Конспект занятия по сенсорному развитию ребенка с зпр

Конспект занятия по сенсорному развитию ребенка с зпр thumbnail

«Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития (старшая группа)»

Работу подготовила:

учитель-дефектолог Григорьева А.О.

учитель-логопед Медникова Н.А.

Пояснительная записка

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие ребенка с ЗПР в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, имея свои специфические особенности:

  • недостаточность, фрагментарность знаний об окружающем мире.

  • нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе.

  • страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.

  • свойственна общая пассивность восприятия (А.Н. Цымбалюк), что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более лёгкой. Данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в ограниченном объёме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков.

  • отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.

  • значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации

  • не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3-4 года.

Исходя из специфических особенностей, сенсорное воспитание у дошкольников с ЗПР будет направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира. Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, происходит в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятия трудом, на занятиях по лепке, рисованию, в учебной деятельности, во время игр, экскурсий на природу и т.д. С другой стороны – ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.

Целевые ориентиры сенсорного развития на средний, старший и подготовительный возраст:

  1. на четвёртом году жизни ребёнок с ЗПР должен уметь: различать цвета, простые формы – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; группировать предметы одного цвета, формы, размера; сравнивать по цвету, форме, размеру.

  2. к пяти годам ребёнок должен: называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; называть основные цвета.

  3. на шестом году ребёнок с ЗПР (при условии обучения) должен называть геометрические фигуры: овал, ромб; основные цвета и оттенки. Ребёнок к шести годам должен употреблять такие частные параметры величины, как «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «широкий – узкий» и «длинный – короткий».

План-конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития (старшая группа)

Цель: Развить сенсомоторные способности у детей с задержкой психического развития, активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Обобщить и систематизировать представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); знания о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник, овал; различие предметов по размеру, форме и цвету

Коррекционно-развивающие: Развивать у детейтворческие способности, двигательную активность зрительное, слуховое и вкусовое восприятие, познавательный интерес, мышление, речь

Коррекционно -воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Демонстрационный материал: разноцветные помпоны (большие и маленькие), пинцет, щипцы, разноцветные корзинки, 2 корзинки разного размера, музыкальные инструменты (бубен, губная гармошка, маракасы, дудочка, трещотка), «чудесный мешочек», плоские геометрические фигуры, овощи и фрукты (помидор, огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан).

Методические приёмы: Сюрпризные моменты; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика с помощью шарика су-джок; дидактическая игра на восприятие цвета, величины; дидактическая игра с музыкальными инструментами на развитие слухового восприятия; дидактическая игра на развитие тактильного восприятия; дидактическая игра на развитие вкусового восприятия.

Предварительная подготовка: в группе подготовить «зоны-острова». Всего 4 острова. На каждом острове лежит конверт с заданием и материал для его выполнения.

Ход занятия

Дефектолог обращает внимание детей на загадочное письмо, которое прислал капитан Сильвер. В письме говорится о кладе-сюрпризе, который приготовил Сильвер. Но чтобы его отыскать ребята должны отправиться по островам, на которых надо выполнять придуманные им задания. Вместе с письмо в конверте лежит карта, с помощью, которой легко будет отыскать клад.

– Ну что ребята нравится вам такая идея? Отправимся в путь на поиски клада? (ответы детей)

– Ребята, а на чем же мы доберемся до клада? Правильно. Мы поплывем на корабле. – Теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что мы плывем. (звучит музыка «шум моря»)

Читайте также:  Общее развитие годовалого ребенка

Гимнастика для глаз

– Открывайте глаза. Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.

– Посмотрите, ребята, кажется мы на месте, где-то здесь должен быть остров. Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали).

Сверимся с картой. Да, все верно, мы приплыли к первому острову под названием «Остров помпонов».

– Капитан Сильвер оставил нам письмо. Давайте посмотрит, какое задание он нам приготовил.

«Юнги, я приготовил для вас задания, выполнив которые, вы сможете плыть на следующий остров. Итак, на этом острове я оставил свои любимые игрушки шарики-помпоны. Они все перепутались между собой. Ваша задача разделить их по цвету и размеру. Но нельзя трогать помпоны руками. Их разрешено переносить только щипцами или пинцетом, если помпон маленький.

Игра. Сортировка помпонов по цвету.

