Конспект занятия по развитию речи с ребенком 3 года

Конспект занятия по развитию речи детей 2 – 3 лет

«Чудесный сундучок бабушки – Хохотушки»

(Образовательная область «Речевое развитие»)

Составила воспитатель 1 кв. категории Сидуганова Светлана Георгиевна

Конспект занятия по развитию речи детей 2 – 3 лет

«Чудесный сундучок бабушки – Хохотушки»

(Образовательная область «Речевое развитие»)

Цель: активизировать речь, обогащать и систематизировать словарный запас; развивать умение слушать и воспроизводить слова; развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие. Создать условия для развития речевой активности у детей.

Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение называть игрушки, умение правильно называть животных. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
Развивающие: развивать умение читать наизусть потешки; развивать слуховое и зрительное внимание, развивать артикуляционный аппарат, умение произносить слова отчётливо и верно; развивать мелкую моторику рук, координацию движений, мышление, память. Развивать устную речь детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные: создать положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу; воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность. Воспитывать интерес к художественному творчеству, к различным видам деятельности.

Тип занятия: Закрепление.

Форма занятия: Групповая.

Продолжительность: 15 минут.

Участники: группа воспитанников из 8 человек.

Возраст участников: 2-3 года.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Методы и приёмы: 
Словесный: рассказ, беседа, чтение потешек, пение песенок, (вопросы к детям, пояснение, загадывании и отгадывание загадок).
Наглядный: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, (создание игровой ситуации, внезапное появление игрушек).
Практический: дидактические игры.
Оборудование и материалы: сундучок, домик бабушки, платок для бабушки – Хохотушки, игрушки: медвежонок, лошадка, кошка, петушок, зайчик, собачка.
Предварительная работа: чтение потешек, песенок, стихотворений о петушке, медвежонке, зайце, кошке, лошадке, собачке, рассматривание и беседа по иллюстрациям с их изображением. Пальчиковые игры «Оладушки», «Здравствуйте, ладошки…»

Ход занятия

Дети в группе встают в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.

Игра «Здравствуйте, ладошки…»

Здравствуйте, ладошки! (Дети вытягивают руки вперед и поворачивают ладони вверх-вниз)

Хлоп, хлоп, хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки!

Топ, топ, топ! (топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх, плюх, плюх! (легко похлопывают по щекам (3 раза))

Круглые мешочки! (круговые движения кулачками по щекам (3 раза))

Плюх, плюх, плюх! (легко ударяют кулачками по щекам (3 раза))

Здравствуйте, губки! (покачивают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (чмокают губами (3 раза))

Здравствуйте, зубки! (покачивают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (щелкают зубами (3 раза))

Здравствуй, мой носик! (поглаживают нос ладошкой)

Пи, пи, пи! (нажимают указательным пальцем на кончик носа (3 раза))

Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперед, развернув ладони вверх)

Привет! (приветственно машут рукой)

(Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Кто- то стучит в дверь! Сейчас я посмотрю. (Вносит воздушный шар, к нему на ниточке прикреплён конверт). Что это? Как вы думаете? (Ответы детей: воздушный шарик)
Всё правильно! Наш воздушный шарик – волшебный, он прилетел к нам и принёс письмо. Сейчас я вам его прочитаю, послушайте внимательно. «Здравствуйте, ребята! Пишет вам бабушка – Хохотушка. Я хочу вас увидеть и приглашаю к себе в гости».
Вы готовы отправиться в гости к бабушке? (Ответы детей: да, конечно).
Волшебный шарик пусть останется в группе, порадует нас, а мы отправимся в путь на волшебном поезде, ведь бабушка – Хохотушка живёт очень далеко. Я буду паровозиком, а вы вагончиками.

Игра «Чух- чух, колёса стучат»

Вот поезд наш мчится, колёса стучат.

А в поезде в нашем ребята сидят.

Чух-чух, чух-чух, колёса стучат,

А мы отправляемся в дальний поход.

(Дети вместе с воспитателем подходят к домику бабушки. Воспитатель предлагает детям сесть на скамеечку возле дома, а сама стучится в дом. Из дома выходит бабушка – Хохотушка (переодетый воспитатель).
Бабушка – Хохотушка: Здравствуйте, детишки! (обнимает детей).
Посидите, отдохните, а я вас оладушками угощу. Вы только мне помогите их испечь.

