Конспект логопедического занятия с ребенком 2 года

Конспект логопедического занятия с ребенком 2 года thumbnail

наталья павлюк
Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком 2–3 лет «В гости пришёл зайчик». (неговорящие дети).

тема: «К нам в гости пришёл зайчик».

Цель: налаживание контакта и эмоционального общения ребенка со взрослым;

развивать внимание, понимание речи, слуховое восприятие и восприятие звуков,

которые издают различные предметы; развивать подражания движениям взрос-

лого; обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое;

развитие кистей рук, длительного непрерывного ротового выдоха, активизация

губных мышц; уточнение и расширение пассивного словаря – название частей тела

и их назначение.

Оборудование : игрушки (зайчик, мелкие фигурки животных, кубики);

бумажные бабочки на развитие дыхания;

Ход занятия.

1. Налаживание контакта.

– Привет! Дай ручку, давай здороваться! Помаши рукой!

– хлопну я в ладоши, буду я хороший,

хлопнем мы в ладошки, будем мы хорошие!

– Давай похлопаем вместе!

2. Зайчик в корзинке.

(Педагог показывает корзинку, в ней лежит игрушка зайчика).

– Ой! Кто это там прячется? Кто там?

– Это я, зайчик! Привет!

– давай здороваться. Дай ручку!

– я умею прыгать, танцевать, хлопать в ладоши и петь.

– давай вместе хлопать – хлоп-хлоп.

– а сейчас я песенку спою – ля-ля-ля!

(Затем опять зайчик прячется и появляется вновь. Игра повторяется.)

3. Лови мяч.

– Мы сейчас поиграем с зайчиком в мяч. (лучше организовать игру на полу: логопед и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, что бы мячик не укатился мимо)

– Лови мячик! Оп! Поймал мячик! Кати мяч зайчику! Молодец!

4. Зайчонок.

Зайчику очень понравилось с тобой играть в мячик. Давай его погладим.

зайка, заинька зайчонок –

позовёт тебя (имя ребёнка).

не спеши домой, постой! –

и погладь его рукой.

5. Развитие общего подражания – игра «На лесной полянке».

– Давай поиграем с зайчиком в весёлую игру. Встанем на лесной полянке, я буду читать стишок, а ты повторяй за мной!

на лесной лужайке

разбежались зайки. (легкий бег)

вот какие зайки

зайки – побегайки! (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

сели зайчики в кружок, (присели)

роют лапкой корешок. (движения рукой).

вот какие зайки,

зайки – побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»).

6. Игры с игрушками и предметами.

1) игра «Чудесный мешочек».

– у зайчика есть любимые игрушки, он принёс их в своём мешочке. Давай посмотрим что там. (Логопед достаёт по одной игрушке и называет (3-5 мелких предметов).

2) игра «Стульчики».

поставить крупные кубики на небольшом расстоянии друг от друга – это стулья. Рассадить на стулья мелкие игрушки (из мешочка).

– Играли наши игрушки и очень устали. Давай поставим для них стульчики – пусть посидят, отдохнут. Вот стульчик для зайчика, а этот – для мишки и т. д. Посидели отдохнули и побежали дальше играть.

7. Развитие неречевого слуха.

игра «Послушаем звуки в доме».

– А сейчас опять сядем с зайкой на полянке и послушаем звуки.

(звуки в доме и на улице (открыть окно). Прислушайтесь вместе с ребёнком к разным звукам – тиканью часов, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы, прислушаться к разнообразным звукам транспортных шумов – сигналы автомобилей, скрип тормозов, стук колёс поезда и пр

8. Развитие плавного ротового выдоха.

игра «Лети бабочка».(Перед началом занятия подготовить 2-3 яркие бумажные бабочки, к каждой привязать нитку длиной 20-30 см, нитку прикрепить к шнуру на некотором расстоянии др. от др. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка.)

– Смотри, у нас на полянке много красивых разноцветных бабочек. Посмотрим, умеют ли бабочки летать (педагог дует на бабочек).

