Конспект занятия по развитию речи права ребенка

Конспект занятия по развитию речи права ребенка thumbnail

Комплексное занятие в подготовительной группе

Тема: «Права ребенка»

Цель: Развивать у детей основы правового сознания.

Задачи:

  • способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
  • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать внимание, память, логическое мышление , связную речь, расширять их кругозор, обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материалы и оборудование: шляпа, конверты, схемы прав, генеологическое дерево, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа: знакомство воспитанников с конвенцией о правах ребенка, работа с пословицами об образовании, просмотр мультфильмов.

Ход занятия:

Орг. момент. Дети под музыку «Я имею право» входят в группу.

-Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребенка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. Мы с вами будем рассказывать о правах, зашифрованных, в этих письмах и станем настоящими консультантами. Согласны?

1 – й конверт

-Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нем.

-Ребята, как вы думаете, что за право изображено на картинке?

-Что означает иметь право на имя?

-Как следует обращаться друг к другу?

-Как следует обращаться к взрослому?

-А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена. Каждый из вас примеряя и передавая друг другу эту шляпу должен представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество.

Игра «Шляпа знакомств».

-Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на фамилия, имя. отчество.

-А какой документ подтверждает это?

-Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

-А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы)

Рассказ воспитателя о том, как на Руси нарекали детей и почему.

Далее дети рассказывают о значении своего имени.

2 – й конверт

-Ребята, подумайте, какое право изображено на картинке?

-Верно, право на семью. Посмотрим, что я для вас приготовила.

-Вспомните, как еще мы называем такое дерево? Верно, генеологическое. Повторим вместе.

-Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся?

-Давайте дадим им имена.

-Кем приходится Миша своим маме и папе?

-А как можно назвать маму и папу одним словом?

-Кем приходится мама своим родителям?

-У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миши?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

-Кто Миша дедушке?

-Кто Маша бабушке?

-Как назвать группу людей живущих вместе?

-Верно, а если вы будите друг друга любить, беречь и уважать, ваше родословное дерево будет всегда крепким и здоровым, как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика: «Пальцы – дружная семья».

Ребус «7Я».

3 – й конверт

-Открываем третий конверт. Здесь загадка, послушайте:

Где семье комфортно нашей?

Где поутру пахнет кашей?

Там ступают кошки лапки,

А у входа стоят тапки.

(Дом, жилище)

-О каком праве идет речь?

Игра «Собери разрезные картинки».

-Назовите, какие сказки у вас получились?

-Какое право нарушено во всех этих сказках?

4- й конверт

-А мы продолжаем нашу консультацию. О каком праве, рассказывает эта картинка? (Право на образование).

-Как назвать эти предметы, одним словом?

-Верно, школьные принадлежности.

-Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?

-Кто обучает вас в детском саду?

-А кто будет обучать в школе?

-Давайте вспомним, какие пословицы об учебе вы знаете?

Игра «Продолжи пословицу».

-Я начинаю, а вы продолжайте.

Век живи …………….(век учись)

Учиться всегда………(пригодится)

Ученье – свет………..(а не ученье – тьма)

Тяжело в ученье…….(легко в бою)

Физкультминутка.

5 – й конверт

-О каком праве идет речь в этом конверте? (Право на мед. обслуживание)

-Послушайте стихотворение К.И.Чуковского «Барабек»

-Почему у Робина Бобина заболел живот?

-Чем опасно переедание?

-Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

-Но, если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

-Давайте проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызывают скорую помощь?

Сюжетно – ролевая игра «Вызов скорой помощи»

6 – й конверт

-Посмотрим, что у нас в следующем конверте?

(Фото с летним отдыхом детей)

-Как вы думаете, о каком праве говорят эти фотографии?

-Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и и выбирать место жительство, отдыха. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

-Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

7 – й конверт

-ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос: «У каждого человека есть определенные права, а что у него еще есть?» (Обязанности).

-Правильно, ведь прав и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

Дети берут по лучику, вспоминают, какие у них есть обязанности дома или в детском саду называют и прикрепляют лучик к солнышку.

-Посмотрите, что случилось с солнышком, оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

Итог:

-Ребята, вот и расшифровали мы все письма, которые пришли к нам. Давайте еще раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

-Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция)

Сюрпризный момент.

