Консультация развитие речи ребенка третьего года жизни
Особенности развития речи детей третьего года жизни .
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая часть педагогики раннего возраста.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребёнок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов-названий предметов, действий,
качеств, отношений:
- ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи;
- узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ногти);
- Понимать и правильно использовать слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т.п.),зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т.д.).
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно).
Задачи развития речи.
Развитие речи осуществляется в разных моментах воспитательно-образовательного процесса. Поэтому и задачи обучения родному языку конкретизированы в разных разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду»: «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность» и др.
В первой младшей группе детского сада «Программа» рекомендует:
- Продолжать развивать способность детей понимать речь окружающих; расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, формировать первичные представления о них .
- Формировать словарь: учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру (принеси красный кубик; спой песенку маленькому медвежонку),различать их местоположение (матрешку на верхней полочке; высоко; поставь рядом), имитировать движения людей и движения животных (покажи как поливают цветочки из леечки; походи, как медвежонок).
- Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название транспорта (машина, автобус),частей автомобиля (кабина, руль, колесо),растений (дерево, трава, цветы); глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия взрослых (мыть, вытирать, стирать), взаимоотношения детей (помогать, не мешать); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус (сладкий, кислый, большой);наречиями (сейчас, близко, далеко, темно).
- Воспитывать звуковую культуру речи:приучать детей говорить внятно,не торопясь.Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро,мадленно),с разной силой голоса (тихо,громче).
- Совершенствовать грамматический строй речи:учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголом,строить предложения из 3-4-х слов.
- Развивать связную речь:продолжать учить детей понимать речь воспитателя,отвучать на простейшие вопросы.
- Способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову:учить детей воспринимать небольшие потешки,сказки и рассказы (без наглядного сопровождения).
Основные требования к проведению занятий.
В первой младшей группе детского сада каждую неделю с детьми проводят занятия по развитию речи.Они планируются как на утреннее,так и на вечернее время.В первую половину дня целесообразно проводить занятия,на которых дети осваивают новый программный материал.Вечером,как правило,планируются занятия в процессе которых закрепляются умения детей.Чрезвычайно важна эмоциональная устанвка на предстоящее занятие.Она помогает «включить» малыша в активную работу,уже с первых минут повышая ее эффективность.Можно заранее (за 3-4 минуты до занятия) поставить на стол игрушки,которые предстоит демонстрировать.Дети рассматривают ее,обмениваются впечатлениями,расспрашивают воспитателя.Необходимо удобно усадить детей (полукругом);все должны хорошо видеть воспитателя и предметы,которые он показывает.Большое значение имеет речь воспитателя,его умение разговаривать с детьми.Речь педагога должна быть четкой,выразительной,неторопливой.Слова и фразы, сказанные детям,не должны быть случайными,а по возможности подготовленными заранее.
Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку.Это особая речевая задача,которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте.И чем раньше эта работа будет начата,тем большие успехи могут быть достигнуты.
Воспитание слухового восприятия.
Чтобы научить детей правильно произносить звуки,отчетливо и ясно выговаривать слова,правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи),надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих,т.е.развивать слуховое восприятие.
Формирование звукопроизношения.
Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.Звуки даются в определенной последовательности,с учетом артикуляционной трудности их произношения.Для закрепления звуков,выработки отчетливого произношения слов целесообразно использовать шутки-чистоговорки,в которых нужный звук неоднократно повторяется.Воспитателю не всегда следует стремиться,чтобы дети точно по образцу воспроизводили слова.В некоторых случаях будет достаточно того,чтобы ребенок только приблизил слово к правильному произношению.
Темп речи.
Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи.Это достигается прежде всего путем личного примера воспитателя,напоминаниями малышам о том,что говорить надо не спеша.Воспитывая у детей умение менять громкость голоса,темп речи,воспитатель тем самым подготавливает их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности,развивает речевой слух.
Рассказывание и чтение детям.
