Конспект индивидуального занятия с ребенком на развитие речи

Конспект индивидуального занятия с ребенком на развитие речи thumbnail

         Конспект индивидуального занятия по развитию речи.

Провела воспитатель Луговая Н.В.

Лукьянчук Алина 4 года

Тема: «Путешествие по ровненькой дорожке»          

Цель:  Развивать слухомоторную  координацию и межанализаторную  связь              

Задачи:          –  закрепить умение отгадывать загадки  

– активизация словаря по теме «Животные»

– формировать умение активной подражательной деятельности в виде произношения звуковых сочетаний

                    – развивать общую и мелкую моторику

– развивать навык различия круглого предмета и предмета кубической формы

                     – формировать представления о форме и цвете

                     – развивать умение ориентироваться в комнате

                     – преодоление двигательного негативизма

Оборудование: картинки с изображением животных, игрушка медведь, мяч (красный),  кубик (синий), широкая лента, сухой бассейн.

Лексический материал:- предметный словарь – лиса, ёж, медведь, зверь;

– словарь действий – шагали, бежали, пустился ;

– словарь признаков – могучий, хитрая, сердитый.

План

  1. Организационный момент
  1. Отгадывание загадок по картинке
  2. Массаж ладоней
  1. Основная часть
  1. Упражнение «По ровненькой дорожке»
  2. Активизация произношения звуковых сочетаний
  3. Упражнение с мячом
  4. Работа с круглой , и кубической формами
  5. Задание «Найди предметы такого же цвета, такой же формы»
  1. Итог занятия

3.1Игра в сухом бассейне

3.2 «Возвращение к маме»

       Подготовка к занятию:

– на столе разложить картинки с изображением разных  животных, среди них: лиса, ёж, медведь

– разложить широкую ленту по полу «дорожка», в конце неё поставить игрушку медведя

– поблизости положить красный мяч и синий кубик

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Воспитатель:  Алина, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие, но сначала  отгадай три загадки. Чтобы тебе было легче, на столе много картинок с животными, выбери правильный ответ.

  1. Отгадывание загадок

            Очень хитрая она:

        Съела в сказке колобка,

        Кур ворует петухов,

        Кто назвать её готов

Ребёнок: Это лиса.

Воспитатель: Найди картинку с лисой.

Ребёнок находит, рассматривает.

Воспитатель: Молодец! Отгадай следующую загадку.

        Сердитый недотрога

        Живёт в глуши лесной,

       Иголок очень много,

       А нитки не одной.

Ребёнок: Ёж!

1.2. Массаж ладоней

 Воспитатель: Умница, правильно. Посмотри , какой у меня необычный шарик! С колючками, он очень похож на ежа. Мы его покатаем на ладошке.

      _  Что ты Ёж такой колючий?

          Это я на всякий случай.

      Знаешь, кто мои соседи?

      Лисы, волки и медведи…

Ребёнок: повторяет слова, катает шарик между ладонями.

Воспитатель: А вот ещё одна загадка.

        Есть в лесах могучий зверь,

        Ты дружок уж мне поверь!

        Ест малину, любит мёд.

        Кто его мне назовёт?

Ребёнок: Мишка. Медведь.

Воспитатель: Найди картинку с медведем.

  1.  Основная часть:

Воспитатель: Очень хорошо. А теперь отравляемся в интересное путешествие.

Посмотри , нас ждёт медведь, сидит, скучает.

    Предложить ребёнку пройти по «дорожке» приставным шагом с удерживанием равновесия.

2.1. Упражнение « По ровненькой дорожке »

Воспитатель: Комментирует  движения,  предлагает  ребёнку проговаривать слова, топ- топ-топ.

              По ровненькой дорожке

              Топ-топ-топ

              Шагали наши ножки

                Топ- топ-топ!

  1. Активизация произношения звуковых сочетаний

Воспитатель вместе с ребёнком, подойти к игрушке, рассмотреть, ощупать.

Воспитатель: – Алина, как рычит медведь?

Ребёнок: Пытается имитировать рычание медведя.

Воспитатель: Показать правильное произношение, звука – р – р – р….

   Движение в обратном направлении по ленточке «дорожке»

Воспитатель: Как страшно рычит медведь, убегаем.

             По ровненькой дорожке

             Топ- топ- топ

              Бежали наши ножки

              Топ- топ- топ!

