Конспект занятия по развитию познавательной сферы ребенка

Конспект занятия по развитию познавательной сферы ребенка thumbnail

Конспект

группового коррекционно-развивающего занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

Выполнил:

Широченко Елена Викторовна

Педагог-психолог МАДОУ № 4

г.Реутов

Содержание

Пояснительная записка

Конспект коррекционно – развивающего занятия

I. Вводная часть. Приветствие

II.Основная часть. Коррекционно-развивающие упражнения и игры

III.Заключительная часть. Ритуал прощания

Заключение

Список литературы

3

5

5

6

7

8

9

Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст – один из важнейший периодов в жизни каждого ребенка. Именно к этому возрасту под влиянием воспитания и обучения у детей формируется определенный кругозор, запас конкретных знаний и умений, продолжается развитие коммуникативных навыков и познавательных психических процессов, от которых зависит успешность дальнейшего обучения в школе.

Одним из важнейших показателей готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития познавательной сферы ребенка, к которой относятся такие познавательные процессы, как восприятие, мышление, речь, воображение, память и др.

Наиболее эффективным способом развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста является организация познавательной деятельности. Деятельность – необходимое условие развития ребенка, в процессе которой он приобретает жизненный опыт, познает окружающую действительность, усваивает новые знания и овладевает учебными действиями. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность – это активная деятельность, которая направлена на формирование у ребенка способностей по приобретению и использованию полученных знаний.

Основным принципом при организации познавательной деятельности дошкольников – принцип осознанности и активности самого ребенка в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, развитие познавательных процессов, умение преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) на специально организованных познавательных занятиях;

2) в совместной познавательной деятельности детей со взрослым;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Разрабатывая систему развивающей работы занятий с дошкольниками, нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, и только через игру ребенок овладевает социальными ролями, достигает определенного умственного и эмоционально – волевого развития. Именно посредством игры формируется определенный багаж знаний об окружающем мире, в игре ребенок учится мыслительным операциям, обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий.

Конспект коррекционно – развивающего занятия

1. Тема занятия : Развитие познавательной сферы у старших дошкольников.

2. Возраст детей – 6-7 лет

3. Название программы – Формирование психологической готовности к школе.

4. Организация занятия – групповое занятие ( 12 человек)

5. Длительность занятия – 25 минут

6. Цель: формирование познавательной сферы у дошкольников.

7. Планируемые результаты :

  • Регулятивные УУД –

    • формирование навыков произвольного поведения

  • Познавательные УУД –

    • развитие восприятия, наблюдательности;

    • развитие образного и логического мышления;

    • развитие памяти, воображения

  • Коммуникативные УУД –

  • развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

  • Личностные результаты –

    • обучение детей умению выражать свои мысли

8. Оборудование – мяч, карточки к занятию « Дорисуй нужную фигуру», «Дорожки», конверты с разрезанными картинками к заданию «Мозаика», простые и цветные карандаши, проигрыватель с аудиозаписью, коврики.

9. Этапы занятия

I. Вводная часть

Приветствие

Методы и приемы- групповая беседа

Цель – снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

1. Ритуал приветствия : «Передай улыбку» – дети стоя в кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошкой соседа – «передают» улыбку друг другу.

Правило работы : «Наши правила» – вспоминаем, как надо вести себя на занятии:

– игру начинать всем вместе;

– отвечать, не перебивая друг друга;

– не отвлекать друг друга;

– обращаться друг к другу по имени.

II. Основная часть.

Упражнение «Закончи предложение»

Методы, приемы – игра

Цель – развитие познавательных процессов ( внимание, мышление)

Содержание : Психолог называет начало предложения и передает мяч тому, кто будет его заканчивать:

  • Летом тепло, а зимой – (холодно)

  • Лимон кислый, а сахар – (сладкий)

  • Солнце теплое, а снег – (холодный)

  • Кошка пушистая, а ежик – (колючий)

  • Кубик квадратный, а мяч – (кругдый)

  • И. д.

Упражнение «Дорисуй нужную фигуру»

Методы, приемы – упражнение на внимание

Цель – развитие внимания, мышления, логики.

Содержание : Психолог раздает детям карандаши и предлагает рассмотреть каждый ряд в карточке и дорисовать в пустом квадрате недостающую фигуру.

