Конспекты занятий для ребенка 6 лет по развитию с окружающим миром

оксана лихачева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет «Введение в программу по экологии»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5-6 лет.

Тема: «Введение в образовательную программу».

Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Расширять представление о компонентах природы (живой, неживой, закрепить свойства живого организма;

2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («не природа») ;

3. Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества;

4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.

Оборудование:

Слайдовая презентация по теме занятия, компьютер, мяч, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметами рукотворного мира, письмо, камень и растение, лейка, тряпочка, удобрение, палочка, альбомные листы, клей, ленточка.

Методические приемы:

1. Проблемная ситуация «Поможем Крошу сделать подарок для Ежика».

2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма» (на примере опыта).

3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое».

4. Дидактическое упражнение «Отгадай картинки».

5. Вопросы к детям поискового характера.

6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу».

7. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы».

8. Подведение итогов занятия.

I. Организационный момент (1 мин.)

– Собрались все дети в круг, я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

(Дети берутся за руки, друг другу улыбаются)

Педагог: А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)

Педагог: И вам, ребята,я скажу:

– Здравствуйте, милые дети! Вы прекрасней всех на свете!

Меня зовут Оксана Валентиновна, и я хочу познакомить вас с живой и неживой природой.

Узнать об окружающем нас мире новое и интересное хотите?

Тогда проходите.

II. Проблемно –игровая ситуация: (1 мин.) слайд №

– Сегодня на наш адрес пришло письмо от Кроша. (показать письмо). Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего друга Ёжика скоро день рождение. И мне хочется подарить нужный и полезный подарок. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет. Помогите мне, пожалуйста». (1 мин.)

Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма».

– Вы хотите помочь Крошу приготовить подарок для Ёжика?

– Какой альбом хочет сделать Крош? (о природе)

– А что же такое природа? (ответы детей)

– А какая бывает природа? (ответы детей)

– Чем живая природа отличается от неживой? (ответы детей)

II. Объяснение нового материала. (5 мин.)

Опыт с растением и камнем.

– Помочь Крошу мы еще не можем. Давай проведем опыт. Я на занятие принесла цветок. Даша, полей его, пожалуйста. Ребята, а для чего надо поливать цветы? А сейчас я внесу удобрение, подкормлю цветок. А теперь, Юля, протрет аккуратно листья цветка тряпочкой. (для чего) А теперь, что я делаю? (рыхлю палочкой землю).

А, что случится с цветком, если его не поливать, не ухаживать за ним? (ответы детей). Значит, цветок относится к какой природе? (ответ детей).

У вас на столах лежат ракушки. Возьмите их в руки. Ракушки- это природа.

А вот у меня на столе –камень. Это природа? А надо ли его поливать, удобрять, будет ли ему больно, если его уронить (ответы).Правильно, хоть, он и тоже объект природы, но не живой.

Микровывод: природа может быть живая (цветок и показать на него) и неживая (показать на камень).

А, теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Внимание на экран.

Игра «Живое – неживое».( 1 мин.) слайд №

-Белая, пушистая, по небу летает,

– На всех садится, никого не боится.

– Снег (снежинка). Неживая природа.

– Ползун ползет, иглы везет.

– Ежик. Живая природа.

– В воде под мостиком виляет хвостиком.

– Рыба. Живая природа.

– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут.

– Облака. Неживая природа.

Педагог: Замечательно! Мы справились!

-Дети, вы немножечко устали и, поэтому, все встали. Будем в мячик мы играть, на вопросы отвечать.

Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое» (2 мин.)

А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или неживая.

(Педагог называет слова – ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода) .

Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу» (1 мин.)

Ребята, повторяйте за мной (звучит музыка – звуки природы, а на экране- изображение лесной поляны)

Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала дождинка, потом еще одна, еще и еще, и начался сильный дождь. (дети плавно опускают то одну руку, то другую – сначала медленно, потом быстрее). Дождь стал утихать, а потом совсем прошел. Посмотрите, какая радуга появилась на небе, у всех отличное настроение. Смотрим на экран, глазами следим за солнышком, облаками и повторяем за мной движения.

Игра- гимнастика для глаз «Крошка Енот». (слайд шоу) (1 мин)

– Хорошо мы отдыхали, в мячик с вами поиграли,

А потом мы погуляли, за енотом наблюдали.

А, теперь, пришла пора, продолжить занятие, детвора.

Игра «Природа –неприрода». (2 мин.)слайд №

Что вы видите на этой картинке? (дети перечисляют). Все ли предметы мы отнесем к природе? (ответы) Почему мы их не относим к природе? (их сделал человек). Педагог обращает внимание детей на картинки природы.

– А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (ответы детей). (они появились без помощи человека, их создала природа) .

Микровывод:

Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» – это, то что сделано руками человека.

IV. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы» (5 мин) .

– Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и неживой природе, – это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.

– Теперь мы сможем помочь Крошу, создать альбом в подарок Ежику?

Вы будете работать в парах. Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Крош и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением неживой природы.

5. Вопросы к детям поискового характера. (3 мин.)

