Конспект занятий с ребенком 4 года
Наталья Чиж
Конспект развивающего занятия для дошкольников 4–5 лет «Сказочное путешествие»
Цель занятия: развитие творческого мышления у дошкольников.
Задачи:
– развить речь;
– снять эмоциональное напряжение;
– развить познавательные процессы.
План занятия:
1. Организационная часть. Пальчиковые игры. (3 мин).
2. Практическая часть. Вхождение в сказку, выполнение упражнений различной направленности. (20 мин.)
3. Заключительная часть (2 мин.) Подведение итогов. Рефлексия.
Необходимые материалы:
Мультимедийная установка, колонки, шифон, «волшебная палочка», разрезанные картинки.
Ход занятия:
– Здравствуйте ребята! Давайте разбудим наши пальчики. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику: «Кулачки». «День – ночь», «Замочки»)
– А вы знаете, кто такие волшебники? А где живут волшебники? Может быть у вас есть знакомые волшебники? (дети отвечают)
– Ну что же, я вижу, что вы у вас очень хорошие познания в этой области, молодцы! Поэтому я приглашаю вас в сказочное путешествие. Вы готовы? А не страшно ли вам?
– В нашем путешествии нам будет помогать вот этот волшебный сундучок. Думаю, он нам обязательно пригодится. (Детям демонстрируется сундучок. В котором лежат «волшебные предметы»)
– Итак, мы отправляемся в путешествие! А поможет нам ковер-самолет, который нас туда доставит. Из сундучка педагог достает отрез шифона (ковер-самолет)
Включается музыка, дети садятся на шифон, закрывают глаза и «летят» навстречу приключениям.
На экране появляется красивый замок.
– Ребята, посмотрите, мы на месте. Чей же этот замок! (Слышится звук разбившегося стекла) Ой, я поняла, где мы! Это королевство кривых зеркал! Кто- нибудь слышал о таком? Здесь все наоборот!
Жители этого королевства подготовили нам задание.
Игра «Скажи наоборот»
Злой – добрый
Грустный – веселый
Страшный – красивый
Холодный – горячий
Зима – лето
Черный – белый
Глупый – умный
Голодный – сытый
Ночь – день
Медленный – быстрый
Грязный – чистый
Ленивый – трудолюбивый
– Ребята, вы просто молодцы, справились с таким сложным заданием!
Но есть еще одно задание!
Разбились зеркала, в которых отражались сказки, их необходимо склеить и узнать сказки.
Игра «Собери образ»
Детям делятся на команды (количество в зависимости от общей численности в группе, каждая команда собирает разрезанные картинки, узнают сказку.
– Молодцы ребята! Нам пора, продолжить наше путешествие. Сейчас я коснусь каждого из вас волшебной палочкой, и мы перенесемся в следующее королевство.
Дети стоят в кругу, педагог под музыку касается каждого волшебной палочкой. На экране появляется замок.
– Ребята, я вас поздравляю, мы оказались в королевстве «Эльфов»
Здесь живут те самые эльфы, с которыми мы с вами познакомились в сказке «Дюймовочка».
– Ребята, нас пригласили на бал. Но прежде, мы должны помочь эльфам.
Упражнение «Наряди Дюймовочку»
На экране появляются различные украшения. Дети выбирают одно, которое они хотели бы предложить Дюймовочке и объяснить почему оно ей подходит.
Дюймовочка очень рада, ей все ваши предложения пришлись по душе. А сейчас мы отправляемся на бал.
Упражнение «Бал»
Звучит классическая музыка, дети разделяются по парам, танцуют. Плавные движения, расслабляющие.
-Ребята, нам пора попрощаться с эльфам и продолжить наше сказочное путешествие. Звучит музыка, педагог касается каждого ребенка волшебной палочкой. На экране появляется замок.
Ну вот, мы оказались в королевстве Хитрых Волшебников. (Беседа о том, что значит быть хитрым) Они нам придумали необычное и очень хитрое задание.
