Конспект занятия с ребенком 3 года с дизартрией

Конспект занятия с ребенком 3 года с дизартрией thumbnail

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми со стертой дизартрией

Конспект № 1

Тема:

Развитие звукового анализа;

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Развитие голоса;

4. Развитие слухового внимания;

5. Формирование звукового анализа;

6. Развитие мелкой моторики;

Конспект № 2

Тема:

Автоматизация звука [ж].

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (в изолированном произношении и в слогах);

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие мелкой моторики.

Конспект № 3

Тема:

Развитие слухового внимания.

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Развитие голоса;

4. Развитие слухового внимания;

5. Развитие мелкой моторики;

Конспекты индивидуальных логопедических занятий
с детьми со стертой дизартрией

Конспект № 1

Тема:

Развитие звукового анализа;

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Развитие голоса;

4. Развитие слухового внимания;

5. Формирование звукового анализа;

6. Развитие мелкой моторики;

Оборудование:

Карточки-сигналы, звуковая горка, флажок, экран (ширма), лист плотной шершавой бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата.

hello_html_6a3c32b4.jpg

Массаж лба

Упражнение № 1

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Упражнение № 2hello_html_18b3f9fa.png

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: разминание лба от середины к вискам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: растирание лба от середины к вискам.

Упражнение №4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.

Упражнение № 5hello_html_m173d833d.png

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

Массаж щек

Упражнение № 1

Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;

Описание: осуществляются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

Упражнение №2

Цель: укрепление и стимуляция мышц лица и мышц мягкого неба;

Описание: проводится поочередный массаж точек: БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ.hello_html_d3860e8.png

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1hello_html_m14f17eb6.png

Цель: укрепление скуловой мышцы;

Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 2

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Массаж губhello_html_m1f5b6ee9.png

Упражнение № 1

Цель: укрепление мышц губ;

Описание: поглаживание губ от середины к углам.

Упражнение № 2

Цель: укрепление мышц губ;

Описание: разминание губ от середины к углам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: пощипывание губ от середины к углам.

Упражнение № 4

Цель: стимуляция мышц губ;

Описание: обкалывание губ от середины к углам.

Упражнение № 5

Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;

Описание: обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта;

Упражнение № 6

Цель: стимуляция мышц губ;hello_html_m34b3f3c2.png

Описание: похлопывание губ от середины к углам.

Массаж языка

Упражнение № 1

Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка;

Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка.

Упражнение №2

Цель: укрепление продольных и поперечных мышц языка;

Описание: ритмичное надавливание на язык от корня к кончику.

Упражнение № 3

Цель: укрепление мышц языка и увеличение подвижности языка;hello_html_m40deed7.png

Описание: проводится обкладывание языка от корня к кончику языка и по боковым краям языка.

Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка;

Описание: поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику языка.

Упражнение № 5

Цель: укрепление язычной мускулатуры;

Описание: разминание языка.hello_html_m6c2f9ff0.png

3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

♦ Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).hello_html_bb66ced.png

♦ Поочередное выполнение артикуляционных упражнений с ориентировкой на карточки-сигналы (упражнения выполняются перед зеркалом).

и др.

4. Развитие голоса

Изолированное произнесение звука [а]:

♦ Произнесение звука [а], изменяя силу голоса (громко, тихо);

♦ Произнесение звука [а], изменяя тембр голоса (низким голосом, высоким голосом).

♦ Произнесение звука [а] с различной длительностью – дидактическая игра «Горка». Ребенку предлагается вместе со звуком [а] покатиться на горке: при поднятии вверх – длительное произнесение звука [а], при спуске – короткое произнесение звука [а], задание выполняется с опорой на наглядность.

5. Развитие слухового внимания

Логопед хлопает в ладоши (за экраном) определенное количество раз, а ребенок произносит звук [а] столько раз, сколько раз хлопнул в ладоши логопед.

6. Формирование звукового анализа – выделение первого ударного звука в составе слога.

Логопед произносит слоги, в составе которых присутствует звук [а], ребенок должен поднять флажок, если услышит звук [а] в начале слога.

7. Развитие мелкой моторики рук – пальцевая гимнастика.

Логопед предлагает ребенку сконструировать лодку из бумаги. Логопед демонстрирует правильное выполнение задания, а ребенок затем ребенок выполняет задание без вмешательства логопеда (конструирование выполняется из плотной шершавой бумаги). Предварительно обучение проходило в группе.

8. Итог занятия.

Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука они отрабатывали на занятии.

Конспект № 2

Тема:

Автоматизация звука [ж].

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (в изолированном произношении и в слогах);

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

Материал для развития мелкой моторики.

Ход занятияhello_html_5c291c9.png

1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры

Массаж лба

Упражнение №1

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: разминание лба от середины к вискам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;hello_html_71e2c3f5.png

Описание: растирание лба от середины к вискам.

Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: выполнение спиралевидных движений от середины лба к вискам.

Упражнение № 5

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: постукивание лба от середины к вискам.

Массаж щек

Упражнение № 1hello_html_14cc8e37.png

Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;

Описание: выполнение вращательных поглаживающих движений по поверхности щек.

Упражнение № 2

Цель: укрепление и активизация мышц лица и мышц мягкого неба;

Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДЙ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А; затем, массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24Jдо точки ЦЗЯ-ЧЕ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.

Массаж скуловой мышцыhello_html_3068866a.png

Упражнение № 1

Цель: укрепление скуловой мышцы;

Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Читайте также:  Препараты от насморка ребенку 3 года

Упражнение № 2hello_html_m69709fa9.png

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу;

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Массаж губ

Упражнение №1

Цель: укрепление мышц губ;

Описание: легкое растирание губ от середины к углам.

Упражнение № 2

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: разминание губ от середины к углам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц губ;hello_html_m13f07316.png

Описание: пощипывание губ от середины к углам.

Упражнение № 4

Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;

Описание: проводится обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта.

Упражнение № 5

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: проводится точечный массаж по линии губ от середины к углам.

Массаж языка

Упражнение № 1

Цель: расслабление продольных мышц языка;

Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка.

Упражнение № 2

Цель: расслабление поперечных мышц языка.hello_html_72f9a16e.png

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.

Упражнение № 3

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка и уменьшение саливации.

Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

♦ Изолированное выполнение артикуляционных упражнений. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер», «Жук».hello_html_m17a47209.jpg

hello_html_7b499db7.png

♦ Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом;

4. Автоматизация звука [ж] в слогах

Ребенку предлагается воспроизвести слоги:

Жда-ждо-жду-жды

Ждо-жду-жда-жды

Жду-ждо-жды-жда

Ждо-жды-жду-жда

Жна-жно-жну-жны

Жно-жну-жны-жна

Жну-жны-жна-жно

Жны-жно-жну-жна

Джа-джо-джу-джи

Джо-джу-джи-джа

Джу-джи-джо-джа

Джи-джо-джу-джа

5. Развитие фонематического слуха

Выделение слов на звук [ж] из скороговорок.

Ребенку предлагается прослушать скороговорки и, если он услышит слово со звуком [ж], то он должен хлопнуть в ладоши.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу.

Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

6. Развитие мелкой моторики

Ребенку предлагается выложить аппликацию «жук» (по контуру) с помощью зерен гречихи.

7. Итог занятия

Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука отрабатывали на занятии.

Конспект № 3

Тема:

Развитие слухового внимания.

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Развитие голоса;

4. Развитие слухового внимания;

5. Развитие мелкой моторики;

Оборудование:

Сюжетная картинка «В деревне», карточки-сигналы.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры

Массаж шеиhello_html_m347cbe78.png

Упражнение 1

Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса;

Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.

Массаж лбаhello_html_m54e0f211.png

Упражнение № 1

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят легкое поглаживание лба от висков к центру.

Упражнение № 2

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей.

Упражнение № 3

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от висков к центру лба.

Массаж щекhello_html_m72a6526d.png

Упражнение № 1

Цель: расслабление мышц лица;

Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.

Упражнение № 2

Цель: расслабление мышц щек;

Описание: выполняют вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1

Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: легкое поглаживание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.

Упражнение № 2hello_html_m4807aff7.png

Цель: расслабление скуловых мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от мочек ушей к середине подбородка.

Массаж губ

Упражнение № 1

Цель: расслабление круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.

Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.

Точечный массаж речевой мускулатуры

Упражнение № 1

Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре;

Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется на противоположной стороне.hello_html_m2df7f801.png

Массаж языкаhello_html_5946f660.png

Упражнение № 1

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах;

Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

Упражнение № 2

Цель: расслабление продольных мышц языка;

Описание: легкое поглаживание языка от кончика к корню.

Упражнение № 3

Цель: расслабление поперечных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от кончика языка к корню языка.

3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).hello_html_m222b4bee.jpg

4. Развитие голоса

Дидактическая игра «В деревне».

Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).

– Мы позовем гусенка – Га-га-га.

– Мы позовем мышонка, позовем его тихо-тихо, чтобы не услышала кошка – Пи-пи-пи.

– Мы позовем теленка, мы будем звать его громко, он далеко ушел от коровы – Му-му-му.

– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу.

– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав.

(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).

5. Развитие слухового внимания – различение неречевых звуков.

Ребенку демонстрируются предметы и звуки, которые издают эти звуки (ложка в стакане, шуршание бумаги, губная гармошка, свисток, колокольчик). Затем предметы убираются за ширму, а ребенку раздаются карточки-сигналы, на которых изображены, эти предметы. Логопед, за ширмой, издает звуки, а ребенок поднимает карточку-сигнал, на которой изображен предмет, издающий звук.

6. Развитие мелкой моторики – укрепление мышц рук.

Ребенок выполняет самомассаж кистей:

♦ Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением скорости (8–10 секунд);

♦ Грецкий орех положить между ладонями и выполнять круговые движения по часовой стрелке (8–10 секунд);

7. Итог занятия – логопед спрашивает у ребенка, звуки каких предметов они сегодня различали на занятии.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

hello_html_m543ae501.jpg

Заключение

Рекомендуемый в данном пособии дифференцированный логопедический массаж, должен проводиться на каждом индивидуальном занятии, перед артикуляционной гимнастикой, и входит в первый подготовительный блок индивидуального занятия. Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.

В подготовительный блок индивидуального занятия. Помимо логопедического массажа, должны быть включены еще артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой, дыхательные и голосовые упражнения, пальцевая гимнастика.

Основной блок индивидуального занятия посвящается коррекции произносительной стороны, куда мы относим:

♦ Уточнение артикуляционных укладов для постановки конкретного звука;

♦ Слуховая дифференциация звука с оппозиционными фонемами;

♦ Непосредственно постановка звука;

♦ Автоматизация звука;

♦ Дифференциация звука в произношении;

♦ Отработка слов сложной слоговой структуры;

♦ Практическое усвоение навыков просодического оформления речи.

В связи с тем, что индивидуальное занятие должно быть насыщено упражнениями из указанных направлений, мы рекомендуем логопедический массаж строго регламентировать в пределах 4–5 минут от индивидуального занятия, при условии, что длительность занятия составляет в ДОУ 15–20 минут. Рекомендуемый нами логопедический массаж проводится не сеансами, а в ходе логопедического занятия.

Читайте также:  Купальники для ребенка 3 года

Источник

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет  тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития “ребенок-подросток-взрослый”, то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Основные компоненты просодической стороны речи.

  • речевое дыхание;
  • темпо-ритмическая организация речи;
  • интонация;
  • голосовые модуляции (сила и высота голоса);
  • тембр речи.

Выделенные  структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

– речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;

– речевой выдох ослаблен;

– речь монотонна, маловыразительна;

– темп речи замедленный или ускоренный;

– ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

– голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;  

– голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

– тембр чаще низкий;

Для того, чтобы выявить степень сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно воспользоваться методиками Е.Ф Архиповой, которые подобраны с учетом онтогенетического принципа, структуры дефекта и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю при помощи комплекса упражнений логопедической ритмики. Который, направлен на обучение и воспитание детей дошкольного возраста с дизартрией, посредством движения, слова и музыки, а так же на преодоление выделенных особенностей просодики у детей дошкольного возраста.

Логоритмические упражнения должны проводиться на разных этапах занятий: перед началом занятий, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, а также включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Эта работа не должна заканчиваться даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.

Содержание занятия должно быть напрямую связано с изучаемой лексической темой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.

Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе я использовала приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи,  я адаптировала приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. 1 этап Подготовительный        2 этап Основной      3 этап Заключительный

1 этап Подготовительный                

1. Работа над речевым дыханием.

2. Работа над голосом.

3. Формирование ритмической организации речи.

4. Формирование темповой организации речи.        

2 этап Основной

1. Формирование общих представлений об интонации.

2. Знакомство с повествовательной интонацией.

3. Знакомство с вопросительной интонацией.

4. Знакомство с восклицательной интонацией.

5.Дифференциация интонационной структуры предложения.        

3 этап Заключительный

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.

2. Работа над интонацией вопросительного предложения.

3. Работа над интонацией восклицательного предложения.

4. Дифференциация интонационной структуры предложения.

