Консультация по воспитанию или развития ребенка

Консультация по воспитанию или развития ребенка thumbnail

Консультация для родителей

Как правильно воспитать ребёнка и не испортить его?

Когда родители начинают чрезмерно баловать своих детей, те часто становятся эгоцентричными, грубыми и требовательными личностями. От этих черт не просто избавиться, испорченный ребёнок превращается в эгоистичного взрослого с полным отсутствием самоконтроля. Но независимо от возраста вашего малыша, ещё не поздно узнать, как правильно воспитать ребёнка и помочь ему стать хорошим человеком.

Любому родителю хочется дать своему ребёнку всё самое лучшее. И это естественно, ведь мы искренне желаем счастья нашим детям. В большинстве случаев новые игрушки, подарки и активные игры действительно ассоциируются у детей со счастьем. Но иногда, родители, понимая, что не могут достаточно времени уделять своему ребёнку, задаривают его подарками и любыми другими вещами, которые тот пожелает.

Проходит совсем немного времени и малыш привыкает к тому, что ему приносят всё на блюдечке с голубой каёмочкой. Получается, что некоторые родители начинают обманывать своего ребёнка с самого рождения, потому что реальность такова – если вы не богаты, вашим детям придётся тяжело трудиться всю жизнь, чтобы обеспечить себе комфортное существование.

Если хотите правильно воспитать ребёнка и не испортить его, постарайтесь не увязнуть во лжи. Когда вы даёте детям всё, что им хочется, они растут с заблуждением, что так будет всегда. Став взрослыми и не получив самую дорогую машину или руководящую должность на первой же работе, они разочаровываются и на всю оставшуюся жизнь теряют уверенность в себе. Чтобы этого не произошло, учите детей быть самодостаточными.

Дисциплина полезна не только детям, она помогает повысить самоуважение и поверить в собственные силы. Вселить в ребёнка уверенность не сложно, достаточно ставить перед ним достижимые творческие цели, поддерживать, поощрять и признавать его маленькие победы. Когда дети понимают, что могут преодолевать многие трудности без родительской помощи, их уверенность растёт, они начинают чувствовать себя более свободными и независимыми. Умение делать определённые вещи самостоятельно запускает, так называемый, механизм выживания, который способствует взрослению и пониманию того, что можно спокойно прожить без капризов.

Старайтесь переключать внимание ребёнка на что-то другое, если его желания не соответствуют вашему материальному положению или образу жизни. Пользуйтесь родительской мудростью, которая звучит так: «Скажи мне, что ты хочешь, и я расскажу тебе, как без этого обойтись».

Верите вы или нет, но детям необходимы правила и ограничения. Вседозволенность очень мешает эмоциональному росту. К тому же, она развивает чувство абсолютной правоты, которое перерастает в своенравность и эгоистичность. Испорченный ребёнок с полным набором таких негативных качеств неизбежно будет участником постоянных детских конфликтов со сверстниками, не сможет найти общего языка с учителями и никогда не добьётся успехов в командных видах спорта. У своенравных детей нет друзей, они обречены на одиночество.

Как правильно воспитать ребёнка, если не быть для него хорошим примером? К сожалению, это невозможно, поскольку дети в точности моделируют родительское поведение. Очень важно показать ребёнку, что вы уважительно относитесь к окружающим людям. Если малыш провинился, объясните ему его ошибки спокойным, но дисциплинирующим тоном. Не стоит показывать свой гнев или разочарование. Стиль общения является одним из самых простых примеров, который показывает уважение или его отсутствие.

Не разрешайте ребёнку смотреть передачи, в которых дети дерзят или кричат на взрослых.

Старайтесь избегать постоянной критики или отрицательных суждений во время общения с собственными детьми. Все мы знаем, что иногда разбаловавшихся проказников нужно приструнить или осадить, однако рекомендуется делать это способами, которые не смогут смутить или унизить ребёнка. В противном случае, ваши методы воспитания подорвут узы взаимного доверия и уважения.

Гиперзабота – это чрезмерная повседневная опека, во время которой родители буквально парят над своими детьми, сдувая с них пылинки и подстраховывая на каждом шагу. Безусловно, у всех родителей есть врождённый инстинкт, который помогает оберегать собственное чадо. Тем не менее, важно понимать, что гиперзабота  способна навредить. Правильно воспитать ребёнка можно только позволив ему сталкиваться с проблемами, принимать собственные решения и иногда терпеть неудачи. А вот излишняя забота сделает малыша избалованным, эгоцентричным и сильно зависящим от своих родителей. Избегайте гиперопеки, позвольте своим детям расправить крылья, решать проблемы и самостоятельно преуспеть в жизни.

Многие родители, желая показать свою любовь к ребёнку, потакают всем его желаниям, не скупятся на неоправданную похвалу и всевозможные подарки. Как ни странно, но опасность такого родительского поведения заключается в том, что малыш лишается возможности испытывать отрицательные эмоции. Периодически говоря ребёнку «нет», вы знакомите его с такими понятиями, как разочарование и отказ, с которыми он учится справляться в раннем возрасте, одновременно получая навыки самоконтроля.

Почему самоконтроль так важен? Всё просто, психологи уже давно подметили, что изнеженные испорченные дети, как правило, превращаются в психически неуравновешенных эгоцентричных взрослых, которые часто испытывают трудности с финансами, наркотиками, алкоголем и даже законом. Вряд ли вы хотите такого будущего для своего ребёнка. Поэтому не стоит распыляться в бесконечной лести перед детьми, есть и другие, более здоровые способы выражения своей любви.

Вам стоит пересмотреть свои методы воспитания, если ваш ребёнок (8-16 лет):

– Требует и ожидает от вас только всего самого лучшего.

