Конспект занятия по развитию речи с ребенком онр 2 уровня

Конспект занятия по развитию речи с ребенком онр 2 уровня thumbnail

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия по развитию речи

с ребенком с системным недоразвитием речи первого уровня

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня

Тема: «Развитие экспрессивной речи»

Занятие: «Жучкины задания»

Цель: Развитие Экспрессивной речи

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».

Коррекционно-развивающие задачи:

Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.

Оборудование:

  1. Сдувалочка: «Сдуй тучки».

  2. Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».

  3. Слоговые дорожки (дорожка со следами).

  4. Волшебный мешочек и набор картинок.

  5. Деревянные фигурки; сказка «Репка».

  6. Мягкая игрушка «Собака – Жучка»

  7. Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Развитие общеречевых навыков.

2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»

ХОД ЗАНЯТИЯ

№пп

Порядок проведения занятия

Оборудование

I. Организационный момент.

Логопед: Посмотри, кто к нам пришел? Это собака – Жучка. Поздоровайся с Жучкой.

Ребенок: Здоровается

Логопед: Жучка нам что-то принесла!

Мягкая игрушка Собака – Жучка

II. Развитие плавного длительного выдоха

Логопед: Давай посмотрим. Это солнышко! Спасибо Жучка. Повтори

Ребенок: Повторяет

Сдувалочка «Сдуй тучки»

Логопед: Солнышко закрыли тучки. Оно не может светит. Помоги солнышку, сдуй тучки.

Ребенок: Сдувает по очереди три тучки

Логопед: Молодец, солнышко снова светит и улыбается. Покажи, как солнышко улыбается.

Ребенок: Показывает

III. Закрепление произношения гласных звуков «Э», «Ы», «У»

Логопед: Жучка нам еще что-то принесла. Смотри, кто это.

Ребенок: Мишка

Сюжетные динамические картинки:

«Мишка идет»,

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори

Ребенок: «э-э-э».

Логопед: Как мишка громко поет?

Ребенок: «Э-Э-Э».

Логопед: Как мишка тихо поет?

Ребенок: «э-э-э».

То-же с картинками:

-Самолет летит «Ы-Ы-Ы»

-Паровоз движется «У-У-У»

Сюжетные динамические картинки:

«Самолет летит»,

«Паровоз движется»,

IV. Слоговые дорожки. Закрепление правильного произношения слогов со звуком «П».

Логопед: А теперь давай походим по волшебной дорожке. Разверни её.

Ребенок: разворачивает дорожку

Координирующая дорожка (коврик со следами)

Логопед: Наступай на следы и произноси: «па-па-па»

Ребенок: идет по дорожке и произносит: «ПА-ПА-ПА»

То же со слогами «ПУ», «ПО», «ПЫ»

V. Пополнение и активизация словаря (односложные слова с закрытым слогом)

Логопед: Жучка нам принесла мешочек. В нем что-то лежит. Достань.

Ребенок: Достает и выкладывает на столе картинки

Волшебный мешочек и набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед

Логопед: Называет картинки. Затем предлагает: покажи где: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед.

Ребенок: Показывает

Логопед: Показывает по очереди картинки и спрашивает: «Что это?»

Ребенок: Называет

VI.Формирование фразы с прямым дополнением

Логопед: Я хочу мяч. Дай мне мяч.

Ребенок: На мяч.

Набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед

Логопед: Теперь ты попроси у меня мяч.

Ребенок: Я хочу мяч. Дай мне мяч.

Так обговаривается каждая картинка

VII. Физминутка

Логопед: Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качая, кверху руки поднимаем. Наши ножки тот, топ. Наши ручки хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.

Ребенок: выполняет упражнение

VIII. Закрепление умения договаривать предложение и отвечать на вопросы

Логопед: Давай расскажем Жучке сказку. Посмотри какая сказка спрятались в крупе:

Ребенок: Достает из миски с крупой предметы и выкладывает их на столе.

Деревянные фигурки; сказка «Репка» (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и репка).

Логопед: Кто это?

Ребенок: дед, баба и т.д. и т.п.

Логопед: Все достал? Какая это сказка?

Ребенок: Репка

Логопед: Ну что, начнем? Посадил дед…что?

Ребенок: репку

Логопед: Выросла репка Какая?…

Ребенок: большая пребольшая (показывает)

Логопед: Стал дед тянуть …Что?