Ребёнок: Топ-топ-топ!

  1. Работа с круглой и кубической формами

На другом конце  ленты положить красный мяч, справа от него синий кубик.

Подойти к мячу взять его, погладить, постучать по нему.

Ребёнок: Тук- тук- тук.

Воспитатель: Какого цвета мяч?

Ребёнок: Красный.

Воспитатель: Молодец! Мяч красный, круглый, повтори.

Ребёнок: – Красный, круглый.

  1. Упражнение с мячом

Воспитатель: Встать лицом к ребёнку, взять руками ребёнка мяч, подпрыгивать на месте. Сопровождать движение фрагментом из стихотворения С. Маршака.

              « Мой весёлый звонкий мяч,

                 Ты куда пустился вскач,

                 Жёлтый, красный, голубой,

                 Не угнаться за тобой .»

Толкнуть мяч в сторону кубика.

Воспитатель: Посмотри кубик, куб! Повтори название геометрической фигуры.

Ребёнок: Кубик. Куб.

  1. « Найди предметы такого же цвета, такой же формы »

Воспитатель: Какого цвета кубик?

Ребёнок: Синего.

Воспитатель: Найди в комнате предметы такого- же цвета.

Воспитатель: А теперь, найди предметы такого цвета, как мяч, красного.

                 Провести сравнительный анализ куба и шара.

Воспитатель: Давай покатаем мяч, смотри мишка пришёл, хочет с тобой мячик покатать.  Катится?

Ребёнок: Катает мяч.- Да катится!

Воспитатель предлагает ребёнку покатать кубик.

– Катится?

Ребёнок: Нет.

Воспитатель: Как ты думаешь почему

Ребёнок: С помощью взрослого даёт ответ.

Воспитатель: Давай вместе с тобой найдём предметы квадратной  формы

      С помощью взрослого ребёнок справляется с заданием.

Ребёнок: Стол.

Воспитатель: А теперь давай найдём предметы круглой формы.

Ребёнок: Шарики в сухом бассейне.

3. Итог занятия

Воспитатель: Какая ты умница! Давай поиграем!

 3.1. Игра в сухом бассейне.        

Упражнение « Сильные ножки». Сидя в бассейне, приклонившись спиной  к бортику отталкивать от себя шары ногами        Упражнение «Рыбка». Лёжа на животе, ребёнок имитирует плавательные движения.

Упражнение « Велосипед». Лёжа на спине, ребёнок имитирует движение вращения педалей.

Упражнение « Найди мишку». Выполняется стоя в бассейне. Воспитатель при ребёнке прячет игрушку медведя в шарах. По команде ребёнок должен найти его.

Воспитатель: Алина, сегодня нам было так интересно и весело, но нам пора    возвращаться к маме. Помашем мишке рукой, попрощаемся с ним.

Ребёнок : Прощается с мишкой и по «дорожке» возвращаемся обратно.

Resource id #1760

Источник

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж] в прямых слогах и словах.

Цель : Создать социальную ситуацию речевого развития посредством :«Путешествие с ежиком»

Задачи занятия:

Создать условия для:

-формирования навыков правильной артикуляции и употребления звука  [Ж] в прямых слогах ,словах.

– развития фонематического слуха: учить ребенка выявлять и правильно употреблять слова, в которых есть звук [Ж] в потоках речи, а так же используя наглядный материал.

– формирования лексико -грамматической категории.

– развития внимания и кратковременной памяти ребенка ,а также формирования навыка связного высказывания по предложенной теме.

– развития самоконтроля за речью и активностью в течении занятия.

Оборудование: символ звука [Ж] – согласный, звонкий, твердый;

плюшевый ежик, мяч, картинки, в названии которых есть звук [Ж] и картинки в которых звук [Ж] отсутствует.

Ход занятия.

I Организационный момент

Л: Здравствуй, сегодня к нам в гости пришел ежик. Поздоровайся с ежиком.

Р: Здравствуй ежик!

Л: Ежик узнал, что ты научился произносить звук [Ж], давай ему покажем как ты умеешь правильно держать язык и губы. Вспоминай, губы слегка вытянуты и округлены, язык в форме чашечки находится в положении за верхними зубами. Кончик языка приближен к альвеолам, но не касается их. А чем звук [Ж] отличается от звука [Ш]?

Л: Правильно, тем, что его надо произносить с голосом, давай пожужжим с тобой как жужжат жуки ЖЖЖЖ…..