Сказки.В течении года детей знакомят примерно с пятью русскими народными сказками.Маленькому ребенку
легче воспринимать рассказ,чем чтение,поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее.Оно требует от воспитателя тщательной подготовки.При повторении сказок желательно вводить элементы драматизации.Заканчивать занятие целесообразно самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра,а также рассматриванием иллюстраций.
Потешки.В первой младшей группе очень серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками.Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость.Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи,улавливабт стихотворный ритм,богатство оттенков слов:травушка-муравушка,птичка-синички и т.п.
О работе с родителями.
Тесный контакт детского сада и семьи-необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка.На данном возрастном этапе некоторые несовершенства детской речи вполне закономерны.Однако родителей необходимо предупредить о том,что не следует повторять вслед за ребенком неправильно сказанное слово,так как это закрепляет дефект.Если ребенок по каким-либо причинам не смог усвоить программный материал,воспитатель может порекомендовать родителям позаниматься с малышом дома,объяснив конкретно,что они должны делать.
Примерный план занятия.
Рассказывание детям сказки «Репка».
Цель:учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок настольного театра;вызвать у детей желание послешать сказку еще раз.
Ход занятия:воспитатель,не торопясь,рассказывает сказку, сопровождая рассказ показом фигурок настольного театра и воспроизведением некоторых действий сказочных персонажей.Закончив рассказывать,педагог предлагает детям показать,как тянули репку,при этом он произносит: «Тянут-потянут,тянут-потянут».Далее педагог предлагает малышам помочь ему рассказать о том,как тянули репку.
Занятие заканчивается игрой детей с фигурками или рассматривание иллюстраций к сказке.
К концу года дети могут:
- Иметь активный словарный запас(1000-1200 слов),
- Повторять за взрослым слово или небольшое предложение,
- Ответить на понятный вопрос взрослого,
- Поделиться информацией (Оля пришла),действия сверстника (отнимает),
- Сопровождать речью игровые и бытовые действия,
- Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Источник
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во время игры хорошо бы стимулировать эмоции. Если вы “лечите” мишку, то он может “поплакать”, если зайка “плохо себя ведет”, с ним нужно говорить “строго”.
Очень хороша игра “Гости пришли”, когда игрушки приходят в гости. Каждого нужно накормить по-своему, обеспечить всем необходимым. Ну, а вы спрашиваете у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.
Малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было.
Вообще, очень полезно интересоваться и тем, кто что делает, а не только где что и где кто.
Побольше глаголов, хороших и разных. Несмотря на то что в словаре малыша все еще преобладают слова-названия (существительные), там уже должны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам просто необходимо там быть.
Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений. Малыш хорошо знает, что такое чашка, тарелка, миска, пользуется этими словами, но для слова “посуда” время еще не пришло. Кроме того, не беда, если шапкой называются и кепка, и панама, и берет.
Старайтесь оттачивать разные стороны речи ребенка. Хотите получить уменьшительно-ласкательные словечки, закрепить понятия “большой – маленький”, а заодно и снабдить малыша знаниями о зверях и их детенышах – запаситесь игрушками: маленькими и большими медведями, волками, лисами. И начните играть: “Где медведь, а где медвежонок? Медвежонок маленький, а медведь какой? Кто у медведя детеныш?” Возможны варианты, рожденные вашей смекалкой.
Если с игрушками проблемы, нас всегда выручат картинки. Теперь уже самое время купить в магазине лото. Есть очень красочные лото для малышей, совсем не обязательно сразу же использовать игру абсолютно так, как это рекомендовано в аннотации. Можно просто показывать ребенку картинки, причем подойдут и различные лото, предназначенные для изучения иностранных языков, так как понадобятся не только предметные, самые простенькие картинки, но и картинки, на которых предметы (и объекты) действуют, а также сюжетные картинки.