Педагог обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.

– Назовите, какие картинки у нас остались (ответы) Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (ответы детей) .

-Откуда появились эти предметы? (ответы детей). (их сделал человек) .

– А чтобы Крош понял, какие предметы не относятся к природе мы из оставшихся картинок сделаем коллаж – предметы, сделанные руками человека.

А, теперь картинки,которые вы разложили, можете приклеивать на лист.

Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой педагог ведет индивидуальную работу.

После завершения работы детьми, педагог предлагает детям соединить отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».

V. Подведение итогов занятия: (1 мин.) слайд №

– Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Крошу и Ежику? О чем узнают,Крош и Ежик, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? (посуда, одежда, инструменты, машины). Мы об этом будем говорить в течении всего года.

– Ребята, вам сегодня было интересно? Что вам больше всего понравилось?

Ну, а впереди нас ждет увлекательное путешествие в окружающий мир.

Слайд №

Посмотри, мой милый друг,

Как прекрасно все вокруг!

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года-

Это все вокруг (природа)

Кстати, чуть не забыла. Крош с письмом прислал для вас еще и посылочку, с благодарностью за вашу помощь! (раздаю детям сладкое угощение).

Слайд №.

До новых встреч, ребята!

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Тема: фрукты

Тип занятия: обобщающий

Форма занятия: подгрупповое

Продолжительность: 20 минут

Участники: учитель-дефектолог и дети

Возраст детей: 5-6 лет

Цель: расширение и активизация словаря ребенка по теме «Фрукты».

Задачи:

а) образовательные:

– активизировать и расширить словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «фрукты»;

– закрепить навык образования множественного числа имен существительных;

-закрепить навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в родительном падеже;

– продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– упражнять детей в образовании имен прилагательных.

б) развивающие:

– развивать навык самоконтроля за произношением самостоятельной речи;

– развивать познавательные способности, слуховое внимание, фонематическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление;

в) воспитательные:

– воспитывать формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания;

– воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию педагога;

– воспитывать любознательность.

Оборудование: картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан)

Предварительная работа:

рассматривание картин с изображением фруктов; чтение художественной литературы; беседы на тему «Фрукты», отгадывание загадок; дидактические игры «Один – много», «Поваренок», «Что съели?».

I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог. Отгадайте загадки и скажите, какой фрукт был загадан.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет?

(Груша)

Что за барышня такая

Смотрит с ветки, не моргая.

Синий сарафан на диво.

Догадались? Это – …

(Слива)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно.

(Апельсин)

Раз он жёлтый, значит, спелый.

Только вот какое дело:

Положил я фрукт в бокал –

Сладкий чай мой кислым стал!

(Лимон)

Что за сладкие рожки

В желтой одежке?

Что любят кушать обезьяны? –

С пальмы спелые …

(Бананы)

Учитель выставляет на доску картинки с фруктами.

Учитель – дефектолог: Назовите еще раз предметы, изображенные на картинках. (Яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, слива)

 – Ребята, как одним словом назвать  яблоко, апельсин, грушу, лимон, банан, сливу?(фрукты)

– Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

– Как называют  деревья,  на которых растут фрукты? (фруктовые).

– Где растут фруктовые деревья? (в саду).

– Как называется  сад,  в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

– Ребята, какие еще фрукты вы знаете? (Дети называют фрукты с картинок на доске и предлагают свои варианты)

II. Основная часть

Игра с мячом «Один – много»

Учитель-дефектолог: Я называю один фрукт, а ты должен назвать много.взять картинки

Яблоко-яблоки

Груша-груши

Слива – сливы

Апельсин-апельсины

Лимон-лимоны

Банан-бананы

А ведь фрукты и по размеру бывают разные! Когда яблоко поспело, оно большое, а когда только начало расти, оно маленькое яблочко

Игра «Назови ласково»

Дефектолог: – Я буду  называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково.
Груша – грушка

Слива – сливочка

Апельсин – апельсинчик

Лимон – лимончик

Банан – бананчик

Физкультминутка «Фрукты»

Педагог: предлагаю всем встать в круг и вспомнить физкультминутку «Фрукты!»

Будем мы варить компот

(маршировать на месте)

Фруктов нужно много, вот.

(показать руками – “много”)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок

(имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот,

(повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ.

(хлопать в ладоши)

Игра «Поваренок»

А сейчас мы с вами будем маленькими поварятами! Что же мы можем приготовить из наших фруктов? (Варенье, компот, сок).

А как называется сок из яблок? Груш? Слив? Апельсинов? Лимонов? Бананов?

Д/и «Чего не стало» 

Учитель-дефектолог: дети, предлагаю вам поиграть в игру «чего не стало», эта игра для самых внимательных ребят. Посмотрите на доску,  запомните фрукты.

– А теперь посмотрите, какого фрукта не стало?

– Сегодня вы мне очень помогли, и я хочу угостить вас своими фруктами. А что это за фрукт вы сейчас узнаете. Закройте глаза, откройте рот (в это время педагог, при помощи шпажки, по очереди каждому ребёнку кладёт в рот кусочек яблока).

