017
Источник
Роль загадки в развитии дошкольника.
Консультация
Воспитатель: Соловей-Морозенко В.М.
Введение
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
Перед современными педагогами ставится главная задача – воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Методологическими основами теории развития речи дошкольников и общетеоретическими вопросами занимались такие ученые, как: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, Л.С. Выготский и др. В своих работах, они поднимали проблему развития познавательного интереса дошкольника к получению новых знаний, искали пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.
Одним из средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. К.И. Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Загадка – малый жанр фольклора
Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Известный фольклорист В.И. Чичерова дала такое определение загадке, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса ».
Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра – тестирование. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.
Крыластый,
Горластый,
Красные ласты.
Могут быть указаны последовательные действия предмета.
Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку,
И комар и мушка.
Такое перечисление создает картину видимости предмета.
Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.
С ножками, но не хожу,
Со спинкой, но не лежу,
Садитесь вы – я не сижу.
Самый обширный вид загадок – загадки-метафоры. В загадке мы видим предельно малое литературное произведение, композиционное построение которого может быть самое разнообразное. Оно может строиться на вариациях простых и вопросительных предложений. Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.
Что за зверь:
живет всех выше,
не рычит, не кусается,
ни на кого не бросается?
Как в любом художественном произведении, в загадке сочетаются различные изобразительные средства. Загадки могут строиться как ритмически организованная, рифмующая речь. Народные загадки обычно не имеют единого чередования ударных и безударных слогов. Даже в одной загадке ритм может меняться.
Стоит столбом.
горит огнем,
ни жару, ни пару, ни углей.
Иногда в загадках наблюдается единая ритмическая организация, наиболее распространенная в народной поэзии – хорей – двусложная стопа с ударением на первый слог.
Иду, иду.
Конца не найду.
Изменение ритма в загадках несет на себе изобразительно-выразительная форма, в результате чего загадка отличается необыкновенной живостью восприятия.
Литературные загадки обычно имеют вид четверостишия, организованного по правилам литературного стихотворения, что является показателем ее литературного происхождения.
Надо мною, над тобою,
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Л. Ульяницкая)
Рифма в загадках может играть и дополнительную роль, помогая быстрее найти разгадку.
Среди жирных голубей,
Прыгал тощий …
Я сегодня утром рано,
Умывался из-под …
Также большое значение для отгадывания загадок имеет многообразная звукопись. Создание звуковой картины, как бы вырисовывает образ, создает рисунок слова – слушай внимательно и отгадка сама возникнет из звуков.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют –
оттого, что он надут.
Звукопись имеет место и в тех случаях, когда с каким-либо словом рифмуется отгадка.
Какой это мастер,
На стекла нанес,
И листья и травы,
И заросли роз?
(Е. Благинина).
Композиционные и языковые особенности загадки делают ее выразительной. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Принципы отбора загадок для дошкольников
При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Например, малышам хорошо предложить загадки на хорошо знакомую тему, т.е. на ту, где у них уже накопился достаточный словарь, и дети могут свободно высказывать свои предположения.
Что за обедом всего нужнее?
Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
Сама я ледяная.
Моя юбка – кружевная.
Я кружусь как балеринка.
Угадали? Я …
В огороде пусто,
Если нет …
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.
Косой бес
поскакал в лес.
Вьется веревка,
на конце головка.
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Есть невидимка:
в дом не просится,
а прежде людей
бежит торопится.
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг – друга нет.
В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки.
Например, отгадывая загадку:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: “Это белка, потому что живет в дупле”. Мы показываем несостоятельность доказательства: “Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы”. Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, Ю.Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка: “Жидко, а не вода, бело, а не снег” после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидко, бело; не вода, не снег.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления.
Для развития у детей навыков описательной речи Ю.Г. Илларионова предлагает проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, мы спрашивали: “Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?” А также выясняли, как понимают дети то или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т.д.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому мы обращали внимание и на построение загадки: “Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?” Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Ю.Г. Илларионова рекомендует использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, мы загадывали загадки о предметах туалета, затем спрашивали: “О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?” Дети выполняли действия, указанные в загадке.
Собираясь на прогулку, мы загадывали детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.
Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, дает сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о како либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее. Например, занятие – знакомство с весенними растениями.
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать?
В белой шубке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!
Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика – обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся. Конфуций говорил:
«Что я слышу – я забываю,
Что я вижу – я помню,
Что я делаю – я понимаю ».
Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
Источник