Конспект логопедического занятия для ребенка 2 5 года
Цели урока:
- накопление и развитие пассивного и активного
словаря; - развитие мелкой моторики, моторики
артикуляционного аппарата; - развитие речевого дыхания;
- развитие сенсорного восприятия, знакомство с
окружающим; - совершенствование зрительно-слухового
восприятия; - формирование положительного отношения к
занятиям.
Задачи:
- Учить детей понимать и выполнять простые
словесные инструкции: “на”, “дай”,
“возьми”, “сними”. - Побуждать к звукопроизношению киса “мяу-мяу”,
“так”, лепетных слов. - Формировать зрительно-слуховое восприятие в
процессе игровых действий, совершенствовать
координацию рук при зрительном контроле. - Развивать кинестетические ощущения, активность
губ, языка и их подвижность, создавать
моторные уклады. - Вырабатывать силу и длительность выдоха.
- Формировать положительно-эмоциональные
отношения к занятиям.
Оборудование: разноцветные колечки на
палочке,2 колючих мячика, пальчиковый бассейн,
2 игрушки киски резиновая и мягкая, султанчик
блестящий, бубен, салфетка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра на создание эмоционально- положительного
настроения:
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку.
Еще купите девочку –
Шалунью и плутовку.Не нужнее нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка –
Шалунья и плутовка.
Подбрасываю ребенка вверх, смеюсь, строю
рожицы.
- Логопедический массаж
(для нормализации
тонуса мышц лица).
1. Артикуляционная гимнастика для губ:
а) поглаживание верхней и нижней губы;
б) упражнение “Улыбка” (растянуть губы в улыбке);
в) упражнение “Окошечко” (открыть широко рот);
г) упражнение “Трубочка” (вытянуть губы вперед);
д) упражнение “Заборчик” (показать зубы).
2. Артикуляционная гимнастика для языка: (пассивная)
а) прижимание шпателем кончика языка ко дну
ротовой полости;
б) приподнимание языка шпателем к твердому небу;
в) подтягивание языка вперед на нижнюю губу и
отведение в стороны;
(активная) на пищевом подкреплении
а) при раздражении середины губы сиропом
шиповника стимулирую выдвижение языка вперед,
вверх (слизывание);
б) при раздражении углов губ стимулирую боковое
движение языка.
IV. Голосовые упражнения.
а – а – а Женя плачет.
у – у – у Машина едет.
и – и – и Женя смеется.
V. Развитие речевого дыхания.
1. “Подуй на султанчик” (пассивное удержание
позы губ “хоботок”.)
2. Игры с губами малыша.
VI. Пальчиковая гимнастика.
1. Массаж пальчиков рук. 2. “Сгибаем пальчики в
кулачки”
Этот пальчик маленький
Этот пальчик слабенький
Этот пальчик длинненький
Ну а этот толстячок,
А все вместе кулачок.
3. Массаж игольчатым мячиком “Катаем колобки”.
VII. Развитие мелкой моторик.
- Игра-упражнение “Сними разноцветные колечки”
(всей кистью руки). - “Пальчиковый бассейн”.
VIII. Лексическая тема “Кошечка”.
Веду ребенка под ручки к пальчиковому бассейну.
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Играем ручками, находим в бассейне резиновую
кошечку.
Кто мяукнул у дверей?
– Открывайте поскорей!-
Очень холодно зимой,
Киска просится домой.
Как киска просится домой? (Мяу-мяу). Побуждаю
ребенка к звукоподражанию.
Прошу ребенка показать у кошки глазки, ушки,
носик и т.д.
Показываю, как надо нажимать ручками на киску,
чтобы она издавала звуки: мяу – мяу. Предлагаю
нажать ребенку самостоятельно, даю игрушку
для самостоятельной игры.
Слышится звук мяу – мяу, предлагаю ребенку
послушать, откуда доносится звук. Веду ребенка к
столу, где находится мягкая игрушка кошка,
накрытая салфеткой. Прошу ребенка снять
салфетку.
– Посмотри, какая киса красивая! Поздоровайся с
ней.