Читайте также:  Пример индивидуального образовательного маршрута развития ребенка в доу

Упражнение «Запоминай порядок»

Методы, приемы – упражнение на внимание, развитие памяти.

Цель – развитие памяти.

Содержание : Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, предлагает детям разложить перед собой карандаши в той же последовательности.

Упражнение «Котенок»

Методы и приемы – этюд на физическое расслабление и снятие эмоциональной тревожности.

Цель – мышечное расслабление.

Содержание : Дети располагаются около своих ковриков и под тихую спокойную музыку выполняют движения, которые показывает психолог : котята умываются, потягиваются, лакают молоко, играют, зевают ложатся отдохнуть .

Упражнение «Дорожки»

Методы, приемы – рисуночный метод.

Цель – развитие мелкой моторики.

Содержание : каждому ребенку выдается листок, на котором изображены дорожки – парные линии различной формы. Посередине дорожки нужно провести линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не касаясь боковых линий.

Упражнение «Мозаика»

Методы, приемы – упражнение на внимание и воображение.

Цель – развитие познавательных процессов.

Содержание : Каждому ребенку выдается конверт с заданиями. В конвертах лежат картинки, разрезанные на несколько частей. Задача – собрать картинку.

III. Заключительная часть.

Методы, приемы – групповая беседа.

Цель – поддержка благоприятного эмоционального климата.

Рефлексия : Что вам сегодня больше всего понравилось?

Какое у вас сейчас настроение?

Чему вы научились сегодня?

Что узнали нового о своих товарищах?

Ритуал прощания : Все стоят в кругу. Психолог протягивает руку и предлагает

всем детям опустить на нее ладошки и произнести «До свидания! До новых встреч».

Заключение.

Подготовку ребенка к школе следует понимать как формирование его активной жизненной позиции, освоение средствами и способами познания окружающего мира. Разница между дошкольником и младшим школьником заключается в том, что школьник начинает осознанно учиться, чтобы получать школьные знания, развиваться, а дошкольник овладевает всем в доступных для него видах деятельности – игре, продуктивных видах деятельности ( рисование, лепка, экспериментирование и т.д.).

Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было:

познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;

бережным – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;

созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Литература:

  1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника к обучению в школе. – СПб., ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011

  2. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. – М., Книголюб, 2009

  3. Вархотова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов.- М.: Генезис, 1999.

  4. Готовность к школе : Развивающие программы/ Под ред. Дубровиной И.В. – М., Академический проект, 2011

  5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.; НПО Образование, 2002.

  6. Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М.; ЭКСМО, 2003.

  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, удивляюсь и хвастаюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., Генезис, 2000

  8. Кушнарева Л.Ф., Буршит И.Е. Программа адаптации детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. – М., Дрофа, 2010

  9. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., Владос, 2002

  10. Широкова, Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога.- Ростов н/Д: Феникс,2005.

  11. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка к школе. – М., Книголюб, 2009

Источник

Конспект открытого занятия педагога- психолога по коррекционно-развивающей работе.

Тема: « Развитие у детей познавательной сферы»

Провела: педагог- психолог Синева Л.А.

Цель: Развитие познавательных процессов (памяти, внимания , мышления) и мелкой моторики.

Задачи:

1. Развивать внимание: произвольное, активное, слуховое.

2. Развивать память: зрительную, слуховую, моторную.

3. Развивать наглядно-образное и логическое мышление.

4. Формирование новых образов на основе восприятия схематических изображений.

Оборудование и материал:

– иллюстрации сказочных героев;

– макет импровизированного корабля из стульчиков обтянутого тканью;

– флажки;

– бумажные кораблики;

Читайте также:  Развитие речи ребенка звуки

– волны и рыбки из цветной бумаги;

-бинокль;

– карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);

– конверты с картинками для наборного полотна;

– карточки с незавершенными рисунками (на каждого ребенка);

– тетрадь (на каждого ребенка);

– простой карандаш (на каждого ребенка);

– цветные карандаши (на каждого ребенка).

Предварительная работа:

Проведен цикла занятий по развитию памяти и внимания по методике

В.Л. Щарохиной и занятия с элементами психогимнастики по методике М.Чистяковой с целью коррекции отклонений в эмоциональном развитии детей.

Ход занятия:

Организационный момент .

  1. Приветствие «Круг улыбок» (музыкальное сопровождение).