Пальчиковая игра «Оладушки»

Ладушки- ладушки,
Пекла бабка оладушки,
Масло подливала,
Детушкам давала.
Денису- два, Ксюше- два…
Всем дала!
Хороши оладушки у нашей бабушки!
Бабушка – Хохотушка: Детки, подуйте на оладушки, а то они очень горячие. (Дыхательные упражнения). Вот какие молодцы!

Игра «Чудесный сундучок»

Бабушка – Хохотушка: Детки, я с собой принесла чудесный сундучок, в котором много интересных игрушек. (Бабушка достаёт игрушку Петушок). Кто это, как вы думаете? Как Петушок поёт? Какое стихотворение вы знаете про петушка?

Петушок- петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь.

(Бабушка – Хохотушка предлагает нескольким ребятам поочерёдно достать из сундучка игрушку, показать её всем присутствующим, назвать. Потом вместе вспоминают знакомое стихотворение, песенку или потешку про эту игрушку.)

Медвежонок.

А. Барто
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё- равно его не брошу, 
Потому что он хороший.

Кошка

Бабушка – Хохотушка: Как кошка поёт песенки? (Ответы детей: мяу-мяу, мур-мур). Давайте вспомним потешку про кошку.

Потешка «Киска»

Киска- киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

Бабушка – Хохотушка: Давайте угостим киску молочком.

Песенка про киску.

Киска к деткам подошла,
Молочка просила, молочка.
Просила, «Мяу» говорила,
Кисонька поела,
Песенку запела: «Мур, мур».

Заяц.

Бабушка – Хохотушка. Предлагает детям показать у зайчика хвостик, уши, как прыгает зайчик.

Стихотворение А. Барто «Зайка»
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Лошадка.
Бабушка – Хохотушка: Как кричит лошадка? (Ответы детей хоровые и индивидуальные)

Стихотворение А. Барто «Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Собака.

Бабушка – Хохотушка: Как лает собачка? (Ответы детей хоровые и индивидуальные)

Песенка

К нам пришла собачка,
Пушистая собачка.
С детками играет,
Очень громко лает,
Гав- гав, гав- гав.

Бабушка – Хохотушка: Спасибо вам, ребятки, за стихотворения, за песенки. А мне пора идти других ребятишек забавлять.
(Бабушка – Забавушка уходит)
Воспитатель: А нам пора обратно в детский сад.

(Дети садятся на поезд и едут).

Игра «Чух- чух, колёса стучат»

Вот поезд наш мчится, колёса стучат.

А в поезде в нашем ребята сидят.

Чух-чух, чух-чух, колёса стучат,

А мы отправляемся в дальний поход.

Ребята, вот мы и приехали в детский сад. Куда мы сегодня ездили? На чём? Понравилось вам в гостям у бабушки? Что вы там делали? Молодцы, ребятки! Бабушка – Хохотушка оставила вам игрушки, чтобы вы с ними поиграли.

Источник

Яна Гладышева
Конспект занятия по развитию речи для детей 3–4 лет «Наши игрушки»

Конспект занятия по развитию речи для детей 3-4 лет.

Тема: «Наши игрушки».

Цель: закрепить понятие «игрушки», учить называть игрушку по описанию и самим описывать её, познакомить детей с новыми игрушками, которых раньше не было в группе; углубить представления об игрушках. Учить отгадывать загадки. Развивать связную речь: учить детей составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке. Учить внятно, произносить все слова; закрепить слитное произнесение двух гласных уа на одном выдохе. Учить детей согласовывать слова в роде, числе и падеже. Обогатить словарь, активизировать его. Вызвать желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения, потешки. Формировать положительное отношение к поэзии.

Оборудование и материалы: кукла, машина, кошка, заяц, щенок, петух, мяч, лошадка.

Ход занятия. 1. Организационный момент.

Дети входят в группу с помощником воспитателя.

Педагог: Подойдите ко мне ближе, Посмотрите выше, ниже. Здесь игрушечки сидят И на нас они глядят.

2. Основная часть.

– Ребята, какие красивые и разные игрушки живут в нашей группе. Как называется эта игрушка? (Кукла.) А как зовут эту куклу? А как она говорит? (Уа-уа.) Давайте расскажем об этой кукле. Какая она? (Красивая, с длинными волосами, у неё красивое платье. Платье белого цвета.)

Педагог читает стихотворение «Кукла» Г. Бойко.