Предлагаю ребенку дать киски ручку, погладить
ее.
– Хорошая киска, мягкая пушистая – говорит
педагог. Обними киску.
Дать игрушку ребенку. Как киса мяукает? (мяу –
мяу). Посмотри, что киска принесла нам в подарок.
Достаю бубен. Показываю, как можно хлопать руками
по бубну.
Та – та – та, та – та – та,
Пляшет наша детвора
Ручкой громко в бубен бьет,
Веселится наш народ.
Веселая пляска с ребенком.
IX. Итог занятия.
Источник
наталья павлюк
Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком 2–3 лет «В гости пришёл зайчик». (неговорящие дети).
тема: «К нам в гости пришёл зайчик».
Цель: налаживание контакта и эмоционального общения ребенка со взрослым;
развивать внимание, понимание речи, слуховое восприятие и восприятие звуков,
которые издают различные предметы; развивать подражания движениям взрос-
лого; обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое;
развитие кистей рук, длительного непрерывного ротового выдоха, активизация
губных мышц; уточнение и расширение пассивного словаря – название частей тела
и их назначение.
Оборудование : игрушки (зайчик, мелкие фигурки животных, кубики);
бумажные бабочки на развитие дыхания;
Ход занятия.
1. Налаживание контакта.
– Привет! Дай ручку, давай здороваться! Помаши рукой!
– хлопну я в ладоши, буду я хороший,
хлопнем мы в ладошки, будем мы хорошие!
– Давай похлопаем вместе!
2. Зайчик в корзинке.
(Педагог показывает корзинку, в ней лежит игрушка зайчика).
– Ой! Кто это там прячется? Кто там?
– Это я, зайчик! Привет!
– давай здороваться. Дай ручку!
– я умею прыгать, танцевать, хлопать в ладоши и петь.
– давай вместе хлопать – хлоп-хлоп.
– а сейчас я песенку спою – ля-ля-ля!
(Затем опять зайчик прячется и появляется вновь. Игра повторяется.)
3. Лови мяч.
– Мы сейчас поиграем с зайчиком в мяч. (лучше организовать игру на полу: логопед и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, что бы мячик не укатился мимо)
– Лови мячик! Оп! Поймал мячик! Кати мяч зайчику! Молодец!
4. Зайчонок.
– Зайчику очень понравилось с тобой играть в мячик. Давай его погладим.
зайка, заинька зайчонок –
позовёт тебя (имя ребёнка).
не спеши домой, постой! –
и погладь его рукой.
5. Развитие общего подражания – игра «На лесной полянке».
– Давай поиграем с зайчиком в весёлую игру. Встанем на лесной полянке, я буду читать стишок, а ты повторяй за мной!
на лесной лужайке
разбежались зайки. (легкий бег)
вот какие зайки
зайки – побегайки! (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
сели зайчики в кружок, (присели)
роют лапкой корешок. (движения рукой).
вот какие зайки,
зайки – побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»).
6. Игры с игрушками и предметами.
1) игра «Чудесный мешочек».
– у зайчика есть любимые игрушки, он принёс их в своём мешочке. Давай посмотрим что там. (Логопед достаёт по одной игрушке и называет (3-5 мелких предметов).
2) игра «Стульчики».
поставить крупные кубики на небольшом расстоянии друг от друга – это стулья. Рассадить на стулья мелкие игрушки (из мешочка).
– Играли наши игрушки и очень устали. Давай поставим для них стульчики – пусть посидят, отдохнут. Вот стульчик для зайчика, а этот – для мишки и т. д. Посидели отдохнули и побежали дальше играть.
7. Развитие неречевого слуха.
игра «Послушаем звуки в доме».
– А сейчас опять сядем с зайкой на полянке и послушаем звуки.
(звуки в доме и на улице (открыть окно). Прислушайтесь вместе с ребёнком к разным звукам – тиканью часов, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы, прислушаться к разнообразным звукам транспортных шумов – сигналы автомобилей, скрип тормозов, стук колёс поезда и пр
8. Развитие плавного ротового выдоха.
