Конспекты занятий с ребенком 1 год
1.Дыхательная гимнастика.
2.Пальчиковые игры.
3.Речь.
4.Сенсорное развитие.
5.Логика.
6.Упражнения Монтессори.
7.Творчество.
8.Окружающий мир.
9.Музыкальное развитие.
10.Физическая активность.
1. Дыхательная гимнастика. Все наши занятия мы начинаем с дыхательных упражнений. Можно задувать свечку, надувать мыльные пузыри или шарики, дуть на бумажные салфетки, перья, дудеть, свистеть и так далее, на что хватит вашей фантазии. Дыхательная гимнастика улучшает кислородный обмен в организме, расслабляет и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Еще делаем вот такие упражнения: нюхаем цветочек (утрированный вдох через нос, выдыхаем со звуком “а-а-а”) и дышим, как собачка, высунув язычок, шумно, быстро.
2. Пальчиковая гимнастика. После дыхательной гимнастики можно поиграть в пальчиковую игру, достаточно одного упражнения, как вариант «Сорока-ворона». Или вот такое:
Этот пальчик – дедушка (большой),
Этот пальчик – бабушка (указательный),
Этот пальчик – папочка (средний),
Этот пальчик – мамочка (безымянный),
Этот пальчик – я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Еще вариант пальчиковой гимнастики – упражнение с массажным мячиком.
Покатайте мяч между ладошками. Затем по другим частям тела ребенка: ножкам, ручкам, спинке и животу,- заменяя слова в тексте:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Мой сын не очень любит эти игры, если он вырывает ручку, то я начинаю импровизировать, стараясь, заинтересовать его любимыми предметами. Смотри – по ладошке поехал поезд, а вот кошечка бегает по пальчикам и т.д.
3. Речь. Для развития речи мы делаем 5 упражнений:
– Голоса животных (кошка, собака, корова, коза, овца, свинья, курица, петух, утка, лягушка и т.д.) Можно посмотреть набор здесь.
– Звуки предметов (молоток (тук-тук), часики (тик-так), колокольчик (динь-динь), дудочка (ду-ду), самолет (у-у-у), поезд (чух-чух, машина (би-би), пароход .(ту-ууу), и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Что как звучит?»)
– Действия (упал- бух, качаться – кач-кач, спать -бай-бай, есть ням-ням, плавать буль-буль, ходить -топ-топ и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Кто что делает?»)
-Разучиваем звукоподражательные стихи. Например, «Гуси-гуси» или «Цыплята»:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
– Слоги и звуки. Произносите разные слоги и звуки, а ребенок будет стараться повторять за мамой. Отмечайте, какие звуки получаются у малыша, и тренируйте их чаще.
4. Сенсорное развитие.
Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. При работе с цветом главный упор в этом возрасте я делала на цветовосприятие, т.е. сортировку по цветам, а не названия цветов. Мы играли в цветное лото, устраивали цветные дни (собирали предметы одного цвета), а также делали упражнение «Бабочки- цветочки» из набора «Цвета», который можно посмотреть здесь.
Форма: треугольник, квадрат, круг.
Для изучения цветов и форм я вырезала из картона геометрические фигуры 4-х цветов. Всего получилось 12 карточек. Мы сортировали их по формам или цветам, делали домики из фигур (треугольник и квадрат), играли в теневое лото (в приложении), а также учились рисовать фигуры на манке, красками и карандашами, делали аппликации.
Величина: большой, маленький (2 предмета). Сравнивали предметы двух размеров, желательно чтобы предметы были одинаковые по форме и цвету. (картинки в приложении).
Для развития слуха, обоняние, осязания и вкуса на этом этапе специальные упражнения я не делала, просто стараюсь всегда рассказывать ребенку, что он слышит и чувствует: самолет гудит, машина сигналит, а вот ворона каркает, снег холодный, чай горячий, понюхай цветочек – это ромашка и т.д.
5. Логика. Для развития логики в этом возрасте мы использовали следующее:
– пирамидку и сортер;
– простые рамки- вкладыши;
– пазлы и картинки из двух частей (в приложении);
– лото на поиск пар (в приложении).