(Раздается стук в дверь, пришло еще одно письмо)

-Ребята, еще одно письмо пришло на адрес нашего детского сада, в подготовительную группу. Это же вам. Открываем. (Воспитатель открывает конверт, в котором, медальки юного консультанта. Награждается каждый ребенок).

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

Итоговое комплексное занятие по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе

Тема: «Права ребенка»

Воспитатель: Сподарева И.В.

г. Алейск

Источник

Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети».

Цели:

1 Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом.

2 Учить определять права детей по отрывку из песни, по содержанию дидактических игр, по отрывку из сказки.

3 Развивать умение соотносить сюжетную картинку с соответствующим правом.

4 Закрепить понятие «Конвенция о правах ребенка»

5 Совершенствовать умение отстаивать свои права и уважать права других людей.

6 Активизация словаря: конвенция, права.

Материал. Макет Конвенции о правах ребенка Сюжетные картинки Клей. Фломастеры. Мяч. Цветные овалы. Проигрыватель.

Предварительная работа: Знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка», чтение сказок, беседы о правах детей, разучивание игры «Динь Дон»

Вступительная беседа:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах детей. Ой! Подождите! А может у детей нет прав? Какие же права есть у детей? Откуда же люди знают об этих правах? Сколько прав записано в Конвенции о правах ребенка?

Мотивация:

Посмотрите, ребята, что у нас на доске? На рекламу не похоже, вроде бы и не картина…

Предположения детей

– Что это за книга?

– Это Конвенция о правах ребенка

– О чем эта книга?

– В ней записаны права детей.

Это интересно, мы сейчас полистаем «Конвенцию о правах ребенка», узнаем все ваши права… .

Читайте также:  Здоровье и гармоничное развитие ребенка

Начинаем листать книгу и видим что она совершенно пуста

Что случилось? В нашей книге ничего нет….

– Надо заполнить книгу.

НОД

Хорошо, ребята, но для начала садитесь на стульчики и отгадайте ребус, в котором зашифровано одно из прав детей.

– Это жизнь.

– Как вы можете объяснить это право?

– (ответы детей)

– (имя ребенка) выбери картинку, которая символизирует право на жизнь, почему ты выбрал эту картинку? Наклей ее, пожалуйста на первую страничку нашей Конвенции о правах ребенка. Спасибо.

– А сейчас поиграем в игру «Дин Дон »

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.

Ну а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

– О каком праве напомнила вам эта игра?

– Каждый ребенок имеет право на имя.

– Как же мы можем изобразить это право в нашей книге?

Варианты детей

– А можно написать свои имена на овалах и выложить цветы? А как эти цветы зафиксировать в кгниге? На столах для вас приготовлено все необходимое.

– Какие замечательные цветы с именами у вас получились!

– Присаживайтесь на стульчики и послушайте пословицу, которую я вам скажу:

Дружная семья гору сдвинет.

О чем эта пословица?

– О семье.

– Кто еще знает пословицы о семье?

– В родной семье и каша гуще.

– В дружной семье и в холод тепло.

– В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

– Зачем человеку семья? Какое право нам надо поместить в нашей Конвенции о правах ребенка?

– Каждый ребенок имеет право на семью.

– Молодцы. (имя ребенка) наклей картинку, символизирующую право на семью в нашу книгу. Почему ты выбрал эту картинку?

– Ответ ребенка.

– Молодец.

Послушайте отрывок из песни. (звучит песня «Всем на свете нужен дом»)

– О каком праве напомнила вам эта песенка?

Каждый ребенок имеет право на жильё.

Молодцы. Почему всем детям необходимо, чтобы у них было право на жилье?

Ответы детей.

(имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на жилье на следующую страничку нашей книги.

Скажите, а как вы отдыхаете дома и в детском саду?

Мы играем.

А нужна ли ребенку игра? Зачем?

В игре дети развиваются.

Правильно, а раз игра так важна для детей в Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на игру, (имя ребенка) наклей нужную картинку на следующую страницу нашей книги. Молодец!

А сейчас встанем, возьмемся за руки и поиграем в игру. Называется она «Есть или нет». Воспитатель объясняет задание: если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и говорят «ДА», если не согласны, то опускают руки и говорят «НЕТ».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Есть пещера у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли рифма у стиха?

– Ребята, откуда вы так много знаете? (ответы детей) Для чего человеку нужно учиться? (ответы детей). Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии.