Если раньше малышу было довольно сложно рассматривать детали, то теперь он с этой задачей справится. При рассматривании сюжетных картинок у вас есть возможность рассказать ребенку, что на них изображено, и по ходу дела задавать вопросы. Постарайтесь, чтобы вопросы были ребенку по силам и не несли в себе отрицательного заряда. Они должны быть точными: “Посмотри, вот мальчик Коля. Он собирает грибы. Что делает Коля? Грибы большие и маленькие. Какие грибы? Под кустом – мухомор, а под деревом – белый. Где мухомор? Какой гриб растет под кустом?”
Конечно, это только примерные вопросы. Некоторые лото предполагают развитие умения не только распределять слова по значению, но и закреплять названия цветов. Пусть малыш подбирает картинки по цвету, а потом называет их. Очень нравится детям игра наподобие “Объяснялок”, когда вы показываете ребенку картинку, а он пробует описать ее, не называя.
Лучше читать малышу книги с иллюстрациями. Если ребенок хочет полистать книгу, не препятствуйте.
Очень хорошо, если ребенок, слушая, как вы читаете, вставляет знакомые слова, заканчивает предложения. Для этого давайте ему время приготовиться, делая небольшие паузы и показывая, что вы ждете его дополнения. Не поленитесь повторить особенно удачно произнесенные слова за малышом, ну и, конечно, не забывайте похвалить труженика. Помните, что задание, которое нам может казаться очень легким, для маленького человека – сложная задача, и ее решение потребует многих сил и времени.
Летний дождик
Так ли?
Так ли?
Так ли? –
Спрашивают капли.
Сыплются горошком
По крышам, по окошкам.
Петухи и куры
Недовольны, хмуры,
Мокрою семейкой
Мокнут под скамейкой.
Так ли?
Так ли?
Так ли? –
Спрашивают капли.
Глазки умывают
Лютики и мак,
Весело кивают:
Так.
Так.
Так.
После двух лет можете использовать в домашней практике такое мощное средство развития как
загадки. Начнем с простых загадок, отгадка на которые прячется (но не очень далеко) в самой загадке: “Кто нам молоко дает и мычит: му-у-у?”
Если загадка никак не отгадывается, на помощь можно призвать картинку, игрушку или несколько картинок, игрушек, чтобы малыш мог выбрать:
Раньше всех встает,
“Кукареку!” поет.
(Петух)
Зелены мы, как трава,
Наша песенка: “Ква-ква”.
(Лягушки)
Хвост крючком,
Нос пятачком.
(Свинья)
В дупле живет,
Да орешки грызет.
(Белка)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг – прыг,
По снежочку тык – тык.
(Заяц)
Живет в норке,
Грызет корки.
Небольшие ножки.
Боится кошки.
(Мышка)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: “Ку-ку, ку-ку”?
(Кукушка)
Иногда бывает так, что новые слова входят в детскую речь с трудом, длительное время почти не употребляются самостоятельно. Тогда
старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах. Например, вы показываете малышу картинку с изображением лодки и называете ее, потом играете вместе с игрушечной лодочкой и, наконец, демонстрируете лодку на прогулке (может, даже катаетесь с ребенком на лодке!). Во всех случаях вы и сами говорите, и ребенку даете возможность высказаться.
Вам, конечно, хочется, чтобы ребенок говорил правильно, грамотно. На третьем году уже идет знакомство с грамматикой. Прежде всего, вы можете приступить к закреплению понятия “много”, то есть к использованию форм множественного числа. Звучит это по-педагогически замысловато, а означает, что малыш научится говорить слова с разными окончаниями: книга – книги, стол – столы, озеро – озера.
Пусть ребенок приобщается к новым правилам постепенно, не пытайтесь уместить все, что вы хотите, в одно занятие. За один раз старайтесь давать слова, грамматически сходные: нос – носы, кот – коты, крот – кроты. Здесь помогут картинки, игрушки, предметы домашнего обихода. Потихоньку учите ребенка употреблять в речи предлоги. Сначала лучше делать это на бытовом уровне, во время повседневной жизни, стараясь, чтобы малыш научился понимать значение предлогов. Просите его выполнять какие-то действия: “Положи ложку на стол. Возьми машинку с дивана. Поищи мяч под шкафом”. Уже после этого можно спрашивать, где находилось что-либо, откуда было взято, куда положено.
