Консультации на тему устное народное творчество в развитии речи ребенка

Консультации на тему устное народное творчество в развитии речи ребенка thumbnail

Консультация для родителей

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

                                                                               Составила воспитатель

                                                                                МБДОУ «ДСОВ №76»

                                                                               Казакова М.Н.

   Речь – чудесный дар природы  -не дается человеку от рождения. Должно

пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить

немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

   Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в

значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое  начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время  из -за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом  и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное

познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию

образного мышления, обогащают речь детей.

     Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки,  перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки  сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

      Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей

предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова,

восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

      С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается

положительное отношение к режимным моментам: умывание,

причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

     Утром можно проговорить:

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Иванушке!

Доброе утро!

Доброе утро!

     Утро с шутками, прибаутками!

От водички, от водицы

всё улыбками искрится!

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Знакомство с явлениями природы:

Уж ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути,

Ни проехать, не пройти.

    Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не

могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос.(Сделать что-то лучше всех.)

Сидеть сложа руки.(Лениться.)

  Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей

может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит

анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно

малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою

очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения. Как составить загадку.В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором  пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или  природное явление. Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы.

Какой он? На что похож?

Когда это происходит?

Каковы отличительные признаки этого животного?

Для чего это нужно или где используется? и т.д.

     Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста. На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.

     После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их

разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)

За чем вода в бутылке? (За стеклом.)

    В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Источник

Карпенко Л.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №335»

Консультация для родителей

«Устное народное творчество как средство развития речи детей»

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский народный фольклор. По словам ученого-лингвиста Виноградова Г.С., едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

Читайте также:  Развитие координации у ребенка до года

hello_html_581a58ec.png

Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово обогащает духовно ту среду, в которой растут наши дети. Поэтому польза малых фольклорных форм для всех очевидна.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо.

С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки.

Трудно переоценить их воспитательное значение. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливаете ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается слух малыша.
Многие потешки, пословицы и загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов: создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой “словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности”. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

hello_html_m78ec8b3a.jpg

Рекомендации для родителей – детский фольклор, как средство развития речи.

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора и обратили на себя внимание некоторых исследователей. Эти игры следует отнести к промежуточному типу, сочетающему собственно словесную игру и игру спортивно-манипуляторную, где есть элемент соревнования, физический и умственный тренаж. Данный тип появился и развивается предположительно с начала 1930-х гг.

Как правило, это парные упражнения, которые выполняют двумя руками одновременно и попеременно. Игровые упражнения усваиваются с учетом возрастных особенностей. Так, малыши выполняют простые движения с малым стихотворным сопровождением, старшие – с большим стихотворным сопровождением и фигурным движением рук. Видимо, освоив свободное выполнение простых упражнений, ребенок ставит перед собой более сложные задачи.

У данного типа игр есть ряд приёмов исполнения движений руками и способов применения стихотворных текстов. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава, и игра-«загадка».

ИГРЫ – РАЗМИНКИ

Назначение игры-разминки – в удовлетворении потребности развлечься и немного размяться. В основе её – тактильный контакт ладонями в произвольно выбранном темпе. Задача детей – не ошибиться и не отстать. «Асы» делают это в быстром темпе. В 1960-х гг. дети играли в ладошки без слов – современные дети играют с речевым сопровождением. Исполнение текстов происходит в декламационном стиле хорового скандирования. Ценится равномерность, непрерывность в произношении и отбивке ладошками стихотворного ритма. Безостановочное, мерное движение рук направляется ритмом стихотворения. В хорошем исполнении игра даёт детям эстетическое наслаждение, близкое к торжеству. Круг таких произведений обширен, среди них есть тексты книжного произведения.

hello_html_m6692a0ce.png

КОНИ, КОНИ, КОНИ,

СИДЕЛИ НА БАЛКОНЕ,

ЧАЙ ПИЛИ, ЧАШКИ БИЛИ,

ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛИ:

«ЧАБИ-ЧАЛЯБИ,

ЧАЛЯБИ-ЧАБИ-ЧАБИ!»

МЫ НАБРАЛИ В РОТ ВОДЫ,

И СКАЗАЛИ ВСЕМ «ЗАМРИ!»