6. Упражнения Монтессори.
– Выбираем макароны, фасоль и т.д. из крупы (гречка, пшено, манка).
– Пересыпаем крупу (гречка,пшено, манка) ложкой.
– Переливаем воду в стаканах.
– Рисуем на манке.
– Сортируем, например фасоль и макароны.
– Кидаем горох (фасоль) в бутылку.
7. Творчество. Конечно, это не совсем творчество, а скорее отработка техник. Никаких сложных сюжетов я не придумывала, просто знакомила ребенка с материалами для творчества. Немного моих наработок есть в приложении.
Итак, с чем мы работали:
-карандаши, мелки (рисовали линии, кружочки, каляки-маляки, учила заштриховывать предметы, например, нарисовать мышку и спрятать ее, заштриховав мелками.)
-гуашь, краски (красками мы раскрашивали, у издательства «Карапуз», есть серия «Одной краской» работали с этими книжечками, также распечатывала крупные раскраски из интернета);
-пальчиковые краски (рисовали дождик, яблоки на дереве, пятна на божьей коровке и мухоморе и т.д.);
-пластилин, тесто для лепки (с тестом для лепки делали упражнение«Втыкалочки», лепите пирожок и втыкаете в него разные предметы: макароны, зубочистки и т.д., с пластилином работали по тем же сюжетам, что и с пальчиковыми красками: дождик, яблоки, кормили птичек.) ;
-цветная бумага, клей (делали аппликации из геометрических фигур).
8. Окружающий мир. Работа с карточками, тематическими книгами или просмотр слайдов в интернете. Некоторые альбомы есть в группе вк и в приложении. Темы:
-животные фермы;
-животные леса;
-животные Африки;
-овощи;
-фрукты;
-части тела;
-транспорт.
9. Музыкальное развитие. Музыкой мы обычно заканчиваем занятие, кружимся под классику (1-2 композиции) или танцуем под Е.Железнову(3-4 песенки в день).
Классическая музыка – в приложении.
Е.Железнова – диск можно посмотреть на сайте Музыка с мамой.
10. Физическая активность. Также в течение дня я решила добавить немного систематизированной физической активности, понятно, что детки целый день и сами прыгают, бегают, но хотелось бы привить привычку ежедневной зарядки на будущее. Список упражнений в приложении.
Скачать программу можно здесь.
Посмотреть марафон 10 занятий здесь.
Моя группа вк здесь.
Источник
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми
до 1-года
Содержание коррекционно- развивающей работы с детьми
с интеллектуальной недостаточностью.
1 этап коррекционно- развивающей работы.
(1-3 мес.)
Развитие слуховых ориентировочных реакций
-пропевание потешек: «баю-баюшки-баю».
-колыбельная : «спи-усни мой мальчик».
-музыкальная шкатулка.
Цели:стимулировать малыша прислушиваться к речи взрослого,отвечая вокализациями и двигательным оживлением. Локализация звука в пространстве. Различать различно-интонируемый голос взрослого. Развивать умение ребенка поворачивать голову к источнику звука.
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Игра «посмотри на меня».
Игра «Тюшки-Тютюшки, вот какие ушки, вот какие глазки….»
Игра «Веселая Петрушка песенку поет».
Цели:
-учить прослеживать за предметом в горизонтальной, вертикальной плоскости, по кругу.
-развивать длительное сосредоточение на лице взрослого, выражая при этом различные эмоциональные реакции.
Развитие эмоционально-положительных реакций на общение.
Игра «Наш Ванюшка- Ванюшка….».
Игра «Вздумалось нашей детке…».
Цели:стимулирование сосредоточения, смеха, эмоционального возбуждения на общение с взрослым. Развитие «комплекса оживления». Формирование чувства защищенности.
Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки.
Развитие общих движений.
Массаж рук.
Игра «переборы пальчиков».
Игра «Веселая погремушка». «Поролоновые мячики».
Игры с поглаживанием.
Цели:
-активизация функционирования пальчиков, руки ребенка.
-стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.
-развитие моторно- кинестетических ощущений (удержание головы в положении лежа на животе), ощупывание предмета и себя руками.