игра «Лети бабочка».(Перед началом занятия подготовить 2-3 яркие бумажные бабочки, к каждой привязать нитку длиной 20-30 см, нитку прикрепить к шнуру на некотором расстоянии др. от др. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка.)
– Смотри, у нас на полянке много красивых разноцветных бабочек. Посмотрим, умеют ли бабочки летать (педагог дует на бабочек).
– Смотри, полетели как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? (ребенок встаёт возле бабочек и плавно дует).
9. Пальчиковые игры.
игра «Серенький зайчик»
– А сейчас давай покажем зайчику, какие у него длинные ушки и споём ему песенку.
(Делаем «зайку» – прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками–ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках).
– Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
10. Развитие речи.
игра «Покажи части тела у зайчика».
– покажи, где у зайчика ушки; хвостик; носик; лапки и т. д.
11. Итог занятия.
-Зайчику пора домой. Ему очень понравилось с тобой играть.
Помаши ему рукой и скажи – пока, пока.
Источник
1 Организационный момент.
Логопед входит в кабинет,
держа в руках коробку, приветствует детей.
– Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я принесла! Как вы думаете, что в этой коробке?
– Хорошо! А сейчас мы проверим, правильно ли вы ответили.
Логопед открывает коробку и достает оттуда игрушечную собачку.
– Скажите мне, кто это?
– Правильно. Посмотрите,
какая она красивая! Мы с
ней сегодня будем играть!
Дети здороваются с логопедом.
Ребята
выдвигают предположения, что находится в коробке (конфеты, игрушки и др.)
Ребята с интересом наблюдают за действиями логопеда.
– Собачка.
2 мин
2 Артикуляционная гимнастика.
– Но сначала давайте поиграем с нашим ротиком.
Логопед предлагает следующие упражнения: «Покажи язык», «Улыбнись», «Покажи зубки», «Трубочка».
– Покажите мне свой язычок.
– Молодцы. А теперь покажите, как вы умеете красиво улыбаться!
– Вот как красиво! Хорошо! Улыбочку вы мне показали, язычок тоже. А покажите зубки!
– Умнички! Не показали вы мне только губки. Давайте мы их вытянем вперед трубочкой, чтобы их было хорошо видно. Посмотрите, как это делаю я. Сделайте также. Держите так губки, а я посчитаю.
Логопед считает от 1 до 5.
Дети показывают язык.
Дети улыбаются.
Дети показывают свои зубки.
Дети выполняют упражнение «Трубочка».
3 мин
3 Развитие речи.
– Хорошо. А теперь давайте поиграем с собачками.
1. Логопед достает из коробки ещё несколько собачек (разных по величине). Дается небольшой описательный рассказ.
– Это собачки. Мягкие, пушистые. Посмотрите, какие они хорошие. Их много. Они разные. Смотрите – это большая, а это маленькая! Покажите, где ещё собачки большие, а какие маленькие.
– Правильно. Я поглажу собачек. Смотрите, а что это у них? Это глазки. И вас есть глазки. Покажите их у себя. А это носик. Где у вас носик? А вот он – ротик! А посмотрите какие ушки у собачек красивые! Где они у вас? Молодцы!
– А теперь я каждому раздам по 1 собачке, и мы поиграем в другую игру.
2. Логопед раздает детям собачек и предлагает им совершить с ними разные действия.
– Ребята, кто хочет погладить собачку?
Логопед подходит к желающему погладить собачку ребенку.
– Давай вместе. Сначала я, потом ты. Вот так, да. Мы погладили собачку! А теперь все вместе погладим собачку.
Далее логопед предлагает иные действия с собачкой, подходя к каждому ребенку.
– А кто уложит ее спать (покачает, покажет, как ходит собачка)?
3. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Кто где спрятался?»
– Ребята, сейчас вы будете по одному подходить к столу и прятать свою собачку. Остальные должны найти ее и сказать мне, где собачка. Всё понятно?
Дети рассматривают собачек, внимательно слушают рассказ логопеда.