Вот машина.
Кто в машине?
Кто на ней?
И кто над ней?
Кто здесь за?
И кто здесь перед?
У машины
И под ней?
(В. Дмитрук)
Раскладывайте игрушки по разным местам, а потом вместе с ребенком собирайте их и непременно комментируйте свои действия. Не стоит заставлять ребенка выучивать словечки типа “предлог”, “множественное число” и т. п. Многие родители, опасаясь ужасов тестирования при поступлении в школу, стремятся обогатить ребенка как можно большим количеством специальных знаний уже в этом возрасте, но ведь возможности малыша пока ограничены. Вы рискуете подорвать развитие нервной деятельности, перегрузив малыша слишком объемной и сложной для его возраста информацией. Всему свое время.
Да и произношение звуков все еще недостаточно четкое, а маме так хочется поскорее услышать раскатистое “р-р-р”. Не торопитесь, пожалуйста, для этого звука еще слишком рано. Не форсируйте, иначе получите дефектный звук, а бороться с картавостью очень трудно, так что наберитесь терпения и отметьте себе, как обстоит дело со звуками. Про “р” мы уже сказали, вместо него вы пока спокойно принимайте “й” или “л”. Придется смириться с преобладанием мягких звуков над твердыми: “дём” вместо “дом”. С шипящими “ш”, “ж” – проблемы, они часто заменяются на “с”, “з”. Со свистящими “с”, “з” тоже происходит что-то неладное, вместо них произносятся иногда “т”, “д”. Звуки ” т’ ” или ” с’ ‘” нередко заменяют “ч” и “ц”. Звук “к” может заменяться звуком “х”, а “ы” звучать как “и”. Но зато “а”, “о”, “и”,”у” затруднений не вызывают, так же как “б”, “п”, “д”, “т”, “в”, “ф”, “г”, “х”, “м”, “н”.
Не беспокойтесь, к трем годам большинство этих недостатков исчезнет. Кроме того, ребенку еще трудно произносить сложные слова, поэтому иногда из таких слов выпадают звуки и слоги: “касета” (конфета), “паседина” (последняя), “ицо” (яйцо). Вместо того, чтобы сокрушаться по поводу дефектов звуко- и словопроизношения, которые, конечно, особенно обидно замечать, когда “у подруги мальчик уже все говорит абсолютно правильно”, давайте посмотрим, как нам помочь малышу поскорее научиться говорить чисто.
Прежде всего, как быть, если ребенок говорит слишком тихо, невнятно. Не изводите его постоянными придирками и замечаниями. Переведите на себя: “Извини, я не поняла, что ты сказал. Не можешь ли ты сказать еще раз?” или “Я отвлеклась и не расслышала. Повтори, пожалуйста, что ты сказал”. И сами следите за тем, чтобы ваша-то речь была достаточно громкой, разборчивой.
Чтобы речь была хорошей, нужно правильно, полноценно дышать. Помочь может дутье на ватку, бумажку (не сильное, но продолжительное). Следите, чтобы малыш выдыхал через рот. Очень удобно вырезать из бумаги бабочек и, закрепив их на ниточках, дуть на них. Помимо бабочек, подойдут самолетики, ракеты, дымки. Сделанный из бумаги и прикрепленный к бумажной трубе домика дымок очень нравится детям, так как колышется при дутье на него. Ребенок с удовольствием будет дуть на пламя свечки, на одуванчик, на кораблики из спичечных коробков с бумажными парусами. Не вызывает затруднений и дутье в воду через соломинку.
Для
развития мышц ротовой области, губ и языка необходима гимнастика. Основные ее моменты мы уже описывали. Научите малыша сплевывать с губ крошки, бумажки. Губы и язычок будут двигаться активнее, если смазать небо вареньем или чем-нибудь сладким, малышу будет приятно слизывать сладкое язычком. Давайте вылизывать ложки, снимать капельку с ложки языком, вылизывать блюдце (не очень эстетично, но полезно). Попробуйте прилепить к твердому небу (в области за верхними зубками) комочек хлебного мякиша, и пускай малыш кончиком языка пытается отлепить его оттуда. Рот при этом остается полуоткрытым.
