Консультация для родителей по развитию ребенка с дцп

Консультация для родителей по развитию ребенка с дцп thumbnail

Консультация для родителей, имеющих ребёнка с ДЦП.

Для большинства родителей рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания.

Высокая нервно – психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей, что обусловливает наличие незрелости эмоционально – волевой сферы, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе.

Кроме того, развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими).

В силу гиперопеки у ребёнка страдают коммуникативные способности, обуславливающие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте – депрессию.

Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.

  • 1. Активность и самостоятельность ребёнка. Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное — смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности — Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.
  • 2. Постоянная упорная тренировка каждый день. Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой.

Наша с вами задача — развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени — это предательство своего ребёнка.

3. Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями. Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку.

Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.

Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка.

Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».

Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего — осмысленную заботу и Вашу любовь.

4. Сознательная беспомощность родителя. Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него — Вы жалеете не его, а себя!

Если Вы сделали что- то за ребёнка — Вы отняли у него шанс научиться чему- то новому. Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта.

Наша цель — сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка.

Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.

Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

Советы родителям:

  • 1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  • 2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • 3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
  • 4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • 5. Предоставляйте ребенку максимально возможную самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • 6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  • 7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • 8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.
  • 9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  • 10. Чаще прибегайте к советам специалистов.
  • 11. Больше читайте, и не только педагогическую, но и художественную литературу.
  • 12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • 13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Источник

Консультация для родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом.

«Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики»

Уважаемые родители

У детей с детским церебральным параличом ведущими нарушениями являются двигательные и сенсорные расстройства. Поэтому весьма важной задачей для родителей детей с ДЦП является развитие мелкой моторики. 

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.hello_html_4dda26b9.jpghello_html_445b0d05.jpg

Важная часть работы по развитию мелкой моторики рук – пальчиковые игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.  В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук.

Но при организации таких упражнений нужно соблюдать некоторые правила:

  • подходить к занятиям творчески, превращая их в систематичный, наглядный и активный процесс с индивидуальным подходом и регулярным постоянством

  • использовать эстетически привлекательные материалы и методы художественного слова – стихов и загадок, скороговорок и прибауток, а также обязательно задействовать поощрительные меры, за самые крохотные успехи

  • превратить упражнения не в рутинный труд, а сделать их маленьким праздником – с приятными моментами, улыбками и шутками над неудачами

  • тщательно следить за сменой позы ребенка

Упражнения – пальчиковые игры с детьми нужно проводить ежедневно, 2-3 раза в день в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок не способен делать эти упражнения самостоятельно, то вам рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой.  Существует огромное количество пальчиковых игр. Вот некоторые упражнения, которые можно применять, играя со своим ребенком: 

«Здравствуйте!»hello_html_2da5b70f.jpg

Упражнение заключается в приветствии пальчиков обеих рук. Касания пальчиков выполняются поочередно со словами «Здравствуй, дружочек!». Здороваться, то есть касаться пальчиков, нужно по 2-3 раза.

«Бег»

Указательные и средние пальцы обеих рук быстро барабанят по столу, имитируя бег, со словами: «Мы бежали, мы бежали, мы устали и полежали». На последних словах пальцы ровно кладутся на стол, отдыхают.

Средства развития мелкой моторикиhello_html_m5a981446.jpg

1. Массаж кистей рук и пальцев.

2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

3. Упражнения с мячиками, шариками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Пальчиковые игры.

6. Игры с пластилином, тестом, глиной.

7. Рисование, раскрашивание.

8. Аппликацияhello_html_760f5a7d.jpg

9. Игры с бумагой.

10. Игры с конструктором, мозаикой.

11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.

12. Игры с крупами.

13. Шнуровки.

14. Игры со счётными палочками, спичками.

15. Игры с песком и водой.

16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.hello_html_236446f3.jpg

17. Игры с резинками, лентами.

18. Штриховка.

19. Куклотерапия.

20. Пальчиковый театр.

21. Игры с прищепками.