Ребята правильно показывают больших и маленьких собачек.
Дети показывают части своего тела.
В данном задании задействуются все дети без исключения.
Они с удовольствием выполняют предлагаемые логопедом действия.
Дети по очереди выходят к столу логопеда и прячут собачку. Остальные отгадывают, где она («На стуле», «Под столом», «В коробке» и др.)
9 мин
4 Итог занятия.
Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за сотрудничество. Прощается с ними до следующего занятия.
– Ребята, вы молодцы. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Кого мы сегодня изучали?
– Правильно. На следующем занятии мы продолжим играть с ней. Спасибо вам за работу. До свиданья.
– Собачку.
Дети прощаются с логопедом.
1 мин
Источник
Темы, где ещё можно СКАЧАТЬ полезный материал:
• Материал для занятий (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25297640)
• Методические материалы и документация логопеда (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25659836)
• Планирования (тематические, календарные, перспективные и др.) (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25660169)
• Программы (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25741441)
• Речевые и логопедические карты, протоколы исследований (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25659488)
• Нормативно-правовые документы логопеда, психолога, дефектолога (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25667573)
• Картотеки, подборки (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663045)
• Презентации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663792)
• Тесты, методики (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663392)
• Статьи (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663388)
• Рефераты, курсовые, ВКР, диссертации, авторефераты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25576014)
• ГОСы, практика, анализы занятий и прочее (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25700088)
• Материалы для аттестации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25881052).
******************************************************************************
Иногда список будет пополняться. При этом в алфавитном списке (https://vkontakte.ru/topic-22963785_23914351) ссылка на эту тему есть.
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ материалами, загружайте его сюда https://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949, будем рады =)
******************************************************************************
ДРУЗЬЯ!!! Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе “Разные документы”, да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер
■ 8-909-852-75-52 (БИЛАЙН!) или 8-914-198-17-66 (МТС) – для Анастасии.
СПИСОК БЛАГОДАРНЫХ в заметке
vkontakte.ru/topic-22963785_24478083
1. Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей 2,5 лет «Домашние животные. Собака» (Попова А.).
2. Конспект логопедического занятия с ребенком 4 лет с РДА «Домашние животные» (Попова А.).
3. Конспекты индивидуальных логопедических занятий с ребенком 5 лет (Попова А.).
«Автоматизация звука [л’]»,
«Автоматизация звука [л’] – 2»,
«Автоматизации звука [ш] в слогах и словах»
4. Логопедическое фронтальное занятие по лексической теме для ребенка 6 лет с ОНР «Посуда» (Попова А.)
5. Планы-конспекты
«Дикие животные – 1»,
«Дикие животные – 2»,
«Домашние животные – 1»,
«Домашние животные – 2»,
«Огород – Овощи – 1»,
«Огород – Овощи – 2»,
«Сад – Фрукты- 1»,
«Сад – Фрукты- 2»,
«Лес – Ягоды»,
«Лес – грибы»
6. Конспекты фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР (Попова А.).
«Дифференциация звуков и букв Ж-Ш»,
«Звуки [л], [л`]. Буква Л»,
«Дифференциация звуков [р], [р`] – [л], [л`] и букв Р – Л»,
«Звукобуквенный анализ. Звуки [р], [р`], [л], [л`]»,
«Звуки [п], [п`]. Буква П»,
«Дифференциация звуков [п], [п`] – [б], [б`] и букв П – Б»,
«Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф»,
«Звук и буква Э»
6. продолжение.
«Звуки [д], [д`]. Буква Д»,
«Звуки [Т], [Т`]. Буква Т»,
«Дифференциация звуков [т], [т`] – [д], [д`] и букв Т – Д»
7. Конспекты фронтальных логопедических занятий по развитию речи для детей 6-7 лет с ОНР (Попова А.).
«Посуда»,
«Продукты питания»,
«Транспорт»,
«Транспорт-2».
8. Конспекты индивидуальных логопедических занятий для 6 лет (Попова А.).
« Мелкая моторика»
8. продолжение.
«Постановка звука [с]»
8. продолжение.