Цель: различать и называть основные цвета и некоторые оттенки.

Оборудование: помпоны различного цвета, корзинки соответствующих цветов, кухонные щипцы, пинцет.

Ход игры: на столе перед детьми стоят корзинки различных цветов. Предлагается из общей массы помпонов выбрать и рассортировать помпоны в корзинки определенного цвета.

Игра. Сортировка помпонов по величине «Большой – маленький».

Цель: уметь различать предметы по величине «большой-маленький».

Оборудование: большие и маленькие помпоны, 2 корзинки разного размера, кухонные щипцы, пинцет.

Ход игры: на столе стоят 2 корзинки и помпоны разного размера. Детям предлагается разложить большие помпоны в большую корзинку, маленькие – в маленькую корзинку.

– Молодцы ребята, вы справились с первым заданием капитана Сильвера. А теперь садимся на корабль и плывем к следующему острову (звучит музыка «шум моря»). А пока мы плывем, давайте разомнем наши руки и пальчики. Доставайте каждый свой шарик и повторяйте движения.

Массаж рук (выполнять действия в соответствии с текстом)

Мячик я в руках катаю,

Между рук его гоняю,

А теперь сожму в ладошке,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

– А вот мы с вами нашли второй остров. Он называется «Остров волшебных звуков». Давайте, скорее, прочитаем следующее задание от капитана Сильвера.

«Дорогие мои юнги, вы прибыли на самый музыкальный остров в мире. Здесь я вам предлагаю поиграть на музыкальных инструментах и выполнить задание «Расставь все звуки по порядку».

Игра «Поставь по порядку»

Цель: запомнить последовательность звучания неречевых звуков; узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Оборудование: ширма, музыкальные игрушки (бубен, губная гармошка, маракасы, дудочка, трещотка), картинки с изображением вышеперечисленных музыкальных игрушек.

Ход игры: показать детям музыкальные инструменты, которые они должны будут узнать по звучанию в ходе игры. Дать возможность поиграть на каждом инструменте, для того, чтобы дети запомнили звуки. Каждый ребенок выбирает себе карточку с музыкальным инструментом. Далее рассказать ребятам правила: «Я буду играть за ширмой на каком-нибудь инструменте, а вы внимательно слушайте. Чей инструмент будет играть, тот поднимает свою карточку». Когда дети уже более уверенно ориентируются в звуках, дается следующее задание: «Я проиграю на каждом инструменте по очереди, ваша задача встать по порядку так, как играли инструменты (какой инструмент был первым, вторым, третьим и тд.).

– Умницы! И с этим заданием вы справились. Отправляемся к следующему острову. А пока наш корабль плывет, мы с вами немного разомнемся.

Физминутка «Морской мир»

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

– Ребята, пока мы с вами упражнялись, наш корабль приплыл на третий остров. Это «Остров ощущений». Давайте прочитаем письмо капитана Сильвера.

«Итак, юнги, вы добрались до третьего острова. На этом острове живут геометрические фигуры. Ваша задача найти их и распознать на ощупь, так как все они спрятались в 1 мешочке. А мешочек вы найдете под коробочкой круглой формы и красного цвета».

– Ребята, давайте для начала найдем круглую красную коробочку. Внимательно посмотрим по сторонам (дети находят коробку).

Читайте также:  Упражнения по развитию концентрации у ребенка 9 лет

– Молодцы! А теперь садитесь на стульчики, мы начнем игру.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: научиться определять фигуры по характерным признакам. Развивать речь и воображение.

Оборудование: непрозрачный мешочек, плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).

Ход игры: В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать со словами «Это круг, потому что у этой фигуры нет углов», «Это треугольник, потому что у фигуры три угла» и тд. Задание можно усложнить: дать задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.

– Молодцы! Плывем дальше. Закроем глазки и послушаем звуки моря (включить музыку «шум моря»).

– Ребята, вот мы и приплыли на последний остров «Остров запахов и вкусов». А ведь, правда, нам пора подкрепиться после утомительного путешествия. Что же нам приготовил капитан Сильвер? Давайте прочитаем письмо.

«Мои дорогие юнги, вот вы и приплыли на мой остров. Вы совершили большое и увлекательное путешествие по островам и в шаге от того, чтобы найти мой клад. Последнее задание, очень вкусное и приятное. Вам нужно на вкус и запах отгадать мои самые любимые продукты».