22. Ниткография (ниткопись)

Таким образом, очень много усилий придется прикладывать ежедневно, не останавливаясь ни на секунду. Но поверьте, Ваши стремления не пройдут даром: развитие мелкой моторики рук трудно переоценить. Остается только пожелать вам и вашим деткам  неиссякаемого оптимизма, веры в себя и собственные силы!

Источник

РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОТА С ДЕТЬМИ

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Признаки детского церебрального паралича у ребенка обнаруживаются с рождения, поэтому уже в первые недели жизни нарушается весь ход психического развития малыша, в частности замедляется и искажается процесс формирования его речи. Как правило, в дальнейшем возникает тяжелое речевое расстройство — дизартрия.

Несмотря на то что нарушения доречевого развития можно обнаружить в первые месяцы жизни, логопедическая работа иногда начинается только после достижения трех лет и направлена на исправление уже закрепившегося стойкого нарушения речи. Кроме того, замедленное и искаженное речевое развитие детей с ДЦП приводит к нарушению познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

В связи с этим встает первостепенная по своей важности задача ранней коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, направленной на предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка.

Как же организовать жизнь ребенка с церебральным параличом в самый ранний период?

Многих родителей беспокоят трудности, которые возникают у ребенка во время еды (с трудом жует, глотает, может поперхнуться пищей, наблюдается отсутствие аппетита, иногда появляется отвращение к определенным блюдам и т.д.).

Для того чтобы облегчить процесс кормления, прежде всего следует выбрать удобное положение ребенка при кормлении. Часто бывает достаточно положить руку на шею ребенка и одновременно наклонить вперед плечи или зафиксировать одну руку, голову наклонить вперед.

При тяжелых поражениях ребенка следует кормить в положении лежа. При этом голову необходимо приподнять, а тело или поддерживать, или придать ему наклонное положение.

Следует избегать позиции кормления птиц (голова запрокинута, пища заливается в рот), поскольку она вызывает трудности при закрывании рта и глотании.

Поднося ложку ко рту ребенка, необходимо внимательно следить за его губами. Если малыш пищу выталкивает языком, ее следует вводить сбоку.

Для улучшения глотательного рефлекса проводятся подготовительные упражнения, направленные на снижение саливации и улучшение движений губ и языка. Чтобы облегчить глотание, голову ребенка можно слегка наклонить, накладывая кусочки льда на скуловую кость, быстрыми и давящими движениями потирать затылок. Этому способствует также питье жидкости в маленьком количестве из чашки. При этом нужно слегка поглаживать горло. Прикосновения к горлу выполняются вверх к основанию языка и к подбородку.

Нельзя допускать, чтобы ребенок кусал край чашки. Если возникают трудности при закрытии рта, следует закрыть губы, слегка прижав их пальцами. Для полного смыкания губ можно использовать и такие упражнения, как удерживание губами или зубами сначала толстых предметов (пробковый стержень), а затем тонких (соломинка, зубочистка и т.д.). Практическим упражнением для хорошего закрывания губ (рта) является питье через трубочку.

Чтобы побудить ребенка к глотанию, его приучают брать пищу с ложки губами, а не засовывают ее в рот. Поглаживающие движения горла назад, вперед и вниз, затем снова назад и вверх способствуют улучшению акта глотания.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок ел в кругу семьи или других детей. Совместный прием пищи способствует развитию чувства сопричастности.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с церебральным параличом должна проводиться ежедневно.

С первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), поэтому не-

обходимо индивидуально подбирать для каждого ребенка положение тела, при котором бы патологические тонические рефлексы не проявлялись вообще или проявлялись минимально. Такие положения туловища, конечностей, головы, носящие название «рефлекс запрещающие позиции», придаются ребенку до начала проведения занятия и сохраняются во время занятия. К ним относятся следующие позы.

  1. Поза эмбриона — в положении на спине приподнимают
    и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и
    привести к животу. В этой позе производятся плавные покачи
    вания до 6-10 раз, направленные на достижение максимально
    возможного мышечного расслабления.
  2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается
    валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть
    назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
  3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка
    фиксируют валиками, которые удерживают ее на средней линии.
  4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбри
    она».
  5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывает
    ся валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

Для нормализации состояния и функционирования органов артикуляционного аппарата большое значение имеют массаж и артикуляционная гимнастика.

Массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

В первые недели жизни у ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус нарастает, в связи с чем проводятся (после выбора позы «рефлекс запрещающие позиции») следующие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

в направлении от середины лба к вискам;

от бровей к волосистой части головы;

от линии лба вниз через все лицо к шее;

от мочек уха по щекам к крыльям носа;

по верхней губе от угла рта к середине;

по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.

Расслабление языка:

точечный массаж в области подчелюстной ямки;

вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти;

легкое поглаживание, похлопывание, вибрация деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждое упражнение выполняется в течение 15 секунд.

Расслабление мышц шеи осуществляется путем пассивных движений головы. Правая рука помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивается то в одну, то в другую сторону, покачивается вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает расслабление корня языка.

При выраженной вялости артикуляционной мускулатуры проводятся специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации.

Артикуляционная гимнастика с детьми до года проводится в пассивной форме, т.е. с помощью руки с использованием марлевой повязки.

Особое внимание уделяется движениям губ, языка.

Упражнения для губ:

оттянуть слегка углы рта, видны передние зубы, объем движения, как при артикуляции звука «и»;

округлить губы, как при артикуляции звуков «о», «у»;

сомкнуть, разомкнуть губы;

поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу, максимально обнажая верхнюю и нижнюю десну;

натянуть верхнюю губу на нижнюю и удерживать на счет 3-5;

натянуть нижнюю губу на верхнюю и удерживать на счет 3-5;

вытянуть губы вперед воронкой.

Упражнения для языка выполняются рукой, с использованием марлевой повязки:

вытянуть язык вперед;

поднять язык на верхнюю губу;

опустить язык на нижнюю губу;

отвести язык вправо, затем влево.

Детский церебральный паралич проявляется прежде всего в двигательных расстройствах (нарушение общей, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики). Развитие двигательных функций как у здорового, так и у ребенка с церебральным параличом происходит поэтапно. Здоровый ребенок сначала учится удерживать в правильном положении голову, потом туловище, учится садиться, ползать, вставать, переступать, наконец ходить. У ребенка с церебральным параличом также, прежде чем развить возможность самостоятельного передвижения, вначале надо сформировать необходимые для этого предпосылки: удерживание головы и туловища и т.д.

При детском церебральном параличе у ребенка наблюдается нарушение не только моторики, но и познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Нарушение познавательной деятельности на ранних этапах развития проявляется в нарушении зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Для развития и коррекции общей, мелкой моторики и восприятия эффективными являются упражнения, приведенные в разделе «Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми с фактором риска в речевом развитии».

У многих детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. У одних детей отмечаются беспокойство, расторможенность, суетливость, у других — вялость, пассивность, безынициативность. Для этих детей характерна повышенная впечатлительность, раздражительность, плаксивость. Кроме того, часто наблюдается расстройство сна: плохо засыпают, спят беспокойно. У некоторых детей имеет место ночной, а иногда и дневной энурез (недержание мочи).

Все эти особенности определяют необходимость соблюдения определенного режима при воспитании ребенка с церебральным параличом.

Родителям необходимо, посоветовавшись с врачом, организовать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. При неправильном воспитании нарушения нервной деятельности усиливаются и принимают стойкий характер.

Иногда родители, чувствуя свою вину за врожденную патологию ребенка, растят его в «тепличных условиях», упреждая все его желания. Постоянная опека ведет к формированию у ребенка таких качеств, как неприспособленность, страх, трусость, неловкость, задерживает развитие самостоятельности, целеустремленности, активности. Ошибки в воспитании ребенка приведут не только к затруднению проведения систематической работы с ним, но и к трудностям в адаптации в детском коллективе.

Долг родителей — не только дать жизнь ребенку, но и помочь ему реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал, что требует постоянного, изо дня в день, кропотливого труда.

Источник