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь. Сразу глазки открывает, Только на руки берешь. И хоть слез у куклы нету,Плачет девочка моя: – Мама, мама! Где ты, где ты? Ну, а мама – это я.

– А это что? Правильно, это мяч. Какой он, опишите его. (Яркий, зеленого и красного цвета, а ещё у него есть полоска синего цвета.) А какой он формы? (Мяч круглый.) В какие игры можно играть с мячом? (Катать мяч друг другу, подкидывать его вверх, бросать друг другу.) А вы знаете стихотворение про мяч? Давайте все вместе прочитаем его.

Стихотворение А. Барто «Мячик».

– Какие молодцы. А это кто? Правильно, петушок. А какой наш петух? (Красивый, у него яркие перья, красные крылья, длинный разноцветный хвост.) А знаете ли вы стихотворение про петушка? (Дети читают потешку.)

Петушок – золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка. Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Детям спать не даёшь?

– И про петушка потешку знаете, молодцы. А вот узнаете ли вы, кто к нам пришёл в гости?

Игра «Угадай, кто это!»

– Кто к нам прибежал и мяукает? Конечно, это кошка. А как кошка мяукает? А какая наша кошка? (Большая, пушистая, белая с пятнами, у неё длинный и пушистый хвост, у неё голубые глаза.) А как можно ласково назвать кота? (Котик, котенька.) А давайте прочитаем для нашего гостя потешку.

Котя, котенька, коток, Котя – серенький лобок. Приди, котя, ночевать, Нашу деточку качать, Прибаюкивать.

– Какие вы молодцы, столько стихов и потешек знаете. А загадки отгадывать вы умеете? Тогда слушайте и отгадывайте, кто ещё пришёл к нам в гости. Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку.

– Кто это? Зайчик, конечно. Расскажите, какой он. (Белый, у него длинные уши, пушистый, у него короткий хвост). А как называют зайца в сказках? (Косой, серый, трусишка.) Вы наверно, и про зайку стихотворение знаете?

Стихотворение А. Барто «Зайка».

– Какие вы молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть. Вы будете зайчики, а я – лисичка.

Физкультминутка игра «Лиса и зайцы».

– Ребята, пока мы с вами играли, к нам пришёл ещё один гость. Кто это, отгадайте.

В дом чужого не пускает, и Хоть и мал, но громко лает. Этот зверь – живой замок, А зовут его (Щенок.)

– Правильно, это щенок. А какой он? (Маленький, белый с пятнами, у него короткая шерсть, маленький хвостик.) А как лает щенок? В загадке щенка называют живым замком, почему? Щенок не пускает в дом чужих людей. Давайте поиграем пальчиками в игру «Замок».

Пальчиковая игра «Замок».

На двери висит замок, Кто его открыть бы смог? Повертели, повертели. Покрутили, покрутили. Постучали и открыли.

– Кто-то ещё пришёл к нам в гости. Посмотрим, кто же это. Правильно, это лошадка. А как лошадка говорит? А как она цокает копытами? Правильно, а теперь поцокаем только язычком. Давайте расскажем лошадке стихотворение про неё.

Стихотворение А. Барто «Лошадка».

– Мальчики, какими игрушками вы больше всего любите играть? Конечно, любимые игрушки мальчиков – это машинки. Сколько их? (Их в нашей группе много). Расскажите мне, какие машинки у нас есть. (Есть большие и маленькие, разного цвета, грузовые и легковые.) А вот эта машина как называется? Правильно, грузовик. Давайте вспомним стихотворение про него.

Стихотворение А. Барто «Грузовик».

– Вот какая неприятная история случилась с машиной. А как мы должны обращаться с игрушками? (Беречь их, не ломать, не бросать.) Всё правильно, чтобы игрушки долго нас радовали, мы должны обращаться с ними бережно.

3. Итог занятия.

– Какие игрушки живут в нашей группе? А кто пришёл к нам в гости? Как надо обращаться с игрушками, чтобы они дольше нас радовали? Всё правильно, а сейчас можете поиграть машинками. Занятие окончено.

Источник

Игры – занятия по развитию речи детей третьего года жизни

К нам пришел Петрушка.

Задачи. Продолжать формировать умение включаться в диалог, пользоваться простыми фразами, упражнять в произношении звукосочетаний, побуждать и поддерживать инициативные проявления детей, доставлять им радость от игры.

Материал. Игрушка – Петрушка с колокольчиком, дудочка.