Игры «Узнай на вкус и запах»

Цель: Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Оборудование: платок (завязывать глаза), овощи и фрукты (помидор, огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан) целые и разрезанные на кусочки.

Ход игры: на столе на подносе лежат фрукты и овощи. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Педагог с подносом обходит по очереди всех детей, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит каждого ребенка сначала определить на запах, а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, определяет по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

– Ура! И с этим заданием капитана Сильвера вы справились.

-А теперь самое интересное, ребята, мы с вами нашли сундучок с кладом. Давайте посмотрим, что же там (дети открывают сундучок и достают оттуда шоколадные монетки). – Вы все молодцы, мои юные путешественники. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на корабль и поплывем обратно (включить музыку «шум моря»).

Итог

Обсуждение с детьми занятия-путешестия. Спросить у детей: Что не понравилось? Какие название вам запомнилось? На каком острове задания были легкие? На каком трудные?

Приложение

1. Игра «Сортировка помпонов по цвету и размеру»

hello_html_m5a3162e1.jpg

2. Игра «Поставь по порядку»

hello_html_2bacf614.jpg

  1. Игра «Чудесный мешочек»

hello_html_43cba11d.jpghello_html_73283ddd.jpg

4. Игры «Узнай на вкус и запах»

hello_html_m41dd1470.jpghello_html_m4584156c.jpg

Источник

«Разноцветное путешествие»

Коррекционно-развивающее занятие направлено на актуализацию представлений детей о «цвете»; развитие познавательных и коммуникативных навыков. Занятие включает в себя игры на развитие психических процессов, психогимнастические упражнения.

Цель: уточнение и расширение знаний детейо цветах спектра, их оттенках и тонах.

Задачи:

– закрепить знание холодных и теплых оттенков, навыки получения нового цвета, оттенков цвета путем смешивания красок;

– продолжать учить приемам саморасслабления, развивать координацию движений;

– развивать цветовосприятие;

– развивать познавательную, творческую активность, навыки произвольного поведения и самоконтроля, эстетический вкус;

– воспитывать любознательность, навыки коллективной деятельности.

Материалы: костюм художника (берет, шарф, кисти, палитра); разноцветные колпачки, медальоны и банты из широких лент на обувь; полоса препятствий (кочки, сенсорные дорожки, гимнастические скамейки, крупные мягкие модули); серединка и лепестки цветов определенного оттенка; разноцветные цифры; звезда оригами, квадраты бумаги для оригами, клей, кисти для клея; палитра (листы бумаги для рисования), гуашь, кисти; картина для раскрашивания, разделенная на части по количеству детей; музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Вводная медитация. «Выливание из кувшинчика».

Педагог предлагает детям представить себя на берегу ручья с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой.

Дети, сидя на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «выливают» из головы то, чего сейчас там не должно быть: боль, обиду, злобу. Ребята представляют свою голову расписным кувшинчиком, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы налить чистую.

Педагог обращает внимание детей на то, что в группе как-то обыденно, мало ярких красок, поэтому и настроение не очень веселое.

– Как вы думаете, кто бы мог нам помочь украсить группу яркими красками? (Художник) Как раз сегодня утром я встретила знакомого художника, и он обещал прийти к нам в гости. Давайте позовем его.

Пока дети зовут художника, педагог за ширмой переодевается в художника.

Читайте также:  Влияние положения ребенка в группе сверстников на развитие личности

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Радужка. Отгадайте, кто я по профессии? Как вы догадались? (У художника в руках кисти и палитра.) Когда я собирался к вам в гости, на мои волшебные краски упала черная клякса, и все вокруг сразу стало серым, черным, тоскливым. Вот и в группе, я вижу, клякса уже начала свое черное дело. Хотите помочь мне вернуть разноцветные краски? Тогда нам надо отправиться в волшебную страну красок.

Куда же краски делись?

Может быть, краски спрятались в сказке?

В чащах лесных и цветах полевых?

В теплых окошках, в нарядных матрешках?

Кисть и палитра помогут в пути

Разные краски ребятам найти.

– Чтобы попасть в волшебную страну, вам самим надо превратиться в краски. Пусть каждый из вас выберет свой любимый цвет (для выбора предложить детям наглядную опору в виде веера цветов и оттенков).