Ребенок: репку

Логопед: Тянет- потянет – тянет потянет (совместный показ), а вытянуть ….

Ребенок: Не может

Логопед: Позвал тогда дед кого? (показ)

Ребенок: бабку

И тд. по тексту до конца сказки

Логопед: Кто посадил репку?

Ребенок: дед

Логопед: Кто помогал деду тянуть репку? (показ)

Ребенок: Баба, Маша, собака, кошка, мышка

Логопед: Молодец!

IX. Заключительная часть

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Жучка

Логопед: Что нам жучка принесла? (показ)

Ребенок: отвечает, логопед помогает (солнышко, мишку, паровозик, самолет, мешочек)

Логопед: тебе понравились Жучкины задания?

Ребенок: Да.

Логопед: Какую сказку мы рассказали Жучке?

Ребенок: Репка

Логопед: Жучка! Тебе понравилась наша сказка?

Жучка: Очень понравилась. Спасибо.

X. Поощрение

Логопед: Ты хорошо сегодня позанимался и Жучка дарит тебе картинки. Дома обязательно расскажи эту сказку маме.

картинки с изображением героев сказки «Репка»

Логопед: А теперь мы пойдем с тобой в группу. Скажи всем до свидания.

Ребенок: До свидания.

Источник

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (I уровень речевого развития)

«Путешествие колобка»

Цель: развитие активной звукоподражательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить подражанию голосам животных;

2. Учить определять из ряда картинок ту, которую убрали или добавили.

Коррекционные:

1. Развитие артикуляционной моторики;

2. Развитие мелкой моторики;

3. Развитие общей моторики

Морально- нравственные (Воспитательные):

  1. Формировать навык работы в совместной деятельности

Оборудование: зеркала, игрушка Колобок, предметные картинки: кошка, собака, лошадка, петушок, коза, корова, овечка, разрезные картинки: курочка, цыпленок.

Ход занятия:

Организационный момент

– Здравствуй! Посмотрите, сегодня к нам в гости прикатился колобок. Давай вместе с ним отправимся на прогулку.

– Катится колобок, катится, и на пути ему попалась кошечка. Как кошечка мяукает? (Мяу- мяу)

– Молодцы! Кошечка хочет поиграть с вами.

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Как у нашей кошки

Беленькие ножки,

Мяконькие лапки,

Ноготки-царапки

(ступаем “ножками”- пальчиками мягко, по-кошачьи).

– Поцарапаем немножко,

Не ребята мы, а кошки.

– Умнички! Кошечке очень понравилось с вами играть. Покатился дальше наш колобок, и встретилась на пути ему собачка. Как лает собачка? (Гав- гав)

– Правильно, молодцы! Давайте покажем собачке, как вы умеете играть с язычком.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка»- улыбнуться;

«Трубочка»- вытянуть несомкнутые губы вперёд трубочкой и держать в таком положении;

«Забор» – улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении;

«Почистим зубки» – улыбнуться, приоткрыть рот. Почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону (с наружной и внутренней стороны);

«Лопата» – улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении, считая до пяти.

– Молодцы! Покатился дальше колобок и увидел лошадку. Как говорит лошадка? (Иго-го) А теперь давай встанем и поиграем с лошадкой.

Физкультминутка «Лошадка»

Цок, цок, цок, цок!

(Поочередно топает ножками – то одной, то другой)

Я лошадка – серый бок!

(Повороты, ручки на талии)

Я копытцем постучу,

(Ходьба на месте.)

Если хочешь – прокачу!

(Легкий бег на месте.)

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

(Взмахи ручками в одну и в другую сторону – показывая, какая красивая лошадка)

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка – серый бок!

(Кружимся на месте)

– Лошадке очень понравилось с вами играть. А наш колобок покатился дальше и увидел петушка.

Как кричит петушок? (Ку- ка- ре- ку).

– Молодцы! У петушка есть картинки, но он не может их собрать. Поможем? (Да)

Складывание разрезных картинок (с помощью логопеда): курочка, цыпленок.

– Кто у нас получился на картинках? (Курочка, цыпленок).

– Молодцы! Катится дальше колобок, и видит коровку, козочку и овечку. Как мычит коровка? (- Мууу) Как блеет овечка?(- Бее) Как говорит коза? (- Меее)

– Правильно! А сейчас эти животные с вами поиграют.