-тренировка опоры на кисти рук.
Нормализация дыхания.
Игра «полежим на боку и попоем».
Игра « в ритме выдоха».
Цели:
-увеличение объема и силы дыхания.
-выработка ритмичности дыхания.
Развитие предпосылок активной речи.
Игра « Гули-голубочки» . «Споем песенку вместе и улыбнемся»
Игра «Поиграем с губками малыша». « Как нам весело с тобой».
Игра «Звуки».
Цели:
-стимулирование появления звуков гуления в ответ на эмоциональное обращение взрослого.
-активизация губной мускулатуры.
-стимулировать подражательно-мимические способности ребенка за взрослым.
-стимулировать интонационные подражания и вокализации за взрослым.
2 этап коррекционно- развивающей работы.
(3-6мес).
1.Развитие зрительных и слуховых реакций:
а). Игра с наручными куклами
Цель: развивать умение рассматривать свои руки, игрушку на запястье, дотягиваться до нее, ощупывать и совершать изучающие действия. с предметом.
б )Игра «Шуршащая бумага»
Цель: Развивать умение поворачивать голову в сторону невидимого звука и
находить его.
в )Игра « Веселые мальчишки».
Цель: Развитие длительного сосредоточения на лице взрослого и игрушке.
Игра «Ищем музыкальную шкатулку».
Цель: Стимулирование ищущих поворотов головы при длительном звуке.
2. Развитие эмоционально-положительных ответных реакций и эмоционального общения ребенка с взрослым.
а ). Игра с шарфиком.
Цель: Стимулирование «комплекса оживления», развитие ориентировочной реакции, эмоционального общения.
а). Игра «Вздумалось нашей детке…..»
Цель: Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное общение.
в). Игра « Смелый пилот».
Цель: Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное общение.
3.Нормализация тонуса мышц, физиологического положения кисти и пальцев рук. Развитие движений руки и общей моторики.
а). Игра «Браслет».
Цель: Развитие умения захватывать другую ручку.
Игра: «Вот погремушка».
Цель: развитие умения захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над рукой.
в). Упражнение «Толкаю мяч».
Цель: Тренировка опоры на кисти рук.
г)Игра «Та-та-та, вот какая красота!»
Цель: Тренировка подползания.
д) Игра с поглаживанием.(стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.
е). Игра «Поролоновые мячики».
Цель: развитие умения захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над грудью.
4. Нормализация дыхания.
а). «Полежим на боку»
Цель: Увеличение объема и силы выдоха.
б). «Дышим и поем».
Цель: выработка ритмичности дыхания.
5.Развитие предпосылок активной речи.
а) Игра «Попоем песенку со мной….»
Цель: Стимулирование певучего гуления в ответ на эмоционально- голосовое воздействие со стороны взрослого.
б).Игра: Заюшка-заюшка, попляши со мной….»
Цель:развитие игры с ручками, с пропеванием потешки. Стимуляция появления лепетных звуков и активной вокализации, а также развитие «комплекса оживления».
в).Игра « с губками малыша».
Цель: развитие тактильных ощущений у ребенка, активного желания контактировать с взрослым, произносить лепетные сочетания.
г).Пропевание потешек для ребенка.
Цель: учить прислушиваться к речи взрослого, смотреть в лицо, радоваться общению, улыбаться, повторять звуки.
«Котя-котя-коток, котя, серенький лобок…», «Я, веселая игрушка, я игрушка-хохотушка….», «Поиграй со мной дружок, спой мне песенки……».
План коррекционно – развивающих занятий с детьми.
1 этап речевого развития
1.Звуковая культура речи.
Развитие слухового внимания, речевого слуха.
« Кто кричит». «Кто убежал». «Кого позовем?» Вместе попоем и попрыгаем».
2.Развитие речевого дыхания: Учить произносить на одном выдохе :ох-ах, охи-ахи.
3. Развитие речевого слуха, силы голоса :громко-тихо кричит курочка, собачка. маленькая и большая собачка. (подражаем правильно).