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ СДЕТЬМИ 3 – 4 ЛЕТ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ.

«ОСЕНЬ В ЛЕСУ»

ЦЕЛЬ: преодоление просодических нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

ЗАДАЧИ

Коррекционно – образовательные:

– Уточнение, расширение и активизация словаря;

Коррекционно – развивающие:

– Развивать речевое дыхание, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальный слух и зрительную память;

–  Продолжать развивать координацию движений рук и ног, пространственную ориентацию;

– Формировать выработку чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;

– Способствовать развитию мимической выразительности.

Коррекционно – воспитательные:

– Воспитывать интерес к логоритмическим занятиям.

 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Образовательная область «Познание»

1. Продолжать расширять детский кругозор.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Развивать все компоненты  устной  речи детей.

2. Развивать умение  детей свободно общаться со взрослым и детьми.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1. Воспитывать чуткость к художественному слову.

2.Приобщать детей к словесному искусству, художественному восприятию  стихов про осень.

Образовательная область «Физкультура»

1. Развивать координацию речи с движениями, умение действовать в соответствии со словами текста.

Образовательная область «Здоровье»

1. Упражнять в развитии мимических мышц, дыхания.

2. Способствовать формированию правильной осанки, развитию общей и мелкой моторики, укреплению зрения .

3. Упражнять в умении снимать эмоциональное и физическое напряжение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. У детей   активизируется словарь по данной лексической теме. 

2.  Понимают, как  правильно координировать речь с движением.

 3.  Овладевают средствами устной речи и способами взаимодействия со взрослым и друг другом.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Обогащение словаря:

Осень, листопад, лесная поляна , боровик, мухомор.

Активизация словаря:

Солнышко, тучки, лес, листья, лето, грибы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Музыкальное оформление, осенние листья, экран, проектор, ноутбук, простые карандаши и  трафареты по количеству детей, корзинки, бумажные грибы, гимнастические  коврики и маракасы по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационная часть.           ( слайд №1-2 « Осенний пейзаж в лесу» +музыка)

(Дети входят в зал под песню Шаинского «Если с другом вышел в путь», встают полукругом,)

Логопед:

В лес осенний на прогулку

 Приглашаю вас пойти.

 Интересней приключенья

 Нам, ребята, не найти.

 Друг за другом повернитесь,

И за мной поторопитесь!

По дорожкам, по тропинкам,

 В лес гулять пойдём.

 Много, много интересного,

 Мы всегда в лесу найдем.

(Дети поворачиваются друг за другом и идут за логопедом «змейкой», между осенними листьями, выполняя движения согласно текста )

II.Основная часть.    (слайд №3- 4 «Осень, дорога, река, мостик» + музыка)

1.Динамическое упражнение  “Мы шагаем друг за другом”

 (на развитие координации движений рук, ног, пространственной ориентации )

(дети идут по залу змейкой вслед за логопедом под тихую музыку, выполняя движения согласно тексту)

Пойдём осенними дорожками,

Пусть листики шуршат под ножками        (Обычная ходьба.)

На носочках мы пойдём,

Мостик быстро перейдём                             (Ходьба на носках.)

Читайте также:  Что делать у ребенка кризис 3 года

И по кочкам : прыг, прыг, прыг –

Перейдём мы речку вмиг!     (Перепрыгивание через воображаемую преграду)

На полянку быстро вышли,

А вокруг грибы растут.            (Разводим руки перед грудью)

Ноги будем поднимать

И не будем их топтать           (Ходьба с высоким подниманием колена)

Слева друг и справа друг –

Образуем полукруг!         (Образуют полукруг и встают лицом к экрану)

(Слайд – анимация №5 «Лесная поляна»)

 ЛОГОПЕД

– Вот мы и пришли на лесную поляну. Посмотрите, как красиво вокруг!

– Ребята, скажите, какого цвета на деревьях листья? (Ответы детей: жёлтого, красного, оранжевого.)

– А какими они были летом? (зелёными)

– Как вы думаете, почему листики из зеленых превратились в разноцветные? (потому, что наступила осень и солнышко превратило листики в разноцветные).

– Солнышко очень любит играть и с листиками и с тучками на небе. Давайте и мы поиграем с солнышком!