Игра «Кого не стало?»

– Запомните животных – корову, козочку и овечку. Сейчас вы закроете глазки, одно животное спрячется, а вы мне скажете – кто спрятался.

– Молодцы! Вы очень хорошо справились.

Итог занятия:

Логопед задаёт детям вопросы, и в зависимости от речевых способностей ребенок произносит либо полную фразу с нормативными словами, либо звукоподражание «мяу-мяу/гав- гав»:

– С кем мы сегодня ходили на прогулку? Кого встретили на своем пути? Как кошечка мяукает? Как собачка лает? Как лошадка говорит? Как петушок кричит? Как мычит коровка? Как блеет овечка? Как говорит козочка?

Источник

Деятельность учителя – логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

Здравствуйте

– Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.

Загадывание загадки:

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите».

Давайте вспомним, каких птиц мы знаем (на экране появляются картинки птиц. Дети называют их).

Подумайте, какая птица лишняя и почему?

Слышится жалобный стон – га-га-га

– Ребята, кто это может быть?

Появляется гусь.

– Ребята, давайте отгадаем как зовут гуся.

– Посмотрите и назовите картинки.

– послушайте и назовите первый звук в слове: Облако

– ВЕРНО. Звук О обозначаем какой буквой?

(аналогично с другими звуками)

– Посмотрите внимательно и назовите какие буквы получились?

– какое имя можно составить из этих букв. ПОДУМАЙТЕ.

– Молодцы. Вы справились с заданием. Нашего гостя зовут Гоша.

Дети отгадывают имя гуся, выделяя первые звуки из названий картинок (Груша, Облако, Шапка, Арбуз).

– Гоша грустный, потому что он потерялся в густом лесу. Поможем ему найти дорогу домой?

2.Основная часть

– Бродил Гоша по лесу, а навстречу ему птица. Ребята, кто это?

Артикуляционная гимнастика

-Какой первый звук в слове глухарь?

– Давайте произнесем звук (г) вместе? Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, язык прижимается к небу в глубине рта. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете звук (г) гласный или согласный?

– Верно. Каким квадратом мы будем обозначать этот звук?

– Приложите свою ручку к горлышку. Работает ли голосок?

– Звук (г) – согласный, твердый, звонкий.

– Звуки мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.

– Молодцы.

– Ребята, посмотрите, пока глухарь летал по лесу, он потерял первую букву. Что же нам делать?

– поможем глухарю?

(В разных уголках комнаты лежат части буквы Г (пазл – буква Г). Дети выкладывают букву Г из пазла).

– Молодцы, ребята мы собрали букву Г. Помогли глухарю, отправляемся в путь дальше.

– Посмотрите… А чьи это ушки виднеются вдали?

Как вы думаете, зачем зайцу такие длинные уши?

– правильно, чтобы лучше слышать. Во время лежки заяц поднимает уши – сам не встает. Зайка хочет проверить, а насколько наши ушки хорошо слышат, так как в лесу много опасностей.

– Возьмите в руки по одному синему квадрату. Вы будете поднимать его, как только услышите звук (г).

Т, г, д, н, г, д, б, г, д

Га, бу, го, гы, гу, ну, ты, ба

Гараж, дорога, дерево, иголка, машина, попугай, стол, гном, вагон.

– молодцы, ребята. Зайчик убедился, что у нас с вами ушки тоже отлично слышат.

– Ребята, посмотрите, за нами кто-то подглядывает.

– заяц вам легкую задачу приготовил. Попробуйте справиться и с моей и я вам покажу дорогу из леса.

6 гусей летели стаей, два из них лететь устали. Приземлились на лужайке. Сколько их осталось в стайке?

– Галка показала Гоше дорогу из леса.

– ой, ребята, посмотрите на нашего Гошу. Похоже он устал, не сможет дойти. Надо ему помочь. Давайте разомнем свои ручки и ножки, а Гоша будет повторять за нами.

Физминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорее в воду – плюх!

– какие мы молодцы!!! И настроение поднялось!!! Да и Гоша повеселел. Можем продолжать наш путь.

Игра “Чьё перо?”

Идет Гоша по тропинке, видит перышки лежат.