4.Работа по развитияю звукопроизношения, моторики арт. аппарата:
Па-па-па Ба-ба-ба Пам-Бам….пу-пу-пу Бу-бу-бу Пум-Бум
2.Развитие мелкой, общей моторики.
-упражнения с пальчиками.
-речь с движениями: ко-ко-ко , не ходите далеко….., дует веселый ветерок…
– собери матрешку.
-сложи такие шары.
-пересыпание фасоли, гороха (мет. Монтесори).
-построим домик для собачки и поиграем с ней.
3. Развитие импрессивной. Экспрессивной речи по лексической теме: «Животные».
-рассматривание игрушечных животных: курочка, собачка, корова.
Цели: учить рассматривать и различать по внешнему виду, подражать голосам и движениям животных. Совершать действия с животными по речевой инструкции.
-чтение детям стихов и потешек о животных.
Цели: учить вслушиваться и понимать текст, запоминать и подговаривать его.
-работа с однопредметным картинками.
Цели: учить различать на картинках животных, подбирать аналогичную. Развивать зрительное внимание, понимание речи.
-игра в прятки с животными.
Цели: учить детей вступать по собственной инициативе в эмоц. игру, угадывать животных, кот. спрятались, Подражать их крику и движениям, радоваться игре.
4.Сенсорное развитие
-разноцветные кубики ( подбор цвета по аналогии).
-Вкладыши по Пилюгиной (подбор форм по аналогии).
-игра : «поставь на стол коробку, мячик, кубик….»
-построим домик для собачки.
-красивую пирамидку собери.
5.Развитие внимания, мышления, памяти.
-Найди, поставь, покажи. -Что будем делать с предметом?
-Кто как ходит? – Куда убежала собачка?
План коррекционно- развивающих занятий с детьми.
1 этап речевого развития
1.Звуковая культура речи.
а).Развитие слухового внимания и речевого слуха.
« Кто к нам прибежал?» « Где гудит машина, найди?»
« Узнай по голосу тетю?» « Где стучит барабан?»
б). Развитие речевого дыхания: учить произносить протяжно слоговые сочетания:па-по-пу, да-до-ду…….
в)Развитие силы голоса и интонац, выразительности речи.
« Маленький Мишка рычит-большой….», «Поет петушок и кричат цыплятки….»
г).Работа по развитию звукопроизношения, моторики арт. аппарата.( та-та-та. Ба-ба-ба. Там-Там-Там.-Бам-Бам-Бам.( Палочка стучит. Барабан стучит.)
2. Развитие мелкой, общей моторики.
-речь с движениями: «Я везу, я качу, я колесами кручу».
-упражнения с пальчиками: « Здравствуй пальчик как живешь, песенки ты мне поешь….», « пальчики здороваются и прыгают»!
-построим машину из кубиков. – вставим форму в отверстие.
-разноцветная пирамида. – веселый петушок.
3.Развитие импрессивной, экспрессивной речи.
Лексическая тема: машина.
1.Рассматривание игрушечной машины, ее частей.
Цели: учить различать машину по названию, рассмотреть внешний вид, части: кабина, колеса. Учить различать большую- маленькую машину.
1.Игра: «Покатаем на машине игрушки».
Цели: учить понимать речевую инструкцию и выполнять ее, различать животных и подражать их голосам, радоваться игре и активно взаимодействовать с взрослым.Расширять пассивный и активный словарь: машина, гудит, едет, собачка, упала. поехала…..( звукоподражания: би-би, ав-ав,ду-ду…ух-бух,…)
3.Чтение детям потешек, стихов: « Я колесами кручу, бух упала и молчу….»
« Я тебя покачу, до лесочка довезу….», «Я машинка быстрая, локая,веселая, всех детей соберу и на дворик увезу».
Цели: учить детей понимать тескт, подговаривать слова и звукоподражания, понимать эмоц. выразительность текста и его ритмичность.
4.Соберем машинку из частей ( мягкие детали:кузов, кабина.колеса). и поиграем с ней.
Цели: учить детей составлять из частей целое, обыгрывать постройку, понимать действияи производить их самим. Развивать активную речь, речевой слух.