 2.Гимнастика для глаз “Вышло солнце из – за тучи”.  (дети стоят  полукругом, лицом к экрану)

(Слайды №6 – 7  «Солнышко , тучки, лес и грибы»)

(по щелчку появляются сначала солнышко, затем лес, далее грибы от центра верх-низ-слева-справа)

Вышло солнце из – за тучи                                   / смотрим в центр на солнышко

Обогрело лес дремучий ,                                      / обводим глазами круг

И в земле грибы проснулись,                              / смотрим в центр на грибы

Потянулись, встрепенулись                                  / смотрим вверх – вниз

И давай расти, расти –                                           / смотрим влево – вправо

Глаз от них не отвести                                           / обводим глазами круг

Тучки попрятались, тучек не стало.                   /Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе во – всю засияло.                      /Поморгать глазами.

(по полу раскладываются бумажные грибы)

(Слайд №8 – 9 «яркое солнце – лес – грибы- музыка быстрая – музыка медленная)

3.Подвижная игра “Грибники”. (дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят слова)

За грибами мы собрались,

Но в грибах не разбирались.

Что себе мы соберём?

Для ежа что  запасём?

Это нам никто не скажет,

Только музыка подскажет.

(Под громкую музыку дети начинают собирать боровики «для себя», под тихую  – листочки «для ежа» в обручи – «корзины». По окончании игры садятся на ковёр)

(игра проводится два раза)

(по окончании игры Слайд №10 «Поляна с опавшими листьями»)

4.Ритмическая игра «Падают листья» ( на развитие речевого дыхания сидя на ковре)

– Ребята, посмотрите, как много листьев уже опало и лежит у нас под ногами. Это ветер их сорвал с деревьев и бросил на землю. Давайте и мы тоже устроим листопад.

(Слайд -анимация  №11 «листопад – летят разные осенние листья» )

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

(дети поднимают руки вверх и качают кистями рук из стороны в сторону, произносят: У– У – У… «листья дрожат на ветру»)

Руки роняем, вниз опускаем –

Ветер срывает листву.

(Постепенно опускаем руки вниз, с четким ритмичным произнесением звука: П – П – П ….

«листья падают на землю»)

(Слайд –  №12 «листопад – летят большие кленовые листья» )

В воздухе листья кружатся: Пы – Пы – Пы …(упражнение «Фонарики»)

(Слайд -анимация  №13  «Листопад – летят маленькие листья» )

(летят маленькие листочки: дети опускают руки быстрее, произнося: Пы – пы – пы…..)

Под ноги к деткам ложатся: П – П – П ….

(летят большие листья: дети постепенно, прерывисто опускают руки вниз, произнося: «П», «П», «П», «П»,…)

Ветер листья покружил: У– У – У…

(делаем круговые движения руками над головой и опускаем руки вниз)

И на землю опустил: П – П – П ….

Логопед: После нашего листопада на поляне появилось ещё больше листьев и все они такие красивые и разноцветные, как цветы. Так и хочется собрать их в букет. Давайте соберём осенний букет для мамы!

(Слайд №14 «Осенний букет» листья появляются по щелчку)

5. Пальчиковая игра “Осенний букет”..            

(Хором.)

1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать:  /соединяем  попарно пальцы рук, начиная с большого)

Листья берёзы, листья рябины             /Поочерёдно загибают пальцы на каждой руке.

Листики дуба, листья осины,

Листики клена мы соберем –

Маме осенний букет принесём!         / хлопаем в ладоши

 Красный листик,  желтый листик…     /сжимаем – разжимаем пальчики в кулачки

Красный листик,  желтый листик…     /сжимаем – разжимаем пальчики в кулачки

Один, два, три, четыре, пять!               /Поочерёдно загибают пальцы на  руках.

Сколько листиков собрали?                  /Протягивают вперёд ладошки.

Пять!                                                             /Поднимают вверх одну руку , широко раздвинув пальцы.

(дети встают на ноги )

(слайд -анимация  №15  «листопад – летят разные осенние листья» )

Логопед: Ребята, посмотрите, ветерок стал сильнее и снова закружил листья в танце листопада. Давайте и мы с вами потанцуем вместе  листиками и заодно споем песню про осень.

6.Танец с листьями под песню «Осень»    (дети поют песню и танцуют)

Осень, осень – дождик льет,

Погулять нам не даёт.

Осень, осень – листопад,

Листья кружатся, летят.

                                            Кап – кап – кап стучит в окно

                                            Непоседа дождик

                                            Мы возьмём с собой гулять

                                            Разноцветный зонтик.

7.Ритмическое упражнение “Капли”.

(слайд №16 – 17  «Дождь» + тихое музыкальное сопровожде