Психолог: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Я очень рада вас всех видеть на своем занятии .Ребята я хочу сейчас вас пригласить в «круг улыбок» . Посмотрите, сколько много пришло к нам гостей. Вы знаете, что при встрече все люди здороваются. Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями и улыбнемся им лучезарными улыбками.

Психолог: Мы дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся и скажем: «Здравствуйте!».

Психолог: Посмотрите как стало светло и тепло всем от ваших улыбок.

Начало занятия.

Психолог: Сегодня у нас с вами необычное занятие . У нас будет игра – путешествие. Дети , а вы любите путешествовать? (дети отвечают).

Психолог: Хотите совершить сегодня со мной путешествие? (дети отвечают).

– А что же за путешествие это будет, а давайте с вами узнаем отгадав загадку» (Дети отвечают).

  1. Загадка.

Кругом вода , а с питьём беда

(Море).

Психолог: Какое путешествие у нас с вами будет? ( дети отвечают: морское).

Психолог: А вы хотите отправиться в морское путешествие?

( дети отвечают)

– А куда мы отправимся?. Вы сможете узнать из стихотворения.

  1. Стихотворение «У лукоморья.. »:(отрывок) .

Психолог: Мы с вами поплывем на волшебный остров: « Кота ученого». Хотите узнать что же это за волшебный остров? ( дети отвечают)

– Поплывем туда мы вот на таком корабле (импровизированный корабль из стульчиков обтянутых тканью).

  1. Упражнение «Ласковое имя».

Психолог: А, чтобы попасть на корабль, вам необходимо приобрести билеты. А вместо денег, которые всегда платят за билеты, вы назовете мне ваше имя. Только пусть это будут ласковые имена, такие, какими вас называют дома. Дети называют свои имена.

Психолог: «продаёт» каждому ребенку билеты «бумажные кораблики».

  1. Упражнение «Геометрические фигуры».

– У всех есть билеты. Тогда проходите на палубу нашего корабля.

А посмотрите на ваши билеты. Они у вас непростые с окошечками.

– Найти свою каюту вы сможете только после того как закроете окошечки нужной геометрической фигурой. Посмотрите они лежат на стульчиках.

Психолог: Теперь займите свои каюты согласно купленным билетам, наш корабль отплывет от берега. Путешествие начинается!» (звучит запись песни)

П. Основная часть

Психолог: А теперь чтобы нам было весело путешествовать поиграем в интересные игры:

  1. Игра «Угадай эмоцию».

Психолог: Хочу предложить вам немного побыть актерами. Вы по очереди будете выходить на палубу и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. И делать это нужно без слов. А задание я буду шептать вам на ушко. Задача остальных зрителей – угадать, что показал наш актер.

Психолог: начинаем, кто самый смелый.

Задание:

– уставший человек;

– больной ребенок;

-человек, который несет что-то тяжелое;

-человек сердится;

– радостный человек;

– ребенок, который потерялся в лесу(испуг);

– добрая волшебница.

7.Игра «Может ли быть такое?»

Психолог: Моряки народ веселый и очень любят рассказывать различные истории «небылицы».

Небылицы, небылицы

Переходят все границы,

Ну и что же, ну и что же –

Быль и небыль так похожи!

1.Слышал небылицу?

Вот что говорят :

На лужок лисица

Привела цыплят! Может ли быть такое?» (Дети отвечают).

2.А по речке кошка

В лодочке плыла, Может ли быть такое?» (Дети отвечают).

3.Птица в чайной ложке

Меда принесла! Может ли быть такое?» (Дети отвечают).

4.А в лесу дремучем

Мишка печь сложил! Может ли быть такое?» (Дети отвечают).

5.Заяц на машине бревна подвозил! Может ли быть такое?» (Дети отвечают).

6.Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Может ли быть такое?»

(Дети отвечают).

Психолог: Молодцы ребята!. Вы так много знаете.

8.Игра «Танграм».

Психолог: Ребята, когда наш корабль стоял в парту, нам привезли почту от «кота ученого».

Он прислал нам много конвертов с письмами (конвертики) . Интересно что же там находиться давайте откроем и посмотрим. Какие то кусочки и записки « схемы».

Читайте также:  Скачки развития ребенка 9 месяцев

Психолог: Ребята так это же вьетнамская игра«Танграм». И я хочу вам предложить поиграть в неё. В море плавает много разных рыб. Попробуйте из кусочков сложить такую же рыбку. Надо будет только посмотреть на схему «рыбка». А чтобы выполнить это задание сядем за столы (Выполнение задания).