4.Сенсорное развитие.
-разные цилиндры( м. Монтесори)
-складывание из объемных форм машины.
-построим дорожку из кубиков для собачки и мишки.
-подбери по цвету шарики.
5.Развитие внимания, мышления, памяти.
-Угадай кто убежал? -Кто это кричит и где? -Кому, что оденем?- Разные домики?
3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми
(6-9 мес.)
1.Сенсорное развитие
а) Игра «Подтягивание воздушных шариков за тесьму».
Цель: развитие восприятия предметов , различных по цвету.
б) Игра «Вышел зайчик погулять»
Цель: развитие зрительного и слухового предвосхищения, эмоциональных реакций и положительного настроя на взаимодействие с взрослым.
В).Чтение потешек.
Цель: умение прислушиваться и различать интонацию голоса.
Ой, люли, ой люли, прилетели журавли, они сели на ворота, а ворота скрип, скрип.
Вы, ворота не скрипите, вы ворота не скрипите, нашу детку не будите!
Г).Игра с водой «Водичка».
Цель: развитие тактильных ощущений, расслабление кисти и пальцев рук.
2.Развитие эмоционально-положительных ответных реакций.
Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.
А). Игра «Где деточка»
Цель: развитие зрительного и слухового предвосхищения, поддерживание радостного настроения, умение вступать в эмоциональную игру с взрослым.
Б).Игра «Вылавливаем игрушки»
Цель: установление доверительных отношений с взрослым во время игры, привлечение внимание взрослого мимикой, жестом, лепетными звуками, развивать умение взаимодействовать с взрослым.
Г). Игра в «Ладушки». Различные движения с ручками ребенка.
Цель: развитие ярких эмоциональных проявлений, зрительно-моторной координации, активного внимания.
Маленькие крошки, хлопают в ладошки, хлопают в ладошки, ручками трясут!!!
Ой ладушки испечем оладушки, воробышки сели, ам, оладушки съели и улетели!!!
3.Развитие действий с предметами.
Цель: учить брать предмет и совершать с ним манипулятивные действия.
А).Вынимание и складывание игрушек в емкость.(ведерко,коробка).
Б). Игра «Вот какие глазки».
Цель: учить по подражанию противопоставлять указательный пальчик и направлять его к объекту.
Г).Игра «Постучим палочкой по металлофону».
Цель: учить брать предмет (палочку), по подражанию стучать о другой предмет, прислушиваясь к звуку и радоваться игре.
4.Развитие предпосылок понимания речи.
Цель: развитие регулирующей роли речи в общении ребенка с взрослым, формирование понимания отдельных слов (связь предмета со словом). Понимание вопроса «Где?»
А).Игра : «Ку-ку». «Где куколка».
Цель: развивать умение соотносить слово с предметом и находить его взглядом.
Развивать умение находить предмет, наблюдая за его перемещением. Узнавание предмета в плоскостном изображении.
« Вот красивая игрушка-наша куколка Катюшка, может хлопать может петь, кто желает посмотреть.»
5.Развитие предпосылок активной речи.
Цель: развивать способность подражать слога лепета (цепочки слогов в речи ребенка). Развивать мелодико-интонационную способность в речи ребенка.
А).Игра «Подражаем»
Цель: стимулирование произношения цепочки слогов лепета.
Б).Игра «Забавы перед зеркалом»
Цель: пассивная гимнастика органов артикуляторного аппарата.
В) Игра « Мяч».
Цель: учить смотреть на взрослого и произносить слоги по подражанию.
Да-да-да, До-до-до, Ду-ду-ду.
«Мячик Коле покажу, и ладошкой постучу, Ду-Ду-Ду.
Пам-Пам-Пам, поскакал! Опа-Опа- и упал-Бам!».
4 этап коррекционно-развивающей работы с детьми
(9-12 мес.)
1.Сенсорное развитие
Игра : «Ай, какой зайчик большой и маленький».
Цель: развивать зрительное и слуховое предвосхищение, познавательную активность, стимулировать эмоциональные проявления.
