Консультация для родителей развитие речи ребенка раннего возраста

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.

У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?»… Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это?», «Зачем?», «Куда?».

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, зелёный…

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» – эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые дети к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.

Возраст от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по стимулированию речи детей раннего возраста.

«Разговор с самим собой»

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».

«Параллельный разговор»

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка»

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

«Распространение»

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой»… Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

«Приговоры»

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

«Выбор»

Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)

«Игры с природным материалом»

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности»

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием. Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать», дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям и родственникам.

«Замещение»

«Представь, что…» – эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…

«Ролевая игра»

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощеряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

«Музыкальные игры»

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам»… Поощеряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем». Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослого должна быть:

– чёткой, неторопливой;

– доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

– грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.

Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!

Источник

Лейля Халимова
Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т. е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Ребенок должен научиться называть себя по имени.Укажите на малыша и спросите: «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами,когда вы спрашиваете: «Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За всё дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая. Только при полноценном владении ребёнком дошкольного возраста родным языком, мы сможем продуктивно решать задачи его всестороннего воспитания в самый подходящий период развития. Чем раньше мы начнём обучать малыша родному языку, тем привычнее он будет чувствовать себя в общении в дальнейшем. Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребёнка к систематическому изучению родного языка. Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь дошкольник активно усваивает разговорный язык, общается с окружающими людьми, устанавливает связи с миром. Всё это происходит благодаря тому, что головной мозг ребёнка имеет возможность очень быстро усваивать информацию в больших количествах. Поэтому за первые несколько лет жизни наша речь формируется до уровня взрослого человека.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Советы родителям по развитию речи детей.

1. Разговаривая с ребенком,постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой,правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью,за ее правильностью.

2. Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье- это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили,что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным,выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное.

4. Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам,составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше»,»Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

5. Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.

6. Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.

7. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление.Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?», «Почему?»

8. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.

Источник

Наталья Серг. Шевелева
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка раннего возраста»

Развитие речи ребёнка раннего возраста раннего возраста

Развитие речи ребёнка раннего возраста – это важный этап в процессе становления речи. Считается, что развитие речи происходит в три этапа.

Первый этап – довербальный. Происходит на первом году жизни. Ребёнок, конечно, ещё не умеет говорить,но уже складываются предпосылки к его речи. Ребёнок выделяет речь среди других звуков. Возникает чувствительность к характеру речи – весёлый голос или сердитый, громкий или тихий.

Второй этап – переход к активной речи. На втором году жизни ребёнок начинает произносить первые слова и простейшие фразы. Очень важно на этом этапе, чтобы ребёнок имел хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми, чтобы их общение было насыщено речью.

Третий этап – совершенствование речи. Всё точнее отражаются намерения говорящего, всё точнее передаётся содержание и общий контекст отражаемых событий. Увеличивается словарный запас, усложняются предложения, улучшается произношение.

Для лучшего развития становления речи существуют всевозможные занятия и упражнения. Предлагаю несколько игр используемых в практике с детьми раннего возраста.

Игры на развитие речевого дыхания

Понюхаем цветок

Бывает, что дети смешивают понятия «вдох» и «выдох», а также вдох и выдох ртом и носом. Понюхайте цветок, сделав утрированный вдох носом, а затем выдохните, озвучив выдох звуком «а». Предложите ребёнку сделать то же самое.

Погрей руки

Ребёноквместе с вами вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесённые к губам руки.

Собачка дышит

Покажите ребёнку, как дышит собака,когда ей жарко : высунув язык, ртом, шумно. Предложите ребёнку подышать так же.

Капитаны

Налейте воды в тазик и приготовьте бумажные кораблики. Объясните малышу, что дуть надо не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф», или дуть через губы трубочкой, не надувая щёки. Покажите ребёнку, как это делаете вы.

При ровном выдохе кораблик плавно движется по воде.Теперь подуйте прерывисто : «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Ребёнок должен повторить и пригнать кораблик к определённому месту.

Игры на развитие силы голоса и темпа речи

Громко – тихо

Приготовьте парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, кошечки, барабаны- игрушки, звук которых можно имитировать).

Покажите ребёнку двух собачек со словами: «Большая собачка,громко лает: «Ав – ав!» Как лает большая собачка?» Ребёнок громко произносит: «Ав – ав!» «А маленькая собачка лает тихо: «Ав – ав!» Ребёнок тихо произносит : «Ав – ав!». Теперь уберите собачек и предложите ребёнку сказать «ав – ав», когда покажете собачку, причём напомните, что лают собачки по разному.

Позови

Приготовьте игрушечных животных: мишку, зайца, белку. Расставьте их в 2 – 3 метрах от малыша и предложите позвать игрушки в гости.

Продемонстрируйте: «Зайка, иди!». Ребёнок будет звать «гостей», а вы следите, чтобы он звал игрушку громко, но не кричал.