– Как вы думаете, чем я вас угостила? (Ответы детей)

– Какое яблоко по вкусу? (сочное, сладкое,  ароматное).

III. Итог занятия.

Учитель-дефектолог. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли? Что нового узнали о фруктах?

Источник

Конспект  подгруппового  занятия  по окружающему миру и развитию речи

для детей 6-7 лет в группе  с ЗПР

по теме: «лес, деревья».

Учитель-дефектолог: Доронина Е. Г.

структурное подразделение «Детский сад №18 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

 Рузаевского муниципального района

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.

Задачи:

Образовательные: познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина; сосна; ель, обогащение словаря по теме: «лес. деревья», формировать понятие о пользе деревьев, познакомить с правилами поведения в лесу.

Коррекционные: развитие связной  речи, лексико-грамматических категорий, общей и мелкой моторики, слухового восприятия, памяти, внимания.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование: предметные картинки по теме: «лес, деревья», песочный стол, картина с изображением леса, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».

Дети встают в круг.

Бегали, ходили,

Озорными были,

А как встали в кружок,

Поздоровайся, дружок!

Дети садятся на свои места.

2.Сообщение темы занятия. Рассказ дефектолога

«Дети, посмотрите внимательно на картинку. Перед вами – лес. В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные – ель, сосна, и есть лиственные – береза, осина, липа, дуб, клен. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями – это крона. А еще у дерева есть корни. Они питают дерево соками из земли. Деревья приносят нам пользу: дает древесину, лекарства; является домом для зверей, птиц и насекомых».

Правила поведения в лесу. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

1.Не разоряйте птичь игнезда.

2.Нешумите в лесу.

3.Не разжигайте костры в лесу.

4.Не оставляйте мусор в лесу.

Запомнили как нужно себя вести в лесу?

– Сегодня мы с вами поговорим о лесе и деревьях . И тема нашего занятия «Лес, деревья».

II. Основная часть.

3.Отгадай загадки.

– Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. Отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

– Молодцы!

– Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.

Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

4. Упражнение «Посмотри, запомни, назови».

Рассмотреть с детьми картинки: лес, роща, бор. Уточнить их названия. Попросить детей самостоятельно показать и назвать лес, рощу, бор.

Лес – это место, где растет очень много деревьев.

Бор – это лес, где растут хвойные деревья.

Роща – это небольшой лиственный лес.

5.. Поиск соответствующего понятия «На чём растут?»

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

6. Классификация понятий «Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, дуб (ель);

береза, дуб, клен, смородина (смородина);

сосна, берёза, клён, дуб ( сосна)

7. Д/игра «С какой ветки детки?»

 -Ребята,  определите, с каких деревьев опали эти листья?

с березы – березовый лист

с осины – осиновый лист

с дуба – дубовый лист

с липы – липовый лист

с клена – кленовый лист.

– И с этим заданием вы справились прекрасно.

Физ-минутка.

А теперь давайте представим, что мы гуляем  с вами по лесным дорожкам.(Дети ходят по кругу  под музыку и проговаривают стихотворение)

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

Поднимаем ножки

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости пригласили.

8. Д/игра «Подбери слова – признаки».

– Дети, в этой игре вам нужно подобрать слова-признаки. Какие  деревья?

береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая

дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый

рябина –… тонкая, нарядная, красивая

клен – …резной, красивый, кудрявый

осина – …нарядная, дрожащая, шелестящая

тополь – …стройный, высокий, пирамидальный

липа – …красивая, липкая, лечебная

ива –… раскидистая, плакучая

ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.

– Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.

9. Д/игра «Подбери слова – действия».

– Листья что делают? – (…распускаются, зеленеют, желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).  

– Дети, вы хорошо подбираете  слова-действия.

 Слуховая гимнастика.

Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)

10. Упражнение «Составь предложение».

Попросить детей составить предложения из слов:

-Маша, рассматривать, сосны, дубы, березы.

-Маша, подойти, к, сосны, дубы, березы.

-Маша, любоваться, сосны, дубы, березы.

-Маша, рассказать, мама, о, сосны, дубы, березы.

11. Массаж с дарами природы (под магнитофон).

 Дефектолог раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе.

– Дети, что у вас в руках? (Сосновые шишки.)

– Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук  шишками.

Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью (под музыку).

Вы, сосновые шишки,

Дайте всем ребятам

Силу и здоровье,

Ловкость, красоту,

Радость и веселье,

Ум и доброту!

12. Рисование на песке.

 Нарисуйте  на песке листья с любого дерева, которое больше всего вам понравилось, но сначала вспомним правила рисования на песке.

Дети вспоминают правила и рисуют на песке листочки.

– Молодцы! У вас получились очень красивые листья.

III. Итоги занятия

– Давайте с вами вспомним, какие деревья мы можем увидеть, гуляя по лесу?

– Какие правила поведения нужно соблюдать в лесу?

– Какие игры, упражнения вам понравились больше всего?

Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, вы будете к лесу относиться бережно.

Источник