2.Игра: «Поиграй с предметом»
Цель: учить вынимать предмет из емкости и вкладывать его. Учить ребенка захватывать предмет, вынимать, рассматривать, действовать с ним( стучать, крутить, переворачивать, бросать, поднимать и вкладывать в емкость.Развивать познавательную активность, умение действовать с предметами разной величины и формы.
3.Игра: «Рассматривание на плоскостном изображении лица различных кукол!»
Цель: развивать активное внимание, зрительное предвосхищение, рассматривание и различение различных образов (кукол) и частей лица.
2.Развитие эмоционально-положительных реакций. Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.
А) Игра: «Показ заводной игрушки Петушок».
Цель: учить рассматривать объект в движении, радоваться игре с ним, тянуться и захватывать объект и действовать с ним (брать, крутить, стучать, давать взрослому, изучать свойства объекта).
Б). «Экскурсия с ребенком по комнате».
Цель: учить ориентироваться в комнате, выделять значимые объекты по названию, развивать интерес к окружающему миру, познавательную активность.
Г). « Игра с зеркалом».
Цель: учить рассматривать себя в зеркало, радоваться , смеяться, строить гримасы, подражать мимике взрослого. Развивать эмоциональные проявления в игре.
3.Развитие действий с предметами.
Игра «Веселые кубики»
Цель: учить целенаправленно действовать с предметами ( кладем в коробку кубики). Учить закрывать крышку у коробки. Развивать моторику рук, зрительно- моторную координацию.
Игра: Оденем колечко на стержень»
Цель: учить захватывать предмет, нанизывать на стержень, снимать со стержня колечко. Развивать положительные эмоции при взаимодействии с взрослым, самому инициировать контакт, и ждать результат. Развивать доверие к взрослому.
Игра: «Разные, красивые баночки».
Цель: учить вкладывать одну баночку в другую. Радоваться полученному результату и общению с взрослым. Развивать речевую активность ребенка.
4.Развитие мелкой и общей моторики.
Игра «Игры с пальчиковой куклой»
Цель: учить сгибать пальчик, одевать куклу на пальчик, играть с нею.
Б). Игра: «Соберем шарики»
Цель: учить брать предмет двумя пальчиками, складывать в коробку. радоваться полученному результату.
Г). Игра: «Подойдем к мячику».
Цель: развивать умение самостоятельно ходить, брать предмет и действовать с ним.
Игра: «Веселая лошадка»
Цель: учить сидеть и качаться без помощи взрослого на лошадке.
4.Развитие мелкой и общей моторики.
А) Игра: «Пальчик-мальчик».
Цель: укрепление мышцы руки и пальчиков.
«Пальчик-мальчик, где ты был, с этим братцем, в лес ходил!
С этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел!»
Б). Игра: «Вот какие глазки, носик, ротик»!
Цель: тренировка противопоставления указательного пальчика.
5.Развитие предпосылок понимания речи.
Задача: развитие регулирующей функции речи, увеличение объема понимаемых слов.
А). Игра: «Ку-ку, где куколка?».
Цель: развивать умение находить игрушки и предметы при их перемещении.
« Вот красивая игрушка- наша куколка Катюшка, может хлопать может петь. Кто желает посмотреть?».
Б). Рассматривание игрушки и ее плоскостного изображения.
Цель: учить понимать вопрос «Где?» И находить игрушку.
6 .Развитие предпосылок активной речи.
А).Игра: «Поиграем-попоем»
Цель: стимулирование повторного произношения слогов лепета. Развивать мелодико-интонационную способность речи, активное использование жеста при общении с педагогом.
Б.) Игра: «Веселое зеркало, поиграем с ним».
Цель: развивать подражательно-мимические способности, тренировать органы арт. аппарата, учить соотносить слово с действием.
В). Игра: «Веселый мяч».
Цель: учить повторять слоги по подражанию: да-да-да, до-до-до, ду-ду-ду.
Наблюдать за игрой с мячом и повторять их самостоятельно.
Понимать речь педагога и подговаривать ее.
« Мячик Саше покажу, и ладошкой постучу: Ду-Ду-Ду!
Пам-пам-пам, поскакал! Опа-опа и упал!»
Источник