Только не оставляете ребенка одного за выполнением подобного рода упражнений. За ходом такой работы нужно приглядывать, чтобы ребенок, отвлекшись, не мог подавиться или задохнуться. Так что будьте, пожалуйста, внимательны. Ну, и конечно, хорошо иногда ставить перед ребенком зеркалом. Это поможет малышу контролировать свою артикуляцию, подражая взрослому.
Для того, чтобы хорошо говорить, нужно хорошо воспринимать, слышать. Поэтому имейте в арсенале звучащие игрушки. Малышу нужно узнавать их по звуку, не видя. Пусть ребенок под разные звуки выполняет разные действия, например, под дудочку прыгает, а под барабан топает. Очень полезно предложить ребенку несколько картинок, на которых изображены звучащие предметы или животные, или птицы. Вам придется подражать их звукам, а малыш будет искать соответствующую картинку.
Естественно, нужно почаще упражнять ребенка в произнесении звуков, звукоподражаний, причем, ритм подбирайте разный, как и продолжительность произнесения. Только не занимайтесь такой работой подолгу, ведь малышу еще трудно удерживать внимание длительно, как и выполнять однообразные задания:
Поезд сигналит: ту-ту-ту.
Дети в лесу перекликаются: ау-ау-ау.
Колокольчик звенит: динь-динь-динь.
Барабан барабанит: там-та-там.
Ёжик фыркает: фу-фу-фу.
Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку.
Ослик кричит: иа-иа-иа.
Малыш плачет: уа-уа-уа.
Лошадка ржет: го-го-го.
Курочка кудахчет: ко-ко-ко.
Корова мычит: му-му-му.
Баран блеет: бе-бе-бе.
Коза мекает: ме-ме-ме.
Филин кричит: уху-уху.
Мышка пищит: пи-пи-пи.
Еще один момент, требующий, чтобы ему уделили немного внимания. Вам нужно знать, что именно на третьем году развитие речи ребенка идет очень быстро. Словарь вырастает порой в 5 раз. Идет бурный переход к фразовой речи. И вот в такое время у малыша могут появиться повторы звуков, слогов, слов. Родители очень часто впадают в панику, считая, что у ребенка заикание. Но это не заикание. Это, как мы уже сказали, повторы. У одного повторы следуют с одной скоростью и в одной ситуации, у другого и скорость, и количество, и ситуация совершенно другие. Это может продолжаться месяц, иногда – полгода. И вдруг повторы исчезают.
Если у малыша появились повторы, прежде всего не паникуйте. Вообще старайтесь не фиксировать на них ни свое внимание, ни внимание ребенка. Ни в коем случае не просите замедлять речь, молчать. И прерывать малыша не нужно. Ваша речь в это время должна быть просто идеальной, как и ваше отношение к малышу. Помните: ребенок должен быть уверен в вас и в вашей любви всегда. Это ваш любимый малыш и вы любите его таким, какой он есть. Ведь очень часто подобные повторам явления возникают при тревожной, напряженной обстановке дома, а также, если ребенка не дослушивают, одергивают, торопят.
Какой бы ни была речь малыша, внимательно выслушивайте его и не нервничайте, а лучше старайтесь больше гулять с малышом, повкуснее и попитательнее его кормить. И уберите с лица выражение раздражения, недовольства или неловкости, когда вы слушаете ребенка. Учтите, что повторы бывают у многих детей в этом возрасте.
ИТОГИ:
Итак, к трем годам ваш малыш:
– Часто задает вам вопросы.
– Пользуется двух-, трехсловными предложениями.
– Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.
– Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
– Имеет словарный запас 1000-1500 слов.
– Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
– Знает время суток.
– Называет два цвета.
Источник