– Смотри, полетели как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? (ребенок встаёт возле бабочек и плавно дует).

9. Пальчиковые игры.

игра «Серенький зайчик»

– А сейчас давай покажем зайчику, какие у него длинные ушки и споём ему песенку.

(Делаем «зайку» – прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками–ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках).

– Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

10. Развитие речи.

игра «Покажи части тела у зайчика».

– покажи, где у зайчика ушки; хвостик; носик; лапки и т. д.

11. Итог занятия.

-Зайчику пора домой. Ему очень понравилось с тобой играть.

Помаши ему рукой и скажи – пока, пока.

Источник

Когда ребёнок в 2-3 года так и не говорит, у родителей наступает паника. Им кажется, что если соседские дети разговаривают очень хорошо, то их малыш отстаёт в развитии. Однако это не так. Логопеды утверждают, что каждый ребёнок индивидуален. С неговорящими детьми можно заниматься дома. В этой статье вы сможете ознакомиться с упражнениями, советами и рекомендациями, которые помогут заинтересовать ребёнка. Вы узнаете, для чего нужны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст интереса ко всему и любознательности. Поэтому проблем у вас не возникнет.

Читайте также:  Развивайка ребенку 2 года

Логопедические занятия в домашних условиях

Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.

логопедические занятия для детей 2 3 года

В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.

Чаще всего занятия с детьми основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.

Разминка: пальчиковые игры

Мало кто верит, что мелкая моторика развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание пальчиковым играм. Приведём несколько примеров:

  1. Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
  2. Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
  3. Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
  4. Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».

логопедические занятия для детей 2 3 лет дома

Пальчиковая гимнастика – это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года – это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.

Артикуляционная гимнастика

Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика. Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:

  • Пусть ребёнок представит, что язычок – это кисточка. Его рот должен быть слегка открыт. Языком нужно проводить по нёбу в сторону горла и обратно к зубам.
  • Упражнение «Язычок на качелях». При этом рот откройте широко. Язык в это время лежит под нижними зубами. Затем его кончик поднимите под верхние зубы. Это упражнение нужно проделать не меньше четырёх раз.
  • «Вкусное варенье». Языком нужно облизать сначала верхние губы, затем перейти на нижние. Выполняйте упражнение 5 раз.
  • Почистите языком зубы. Широко откройте рот. Проведите язычком сначала по нижним зубам, потом по верхним. Проделайте это упражнение 4-5 раз.

логопедические занятия для детей 2 3 года дома

Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.

Звукоподражание: кто звучит? Что стучит?

Когда вы удачно прошли пальчиковую и артикуляционную гимнастику, можно приступить к изучению звуков или слогов. Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы:

  1. «Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: “Ква-ква”».
  2. «Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: “Ку-ка-ре-ку”».
  3. «Колокольчик мой целый день звенит “динь-динь”».
  4. «Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: “Хрум-хрум”».
  5. «Дождик говорит: “Кап-кап”. Нужно зонтик с собой брать».
  6. «Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука “цок-цок-цок”».
  7. «Свинка говорит: “Хрю-хрю, я вам конфетку подарю”».
  8. «Часы о времени дают нам знак и звучат они “тик-так”».
  9. «Паровоз ездит по свету и твердит: “Ту-ту, я еду”».
  10. «Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: “Ау-ау”».

Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома очень полезные и увлекательные. В игровой форме вы с малышом сможете достигнуть больших успехов.

Логоритмика

Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет. Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас.

Читайте также:  Как удалить корочки на голове у ребенка 2 года

Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:

  • «На прогулку». Нужно вслух читать стих, под который малыш повторяет определённые движения:

Наши ножки (тянется ладошками к ногам)

шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).

По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)

переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).

