Консультация для родителей все о развитии речи ребенка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 79 комбинированного вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВСЕ О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Подготовила:

воспитатель I кв. категории

Аношкина Е.А.

Го Саранск

Консультация для родителей:

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

Наши дети выросли и скоро им идти в школу. Седьмой год жизни ребёнка — последний этап формирования его устной речи. Так что же должны знать и уметь ребята в возрасте подготовительной групп.

Фонематическое восприятие. К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Он должен уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш]), твёрдые от мягких ([т – ть], [д-дь]) и т.д. Иначе в школе это проявится при письме и станет настоящей бедой.
Для развития фонематического слуха есть много способов, но лучше всего начинать с самого простого. Можно поиграть в «Молчанку». Закрываем глаза и слушаем какое-то время звуки квартиры. Затем открываем глаза и рассказываем, что слышали. 
После того как научились слушать звуки квартиры или улицы, можно послушать звуки природы. Для этого совсем не обязательно выезжать в лес. Теперь продаётся огромное количество дисков и аудиокассет с записями звуков природы. Кругозор шести или семилетнего ребёнка развит настолько, что он может легко угадать и журчание ручья, и шум водопада, и кваканье лягушки, и мяуканье кошки.
А после ещё усложняем. В одинаковые баночки, например, от киндер-сюрприза насыпаем горох, фасоль, гречку, манку и другие крупы. Манку кстати, услышать труднее всего. Если ребёнок не слышит её, значит, слух его понижен.

Переходим на слоги

После того как научились слушать звучание окружающего мира, можно заниматься с определёнными звуками.
Есть игра «Послушай и хлопни» или «Хлопушечки» — кому как нравится. Нужно хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовёт какой-то звук. Лучше всего начинать с гласных звуков. Но не забывайте, что гласных у нас всего 6: [а], [и], [у], [о], [ы], [э]. А вот е, ё, ю, я — буквы, а не звуки. Потому что они состоят из гласного звука и йотированного й.

Их лучше не брать. Играя в эту игру, я люблю проговаривать один и тот же звук 4 раза подряд. И ребёнок все 4 раза должен хлопнуть в ладоши. Ему в этот момент нужно очень внимательно меня слушать, чтобы не ошибиться.
Когда научились слышать звук среди звуков, переходим на слоги. Даже если ребёнок ещё не знает, что такое слог. Когда мы станем их произносить, он поймёт интуитивно. Просим, например, чтобы хлопнул, когда услышит [у]. И произносим: па, по, пы, пу и т.д.

После слогов переходим к словам. Есть игра «Хитрый фотоаппарат». Нужно «сфотографировать» предмет в комнате, в названии которого слышится, например, [о]. А взрослый говорит, правильно ребёнок «сфотографировал» или нет. Если неправильно, то, чтобы не обидеть, лучше сказать, что плёнка плохая или батарейки сели, и попросить их заменить.
После того как ребёнок хорошо находит звук в слове, учим определять, в каком месте, в начале, середине или в конце слова, он находится. Только нужно сначала объяснить, что такое ряд: как на физкультуре ребята строятся в ряд, так и звуки тоже строятся в ряд и получается слово. И какой-то звук стоит в этом ряду первый, а какой-то последний. Кто не первый и не последний — тот в середине. Чтобы ребёнку понятно было, что даже второй звук всё равно будет находиться в середине. И начинаем играть, например, в «Вагончики». Вырежьте из цветной бумаги красные, синие и зелёные прямоугольники-вагоны. Красный вагончик — начало, зелёный — середина и синий — конец слова. Заранее подготовьте картинки-билетики, на которых нарисованы предметы с определённым звуком. Выдавайте ребёнку билетики, и он должен «поселить» билетик или «сесть» с ним в тот или иной вагончик и объяснить, почему он сел именно туда: потому что слово такое-то, в нём слышится такой-то звук в начале (середине, конце) слова.
Нет времени вырезать вагончики и подбирать картинки? Придумайте что-нибудь другое. Например, попросите поднимать руку, когда нужный звук в начале слова или предложите самому придумать слово, в котором звук в середине и т.д. Однако очень сложно найти [у] в конце слова, если только глагол, потому что [у] в конце существительных встречается довольно редко.