Содержание игры. За дверью ( или ширмой) раздается звон колокольчика, что непременно вызывает внимание детей. Воспитатель говорит: « Что это звенит, ребята» Колокольчик. ( Если дети затрудняются с ответом, подсказать). Интересно, кто пришел к нам с колокольчиком?» ( Подчеркнуть голосом изменение слова. « Это я, это я, Петрушка – веселая игрушка!» ( Это может сказать младший воспитатель.) « Ой, как интересно! Давайте пригласим Петрушку, скажем: « Петрушка, иди к нам!» ( Хором и индивидуально.) Если кто – то из детей затрудняется произнести фразу, необходимо помочь, проговорить вместе: « Здравствуй, Петрушка – веселая игрушка! Поздороваемся все. Какой красивый у тебя колокольчик! Покажи, пожалуйста, еще раз, как он звенит: динь – динь. ( Воспитатель действует с игрушкой.) Петрушка, наши ребятки тоже могут сказать, как звенит колокольчик. Скажи, Таня, скажи, Саша: « Динь-динь-динь!» ( Дети повторяют, желательно произнести фразу « Колокольчик звенит динь – динь».  Петрушка хвалит каждого ребенка. Затем говорит: « Ребята, а у меня еще есть игрушка, угадайте какая. ( Играет на дудочке.) Молодцы, все узнали дудочку. Скажите все, как на дудочке можно играть? Ду-ду-ду-ду-ду!» Подпевает:

Я на дудочке играю,

 И еще я вам сыграю….. ( играет.)

Воспитатель спрашивает, как играет Петрушка, подсказывает: « Хорошо, громко, весело. ( Дети повторяют.) Молодцы, ребята! Всем понравился Петрушка – веселая игрушка! Скажите Петрушке « Спасибо» и пригласите его еще в гости. Как можно пригласить?» ( Высказывания детей поддерживаются, поощряются.) В конце игры можно еще раз сыграть на дудочке и что – нибудь подарить Петрушке. Дети танцуют по дудочку. Прощаясь, Петрушка говорит:

Ду-ду-ду-ду-ду-ду,

Скоро я опять приду!

Петрушка снова у нас в гостях.

Задачи. Обогащать представления детей об овощах, их признаках и назначении, расширять и активизировать словарь: помидор – красный, круглый, вкусный; морковка – красная, сладкая; огурец – зеленый, длинный и т. д.; закреплять понимание собирательного слова – существительного « овощи»; развивать умение слушать и отвечать на вопросы предложениями.

Материал. Овощи ( морковь, помидор, огурец, репа) в чудесном мешочке.

Содержание игры. Неожиданно появляется Петрушка: « Здравствуйте, ребята! Я снова к вам пришел, мешочек вот нашел. ( Показывает.) Мешочек интересный, чудесный! Помогите мне, пожалуйста, узнать, что лежит в чудесном мешочке».

Воспитатель говорит: « Посмотрим, ребята, что там за чудо такое в чудесном мешочке. ( Достает морковку.) Вот это чудо! Что это, ребята? Какая морковка? Что про нее можно сказать?» Дает возможность высказаться детям, поддерживает, помогает вопросами: « Какого цвета морковка? Нравится морковка? Почему?» Помогает детям ответить предложениями, например: « Морковка вкусная, сладкая» или « Я люблю морковку, потому что она вкусная» и др.

Так же рассматривают другие овощи. Далее воспитатель обращается к Петрушке: « Петрушка, загадку ребяткам загадай – ка!» Петрушка загадывает загадку: « Мой мешочек чудесный, потрогай, что там лежит – угадай – ка!» Воспитатель отвечает: « Я могу показать, как загадку отгадать». ( Показывает, как на ощупь узнать, что взял.) Затем действия выполняют дети. Обязательно спрашивает, что нашел ребенок ( помидор, огурец, морковку, репку). Петрушка просит: « Отгадал загадку, дай мне, пожалуйста, отгадку». При необходимости воспитатель помогает детям сказать: « Петрушка, возьми морковку». Когда все будет собрано, воспитатель спрашивает у Петрушки, для чего ему нужны овощи, что он с ними будет делать. Петрушка просит ребят подсказать ему ( « Щи варить», « Винегрет делать» и т. д. ). В конце игры следует угостить детей овощами ( заранее нарезать и положить на тарелку). Обязательно спросить, что едят дети, кто принес овощи. ( Петрушка.) Поблагодарить Петрушку, пригласить его в гости еще раз.