В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.

– (Имя ребенка) наклей, пожалуйста, картинку символизирующую это право на следующую страницу.

– Молодец.

– Ребятишки послушайте отрывок из известной вам сказки Корнея Чуковского:

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей! »

«Что такое? Неужели

Ваши дети заболели? »

«Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит! »

«Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу».

– О каком праве вы подумали, когда слушали отрывок из сказки?

– Каждый ребенок имеет право на лечение, если он заболел.

– Молодцы. (имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на медицинское обслуживание

Конечно мы не все права поместили в нашу книгу, но мы обязательно продолжим эту работу.

– А ещё ребята хотят прочитать стихи о правах:

1. Пусть дети живут,

Смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет теплый светлый дом

2. Пусть солнышко светит,

Пусть птицы поют

Пусть дети взрослеют и в школу идут.

3. Пусть мамы и папы

Их любят всегда,

И пусть разрешают

Шалить иногда.

4 Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите.

Конвенцию мы изучаем,

И вас к тому же призываем.

Рефлексия.

– Ребята, чем мы сегодня занимались? Давайте еще раз рассмотрим нашу «Конвенцию о правах ребенка» – на этой страничке право на (перелистываем каждую страничку, Вам нравится наша книга? А для чего она может пригодиться?

Ответы детей.

Правильно, давайте сначала покажем нашу книгу родителям, а потом дадим посмотреть ребятам другой группы, чтобы они тоже знали свои права.

Источник

Иванцова Наталья Александровна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №17 «Золотая рыбка»

ЯНАО, г. Салехард.

НОД по развитию речи и социальному миру

Тема «Ваши права, дети»

Коррекционно-обучающие цели: В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.

Коррекционно-развивающие цели: Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), признаков. Продолжать учить составлять грамматически правильные предложения, активизировать словарь за счет новых слов.

Коррекционно-воспитывающие цели: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Организационный момент

Дидактическая игра «Копилка имен».

Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».

Введение в тему

На столе у логопеда находятся две одинаковые куклы.

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)

Обучающий этап

  • Дидактическое упражнение «Право на имя»

– Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.

– Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.

– Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».

– Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.

Логопед берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.

Читайте также:  Ребенок в 2 года развитие рост вес таблица

Богдан – богом данный

Владлен – сокращение от Владимир Ленин

Давид – любимый

Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный

Иван – милость Божья

Илья – сила Бога

Ярослав – сильный и славный

Вероника – несущая правду

Виктория – победительница

Дарья – сильная, побеждающая

Карина – впередсмотрящая

– Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.

Дети называют ласково по имени своего соседа.

  • Дидактическое упражнение «Право на гражданство»

– Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.

Логопед и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.

– Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».

– В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.

Динамическая пауза

Выполнение движений по тексту.

«Дом имен»

Эй, ребята! Встаньте в круг!

Вот как стало много рук!

Чьи же руки, подскажите

И ладошки покажите.

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались.

Сделали поуже круг

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен.

В этом доме мы живем.

Этап закрепления

  • Дидактическое упражнение «Право на проживание в семье»

– Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Логопед и дети формулируют понятие «семья».)

– Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Логопед предлагает послушать детей стихотворение о семье.

Вместе – мама, папа, я –

Называется семья.

По фамилии одной

Мама, я и папа мой.

Я спросил у муравья:

– Для чего нужна семья?

– Просто вместе легче жить

И работать и дружить.

Логопед предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.

  • Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Логопед показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?

– Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой…)

– Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».

Итог занятия

– Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.

– Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).

– О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.

Текущие изменения и дополнения

Интегрированное занятие по развитию речи и по изобразительной деятельности.

Тема «Животные»

Цели занятия

Образовательные: Уточнение представлений детей о домашних и диких животных; обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).

Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Дикие и домашние животные»; совершенствование грамматического строя речи.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к животным; воспитание художественного вкуса.

Организационный момент

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг.

– Ребята, вы хотите отправиться в интересное путешествие? Мы поедем с вами в страну умных игр. Но с нами хочет поехать один сказочный персонаж. Отгадайте, кто это.

Логопед загадывает загадку:

– Этот мальчик в синей шляпе

С белой челкой на лице (Незнайка)

Дети отгадывают загадку.

– Правильно, Незнайка. Возьмем его с собой в страну умных игр? А как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Дети перечисляют транспорт)

Введение в тему

– А поедем мы на … Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок (Поезд)

Дети отгадывают загадку.