Игры на формирование правильного звукопроизношения

Во дворе

Приготовьте игрушки или картинки, изображающие петуха, курицу, кошку и т. п. Показывайте ребёнку игрушку (картинку,сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т. д. После «представления»всех животных и птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т. д.

Песенка

Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку.

Расскажите ребёнку историю про песенку:

Запела девочка песенку, пела, пела и допела.

– Теперь ты, петушок, пой!

– Ку – ка – ре – ку! – пропел петушок.

-Ты спой, мурка!

– Мяу- мяу,- спела кошка.

– Твоя очередь, уточка!

– Кря-кря-кря,- затянула утка.

-А ты, мишка?

-Рев-рев-рев, – зарычал медведь.

-Ты лягушка, спой!

– Квак – квак – квак,- проквакала лягушка.

– А ты, кукла, что споёшь?

– Ма – ма, ма-ма!

Складная песенка!

Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и чётко произносите звукоподражание. Когда ребёнок будет отвечать на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации голосов животных.

Игры на расширение словарного запаса

Что это?

Показывая на какую-нибудь часть тела ребёнка или его вещь,задайте вопрос: «Что это?»Варианты этой игры: задавайте ребёнку вопрос «Что это?», показывая на различные предметы домашнего обихода, слушая звуки, которые издают животные, вытаскивая из мешочка мелкие вещицы. Можно разложить на столе игрушки или какие-нибудь предметы, накрыть их скатертью и, когда малыш спросит «Что это?», попросить его снять скатерть и назвать предметы.

Кто это?

Объясните ребёнку, как и когда нужно задавать вопрос «кто?» и как на него отвечать.По книге с картинками спросите малыша: «Кто едет на машине?», «Кто сидит за столом?» и т. д. Используйте ситуации вокруг вас и малыша, спрашивайте ребёнка: «Кто бежит?», «Кто ест» и т. п.

Что делает?

Приготовьте картинки, на которых изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий, и спросите ребёнка: «Что он делает?». Малыш должен правильно назвать действие, то есть глагол (окончание может путать). Например, на столе или ковре рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверюшек, кукол – по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет, зайка спит и т. д.).

Игры на формирование грамматического строя речи

Гости

Приготовьте куклу, посуду, грибки, яблочки, зайчика, мишку. Объясните ребёнку, что к кукле придут в гости зайка и мишка, надо их принять. Накройте вместе с малышом на стол. Спрашивайте,что нужно положить на стол: вилки, ложки и т. д., добиваясь от ребёнка употребления множественного числа существительных. Затем спросите,что принесли гости: «Зайка – грибы, мишка – яблоки»(прилагаются). Можно заменить эти предметы другими.

Магазин

Приготовьте много игрушек и расставьте их, как в магазине. Предложите ребёнку роль покупателя и попросите его сделать заказ на покупку. Когда ребёнок попросит «продать» ему мяч,спросите: «Какой?»«Синий» и т. д. Игра помогает ребёнку научиться согласованию существительного с прилагательным.

Заяц и зайчонок

Приготовьте игрушки или картинки с изображениями животных и их детёнышей.Перемешайте их и предложите малышу разобрать по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где лисёнок?». Важно научить малыша употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Игры на развитие связной речи

Расскажи мне

Занимаясь какими – то домашними делами,спросите малыша о характере этих действий: «Как мы моем чашки?». Если ребёнок не отвечает или жестикулирует, подскажите ему, как надо отвечать на подобные вопросы. Попросите ребёнка рассказать о пережитом им, увиденном, услышанном. Что малыш делал на прогулке, как у него прошёл день в садике и т. п. Предложите ребёнку послушать историю в картинках. Затем положите перед ним несколько картинок по порядку, а остальные – просто кучкой. Повторяя вновь свой рассказ, попросите ребёнка доложить на место недостающие картинки. Затем предложите малышу рассказать историю по картинкам.Можно помогать вопросами: «Что случилось потом?». Играя с ребёнком, поощряйте его желание комментировать игровые действия.

Игры на развитие слухового внимания

Узнай по звуку

Приготовьте различные игрушки и предметы (бумага, ложка, дудка и пр.). Сядьте спиной к малышу и производите разные шумы и звуки разными предметами. Предложите малышу, не оборачиваясь, называть, чем произведён звук. Не забывайте похвалить малыша за правильный ответ.

На носочках

Приготовьте бубен. Объясните малышу, что он должен выполнять движения соответственно звучанию – под тихий звук идти на носочках, под громкий–шагом,под очень громкий – бегом.

Что это за звук?

Подберите несколько картинок с изображением животных и птиц или некоторых предметов (телефон, будильник, пылесос). Подражайте звукам,которые они издают, а потом попросите ребёнка найти на картинке то, что (или того, кто) издаёт такой звук.

Источник