Покатаем наших друзей

Задачи. Формировать у детей умение отвечать на вопросы взрослого предложениями, расширять словарный запас ( названия игрушек и действий с ними ), употреблять предлоги «в», «на», «к», упражнять в звукопроизношении, побуждать к активным действиям.

Материал. Игрушки ( машина, мишка, заяц)

Содержание игры. Воспитатель везет мишку на машине и говорит:

Едет мишка косолапый,

Он ребятам машет лапой!

Продолжает: « Кто к нам приехал, ребятки? Мишка. На чем мишка приехал? Мишка приехал на машине. Поздоровайтесь с мишкой». ( Побуждает действия детей – берут мишку за лапу, здороваются.) В это время выставляет на дороге зайца и спрашивает: « Кто это, ребята? (Ответы детей.) Ах, зайчик, ах, проказник, выскочил на дорогу. Скажите зайцу: « Беги, беги, лапки береги». ( Дети повторяют предложение.) Ну-ка, мишка, дай сигнал ( ту-ту-ту), и наш зайчик убежал!» (Дети повторяют, как сигналит мишка: « Ту-ту».) Вдруг заяц останавливается. Воспитатель побуждает детей спросить, что хочет зайчик, почему он остановился. Отвечает: « Он тоже хочет покататься на машине. Давайте его покатаем». Предлагает детям посадить зайца в машину к мишке, сказать: « Садись, зайчик, машину, садись!» Спрашивает: « Куда сел заяц? ( В машину) Кто рядом сидит? (Мишка.)» Дети катают мишку и зайца. Воспитатель обязательно спрашивает, кого они катают и на чем. Ответы дети повторяют хором и индивидуально. Воспитатель продолжает: « Ехали, ехали и домой приехали! Спросите, ребята, у мишки и зайца, понравилось ли им кататься на машине». Мишка и заяц благодарят детей.

В конце игры дети могут покатать другие игрушки, необходимо поддерживать и поощрять их инициативу.

Пожалеем зайку.

Задачи. Вызывать у детей положительную эмоциональную реакцию, учить понимать зависимость между своими действиями и результатом ( позаботились о зайце, он не заболел), побуждать и поддерживать самостоятельные высказывания детей.

Материал. Игрушка – заяц, теплый шарф, кусочки морковки и капусты.

Содержание игры. Игру хорошо провести на улице. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на него, спрашивает, кто это. Дети называют: « Зайка, заяц, зайчик». Воспитатель предлагает узнать, что случилось с зайцем. Побуждает детей спросить, помогает им ( проговаривает вместе вопрос, повторяют), поддерживает. Изображает разговор с зайцем. Говорит: « Вот что случилось, ребята:

Зайку бросила хозяйка –        

Со скамейки слезть не мог,

Под дождем остался зайка,                                  

Весь до ниточки промок.

Что сделала хозяйка?» ( « Бросила зайку, бедный зайка промок, ему холодно»). Воспитатель выслушивает и поддерживает высказывания детей. Спрашивает: « Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? ( Побуждать высказывания детей: « покормить», «согреть» – дает образец слов – глаголов, дети повторяют.) Что любит заяц?» ( Морковку, капусту.) Предлагает покормить зайца

 ( дети с удовольствием это делают, спрашивает: « Чем мы кормим зайца?»

( Морковкой, капустой.) Сам подчеркивает интонацией эти слова. Далее предлагает согреть зайца, показывает теплый шарф, говорит:» Чем согреем зайца? Что это?

( Шарф, теплый шарф.) Посмотрите, ребята, какой веселый стал заяц, он говорит всем ребяткам: « Спасибо, спасибо». Давайте попросим его станцевать, поплясать:

Заинька, попляши,                                                      

Зайка серый, попляши,

Серенький, попляши.                                              

Твои ножки хороши!»

Очень хороши, если дети будут какие – то слова повторять сами и плясать вместе с зайцем.

Наши домашние животные.

Задачи. Расширять знания детей о домашних животных ( где живут, что едят), соответственно обогащать словарь, называть животных и действия ( понятие « домашнее животное» – в пассивном словаре), продолжать учить строить предложение, отвечать на вопросы, побуждать проявлять активность и самостоятельность.

Материал. Игрушки – животные ( корова, лошадь, кошка, собака), спрятанные в корзинке, домик с забором из строительного материала.

