Конспект занятий по развитию речи ребенка с онр
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24 «Солнышко»
Конспект занятия по развитию связной речи
в группе компенсирующей направленности
(Для детей старшего возраста с ОНР)
Учитель – логопед: Сафронова Н.С.
г. Верхний Уфалей 2020г.
Задачи:
Формировать умение связно, последовательно описывать изображённое на картине;
Развивать долговременную память, логическое мышление, зрительное внимание;
Расширять и активизировать словарный запас детей;
Учить детей составлять рассказ по картине с использованием плана;
Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными;
Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Воспитывать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Словарная работа: расширять словарь признаков по теме «Дикие животные».
Методические приёмы: проблемно-игровая ситуация, вопросы, рассказывание по картине с помощью плана, проговаривание чистоговорок.
Предшествующая работа: заучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики «Что ты еж такой колючий», чтение рассказа Георгия Скребицкого «Колючая семейка».
Материал и оборудование: картина «Ежи», массажные шарики «Су-джок» по количеству детей, презентация к занятию, магнитная доска.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический, поощрение.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование презентации, рассматривание картины ).
Словесный (напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение).
Практический (рассказы детей)
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли необычные гости. Может быть, кто-то из вас узнал их?
Дети: Это воспитатели, они работают в нашем детском саду.
Логопед: Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдуваем с ладошек свои улыбки). Нашим гостям очень интересно посмотреть, как вы занимаетесь.
Логопед: Чтобы четко и красиво отвечать, нам нужно разогреть наши язычки с помощью чистоговорок.
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь
2.Сюрпризный момент:
Логопед: Ребята вы слышите? Что это за звук?
Ответы детей…
Логопед: Наверно надо ответить.
Разговор по телефону:
« Ало здравствуйте. Да вы попали в детский сад. А с кем я разговариваю? Что у вас случилось? Включаю видеосвязь».
Логопед: Внимание на экран.
Слова Незнайки: Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я хочу вам рассказать историю, которая произошла со мной. Однажды я пошёл прогуляться по лесным тропкам. Я увидел большой гриб, хотел его сорвать, а он зашевелился и стал от меня убегать. Когда я догнал гриб, то увидел, что его несёт колючий колобок. Я спросил кто ты? Колобок не чего мне не сказал, угрожающе зафырчал и убежал. Кто это был? Я не знаю, я же Незнайка. Прошу вас ребята помочь мне и рассказать, кто это был.
Логопед: Ребята, вы хотите помочь Незнайке? Вы догадались, кто это?
Ответы детей…
Логопед: Дети берут шарики «Су-джок». На что похожи шарики?
Ответы детей: Наши шарики похожи на ежиков.
Логопед: Почему?
Ответы детей: Потому что они такие же колючие, как еж. (Катают шарик в ладошках. На каждый слог шариком нажимают на каждый палец.)
Что ж ты, ёж такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Логопед: Мы сегодня с ребятами будем рассматривать картину «Ежи». Я приглашаю тебя на занятие. Ребята посмотрите на картину. Кто изображен на картине? (Ежиха и ежата)
Ответы детей…
Логопед: Кто может посчитать сколько ежей на картине?
Ответы детей: Выходит ребёнок считает ежей.
Логопед: Как их можно назвать?
Ответы детей… (Ежиная семья)
Логопед: Какое время года изображено на картине? (Осень)
Логопед: Где находится ежиная семья? (В лесу на поляне)
Логопед: Что на поляне растёт?
Ответы детей…
Логопед: Вспомните рассказ о колючей семейке, который вы недавно читали. Это поможет вам интересно рассказать о ежихе и ежатах. Какая ежиха? (Ежиха большая. У неё остренькая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком.)
Ответы детей…
Логопед: Что она делает?
Ответы детей… (Внимательно наблюдает за ежатами)
Логопед: Какие ежата? (маленькие, круглые, колючие, но иголки у них не такие длинные как у мама.)
Ответы детей…
Логопед: Что делают вот эти ежата? (Тащат червяка в разные стороны)
Ответы детей…
Логопед: Вспомните, что ещё едят ежи? (Мышей, ягоды, грибы, личинки жуков)
Ответы детей…
Логопед: Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (Учит добывать пищу, охотиться)
Ответы детей…
Логопед: Если она учит своих ежат охотиться то, как про неё можно сказать? (Умная, заботливая, внимательная)
Ответы детей…
Логопед: Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (Голодные, жадные, прожорливые)
Ответы детей…
Логопед: Что делает вот этот ежик? (Свернулся в клубок)
Ответы детей…
Логопед: Как вы думаете, почему он это сделал? (Испугался жука, спрятался от него.)
Ответы детей…
Логопед: Как еще можно сказать, какой ёжик? (Трусливый, боязливый, пугливый, осторожный, слабый)
Ответы детей…
Физминутка «Дикие животные»
Собираем детвору
Поиграть в одну игру. (взмахи поочередно правой и левой рукой)
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.
Составление рассказа по картине
Логопед: Мы внимательно рассмотрели картину и теперь будем составлять по ней рассказ. Постарайтесь рассказать о колючей семейке интересно и весело. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план:
Как называется картина?
Какое время года изображено на картине?
Кто изображен? Где происходит действие?
Что произошло со всеми ежами? Почему?
Чем всё закончилось?
Логопед: Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассмотрении картины, и рассказать так, чтобы нечего было добавить.
Дети рассказывают, логопед и другие дети оценивают, чей рассказ был интереснее, аргументируя свой выбор.