ИГРЫ – ЗАБАВЫ

Следующая разновидность игры – игра-забава – имеет задачу выявить, кто из игроков расторопнее. Её построение простое, трёхчастное: зачин не всегда отлит в форму стихотворного произведения, вторая часть – вопрос-ответ, третья часть – счёт либо произнесение слова по буквам с ловлей-хлопком на последнем счётном слове либо последней букве слова. Объем текста небольшой, в завершающей стадии происходит смена приёма исполнения: выделенное слово разделяется по буквам, смысл и значение произведения – в «выходе» из игры

ЛЕТЕЛА ВОРОНА

В ГОЛУБЫХ ПАНТАЛОНАХ,

ЧИТАЛА ГАЗЕТУ

ПОД НОМЕРОМ ПЯТЬ.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

ЛЕТЕЛИ ГУСИ

ПО СИНЕМУ НЕБУ

И ЗАГАДАЛИ ЧИСЛО.

– КАКОЕ?

– ЛЮБОЕ.

– НАПРИМЕР?

– ПЯТНАДЦАТЬ.

– РАЗ,

– …- ПЯТНАДЦАТЬ!

(Ловля хлопком руки партнёра)

ИГРЫ – «ЗАГАДАЛКИ»

Игра-«загадалка» используется детьми как способ загадать желание. Исполняемые стишки приспособлены для выражения быстро сменяющихся настроений и желаний детей. Стишок заканчивается нарочитой «обнажённостью» текстового задания. У этой игры есть правила и нормы исполнения: в завершающей фазе отвернуться, закрыть ладонью какой-либо глаз, загадать желание и вновь повернуться. Если ваши действия совпали с действиями партнёра по игре, то желание сбудется. По-своему волнующая концовка способна вызвать восторг или чувство досады. Смысл и значение произведения – в «выходе» из игры.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с речевыми нарушениями

ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ,

ЗУБЫ НАДО ПОЛЕЧИТЬ.

-А Я БОЮСЬ!

-А ТЫ НЕ БОЙСЯ!

ЖАБА ПО ПОЛЮ СКАКАЛА

И ЖЕЛАНЬЕ ЗАГАДАЛА.

РАЗ, ДВА, ТРИ,

ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ ТЫ!

(Поворачиваются со скрещёнными впереди руками соединяют их с руками партнёра. Если руки можно развести, желание исполнится)

Используемая литература:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы. Поговорки, загадки и детский фольклор – М., 1957

  2. Ершова А, Букатов В. Возвращение к таланту – Красноярск,АКМЭ,1999

  3. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост.Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004

  4. М.Д. Маханева, О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

  5. Л. Павлова «Фольклор для малышей».

Источник

Консультация

«Устное народное творчество

в развитии речевой активности дошкольников»

Категория участников: педагоги

дошкольных учреждений

Разработал:  Учитель-логопед

МАУДО «Детский сад №10»

Чугина Е.А.

Ялуторовск, 2016г. 

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ещё К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

             Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

             Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Какие же формы фольклора использую в работе воспитатели?

Формы фольклора.

           С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  можно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

           С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что   позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.

          В потешках, песнях, прибаутках отражается суть раннего детства : видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. Периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые 3 года жизни.

Потешки очень помогают воспитателям наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности: 

Одевание на прогулку 
Раз, два, три, четыре, пять 
Собираемся гулять. 
Если хочешь прогуляться, 
Нужно быстро одеваться, 
Дверцу шкафа открывай, 
И одежду доставай. 

Обед 
На того кто ест опрятно, 
И смотреть всегда приятно, 
Мы едим всегда красиво, 
После скажем всем “спасибо”. 
Вот и полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат, 
За обедом не сори, 
Насорил – так убери. 

Умывание 
Нужно мыться непременно 
Утром, вечером и днем, 
Перед каждою едою, 
После сна и перед сном. 
Щечки мыли? 
Глазки мыли? 
Ручки мыли? 
ДА!!! 
И теперь мы чистые- 
Зайчики пушистые! 

Расчёсывание 
Дружат волосы с расческой, 
Хороша моя прическа. 
Расти коса до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, коса, не путайся, 
Маму, дочка, слушайся. 