Выкладываем символы

Научились определять место звука в слове? Приступайте к определению порядка звуков в слове. Начинать лучше с двух гласных: [ау] (так кричат в лесу, когда заблудились), [уа] (так плачет малыш) или [иа] (так зовут ослика из сказки про Винни Пуха). Выкладываем символы — два красных кружка (гласные принято обозначать красным цветом). Спросите: «Сколько всего кружочков?» — «Два». «Сколько звуков в слове ты услышал?» —
«Два». «И какой будет последний?» Можно ещё спросить, какой второй звук? И если ребёнок сообразительный — моментально отвечает. Не ответил? Уточните: «Если их всего два, так какой второй?» В этом задании ещё и логика развивается.

После того как поймёт, как соединять гласные, переходите к согласной и гласной. Но начинать нужно со слогов, в которых первый гласный звук, а второй согласный. И обязательно скажите, что, например, ан — слог, а вот он или ох — слова, и объясните их значение. Затем спросите: «Сколько звуков в слоге?» — «Два». «Какой первый?» — «А». Выкладываем красный кружок. «А какой второй?» — «Н». Выкладываем синий кружок (согласные принято обозначать синим цветом). Объясняем, что он твёрдый.

А ещё согласные бывают мягкие, звонкие и глухие. Всё это нужно объяснить именно сейчас, чтобы в школе потом легче было усвоить. После того как понимаем, что ребёнок хорошо анализирует слог, переставляем его местами и получится «на». Слияние согласного с гласным даётся ребятам очень сложно, поэтому многие учителя-логопеды учат деток читать как по горочке: забрался звук на горочку — н и спустился, как будто к а приехал, и получилось вместе на.

Хорошо отработали слияние согласного с гласным — переходите к словам. Сначала — к коротким, типа, нос, кот, кит, сон и т.д., потом из четырёх звуков: папа, мама и др. Но лучше всего не играть с теми словами, где гласные звуки слышатся не так, как пишутся. Это безударные гласные, где под ударением пишется [о], а без ударения — [а].
Например, в слове вода слышится [а], а пишется [о], а в слове воды и слышится, и пишется [о].

Усвоили соединение четырёх звуков — учим стык согласных. Это очень сложно. Как правило, ребята выпускают один звук либо два звука слышат как один. Например, когда разбираем слово «кошка», называют звуки [к], [о], [ш], [а]. Второй звук [к] выпускают. 

Чтобы легче было усвоить, предлагаю вырезать из цветной бумаги фишки (но помните: гласные звуки — красные, согласные твёрдые — синие, а мягкие — зелёные). Во время игры, как только слышим звук, выкладываем на стол фишку. Здесь, с одной стороны, зрительно видно количество звуков, а с другой — ребята в уме всё это просчитывают и продумывают. Ну а если чадо уже знает буквы, то, конечно, выкладывать нужно буквы.

К концу подготовительной группы ребёнок уже должен уметь хорошо слышать звук в слове и определить порядок звуков в слове, состоящем из пяти звуков.

Пересказ и составление рассказа

В этом возрасте важно, чтобы ребёнок пересказывал довольно большой текст от начала до конца со всеми художественными особенностями автора. Если делает это хорошо, значит, наша задача выполнена. Если же что-то выпускает, речь его не связна — стоит поработать.

И в первую очередь нужно поработать над составлением рассказа. Причём не только по картинкам, но уже на заданную тему. Например, «Как я гулял зимой». Сначала придумайте план, схематично его зарисуйте. И, глядя на схему, начинайте: «Однажды зимой…» Такое начало рассказа ребёнок уже должен знать из текстов и использовать в речи. А дальше каждая картинка соответствует одному или двум предложениям. Получается рассказ.
Полезны и творческие рассказы из серии фэнтэзи — то, чего не было на свете или что было бы, если бы…

Выберите интересную для ребёнка тему. Например, что будет, если самолёт не взлетит. В этом рассказе появятся сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Если самолёт не взлетит, то… Здесь уже чадо будет учиться доказывать свою точку зрения.

Но помните, дети учатся не только, когда мы с ними занимаемся, но и наблюдая за нашим поведением и слушая нашу речь. Если вы сами разговариваете много и говорите красивыми, распространёнными предложениями, используете юмор, фразеологизмы, пословицы и поговорки, то и ваш ребёнок будет всем этим пользоваться.

А если родители молчуны, то и дети, как правило, тоже немногословны. Причём часто у таких детей есть стойкое недоразвитие речи, много дефектов.