  • Игра «Погода». Ребёнок сидит на стульчике и слушает медленную музыку. Когда вы говорите: «Дождь пошёл», – он ладошками в ритме хлопает по коленкам. Услышав слова: «Молния появилась», – малыш звонит в колокольчик. Когда вы сказали: «Гром гремит», – ребёнок громко топает ногами. При слове «тишина» малыш замолкает и минуту сидит без движения.
  • Сделайте зарядку, приговаривая: «Сначала поднимаем ручки “раз-два-три”, затем опустим наши ручки. Ножками потопаем, ладошками похлопаем, попрыгаем, побегаем, зарядку мы доделаем. И станем мы опять тихонечко гулять».

логопедические занятия для детей 2 3 лет

Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.

Игры на развитие слуха

Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.

Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.

Стихи для развития речи

Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.

занятия логопеда для детей 2 3 лет

Стихи – это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:

  1. «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
  2. «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
  3. «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».

Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.

Чистоговорки

Они тоже необходимы для развития речи малыша. Чистоговорки, как и стихи, должны быть недлинными и легко запоминающимися:

  • «Ох-ох-ох – наш котик не так уж и плох».
  • «Ух-ух-ух – раскричался наш петух».
  • «Ах-ах-ах – мы стоим на ногах».
  • «Ша-ша-ша – вкусная у мамы получилась лапша».
  • «Шу-шу-шу – я у папочки спрошу».
  • «Ши-ши-ши – как шумели камыши».

Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш.

Советы логопедов

В настоящее время очень часто можно встретить неговорящих детей в возрасте 2-3 лет. Это не означает, что у ребёнка проблемы с речью. Логопеды утверждают, что до трёх лет не стоит переживать. Однако всё равно не помешают логопедические занятия для детей. 2-3 года – это любознательный возраст, поэтому малыши с удовольствием будут упражняться, если их заинтересовать.

занятия логопеда с детьми 2 3 лет

Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий.

Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится.

Заключение

В статье мы познакомились с несколькими видами игр. Они отлично способствуют развитию речи. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения несложные. Поэтому занятия логопеда с детьми 2-3 лет можно проводить маме в домашних условиях. Главное – придерживаться рекомендаций специалистов.

логопедические занятия с неговорящими детьми 2 3 лет

Благодаря вышеперечисленным играм вы хорошо пополните словарный запас ребёнка, поможете логически мыслить, воображать и фантазировать. У детей улучшается память, они становятся более усидчивыми и быстрее начинают говорить: сначала некоторые звуки, затем слоги. Многие малыши при помощи таких игр заговорили сразу же не словами, а предложениями. Поэтому не переживайте за речь своего крохи. Ежедневные занятия помогут вам и малышу достичь больших успехов.

Источник

Конспект занятия по развитию речи “Вместе с колобком” для детей 2-3 лет (первая младшая

группа).

Корень А.А., учитель-логопед, МБДОУ детский сад “Веточка” п. Ванино, Ванинского

муниципального района, Хабаровского края.

Тип занятия: групповое.

Продолжительность 10 мин.

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий.

Занятие рассчитано на детей раннего возраста (2 – 3 года) I младшая группа.

Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.

Ресурсы: бубен, воздушный шарик, домик, дорожки (широкая, узкая),

игрушки: заяц, медведь, лиса, магнитофон, фланелеграф, изображения диких животных.(сказочные и

натуральные).

Литература:

  1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, “Логопедия” Преодоление

    общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД 1998.

  2. О.Е. Громова, “Методика формирования начального детского лексикона. – М.:

    ТЦ Сфера, 2005.

  3. Е. Янушко, “Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет”,

    – М.: Теревинф, 2011.

  4. М.Г.Борисенко, Н.А. Лукина, Серия “Грамматика в играх и картинках”. –

    СПб.: Паритет,2005.

  5. Интернет ресурсы.

Задачи

Содержание

Организация

Результат

Вводный этап

1

Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Привлечь внимание

детей.

Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.

Здравствуйте ребята, что это у меня? Хотите поиграть? Соня в бубен поиграй,

поиграй. Соня бубен Мише дай!

Логопед приветствует детей, привлекает внимание звучанием бубна. Дети сидят на

ковре. Даёт ребёнку бубен со словами

Дети слушают логопеда, отвечают на вопрос, передают бубен тому кого называют.