– Сядет в вагоны тот, кто назовет домашнее животное.

Звучит песня «Голубой вагон», дети проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом.

Обучающий этап

– Вот мы и приехали в страну умных игр. Страна эта очень загадочная и необычайная.

На доске расположен цветик-семицветик, а на столе у логопеда лежат 7 конвертов таких же цветов с заданиями для детей. Каждый лепесток цветка пронумерован (от 1 до 7). После каждого задания логопед выставляет лепестки с изнаночной стороны, на которых написаны буквы (М, О, Л, О, Д, Ц, Ы).

– Ребята, как вы думаете, почему этот цветок называется «Цветик-семицветик»?

– У него для вас есть задания. Кто выполнит все задания, получит приз. Об этом попозже, а пока первое задание – загадки.

  • Дидактическая игра «Угадай-ка» Загадки-перевертыши о диких животных.

– Незнайка уже попытался отгадать загадки. Проверим, правильно ли он их отгадал?

Логопед загадывает загадки:

А) Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Б) Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

В) Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

Г) Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)

Д) Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Дети анализируют отгадки Незнайки. По мере отгадывания логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки-отгадки с изображением диких животных.

  • Дидактическая игра «Кто где живет?» Совершенствование грамматического строя речи.

– А сейчас поиграем в следующую игру. Это будет второе задание «цветика-семицветика».

Во втором конверте лежат картинки с изображением жилищ диких животных (берлога, нора, дупло, логово, куст). Дети распределяют жилища под каждым животным, анализируя свой выбор.

  • Дидактическая игра «Собери животных» Обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве.

– «Цветик-семицветик» подготовил для вас третье очень трудное задание – сложить животных из геометрических фигур. Как же нам это сделать? Помогут вам волшебные карточки.

Логопед выставляет образцы животных, выложенные из геометрических фигур (кошка, собака, белка).

– Давайте внимательно рассмотрим этих животных. Из каких геометрических фигур состоят наши животные?

Дети отвечают. Берут стулья и садятся за столы, на которых лежат конверты с заранее приготовленными геометрическими фигурами и составляют силуэты животных по образцу.

– Ребята, «Цветик-семицветик» шепнул мне, что вы немного устали, и он предлагает вам физкультминутку. Это будет его четвертое задание.

Динамическая пауза

Подвижное упражнение «Лошадка» (по стихотворению А. Барто)

Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним.

Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове

Читайте также:  Речевое развитие ребенка комаровский

Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошади,

Гребешком приглажу хвостик потом по спинке и по хвостику.

И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким

подниманием колена.

– Молодцы! Справились и с этим заданием.

Этап закрепления

  • Дидактическая игра «Угадай, чьи рисунки?»

Логопед помещает на доску иллюстрации Е.И. Чарушина.

– А вот и следующее задание. Посмотрите на доску, и скажите, иллюстрации какого художника вы видите?

Дети отвечают. Логопед выставляет очередной лепесток на доску с буквой Д.

  • Рисование животных. Обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).

– Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил нам «Цветик-семицветик». Он просит вас раскрасить силуэт животного.

– Как же на рисунке показать, что животные пушистые и мех у них переливается?

– Мы будем работать мелкими мазками или штрихами, а также воспользуемся приемом тычка, если вы выберите краски. Будем использовать в своей работе разные оттенки нужных цветов. Первой портрет животного нарисую я, а вы посмотрите.

Логопед показывает последовательность и технику рисования животного, например, белки.

– А теперь ваша очередь рисовать животного.

Дети рисуют. После логопед выставляет на доску сделанные работы.

  • Дидактическая игра «Назови ласково» Совершенствование грамматического строя речи.

– Рисунки животных готовы, и «Цветик-семицветик» просит вас выполнить его последнее задание. Подумайте и назовите добрые и ласковые слова про животных, которых вы нарисовали.

– А теперь забирайте свои работы, потому что нам нужно возвращаться в детский сад. И дома расскажите своим родителям, куда мы сегодня путешествовали.

Итог занятия

– Незнайке очень понравились ваши работы, и «Цветику-семицветику» тоже понравилось, как вы выполняли все его трудные задания, поэтому он решил вас наградить – конфетами из страны умных игр.