Перед сном 
Баю-баю, баиньки 
В огороде заиньки, 
Зайки травушку едят 
Детке спать велят 
Спят медведи и слоны, 
Заяц спит и ежик. 
Все давно уж спать должны, 
Наши дети тоже 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ:

* РАЗВИТИЯ РЕЧИ,

*МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ,

*МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ,

*НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ  В  МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.

 Потешки,  считалки,  заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.  

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

   За многовековую историю России создано огромное количество пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям, излучает остроту и юмор. С незапаметных времен эти маленькие жемчужины народной мудрости живут в разговорной речи, выражая все оттенки отношения людей в обществе, друг к другу.
Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и живой, расширяется словарный запас, развивается воображение. 
Пословицы и поговорки используюся в процессе повседневного общения с детьми.
– подбадрить робкого: «Смелость города берет»;
– если ребенок ленится: «Люди жать – а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
– во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;
– во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;
– а если неаккуратно оделся: «Поспешишь – людей насмешишь»;
– кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»;
– во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»;
– пословицы о труде: «Сделал дело – гуляй смело», «Любишь кататься, люби и саночки возить» .
                                          

Читайте также:  Развитие речи логическое мышление у ребенка дошкольного возраста

           Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению,  способствует развитию у них навыков речи – доказательства  речи – описания.

Широко используюся в своей деятельности загадки, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Средствами загадки формируется любовь к родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии. Они обогащают слух ребенка разнообразными рифмами и мелодиями. Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества-сказками , песнями, пословицами.

Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки: 
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб (пила)

В других случаях плавная мелодия загадки напоминает напевный речетатив народной сказки.

В темной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы (пчелы в улье)
Или присказки:
Летит птица,
Ни перната,
Ни крылата,
Носик долог,
Голос тонок,
Кто ее убьет,
Человечью кровь прольет (комар)

Напевность народных загадок, их эпическое спокойствие, лирическую задумчивость учитывают и современные авторы

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала – сыпала
На поля – озерушки
Белый пух да перышки (туча)

А.Рождественская

Эта загадка по ритму и мелодии напоминает плавную народную песню или былину.
Былинный ритм создается повторением, одного и того же слова плыла, характерной для народной речи тавталогией кидала-сыпала и объединением предметов по смежности-на поля – озерушки.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Загадки дают ребенку большое число новых или малознакомых для него слов: кушак, кафтан, хоромы, сито, лыко, хлев и др .Они помогают увидеть вторичные значения слов. «Идут часы», льет дождь «идет дождь» В загадке дети воспринимают слова сопоставлено, объединено: Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут (часы) Загадки развивают детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова: Без ног бегут , без крыльев летят, без паруса плывут (облака) 
Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но успешно развивает мыслительные способности.

           Народные игры – богаты образными разговорными формами, выразительной лексикой. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Подвижные игры очень нравятся детям, а игры подкреплённые стихотворениями, речетативами и закличками интересны вдвойне.

           Сказки, былины. Работа над сказкой как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение»…

 Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, понимания внутренних мотивов поведения героев.

Сила сказки, как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев.

Былина, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокого нравственного уважения к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.

Фольклорные праздники и развлечения, сочетая различные виды искусства, различные формы и жанры устного народного творчества,  оказывают большое влияние на чувства и эмоции детей. 

Богатейшие возможности для развития эмоций у детей дошкольного возраста классов имеют специально организованных занятия, по ознакомлению с лучшими образцами устного народного творчества.

В процессе восприятия произведений  устного народного творчества формируются эстетические чувства. Они первоначально проявляются в переживании положительных эмоций.

Эстетические чувства способствуют пробуждению эстетических эмоций. На первых стадиях эстетические эмоции возникают главным образом под воздействием яркой формы, привлекающей внимание внешней красотой: ритмичностью, занимательностью.

Более развитые эстетические чувства проявляются в разнообразных эмоциях: эмоции светлой радости или легкой печали и грусти, негодования и восторга. Влияние фольклора усиливается с ростом и развитием ребенка. Корректировать это влияние необходимо, в том числе и на специально отведенных программой занятиях.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста представляется в контексте личностного становления, причем рассматривается в основном как дополнение, составляющий компонент интеллекуально-познавательного развития, либо как обуславливающее поведение и самочувствие ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.

Источник