Грамматика

Если говорить о грамматической стороне речи, то всеми её категориями ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью. Это все формы множественного числа существительных во всех падежах. Если и допускает ошибки, то небольшие, единичные. Никак не должно быть: стулов, глазы, рукавы, колесов и т.д. Умеет согласовывать в разных падежах существительные с прилагательными, числительными (три озера и пять озёр). Чётко и правильно отвечать на вопросы. Уметь пользоваться ласкательной формой: воробышек, полотенышко. Должен знать детёнышей животных. Бывает, в 3—4 года правильно их называл, а как подрос — всё забыл. Нужно обязательно объяснить значение слов «сливовый» и «сливочный», что хоть они и похожи, но это разные вещи. Значение слов «железный» и «металлический». Но вопрос: ключ сделан из металла, какой он? Ответить металлический, а не железный. В этом возрасте уже можно объяснить, что железо очень дорогое, даже дороже золота, поэтому из железа ключ сделан никогда не будет, только из металла. Если ребёнку не объяснить — он и не запомнит. Самая тяжёлая категория, в которой допускается много ошибок — притяжательные прилагательные. Её нужно обязательно выучить устно. Когда мы спрашиваем: чей хвост? Должны ответить: лисий, медвежий и т.д. Потому что в 1-м классе изучают правила написания мягкого знака и йотированных букв. Отрабатывают написание, а если ребёнок не знает даже, как их озвучить, то на него ложится двойная нагрузка.

Необходимо развить у ребёнка познавательный интерес, связанный с развитием речи и с обучением. Очень важно, зачем ребёнок идёт в школу? Многие дети ведь идут потому, что там не надо спать, или для того, чтобы получать пятёрки. А это очень плохо. Часто родители обращаются ко мне с просьбой научить их детей читать. Я спрашиваю: «Зачем?», «Чтобы в школу пошёл». Вообще-то, мы учим читать, чтобы получать какую-то информацию или удовольствие от художественного произведения. Нужно, чтобы ребёнок испытывал радость от того, что, например, решил задачу: «Она была такой сложной, но я смог, я сумел!» Я бы сказала, получал кураж от того, что что-то узнал и чего-то добился. Вот тогда он будет хотеть ходить в школу всё больше.

Источник

Консультация для родителей

«Родителям о речи ребёнка»

Родителям о речи ребёнка

   В последние годы количество детей с ОВЗ, в том числе, с нарушениями речи, становится всё больше и больше. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?». Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже, будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорождённости малыша проходят не без осложнений.

   Этап активного речевого развития у детей приходится на дошкольный возраст, а сам фундамент речевого развития закладывается в возрасте от двух до трёх лет. Но в правильном формировании речи ребёнка огромную роль играют не только педагоги, но и родители. Успех дошкольника в усвоении языка во многом зависит от того, как разговаривают с ним взрослые и сколько они уделяют внимания речевому общению с ним. Если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть её до школы не хватит времени.

   Если вашему малышу исполнилось два с половиной года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на приём к логопеду! Необязательно, чтобы ребёнок говорил в этом возрасте развёрнутыми фразами с чистым звукопроизношением. Достаточно, чтобы он пользовался не однословными высказываниями, а выражая свои мысли, умел соединять хотя бы 2-3 слова. Также необходимо учитывать принцип комплексного подхода в коррекции речи. Если у ребёнка нарушение речи, то на это имеется какая-то причина. Выявив причину, можно определить, помощь какого специалиста требуется. Например, если нарушение речи вызвано минимальной церебральной дисфункцией (МЦД), то без наблюдения и консультаций невропатолога не обойтись. В этом же случае необходим массаж (шейно-воротниковой зоны или логопедический или др.).

   Но одному специалисту трудно решить проблему с речью. Особенно, если это сложный дефект. Чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день. В конечном результате, в первую очередь, должны быть заинтересованы родители. Часто, записав ребёнка к логопеду, родители считают, что вся работа сделана. И это – неправильная позиция родителей! Только совместными усилиями родителей, логопеда и других специалистов можно помочь ребёнку обрести правильную чёткую речь. Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии.

Что же делать родителям для успешного развития речи ребёнка?

   От рождения до 6 месяцев:

В этот период слух младенца очень чувствителен. Громкие, резкие или неприятные звуки снижают интерес к слуховым стимулам. Новорождённые дети предпочитают приглушённые мелодичные звуки, звук колокольчиков, материнский голос, детские голоса. Разговаривайте с ребёнком. Ваша речь должна быть неторопливой и доброжелательной. Общаясь с малышом, наклоняйте своё лицо близко к нему. Человеческое лицо – самый желанный для младенца объект изучения. Напевайте ребёнку песенки,  колыбельные, рассказывайте коротенькие стихи и народные потешки, пестушки и прибаутки. Детский фольклор – лучшее средство для формирования звукового и ритмического образа речи, усвоения лексических норм. Старайтесь как можно больше вступать с ним в телесный контакт, обнимать, держать на руках. Сопровождайте «материнский массаж», любое взаимодействие с ребёнком общением с ним.