«Автоматизация звука [с] в слогах»
«Автоматизация звука [с] в словах»
9. Конспект урока по обучению грамоте «На рыбалке. Звуки речи и неречевые звуки. Слово. Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам» (Егорова И.)
10. Планы-конспекты факультативных занятий (10 занятий) по формированию ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников (Ильенко)
11. Конспект логоритмического занятия с детьми 7 лет с ОНР III уровня на основном этапе «Сказка об умном мышонке» (Попова А.).
12. Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста 7 – 9 лет (3 занятия): «Кто мы?», «Мы растем, становимся умней», «Наши эмоции» (Попова А., Мальцева М.)
13. Конспект фронтального занятия для младших школьников «Белоснежка и семь гномов» (Рощенко А.Г.)
14. Конспекты фронтальных логопедических занятий для 1 класса с ОНР (Попова А.).
«Речь. Предложение»,
«Речь. Предложение-2»,
«Речь. Предложение-3»,
«Речь. Предложение-4»,
«Речь. Предложение. Слово”
«Речь. Предложение. Слово-2″
«Речь. Предложение. Слово. Закрепление»,
«Речь. Предложение. Слово. Закрепление-2»,
«Речь. Предложение. Слово. Закрепление-3»,
«Деление слов на слоги»,
“Звуки речи и буквы”
«Гласные, обозначающие 1 звук. Простые формы фонематического анализа»,
«Гласные звуки первого ряда. Простые формы фонематического анализа-2»,
«Ударение»
15. Конспекты фронтальных логопедических занятий с учащимися 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР 3 уровня (Попова А.).
«Речь. Предложение. Слово»,
«Речь. Предложение. Слово. Деление слов на слоги»,
«Звуки речи и буквы»,
«Обобщающее занятие по пройденным темам»,
«Активизация словарного запаса. Слова-признаки»
«Дифференциация слов различных частей речи (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки)»
«Дифференциация предлогов и приставок»
16. Конспекты фронтальных логопедических занятий с учащимися 2-3 класса с ЗПР, НЧП, ОНР(Попова А.).
«Деформированный текст»,
«Речь. Предложение. Слово»,
«Речь. Предложение. Слово. Деление слов на слоги»,
«Звуки речи и буквы»
17. Конспекты индивидуальных логопедических занятий для учащегося 1 класса (Попова А.).
«Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [с]»,
«Постановка звука [c]»
«Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [ш]»,
«Постановка звука [ш]»
18. Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 2 класса (Попова А.).
«Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [р]»,
«Постановка звука [р]»
19. Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР 3 уровня «Дифференциация звуков [к] – [х] в слогах и словах» (Попова А.).
20. Конспект логопедического занятия для детей младшего школьного возраста «Слоги» (Попова А.).
21. Конспект занятия с одаренными школьниками «Учимся мыслить» с приложением (Попова А.).
Источник
Когда ребёнок в 2-3 года так и не говорит, у родителей наступает паника. Им кажется, что если соседские дети разговаривают очень хорошо, то их малыш отстаёт в развитии. Однако это не так. Логопеды утверждают, что каждый ребёнок индивидуален. С неговорящими детьми можно заниматься дома. В этой статье вы сможете ознакомиться с упражнениями, советами и рекомендациями, которые помогут заинтересовать ребёнка. Вы узнаете, для чего нужны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст интереса ко всему и любознательности. Поэтому проблем у вас не возникнет.
Логопедические занятия в домашних условиях
Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.
В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.
Чаще всего занятия с детьми основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.
Разминка: пальчиковые игры
Мало кто верит, что мелкая моторика развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание пальчиковым играм. Приведём несколько примеров:
- Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
- Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
- Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
- Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».
Пальчиковая гимнастика – это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года – это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.
Артикуляционная гимнастика
Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика. Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:
- Пусть ребёнок представит, что язычок – это кисточка. Его рот должен быть слегка открыт. Языком нужно проводить по нёбу в сторону горла и обратно к зубам.