Содержание игры. Воспитатель подзывает детей, спрашивает: « Что за домик тут стоит, кто в нем будет жить?» Раздается голос: « Мы! Мы!» « Кто это, ребята, здесь в корзинке? ( Воспитатель достает игрушку, просит назвать, кто это.) Корова, коровушка! Что ест корова? Траву. Как мычит ( кричит) корова? Му-му. Правильно, корова ест траву и мычит « му-у». ( Дети повторяют) Что дает ребяткам? Молоко! А где живет корова?»  Выслушивает ответы детей, обобщает: « Корова живет в сарае, во дворе ( можно показать картинку). Иди, коровушка, во двор, за забор!» Предлагает детям поставить корову за забор, сказать: « Иди, иди во двор».

Слышится другой голос: « Иго-го!». « Кто это?» – воспитатель достает лошадку или предлагает ребенку достать игрушку, задает вопросы: « Кто видел лошадку?, Кто катался на лошадке?, Какая она была?» Поощряет инициативу детей, их желание ответить самостоятельно. Прелагает спросит у лошадки, где она живет. Обобщает: « Лошадка тоже во дворе живет». Скажите: « Иди, лошадка, во двор жить». (Дети повторяют, относят игрушку к дому.)

Поднимает корзинку, удивленно спрашивает: « Кто здесь царапается? Ребятки, как вы думаете? Кошка к нам пришла – мяу-мяу!» Предлагает спросить у кошки, что она любит. ( Молоко, мясо.) Спрашивает: « Где живет кошка? Куда надо отнести ее?» Отвечает: « В дом, мышей ловить». Просит детей: « Скажите: « Иди, Мурка, в дом жить!»

Можно прочитать стишок:

Вот кот Мурлыка ходит,                                        

Мышка, мышка, берегись!

Он все за мышкой бродит,                            

Смотри, коту не попадись!

Воспитатель продолжает: « Кто еще с нами рядом живет? Гав! Гав! Гав! Кто это? Собачка Жучка. Что она просит у ребят? Косточку ( Угощают собаку.) Собака будет сторожить двор, чтобы лошадка и корова не ушли. А где живет?» ( Показывает и называет домик собаки – конуру.) Обобщает: « Лошадь и корова живут во дворе. Кошка – дома, а собака – в конуре. Это домашние животные».

Кто где живет.

Задачи. Обогащать и закреплять знания детей о животных ( где живут – домашние и дикие), учить различать и называть их, активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями, делать выбор, сравнивать, поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность детей.

Материал. Петрушка, коробка с игрушками, дом из настольного театра ( или из строительного материала), макеты деревьев.

Содержание игры. Петрушка приносит коробку с игрушками – животными и просит детей помочь разобраться, кто где живет, в лесу или дома.

Воспитатель говорит: « Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем». Достает зайца и продолжает: « Зайца серенький сидит, и ушами шевелит, и нам что – то говорит… Спросите у зайца, откуда он к нам прибежал ( или где он живет)». Ответ: « Из леса ( в лесу)». ( Работа над словоизменением.) Далее воспитатель спрашивает: « Какой заяц к нам прибежал? Какого он цвета? ( Серого.) Какие у него уши, какой хвостик?» ( Побуждает самостоятельные ответы детей, поддерживает, по необходимости помогает им.) Воспитатель обязательно обобщает: « Заяц серый. Уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький». Предлагает отнести зайца туда, где он живет: в лес или домой. ( Если дети ответят неточно, заяц будет сидеть и никуда не пойдет до тех пор, пока ответы не будут уточнены.) Далее Петрушка показывает корову, которая мычит и спрашивает: « Му-у-у. Я тоже живу в лесу?» Затем спрашивает воспитатель: « Как вы думаете, ребятки, корова тоже в лесу живет?» ( Стимулирует активность детей.) Обобщает: « Корова живет у людей, люди её кормят, она дает молоко». Предлагает отнести корову в её дом. Затем можно предложить самим детям ( поочередно) брать следующую игрушку из коробки и спрашивать, где она живет. Взрослый учит детей задавать вопросы, помогает их сформулировать. Действия производятся со всеми принесенными игрушками. Одновременно идет описание игрушек, особенно с ярко выраженными признаками ( рыжая лиса, у нее длинный пушисты хвост, медведь большой, у него толстые лапы, он идет, переваливается и т. д.). В конце игры можно спросить Петрушку, все ли зверюшки на своем месте ( в лесу или в доме), а детей – правильно ли ответил Петрушка, похвалить их за то, что они помогли животным найти свой дом.

Источник