   С 6 месяцев до 1 года:

Старайтесь комментировать  все действия, которые вы с вашим ребёнком делаете. «Маша будет кушать», «Маша идёт купаться» и т.д. Общайтесь с ребёнком неторопливо и без лишнего шума. Говорите как можно проще, используйте небольшие и лёгкие слова, которые ребёнок может повторить. При этом вы просто обязаны проговаривать все слова чётко. Это необходимо для того, чтобы ваш малыш правильно запомнил и произносил отдельные буквы, и не путал их с похожими.

  Звукоподражательные игры, появляющиеся в этот период, способствуют развитию всей последующей речи! Начинайте со звуков, которые произносят животные – «гав-гав», «мяу-мяу» и т.д. Подражания отдельным звукам, а не слогом – «ссссс» – вода течёт, «жжжж»- жужжит пчела, «ффф» – ветер дует и т.п. способствуют развитию фонематического слуха, который является необходимой основой для понимания смысла сказанного, успешного овладения письмом и чтением.

   Каждый день находите время для пальчиковой гимнастики, по типу: «Сорока-ворона, кашу варила». Лёгкий массаж кисти рук и пальцев способствует развитию мелкой моторики, вниманию и речи, а также создаёт позитивный настрой в ваших отношениях. Используйте самые простые движения: сжать и разжать кулачки, постучать ладошками по чему-либо, энергично помахать ручками и др.

  Своевременно вводите в питание малыша твёрдую пищу. Жевание укрепляет мышцы, готовит артикуляционный аппарат.

   С 1 года до 2 лет:

Внимательно слушайте ребёнка, когда он говорит! Разговаривайте с ребёнком чётко и внятно, без сюсюканья, обычным взрослым языком. При этом речь взрослого должна быть краткой и неторопливой. Называйте предметы, которыми ребёнок интересуется. Озвучивайте свои действия или действия малыша. Ваша речь должна быть эмоциональна и хорошо интонирована. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребёнку, он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете. Читайте ребёнку стихотворения, включайте аудиосказки, показывайте короткие театрализованные сказки. Это обогащает речь, которую малыш слышит. Выбирайте книги для чтения, где представлены чёткие, крупные фото или реалистичные изображения персонажей.

  Важным показателем правильного речевого развития является не объём активного словарного запаса, а то, насколько хорошо ребёнок вас понимает и способен реагировать на словесное обращение. Условно нижней границей возрастной нормы для ребёнка 2 лет является объём активного словаря 50 слов при хорошем понимании обращённой речи.   Пальчиковые гимнастики и артикуляционные игры – остаются в вашем арсенале, но становятся более сложными.

   С 2 до 3 лет:

  Речь ребёнка развивается только в активном общении! Никакие мультики и компьютеры не научат ребёнка говорить! Конструктор, пластилин, пальчиковые краски – помимо основного своего назначения, прекрасно развивают моторику рук, а значит, способствуют и речевому развитию. Слушайте с ребёнком музыку, поощряйте танцевальные движения. Ритмичные движения способствуют развитию слуха, а значит и речи.   Если ребёнок – левша, ни в коем случае не переучивайте его! Читайте ребёнку сказки, детские энциклопедии. Разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы. Создайте малышу «выгоду» от использования речи: «Когда ты плачешь, я не понимаю тебя. Скажи словами. Так я быстрее дам тебе то, что ты хочешь». Если ребёнок просит включить мультик, озвучив его название, он быстрее получит желаемого, и т.п.

  Не учите ребёнка до трёх лет писать и читать! Запомнить названия букв он, конечно сможет, но вот овладеть этими навыками ни физиологически, ни психологически он не готов. Два–три года – это период формирования эмоциональной сферы ребёнка. Искусственное раннее развитие и интеллектуальные задачи, превышающие возможности возраста, неизбежно отразятся на состоянии ребёнка лет в 7 – агрессивность и гиперактивность, неврозы, энурезы и страхи, могут быть следствием этой перегрузки. Придерживайтесь в развитии ребёнка принципа: «Всему своё время!».

  К 3 годам в речи ребёнка должны появиться разнообразные наречия, прилагательные, причастия. Сложные предлоги, соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но её совершенствование продолжается на 4-ом и 5-ом годах жизни.  

Источник

Консультация для родителей «Развитие речи детей от 0 до 7 лет»

Цель консультации: ознакомить родителей с основными этапами развития речиребенка раннего возраста.