Игра «Угадай, о ком речь»
Волшебники очень любят шутить, вот и сейчас они предлагают угадать, кого они спрятали под шапкой невидимкой.
Сказочные персонажи.
Этот проказник убежал от бабушки и дедушки. (Колобок)
Маленькая девочка, которая появилась из цветка. (Дюймовочка)
Рыжий персонаж, живет в лесу, может любого перехитрить. (Лиса)
Коварная старушка, живет в лесу в очень необычном домике. (Баба-Яга)
Подводная принцесса. (Русалочка)
Птенец, который страдал, потому что был не похож на своих братьев и сестер. (Гадкий Утенок)
Молодцы ребята! Вы настоящие волшебники! Блестяще справились с таким сложным заданием.
На экране появляется картинка сундучка, звучит колокольчик.
– Ребята,нам пришло сообщение: «Сюрприз в сундучке».
Педагог открывает сундучок и достает от туда мухоморы из бумаги. Ребята, как вы думаете, кто мог нам оставить такой сюрприз? (Баба Яга) Правильно! А как вы догадались? (Обсуждение)
К сожалению, нам пора возвращаться назад. Дети садятся на ковер-самолет, звучит музыка.
Рефлексия.
Где мы сегодня с вами побывали?
Что понравилось больше всего?
Что было самым сложным?
До свидания, до новых встреч!
Источник
Ольга Белоцерковская
Конспект комплексного занятия с детьми 3–4 лет «Мишка в гости к нам пришел»
Основная задача комплексных занятий – углубление и систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего мира.
Комплексные занятия включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).
Комплексные занятия предусматривают частую смену видов непосредственно образовательной деятельности, так как лишь таким способом, возможно, удержать внимание ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.
Продолжительность представленного занятия 15 минут. Проводить лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятие рассчитано на подгруппу детей до 8 человек. Занятие должно проходить по возможности эмоционально и динамично.
Конспект комплексного занятия с детьми 3-4 лет
«МИШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ»
Предварительная работа. В повседневном общении во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.
Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног – лапы, вместо ногтей – когти, а вместо лица – мордочка.
Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть, уши (слушать, нос (дышать, нюхать, рот (кушать, говорить, ноги (ходить, руки (имеют много разнообразных функций).
Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мишка» и покажите иллюстрацию.
Разучите с малышами это стихотворение.
Программное содержание:
Образовательная задача:
– даем понятие о частях тела;
– стимулируем детей читать знакомое стихотворение;
– учим детей выполнять элементы психогимнастики;
Развивающая задача:
– развиваем мышление;
– развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова – «ногти» и «когти»);
– развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;
Воспитательная задача:
– воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.
Словарная работа:
– вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);
– употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.
Материал: картинки «Чего у Мишки не хватает?», человечек из геометрических фигур и счетных палочек
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать.
Прочитайте вместе с детьми рифмовку и показывайте на себе перечисляемые в ней части тела:
Раз, два, три, четыре, пять –
Тело будем изучать.
(Шагать на месте. )
Вот спина, а вот животик,
(Показать обеими руками свою спину, затем живот.)
Ножки,
(Потопать ногами.)
Ручки,
(Протянуть вперед руки и вращать кистями.)
Глазки,
(Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)
Ротик,
(Указательным пальцем правой руки показать на рот.)
Носик,
(Указательным пальцем правой руки показать на нос.)Ушки,[/h4]
(Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)
Голова.
(Положить руки на голову.)
Показать успел едва.
(Покачать головой из стороны в сторону.)
Шея крутит головой –
(Обхватить шею ладонями.)
Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!
Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела.
Попросите малышей показать еще:
Лоб
(Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)
И брови.
(Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)
Вот реснички
(Указательными пальцами показать ресницы)
Запорхали словно птички.
(Поморгать глазами.)
Розовые щечки,
(Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)
Подбородок кочкой.
Волосы густые,
(Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)
Как травы луговые.