– А теперь посмотрите на доску. Все лепестки выстроились в один ряд. Это послание из страны умных игр. Здесь написано, что вы МОЛОДЦЫ!

Текущие изменения и дополнения

Оборудование:

Жесткие кисти, цветные карандаши, акварельные краски;

Бумага для рисования с силуэтами животных по количеству детей;

Картинки с изображением диких животных и их жилища;

Геометрические фигуры, вырезанные из картона (в конвертах) по количеству детей;

Иллюстрации Е.И. Чарушина;

Запись песни «Голубой вагон»;

«Цветик-семицветик» и 7 конвертов такого же цвета с заданиями;

Конфеты для призов.

Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду.

Тема «Прощание с осенью»

Цели занятия

Образовательные: Уточнение представлений детей об осени и её признаках; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; учить детей выполнять аппликацию из природного материала в технике растертых в крошку сухих листьев.

Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе; воспитание у детей литературно – художественного вкуса.

Организационный момент

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг.

Логопед читает стихотворение Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

– О каком времени года говорилось в стихотворении?

– Вы знаете, что осенью часто идут дожди, и на земле образуются лужи. Представьте себе, что это не обручи, а лужи и вам нужно перешагнуть через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Введение в тему

– Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь на стульчики. Сегодня мы с вами будем говорить об осенней поре.

Дети, перешагивая обручи, проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом.

Обучающий этап

  • Рассматривание сюжетной картины и беседа по ней.

На доске картина «Ранняя осень». Логопед дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а затем задает вопросы, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь.

– Какое время года нарисовано на картине?

– Какая осень изображена на картине? (золотая, ранняя)

– Почему вы так думаете?

– Назовите, какие ещё признаки осени вы видите на картине?

При затруднении логопед помогает детям с помощью картинок-подсказок (схемы-кружочки).

  • Дидактическая игра «Копилка слов». Кружочки лежат на подносе.

– Листья осенью, какие? (разноцветные, сухие, багряные, золотые, желтые, красные…)

– Что делают листья? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются…)

– Как называется природное явление, когда опадают листья? (листопад)

Динамическая пауза

Подвижное упражнение «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним с листьями в руках.

– А сейчас вы изобразите листочки, которые срывает ветерок, и они опадают и медленно кружатся в воздухе.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-

вправо.

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.

Этап закрепления

  • Аппликация из природного материала «Осеннее дерево»

Дети берут стулья и садятся за столы, а логопед в это время помещает на доску предметную картину «Осеннее дерево».

– Ребята, посмотрите на это дерево и скажите, какое оно?

– Правильно, осеннее, золотое, красивое. Я предлагаю вам сегодня вместе со мной сделать аппликацию «Золотое дерево». Но сначала посмотрите на моё дерево, и скажите оно такое же красивое как на картине? Ребята, а вы хотите сделать из листьев, которые лежат у вас на тарелках, такое же красивое осеннее дерево, как на картинке?

– Тогда расскажите мне правило выполнения задуманной работы, а помогут нам в этом наши пальчики.

1. Что мы решили сделать?

2. Какой материал нам для этого потребуется? (бумага, сухие листья)

3. Какие инструменты мы будем использовать в своей работе? (кисточка, клей, руки)

4. Как мы будем делать эту аппликацию? (Логопед показывает образец растирания листьев)

5. Какой мы получим результат?

После этого, дети приступают к выполнению работы (растирают сухие листья в крошку над тарелкой), а логопед наносит клей ПВА вокруг веточек дерева и под ним.

Когда крошка из листьев будет готова, дети подходят по одному к столу логопеда и высыпают крошку на места, смазанные клеем. Работа остается на столе до полного высыхания клея.

После завершения работы, дети садятся на свои места.

Итог занятия

– Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, ребята, о чем мы говорили на занятии?

– А чем мы ещё занимались, в какие игры успели поиграть?

– Какие задания было интересно выполнять?

Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.

Текущие изменения и дополнения

Оборудование:

Сюжетная картина «Ранняя осень», обручи (3-4 штуки), «Копилка слов», кружочки по количеству детей, кружки-символы (признаки осени), по 2 листочка на каждого ребенка, предметная картина «Осеннее дерево»;

Ватман с изображением дерева без листьев, кисть для клея, клей ПВА, сухие листья (2-3) на каждого ребенка, тарелки по количеству детей.

Источник