Задачи:

1. Привлечь внимание родителей к проблеме развития речи детей в раннем возрасте.

2. Информировать родителей о способах развития речи детей для ее дальнейшего формирования.

3. Систематизировать знания родителей об особенностях и условиях развития речи детей в раннем возрасте.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Общение с детьми грудного возраста:

В то время, когда крик приобретает условный характер, начинается общение матери с ребенком. Тон матери при этом должен быть спокойный, приятный.

Как же происходит развитие функции общения?

-При гулении мама обязательно должна отвечать ребенку (ребенок агу – мама в ответ- агу) это необходимо для развития речевого дыхания; полезно в этом возрасте ритмично подбрасывать детей.

-Общение должно проходить на расстоянии 15-20см.

-В качестве игрушек полезно давать металлические крышки, бумагу, мех для развития тактильных ощущений. Нельзя не отметить пользу волшебной игры “сорока”(пальцем своей руки взрослый водит по ладони сам, затем выделяет палец малыша и води им по ладошке сопровождая движения словами (кинестетическое ощущение).

К 8 месяцам речь ребенка становится богатой звуками, движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и т. д) вырабатывают определенные правила сокращения мышц.

При появлении первых шагов появляются, как правило, первые слова (“ДА”). Если ребеночек уже ходит, а слова не появляются, нужно начинать бить тревогу, необходима консультация специалистов!

– Неоценима польза колыбельной песни. Ритм колыбельной важен, чтобы ребенок правильно развивался в психическом плане (развитие чувства ритма у ребенка).

– Окружающие ребенка люди должны говорить приветливым, спокойным голосом (с внутренней улыбкой). В это время ребенок использует обобщенные слова, темп его речи-средний, нормальный ритм.

– Ребенок должен дослушивать и слышать каждую фразу.

– Когда ребенок начал говорить первые слова надо оречевлять все, что вы говорите.

– Во время купания – использовать различные прибаутки (с гуся вода.)

– При выборе игрушек для детей данного возраста необходимо учитывать следующее:1) рисунок в книге в точности должен быть похож на игрушку, которую он уже держал,

2)минимум текста для обьяснения сюжета,

3) рассматривая рисунок необходимо вслух его комментировать (вот ушки, вот глазки.) затем с выражением прочесть книгу.

До полутора лет, на первом этапе развития речи, главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет по просьбе взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе ребенок не овладеет пониманием речи, то в последующем может наблюдаться отставание в развитии самостоятельной речи.

Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша.

К концу второго года жизни слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают большую четкость. Теперь он должен не просто рассматривать, а как можно больше общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета. Второй год жизни – решающий в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.

Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного ЧЕЛОВЕКА.

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Ребенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др.

Главные приобретения этого возраста:

* способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром;

* развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка;

* возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;

* начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.

Развитие речи детей после 3-х лет.

Фразы ребенка грамотно сконструированы, речь является источником познания окружающего мира. Это возраст “почемучек”. Ребенку обязательно нужно отвечать на все его вопросы, не раздражаться по этому поводу. Обучение второму языку целесообразно начинать после 4,5 лет. Игрушки должны подбираться соответственно полу и возрасту.

Во время занятий с ребенком не следует раздражаться, если он не может сконцентрировать внимание -это считается нормой для данного возраста. Книги для чтения должны проходить тщательный отбор (предпочтение отдается классике, книги с секретами, отсутствие большого количества деталей в книгах).

В 3 года появляется фраза (развернутая). Ребенок выражает свои желания (сложносочиненными по структуре) предложениями. Если к 4 – 4,5 сохраняется нарушение звуков- необходима помощь логопеда.

Если у ребенка очень быстрый темп речи, родителям следует обратить внимание на свой темп. Читать сказки, где темп речи медленный, напевность, богатая выразительная интонация. Не нужно читать много, важнее повторять прочитанное. Это помогает регулировать темп речи.

Игрушки для детей данного возраста крупные (они узнают игрушку из мультфильма, ребенок передает сюжет, отрывок- он оречевляет все свои действия. Необходимо стимулировать игры, в которых ребенок много разговаривает. Следует ограничить пребывание ребенка за компьютером!

5лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается. Он активно употребляет обобщающие слова (“одежда”, “овощи”, “животные” и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет в словаре ребенка активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Родителям необходимо помнить, что:

• Ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях.

• Ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца.

• Малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.

• Для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия.

• Если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов.

• Больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик.

Источник