– Посмотрите, что это лежит на тропинке?

– Чьё же оно? Если это перо потерял петух, то перо (чьё?)

– Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?)

– Если это перо потерял голубь, то перо (чье?)

– Если это перо потеряла утка, то перо (чьё?)

– Если это перо потерял павлин, то перо (чье?)

– Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?)

– Куда попали мы вместе с Гошей?

-Сколько здесь разных птиц! А чей же Гоша сынок?? Давайте поможем ему вспомнить. Игра с мячом – «Кто у кого?» я буду бросать вам мяч,

– это кто?

– у курицы какие детеныши?

– Это кто?

У утки –

– это кто?

У индюшки –

-это кто?

-у голубки –

А это кто?

у гусыни –

– Мы нашли маму Гоши. Посмотрите, как он рад!!!

– Вы, молодцы, ребята. Помогли ему добраться до птичьего двора, не потеряться.

  1. Итог занятия

О ком сегодня мы говорили на занятии?

Что вам понравилось больше всего?

Это птицы.

Голубь, глухарь, гусь, павлин

– павлин, потому что в слове павлин нет звука (г).

-это гусь

давайте, отгадаем.

перечисляют.

Первый звук О.

Звук о обозначаем б.О.

получились буквы:

О, Г, А, Ш.

ПРЕДЛАГАЮТ варианты. Вт.ч. и гоша.

Да

Глухарь

Г (хоровое проговаривание)

Согласный

Синим

Да.

Посмотрите вокруг, вон лежат кусочки буквы. Их нужно собрать.

Да

Это же зайчик.

Чтобы лучше слышать.

Это галка.

Мы со всем справимся.

Осталось четыре

Потянулись, руки вверх – вдох-выдох

Рывки рук перед грудью

Повороты влево – вправо

Приседания

Наклоны головы влево -вправо

Присели

Птичье перо

Петушиное перо

Гусиное перо

Голубиное перо

Утиное перо

Павлинье перо

Индюшачье перо

На птичий двор

давайте

курица.

у курицы цыплята

утка

у утки утята

индюшка

у индюшки индюшата

голубка

у голубки голубята

гусыня

у гусыни гусята

Источник

Конспект открытого фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи во втором периоде обучения для группы детей с ОНР 2 уровня

Тема: «Домашние животные»

Выполнил:

учитель-логопед

МБДОУ №18

комбинированного вида

Хаметова Юлия Фаридовна

Самара

2019

Время занятия 30 минут.

Конспект открытого фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи во втором периоде обучения для группы детей с ОНР 2 уровня

Тема: Домашние животные

Цель: Научить образовывать фразу по модели «подлежащее (сущ.ед.ч)+Сказуемоегл.наст. вр)».

Образовательные результаты:

  • Сформирован словарь детенышей животных в импрессиве.

  • Активизирован словарь по теме домашние животные.

  • Умеют соотносить детенышей животных с мамами по названию и картинке.

  • Умеют строить связную фразу «предлог (У)+сущ Р.п +сущ И.п»

  • Умеют отвечать на вопрос «кто?», «что делает?».

  • Пополнен словарь глаголов действия.

  • Сформирована произвольная слуховая память.

Задачи:

  • Формировать словарь детенышей животных в импрессиве.

  • Активизировать словарь по теме домашние животные.

  • Научить соотносить детенышей животных с мамами по названию и картинке.

  • Научить строить связную фразу «предлог (У)+сущ Р.п +сущ И.п»

  • Учить отвечать на вопрос «кто?», «что делает?».

  • Пополнить словарь глаголов действия.

  • Формировать произвольную слуховую память.

Дидактический материал: Картинки с изображением животных и их детенышей, мел, доска, указка.

Лингвистический материал: указан в заданиях.

Ход занятия

I Организационный момент

Ребята, сегодня мы отправляемся в деревню. И нас встречает наша знакомая: лошадь!

Лошадь: Ребята, помните как вы мне помогали? Что вы вчера сделали?

О: Нашли детеныша.

Лошадь: Теперь я приглашаю вас в деревню. Кого вы там видите?

О: Перечисляют

Логопед показывает картинки.

Как можно назвать их одним словом?

О: Домашние животные

Л: Почему они домашние?

О: Потому что живут рядом с домом человека.