– Не имеет стремлений и целей в жизни.

– Не знает, что такое сочувствие и не понимает чувств других людей.

– Не умеет справляться с разочарованиями.

– Не выполняет своих обязанностей.

– Считает, что не должен придерживаться никаких правил.

– Дружит со сверстниками, употребляющими наркотики или алкоголь.

– Занимается сексом.

Вам нет необходимости выстраивать в семье военную дисциплину, которая не предусматривает похвалу и подарки только потому, что вы боитесь испортить ребёнка. Чтобы этого не произошло и ваш малыш вырос высокоморальным, творческим, трудолюбивым, амбициозным и успешным человеком, вам просто не нужно потакать всем его детским капризам. Установите определённые правила поведения, объясните ребёнку их значение и следите за их соблюдением.

Источник

Если ниже в перечне НЕТ НУЖНОЙ ВАМ КОНСУЛЬТАЦИИ, Вы можете её заказать индивидуально, для этого пишите в личку https://vk.com/id115215688 с пометкой “НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ… (и укажите, какая именно)”.

94. Как помочь ребенку полюбить чтение
95. Хвалим ребенка правильно
96. Консультация для воспитателей.
97. Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка
98. Если ребенок левша
99. Детям о пожарной безопасности
100. Правила поведения при общении с животными.
101. Спортивные секции для детей
102. Задержка речевого развития
103. Детское автокресло
104. Музыкотерапия
105. Ум на кончиках пальцев
106. Развиваем творчество
107. Учим ребенка управляться с ножницами
108. Роль игрушки в жизни малышей
109. Проблемы личностного развития у детей
110. Ротавирусная инфекция: профилактика, симптомы, лечение, возможные осложнения
111. Использование дидактических игры в экологическом воспитании дошкольников
112. Почему дети не читают? И как заинтересовать ребенка чтением?
113. Обидчивый ребенок
114. Игры и задания для развития мелкой моторики
115. Игры для гиперактивных детей
116. Агрессивный ребёнок
117. Звуковая культура речи. Упражнение на развитие фонематического слуха
118. Экологическое воспитание дошкольников
119. Игры, которые лечат
120. Не делайте работу за ребенка или как воспитать помощника
121. Зачем логопед задает домашнее задание?
122. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
123. Как превратить чтение в удовольствие
124. Развитие речи: игры в кругу семьи
125. Что рисует ваш ребенок
126. Бабушки и дедушки
127. Роль отца в воспитании ребенка
128. “Живые витамины”
129. Дети и театр
130. Когда ребенок ябедничает
131. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
132. Роль бабушек в воспитании детей
133. Одежда для прогулок
134. Игры для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
135. Прогулка зимой
136. Подвижные игры для детей весной – веселые старты
137. Как ухаживать за молочными зубами
138. Новый взгляд на родительские собрания
139. Советы учителя логопеда родителям
140. Поём вместе с мамой
141. “Первый раз в детский сад”
142. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
143. Тест “Рисунок семьи”
144. Личная гигиена дошкольника
145. Развиваем мелкую моторику
146. Развиваем речь с помощью скороговорок
147. Как научить ребенка ездить на велосипеде
148. Правила поведения на железной дороге
149. Четыре заповеди умного родителя.
150. Первая помощь при детских травмах
151. Скоро в школу
152. Игры на кухне
153. Готовность к школе
154. Математика вокруг нас
155. Маленький разбойник
156. Развитие речи детей 3-4 лет
157. Летние игры с водой
158. Мама-терапия
159. В дом входит доброта
160. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
161. Физическое воспитание
162. Логоритмика. Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях
163. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
164. Если ваш ребенок попал в больницу
165. Советы психолога для родителей
166. Родительский дневничок
167. Как избавить ребенка от страхов
168. Дети и компьютер
169. Экологическое воспитание детей
170. Роль книги в развитии ребёнка
171. Какие игрушки необходимы детям
172. Учите детей общаться
173. Здоровый образ жизни ваших детей
174. Покорми птиц зимой
175. Детские манипуляции
176. Детские вопросы и как на них отвечать
177. Дети и театр
178. Приучаем ребенка к порядку
179. Как ухаживать за молочными зубами
180. Как научить ребенка вырезать ножницами
181. Дорожная Азбука
182. Ребенок на улице. Советы и рекомендации для родителей
183. Здоровье ребенка.
184. Ошибки, которые совершать нельзя
185. Готовимся к школе. Игры, развивающие речь
186. Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет
187. Воспитание усидчивости
188. Как одеть ребенка летом
189. Общение с ребенком, совмещаем работу по дому

5. Роль книги в развитии ребёнка

6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

7. ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

10. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА. Каким цветом рисует ваш ребёнок?

11. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА

12. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦИФР?

13. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАБОТИТЬСЯ О ЗУБАХ

14. Какие сказки лучше читать на ночь?

Источник

Работа с родителями

Консультации для родителей

«Учим ребенка общаться»

Н.Н. Долгова МДОУ
ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка» г.Тамбов
(из материала для радио-эфира)

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.

Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

– создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

– признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

– сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

– не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

– не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

– поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

– не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

– показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

– не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» – предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

– для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

– помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

– дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

– показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

– пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» – ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» – кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

– сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

– не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

– после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

– не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

– не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» – сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» – игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

– препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

– удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

– не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

– усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

– мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

– сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

– расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

– подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

– стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

– если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

– проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

– выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребенку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьей;

– не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  1. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  1. Специальная поведенческая программа:

– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

– не прибегайте к физическому наказанию

– чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

– составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

– не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий

– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

– внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

Источник