Итог:
Незнайка: Ребята вы большие молодцы, настоящие Знайки, я так много узнал нового. Я так рад, что вам читают книги, и вы много знаете о ежах и умеете составлять рассказ по картине. Я тоже буду ходить в детский сад и научусь всему, что знаете вы ребята. Спасибо вам за всё! До свидания до новых встреч!
Логопед: Давайте вспомним ребята, что мы сегодня делали?
Ответы детей…
Что учились составлять? Ответы детей…
О ком составляли рассказ? Ответы детей…
Источник
Занятие по развитию связной речи.
Для детей с ОНР IV уровня.
Подготовительная группа, III период
Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Цель: Закреплять навыки составления описательного рассказа с опорой на вопросный план.
Задачи:
- Закреплять знания детей о насекомых, об особенностях их внешнего вида и образе жизни;
- Активизировать и расширять словарь детей по теме;
- Совершенствовать навыки составления сложносочинённых предложений с союзом «а».
- Развивать навыки диалогической и монологической речи;
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
- Развивать тонкую и общую моторику;
- Воспитывать у детей умение слушать друг друга и следить за речью товарища.
Оборудование: схема описания насекомых, предметные и наглядные картинки, разрезные картинки, контейнер с фасолью, игрушечные насекомые.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми во время прогулки; беседа и рассматривание насекомых на картинках во время занятий с воспитателем; составление сложносочинённых предложений с союзом «а» на занятиях с логопедом. Чтение с обсуждением стихотворения Э. Мошковской «Кузнечик». Рисование бабочки.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Игра «Кто спрятался в фасоли?»
На столе стоит контейнер с фасолью. В контейнере спрятаны маленькие игрушечные насекомые.
Логопед: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой у нас необычный контейнер с фасолью. Опустите в него руки найдите там то, что я спрятала в фасоли.
Дети по очереди опускают руки и достают игрушечных насекомых.
Логопед: Кого вы там нашли?
Ответы детей: – Я нашел Муху; я нашла комара; я нашёл божью коровку; я нашёл муравья.
Логопед помещает картинки этих насекомых на магнитную доску.
Логопед: Как мы их назовём одним словом?
Дети: Это насекомые.
- Основной этап
- Объявление темы
Логопед: Сегодня мы с вами будем сочинять рассказы о насекомых.
Но сначала послушайте загадки и угадайте, кто ещё из насекомых хочет побывать у нас на занятии?
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.(Кузнечик)
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая (Пчела).
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Логопед помещает картинки насекомых, которых отгадали дети на магнитную доску.
- Рассматривание насекомых.
Логопед: Давайте вспомним, какие есть части тела у насекомых.
Дети: голова, грудь, брюшко, лапки, усики, хоботок, и крылья. (Логопед подсказывает детям, если они затрудняются ответить).
- Объяснение схемы описания.
Логопед показывает схему описания насекомых и подробно рассказывает о том, как нужно составлять свой будущий рассказ.
Логопед: сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать о нём.
– какие у него части тела есть (голова, брюшко, крылья, лапки…);
– где оно живёт и где его можно увидеть (улей, трава, цветы, листья);
– чем питается (нектаром, листьями, древесиной…)
– вред или пользу приносит окружающей среде.
4. Составление по схеме рассказа о бабочке. Логопед рассказывает, а дети помогают.
Бабочка.
Это бабочка. У неё есть голова, брюшко, усики, и лапки. У неё большие красивые крылья. Бабочку можно увидеть там, где много цветов. Потому что, она питается нектаром. Бабочка приносит пользу, так как она опыляет цветы. Но бывают такие бабочки, которые принося вред, например, они откладывают яйца в капусте.
- Физкультминутка.
Я шагаю по лужайке – Сверху ясно мне видна Вся зелёная стана. Вот улитка – добрый гномик – На себе таскает домик. Вот стоит высотный дом- Муравьи хлопочут в нём. | Дети шагают Дети тянутся на носочках, изображая смотрящего с высоты. Изображают ползающую улитку кулаком по ладони Показывают большую крышу над головой Быстрые движения пальцами по предплечьям |
- Закрепляющий этап
- Игра «Собери по частям»
На столах лежат разрезные картинки с изображениями насекомых. Детям нужно найти нужные части и соединить их, чтобы получилось целостное изображение.
- Упражнение «Составь предложение»
Логопед: Посмотрите, какое насекомое у вас получилось, и посмотрите, какие насекомые получились у ваших друзей. Попробуйте составить предложение, где будет говориться о двух насекомых сразу. О том, какое насекомое собрал ты и какое собрал твой друг.
Ответы детей: У меня получился комар, а у ( имя товарища) шмель
У меня получилась бабочка, а у … кузнечик
- Составление индивидуального рассказа.
Логопед: Мы с вами сочиняли рассказ о бабочке. Теперь возьмите любое насекомое и попробуйте сами составить рассказ о нем. Кто первый начнёт?
Проводится аналогичная работа по схеме. Дети рассказывают о своем насекомом.
- Итог.
Логопед: Что мы сегодня учились делать?
Дети: сочинять рассказы о насекомых.
Логопед: О каких насекомых мы сочиняли рассказы?
Дети: о бабочке. О пчеле, о кузнечике, о божьей коровке, о стрекозе.
Логопед: Вам понравилось сочинять рассказы о насекомых?
Ответы детей: Да
Логопед: вы сегодня молодцы, очень старались.
Домашнее задание: Попробуйте дома с мамой сочинить ещё один рассказ про Комара или про Муху, а для напоминания я вам каждому дам с собой схему.
Источник