- Упражнение «Язычок на качелях». При этом рот откройте широко. Язык в это время лежит под нижними зубами. Затем его кончик поднимите под верхние зубы. Это упражнение нужно проделать не меньше четырёх раз.
- «Вкусное варенье». Языком нужно облизать сначала верхние губы, затем перейти на нижние. Выполняйте упражнение 5 раз.
- Почистите языком зубы. Широко откройте рот. Проведите язычком сначала по нижним зубам, потом по верхним. Проделайте это упражнение 4-5 раз.
Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.
Звукоподражание: кто звучит? Что стучит?
Когда вы удачно прошли пальчиковую и артикуляционную гимнастику, можно приступить к изучению звуков или слогов. Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы:
- «Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: “Ква-ква”».
- «Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: “Ку-ка-ре-ку”».
- «Колокольчик мой целый день звенит “динь-динь”».
- «Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: “Хрум-хрум”».
- «Дождик говорит: “Кап-кап”. Нужно зонтик с собой брать».
- «Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука “цок-цок-цок”».
- «Свинка говорит: “Хрю-хрю, я вам конфетку подарю”».
- «Часы о времени дают нам знак и звучат они “тик-так”».
- «Паровоз ездит по свету и твердит: “Ту-ту, я еду”».
- «Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: “Ау-ау”».
Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома очень полезные и увлекательные. В игровой форме вы с малышом сможете достигнуть больших успехов.
Логоритмика
Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет. Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас.
Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:
- «На прогулку». Нужно вслух читать стих, под который малыш повторяет определённые движения:
Наши ножки (тянется ладошками к ногам)
шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).
По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)
переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).
- Игра «Погода». Ребёнок сидит на стульчике и слушает медленную музыку. Когда вы говорите: «Дождь пошёл», – он ладошками в ритме хлопает по коленкам. Услышав слова: «Молния появилась», – малыш звонит в колокольчик. Когда вы сказали: «Гром гремит», – ребёнок громко топает ногами. При слове «тишина» малыш замолкает и минуту сидит без движения.
- Сделайте зарядку, приговаривая: «Сначала поднимаем ручки “раз-два-три”, затем опустим наши ручки. Ножками потопаем, ладошками похлопаем, попрыгаем, побегаем, зарядку мы доделаем. И станем мы опять тихонечко гулять».
Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.
Игры на развитие слуха
Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.
Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.
Стихи для развития речи
Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.
Стихи – это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:
- «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
- «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
- «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».
Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.
Чистоговорки
Они тоже необходимы для развития речи малыша. Чистоговорки, как и стихи, должны быть недлинными и легко запоминающимися:
- «Ох-ох-ох – наш котик не так уж и плох».
- «Ух-ух-ух – раскричался наш петух».
- «Ах-ах-ах – мы стоим на ногах».
- «Ша-ша-ша – вкусная у мамы получилась лапша».
- «Шу-шу-шу – я у папочки спрошу».
- «Ши-ши-ши – как шумели камыши».
Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш.
Советы логопедов
В настоящее время очень часто можно встретить неговорящих детей в возрасте 2-3 лет. Это не означает, что у ребёнка проблемы с речью. Логопеды утверждают, что до трёх лет не стоит переживать. Однако всё равно не помешают логопедические занятия для детей. 2-3 года – это любознательный возраст, поэтому малыши с удовольствием будут упражняться, если их заинтересовать.
Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий.
Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится.
Заключение
В статье мы познакомились с несколькими видами игр. Они отлично способствуют развитию речи. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения несложные. Поэтому занятия логопеда с детьми 2-3 лет можно проводить маме в домашних условиях. Главное – придерживаться рекомендаций специалистов.
Благодаря вышеперечисленным играм вы хорошо пополните словарный запас ребёнка, поможете логически мыслить, воображать и фантазировать. У детей улучшается память, они становятся более усидчивыми и быстрее начинают говорить: сначала некоторые звуки, затем слоги. Многие малыши при помощи таких игр заговорили сразу же не словами, а предложениями. Поэтому не переживайте за речь своего крохи. Ежедневные занятия помогут вам и малышу достичь больших успехов.
Источник