А теперь взгляну пониже,
Назову я, что увижу:
Плечи,
(Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)
Локти
(Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)
И колени
(Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)
У меня, Сережи, Лены.
(Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)
Затем попросите детей сесть за стол.
2. Мишка-топтыжка.
Покажите детям игрушку «Мишка-топтыжка». Скажите, что Мишка-топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами.
Сообщите детям, что Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.
Скажите за медвежонка:
Я Мишка-топтыжка.
Весело пляшу, лапками машу.
Глазками моргаю,
Ротик открываю. ]
3. Мишкины вопросы.
От имени Мишки задайте детям вопросы.
Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)
А для чего уши? (Чтобы слушать.)
Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)
А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)
Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)
А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)
Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.
Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это».
Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».
4. Будь внимательным.
Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть – у Мишки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.
Педагог
У кого есть ногти?
Дети
У меня.
Движения, выполняемые педагогом и детьми
(Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)
Педагог
У кого есть когти?
Дети
У медведя.
(Показать на Мишку.)
Педагог
У кого есть лапы?
Дети
У медведя.
(Показать на Мишку.)
Педагог
У кого есть ноги?
Дети
У меня.
(Потопать ногами.)
Педагог
У кого есть хвост?
Дети
У медведя.
(Показать на Мишку.)
Педагог
У кого есть руки?
Дети
У меня.
(Протянуть вперед руки.)
5. Уронили Мишку на пол.
Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда?
Начните читать стихотворение А. Барто:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу
Потому что он хороший.
Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку – пришьем ему лапку».
Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка.
Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа».
Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».
Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос».
6. Снова Мишенька веселый.
Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль – таким Мишка был, а затем радость – таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья – ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Стенка, стенка, потолок»
Цель: закреплять названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.
Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.
Стенка,
(Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)
Стенка,
(Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)
Потолок,
(Указательным пальцем дотронуться до лба.)
Два окошка,
(Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.)
Дверь,
(Указательным пальцем показать на рот.)
Звонок: «Дзи-и-и-инь!»
(Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.)
Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.
Игра «Пять братцев»
Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.
Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.
Утро настало,
(Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)
Солнышко встало.
– Эй, братец Федя,
(Показать указательный палец правой руки, спрятав остальные в кулак.)
Разбуди соседей!
(Показать ладонь левой руки.)
– Вставай, Большак!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому пальцу левой руки.)
– Вставай, Указка!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указательному пальцу левой руки.)
– Вставай, Середка!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему пальцу.)
– Вставай, Сиротка!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымянному пальцу.)
– И Крошка-Митрошка!
(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)
– Привет, Ладошка!
(Вращать кисть левой руки.)
Все потянулись –
(Обе руки поднять вверх.)
Зашевелились,
(Быстро пошевелить пальцами обеих рук.)
Мигом проснулись,
Развеселились.
Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.
Игра «Человечек»
Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.
Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур-кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг – голова, овал – туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»
Игра «Зеркальце»
Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.
Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Да все верно повтори.
Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.
Игра «Отгадай загадки»
Цель: закреплять у детей знания названий частей лица, развивать слуховое внимание и мышление.
Описание игры. Предложите детям отгадать загадки про разные части лица и показать их на себе. Если надо, помогайте детям.
На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Глаза)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, хлеб – всю пищу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю.
(Губы и зубы)
Есть гора, а у горы
Две высокие норы.
В этих норах воздух бродит –
То заходит, то выходит.
(Нос)
Он нам кушать помогает,
Вкус прекрасно различает.
Без умолку каждый день
Говорить ему не лень.
(Язык)
Рис. 1. Рисунки «Чего у Мишки не хватает?»
Рис. 2. Человечек из геометрических фигур и счетных палочек
Источник
Конспект комплексного занятия для детей 4-5 лет
Ритуал приветствия: Дети сидят на подушках на полу напротив педагога
Приходит к ребятам Доктор Айболит. Педагог читает стишок К.И. Чуковского:
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица
И жучок, и червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!