Основной этап

1

Развитие чувства ритма

Наши детки дружно встали

по дорожке зашагали.

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Топают стараются громко получается:

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Наши ноженьки устали и тихонько топать стали:

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А теперь стоп!

Логопед предлагает детям встать и пойти за ним.

Дети идут по кругу и договаривают топ-топ-топ, топ-топ-топ

2

Развитие артикуляционной моторики, развитие плавного длительного

выдоха.

Ой, кто это? Колобок! Колобок румяный бок! Какой гладкий, круглый, румяный.

Как улыбается! Давайте улыбнёмся Колобку! А теперь будем толстенькие как колобок. Облизнёмся,

какой вкусный! Ой, ещё горячий! Подуем!Артикуляционные упр. “Улыбка” “Толстячок”, “Вкусное

варенье”

Логопед показывает детям упражнения.

Дети стоят и выполняют артикуляционные упражнения.

3

Формирование умения образовывать грамматическую форму уменьшительно –

ласкательных существительных.

Активизация речевого подражания. практическое усвоение стереотипной фразы.

Кто это? Назвать ласково части тела зайца изменяя слова при помощи суф.

Не лапы, а лапки; не уши, а ушки; не нос, а носик; не хвост, а хвостик.

Логопед побуждает детей ответить на вопрос, затем назвать ласково части тела

зайки. Даёт образец высказывания.

Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; подходят

к логопеду, рассматривают зайца, отвечают на вопрос: называют (Ангелина, Динара, Ваня, Арсений,

Соня), или повторяют слова (Саша, Лёша), показывает называемые слова (Миша) – в зависимости от

речевых возможностей

4

Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: узкий –

широкий.

Поможем зайке найти широкую дорожку и узкую. Показать дорожки, назвать. Дети

переступают через широкий ручеёк, через узкий.

Дети стоят возле логопеда. Логопед показывает и называет дорожки, просит детей

переступить через широкий ручеёк. Через узкий.

Дети внимательно слушают, рассматривают ручейки. Перешагивают те кого назвали.

Помогают зайцу перепрыгнуть через широкий ручеёк, через узкий.

5

Развивать координацию речи и движений.

Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: большой –

маленький.

Развитие чувства ритма.

Практическое усвоение стереотипной фразы

Кто это?

Колобок, колобок , я тебя съем.

Упражнение сочетающее в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание слогов.

“Дом маленький, дом большой”

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой

(разводит руки в стороны). Дети (сердито). Ой, ой, ой

(поднимают руки вверх). Логопед.Ау зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно).

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.

Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Логопед. Мишка наш пошел домой

(дети идут вразвалку). Дети (сердито). Ой, ой, ой. Логопед. Да и крошка заинька. Дети

(прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

Логопед побуждает детей ответить на вопрос; показывает движения проговаривает

слова, побуждает детей к повторению действий и договариванию междометий.

Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; повторяют

движения за логопедом, договаривают: ой-ой-ой, ай-ай-ай.

6

Развивать координацию речи и движений.

Развитие правильного речевого дыхания.

Создание эмоционально затрагивающей ситуации.

Кто это?

Е. и С. Железновых “Вот маленькая мышка…”

Лиса приглашает детей сесть на стульчики. Включить магнитофонную запись с

песенкой Железновых, диск “Вместе с мамой”. Логопед показывает движения и побуждает детей

повторять.

Дети садятся на стульчики. Выполняют упражнения под музыку.

Обобщающий

1

Активизировать словарь по теме дикие животные

Назвать всех диких животных каких встретили.

Фланелеграф с набором диких животных, выбрать только тех кого

встретили.

Дети выбирают животных и показывают колобку. Колобок оценивает выбор. Далее

дети свободно играют с колобком.

Заключительный.

1

Дать качественную оценку деятельностидетей.

Оценка деятельности детей.

Колобок благодарит ребят, что помогли ему от всех убежать.

Ребята играют с колобком (шариком)

Желаем успеха!

Источник