– У всех всё получается. Молодцы вы все справились с заданием.

Психолог: Ребята ну-ка посмотреть в бинокль, не видно ли там нашего острова. А что это плавает в воде. Оказывается кроме рыб в море и бутылки ещё плавают. Интересно, посмотрим, что там внутри?

(В бутылке лежат карточки с незавершенными рисунками, детям предлагается дорисовать то, что не дорисовано).

9. Упражнение «Дорисуй картинку».

Дети выполняют задание.

10. Упражнение: «Шуточная реклама»

Психолог: Наше путешествие продолжается. О я что – то вижу вдали, так это же наш остров «кота -ученого». А какие высокие пальмы растут там. Давайте сойдем на берег и посмотрим кто здесь живет. Смотрите на стволе пальмы, что-то висит, подойдем поближе. Да это листок бумаги с объявлениями. Вот он нам и поможет познакомиться с жителями этого «волшебного острова». Ваша задача отгадать шуточные загадки.

«Объявления»

1. Несу золотые яйца дорого.

2. Отмоу всё!

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

4. Отнесу пирожок вашей бабушке.

5.Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света .

6.Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кислыми берегами.

Психолог: Ребята все мы объявления кота отгадали. Вот какие мы с вами молодцы . А теперь нам пора отправиться на наш корабль. А то вон и погода портится.

3 часть

Физминутка

Психолог: Подул сильный ветер, началась качка, стало трудно ходить по палубе. Напрягите свои ноги, крепко прижмите ступни к полу.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем! . (Повторить 2-3 раза).

Прошла волна и ноги можно расслабить.

11. Упражнение «Самый внимательный»

Психолог: Вот и пролетела буря, море стало спокойным. Ярко светит солнце. .Вот как было до шторма на палубе (показ предметов в определенной последовательности) .

– А теперь закройте глаза.

Психолог: меняет местами 2-3 предмета.

– Что изменилось на нашей палубе после шторма?. Назовите предметы ,которые после бури лежат теперь не на своих местах

(ответы детей).

  • углу и внимательно слушайте.

12. «Графический диктант».

Психолог: Ребята во время шторма были сильные волны. А давайте мы их нарисуем в тетрадях. Откройте тетради и поставьте на листочке точку в левом нижнем угле и слушайте меня внимательно.

– Я буду говорить, на сколько клеточек, и в какую сторону вы должны проводить линию.

3 кл. вправо, 2 кл. вверх, 3 кл. вправо, 2кл. вниз, 4 кл. вправо,

3 кл. вверх, 4 кл. вправо, З кл. вниз, 5 кл. вправо, 4 кл. вверх, 5 кл. вправо 4 кл. вниз, 5 кл. вправо.

13.Пальчиковая гимнастика: «Осьминог»

Психолог: Ваши пальчики устали долго писали, давайте сделаем для них зарядку:

Убегает осьминог,

Выпускает восемь ног, («щупальца» вниз)

А когда еда вокруг,

Он выставляет восемь рук.

4 часть.

14. Письмо- рисунок «Моя семья».

Психолог: Ребята наше путешествие подходит к концу. Нам уже пора с вами возвращаться домой. Дома нас ждут наши родные, наши семьи. Давайте с вами нарисуем самых дорогих и родных для вас людей и отправим им по почте письма- рисунки.

Психолог: А пока мы с вами рисовали, наш корабль зашёл уже в порт и причалил к берегу. Ну, вот путешествие наше подошло к концу и нам пора прощаться.

15. Прощание «Улыбка по кругу».

Психолог: Ребята давайте возьмемся за руки и передадим «улыбку» друг другу по кругу. Каждый повернется к своему товарищу справа и улыбнется ему.

Рефлексия:

Психолог: Ребята вам понравилось наше занятие?

– А что мы с вами сегодня делали?

– А где мы побывали?

-Кого мы встретили на острове?

Психолог: Благодарит всех детей за работу на занятии и хвалит каждого.

Психолог: Путешествие наше закончилось , кораблик будет очень грустить без нас и ждать когда мы снова придем к нему в гости. Давайте споём на прощанье ему веселую песенку «Корабли».

До свидания. Я вас люблю!

Источник