Сегодня доктор Айболит пришел к нам в гости играть. Давайте с ним поздороваемся и познакомимся.
Педагог катит мяч каждому ребенку, тот называет свое имя, катит мяч назад педагогу, в конце педагог называет свое имя и начинает занятие.
- Игра «Скажи наоборот»
Цель: Активизация речи детей, поощрять вступление ребенка в речевое общение
Ход: Доктор Айболит принес нам картинки и хочет поиграть с нами вот в такую игру: он будет называть слово и катить вам мяч, а вы будете называть слово наоборот и катить ему мяч обратно. Посмотрите, какие картинки он принес: веселый – грустный, большой – маленький, длинный – короткий, сладкий – горький, чистый – грязный (педагог показывает картинки)
Материал: картинки из игры «Противоположности»
- Игра «Предметы гигиены»
Цель: Рассказ о предметах гигиены, полезных и неполезных продуктах, активизация речи детей;
Ход: Педагог просит вспомнить детей, кого и как лечил Доктор Айболит? Помните, что он лечил акулят, у них болели зубки? Чтобы не болели зубки, надо их регулярно чистить 2 раза в день – утром и вечером. А помните, как у бегемотиков болели животики? Наверное, съели что-то вкусное, но не полезное. Сегодня Доктор Айболит расскажет нам о предметах гигиены, а так же о вкусных, но не полезных продуктах, которые можно есть понемногу. Но если съесть много, то будут болеть и зубы и животики. А какие полезные продукты нужно есть? Какие вы любите больше всего?
Материал: картинки «Предметы гигиены» (Приложение)
3. Танцевальные движения под песню на музыку В. Шаинского, сл. Н. Носова «В траве сидел кузнечик» («Детские песни», 2012г.)
Цель: посредством музыки стимулировать развитие музыкальных способностей, умение слушать музыку, двигаться в такт музыке, закрепление танцевальных движений, эстетическое наслаждение от мелодии; стимулировать развитие речевой активности путем повторения слов;
1.В траве сидел кузнечик 2раза
Совсем как огуречик зелененький он был – руки на поясе, приседаем
Припев: Представьте себе 2 раза – хлопки в ладоши
Совсем как огруречик – кружимся на носочках
Представьте себе раза – хлопки
Зелененький он был – кружимся
2. Он ел одну лишь травку 2 раза – руки ко рту поочередно
Не трогал и козявку 2 раза – грозим пальцем правой руки
И с мухами дружил – левой руки
Припев тот же
3.Но вот пришла лягушка 2раза
Прожорливое брюшко – пятки вместе, колени врозь, руки на поясе
И съела кузнеца – потерли рукой живот
Припев тот же
4.Не думал, не гадал он 2 раза
Никак не ожидал он – разводим руки в стороны
Такого вот конца
Припев
4. Лепка «У жирафа пятнышки» (звучит спокойная музыка)
Ход: Педагог раздает детям вырезанного из желтой бумаги жирафа. Дети наклеивают жирафа на лист бумаги и из черного пластилина катают шарики и прикрепляют на него по своему усмотрению.
Материал: жираф из желтой бумаги, черный пластилин, белый лист бумаги А4, влажные салфетки, клей-карандаш; образец
- Физкультурный блок (звучит энергичная музыка)
Ход: Дети самостоятельно проходят препятствия, выстроенные педагогом для них
Цель: эмоциональная разгрузка, улучшение осанки, развитие крупной моторики, профилактика плоскостопия, эмоциональная разгрузка
Материал: Гимнастическая скамейка – пластмассовые крокодилы, лягушки, черепашки кладут в сито и переносят через «болото» на другой берег – корзина для складывания
- Ритуал прощания:
Ход: Доктору Айболиту пора домой, он хочет с вами попрощаться. Давайте скажем ему до свидания, приходи к нам еще, мы будем тебя ждать. Айболит уходит за дверь. Рефлексия.
Источник