Л: Домашние животные

II Основная часть

1. Соединяем детенышей с мамами

Лошадь: Ребята, в деревне случилась беда:

Детеныши потеряли своих мам. Помогите их найти. Искать мам будем по 2 человека. Например, я спрашиваю:

у крольчонка мама кто?

Вы отвечаете: крольчиха.

Второй человек отвечает полностью: у крольчонка мама крольчиха.

Потренируемся. У крольчонка мама кто? Крольчиха. Ответь полностью: У крольчонка мама-крольчиха.

Искать детеныша козы будут: (назначаю детей)

1.У козы детеныш КТО?

2. (Козленок) (Левый ряд)

3. У козы детеныш – козленок. (правый ряд)

1.У кошки мама КТО? –

2. (Котенок)

3.У кошки детеныш котенок.

1. У щенка мама кто?

2. (Собака)

3. У собаки детеныш щенок.

1. У теленка мама кто?

2. Корова.

3. Как зовут детеныша коровы? (теленок)

4. У коровы детеныш теленок.

1. У жеребенка мама кто?

2. Лошадь.

3. Как зовут детеныша лошади? (жеребенок)

4. У лошади детеныш-жеребенок.

1. У ягненка мама кто?

2. Овца.

3. Как зовут детеныша овцы? (ягненок)

4. У ягненка мама овца.

1-все. Ребята скажите, нашелся 1 козленок, а все? (Далее по списку)

Лингвистический материал: указан в инструкции

Дидактический материал: Картинки детенышей, картинки животных-мам.

2. Физическая минутка

Выйдите из-за парт встаньте рядом со своими стульчиками.

Я изображу животное. Повторите за мной.

  • Корова

  • Лошадь

  • Кошка

  • Собака

  • Овца

  • Коза

Садитесь на места

3. Уточнение глагольного словаря

А теперь лошадь предлагает нам посоревноваться. Я задам вопрос. Если кто-то с первого ряда первый поднимет руку и правильно ответит на вопрос, то балл первому ряду, если со второго-второму. Кто знает ответ-МОЛЧА поднимает руку.

Как двигается?

Корова

Кошка

Собака

Овца

Коза

Лошадь

Л: Получается, что лошадь делает?

О: Скачет, бежит, прыгает, ржет.

Скажем полностью: лошадь скачет.

Вопрос: Что делает лошадь? (Скачет) Кто скачет? (лошадь)

Кошка

Л: Что кошка делает?

О: Мяукает, ловит мышей, бегает, спит.

Л: Скажем полностью:

Кошка мяукает.

Овца

Л: Что делает овца?

О: ест траву, блеет, бегает, спит.

Л: Скажем полностью:

Овца блеет.

Собака

Л: Что собака делает?

О: Лает, охраняет, рычит, бегает, играет.

Л: Скажем полностью.

Собака охраняет.

Л: Что делает корова?

О: Мычит, ест траву, спит, ходит, бодается.

Л: Скажем полностью. Корова ест.

Л: Что делает коза?

О:ест траву, бодается, ходит, спит.

Л: Скажем полностью. Коза бодается.

Лингвистический материал: указан в инструкции.

Дидактический материал: нет

4. Строим предложения: Подлежащее (сущ.ед.ч)+Сказуемое гл.наст. вр)

На доске Нарисована схема предложения.

Дети отвечают на вопросы

1. Как двигается.

2. Как голос подает.

3. Полное предложение.

Лингвистический материал: из предыдущего задания

Дидактический материал: схема предложения.

5. Ответить на вопрос используя местоимение «мой», «моя», «мое».

Я буду показывать на животное и спрашивать кому оно нравится. Те, кому оно нравится поднимите руки.

Например: «Чья кошка? Моя кошка».

Лингвистический материал: Корова, лошадь, кошка, собака, овца, коза.

Дидактический материал: Картинки животных.

III Заключительная часть

Лошадь: ребята вы так сегодня хорошо помогали! Перечислим животных про которых мы сегодня говорили.

1 коза, а все (козы) ?

Овцы, лошади, кошки, собаки, коровы

Как назвать их всех одним словом?

О: домашние животные. Почему?

Потому что живут рядом с домом человека.

Рефлексия: Занятие прошло успешно. Соблюдены все структурные звенья. Задачи достигнуты в ходе занятия. Дети были активны и усвоили материал по теме «домашние животные».

Источник