Педагог следит, чтобы ребята не повторяли один и тот же выбор, лучше взять другой оттенок.

Художник надевает на детей шапочки выбранного цвета, украшает обувь бантами такого же цвета. Дети вешают себе медальон выбранного цвета и отправляются в путешествие по полосе препятствий. По дороге ребята должны выполнить следующие задания.

Задание 1. Правильно сложить многоцветик от самого темного цвета до самого светлого.

Конспект занятия по сенсорному развитию ребенка с зпр

Задание 2. П/игра «К своему домику беги».

По команде воспитателя дети бегут к домику, номер которого по цвету совпадает с медальонами ребят.

Задание 3. Восстановить потерянные лучики звездочки. Из бумаги разного цвета способом оригами сложить элементы звездочки, восстановить цветовую последовательность и «починить» звезду (склеить).

Конспект занятия по сенсорному развитию ребенка с зпр

Задание 4. Экспериментирование с красками. Разделить цвета на холодные и теплые оттенки(для Королевы Сосульки и Солнышка).

Предложить ребятам самостоятельно получить разноцветные краски, смешивая в различных сочетаниях три цвета (желтый, красный и синий), а оттенки – путем насыщения белым цветом.

За каждое правильно выполненное задание (1,2,3) дети находят одну краску.

– Наконец, мы преодолели все препятствия, собрали нужные нам краски, и вспомнили правила их смешивания для получения новых цветов и оттенков. Теперь мы можем возвратиться в группу и приступить к ее украшению. А в обратный путь мы отправимся на облаках.

Этюд психогимнастики «Облако»

Педагог предлагает ребятам устроиться поудобнее на ковре, закрыть глаза и слушать его голос (звучит плавная музыка).

Представь себе теплый весенний день. Вокруг все спокойно и тихо. Тебе тепло и уютно. (Пауза.)Ты лежишь на траве и смотришь вверх на проплывающие в небе облака – белые, большие, пушистые. С каждым вдохом и выдохом ты начинаешь медленно и плавно подниматься в воздух: сначала ты совсем низко над травой, но вдох-выдох, вдох-выдох – и ты поднимаешься все выше и выше, к самым облакам. (Пауза.) Ты поднимаешься к самому большому и пушистому, к самому замечательному облаку на небе. И вот ты уже лежишь на этом облаке. Почувствуй, как приятно парить на нем в вышине. (Пауза.)

Облако дает тебе хорошую энергию, ты почувствуешь себя сильным и счастливым. Эти чувства останутся с тобой на весь день.(Пауза.)В любой момент, как только ты захочешь вернуться на землю, скажи об этом своему облаку, и оно медленно поплывет вниз, все ближе и ближе к земле. И когда ты благополучно окажешься снова на земле, облако отправится на небо. Посмотри, как оно медленно уплывает ввысь, оно словно улыбается тебе. Улыбнись и ты ему. (Пауза.) Это – твое собственное облако, и каждый раз, когда тебе понадобится отдохнуть, ты можешь снова позвать его. Твое облако будет радо снова тебя встретить. А сейчас потянись, открой глаза и улыбнись своему облаку.

Педагог снимает костюм художника.

– Вот мы и вернулись в группу. Посмотрите, художник оставил нам что-то. Да это же картина! Только пока она совсем бесцветная. Что же нам с ней делать? (Дети высказывают свои предположения.)Конечно, ее надо раскрасить.

Без красок красоты на свете нет.

Траве необходим зеленый цвет

И желтый, что на небе светит.

Давайте же раскрасим все на свете.

Давайте все раскрасим,

Долой тоску и грусть.

Пусть будет мир прекрасен

И счастлив будет пусть.

Рисунок разбирают по частям. Каждый ребенок раскрашивает выбранную им часть, и рисунок собирают.

– Ребята, посмотрите, какая красота! Картина засияла разноцветными красками. Теперь мы можем украсить ею нашу группу.

Ресурсы

Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Сервисы

Картотека игр и упражнений по психогимнастике

https://www.bbes.ru/early-development/card-index-games-and-exercises-for-psychogynecology-what-is-psychogymnasticssssss/

Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста

https://urok.1sept.ru/статьи/101114/

Схема для звезды оригами

https://penguin-art.ru/blog/zvezda-origami

Источник