Л: Молодец! Теперь покажем ежику как мы делаем слоговую разминку, да так четко и красиво будем произносить звук [Ж], чтобы ежику обязательно захотелось к нам прийти еще!

II Основная часть

1. Слоговая разминка. Логопед говорит слоги, ребенок повторяет.

Жа-жа-жа Жа-жи-жу

Жи-жи-жи Жи-жу-жо

Жо-жо-жо Жо-же-жа

Жу-жу-жу Жу-жа-же

Же-же-же Же-жо-жа

Л: Очень хорошо, молодец. А теперь произносим слова четко, громко, по 2 раза слог и 1 раз слово.

2. Слова со звуком [Ж] (в прямых слогах):

ЖА-ЖА: жаба; жало; жадина; жакет; вожак; пижама; баклажан; кожа; лужа.

ЖО-ЖО: желудь, желтый, медвежонок.

ЖИ-ЖИ: жить, жила, жилка, жидкий, ножи, жилет, живот, животное, жилье, нажим, наживка.

ЖЕ-ЖЕ: желе, жена, желток, желудок, движение, уважение, манжет, буженина.

ЖУ-ЖУ: жук, жуть, жулик.

3. Игра “Посчитай слово”

Л: А теперь возьмем красивый мячик, который принес ежик и будем считать до 5. Ребенок изменяет слово в соответствии с числительным.

жуткая жаба ( одна жуткая жаба, две жуткие жабы…)

желтый жилет

желание Жанны

4. Игра “Чего не стало”

Л: Хорошо, справился, а теперь посмотри на картинки, выбери только те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Показывай мне картинку и четко проговаривай “чего не стало”.

(не стало жука, жабы и т.д.)

Л: очень хорошо у тебя получилось, ежику очень понравилось, но он для тебя приготовил еще одно задание. Надо произнести предложение, добавляя слова “Ежиха с ежатами”. Ну что рискнем? Только не забывай, что надо говорить четко и хорошо проговаривать звук [Ж].

5. Игра “Договори предложение”. Добавляется словосочетание “ежиха с ежатами” в разных падежах.

У Жанны жила ежиха с ежатами.

Жанна ухаживала за ежихой с ежатам.

Жанна не обижала и жалела ежиху с ежатами.

Жанна показала Жене ежиху с ежатами.

Когда ежата подросли Жанна и Женя выпустили в лес ежиху с ежатами.

Л: Умница, ежик доволен и я тоже, у тебя очень хорошо получается говорить слова со звуком [Ж]. А теперь поиграем в игру. Называется она “У гномика”.

6. Игра “У гномика”.

Стог – стожок

Сапог – сапожок

Флаг – флажок

Утюг – утюжок

Луг – лужок

Нож –ножик

Еж – ежик

Уж – ужик

7. Физкультминутка

Логопед. А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в подвижную игру “Превращалки”.

Я буду животное называть, а ты его изображать!

Хлоп руками,

Топ ногами,

Головой туда-сюда,

Покружились и в ежа (медвежонка; жеребенка; верблюжонка) превратились!

(Ребенок изображает животное, его повадки и звуки которые он издает).

8. Проговаривание звука [Л] в чистоговорках

Логопед. А теперь возьмем красивый мячик, который принес ежик, сядем за стол и будем катать его друг другу, но при этом будем проговаривать чистоговорки:

Жа-жа-жа Жанна видела ежа.
Жу-жу-жу, Жанне жабу покажу.

Жи-жи-жи, жабу и ежа держи.

Жу-жу-жу, дай поближе погляжу.

Логопед проговаривает чистоговорку, а ребенок четко ее повторяет.

III Заключительная часть.

Итог занятия:

Л: Молодец. Ежику и мне очень понравилось, как ты сегодня занимался, как мы с тобой играли. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним, что мы  делали сегодня на занятии? Какое задание вызвало у тебя затруднение, а какое понравилось? Ежик принес для тебя подарок – наклейку и вкусную конфету.

А теперь домашнее задание: выучи чистоговорку. Ребенок вместе с логопедом проговаривает каждую строчку.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

Источник

Мария Шилова
Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития

Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

– Активизация словаря (животные, еда).

– Закрепление коммуникативной ситуации приветствия и прощания.

– Научить понимать значение слов,обозначающих пространственные отношения: открой – закрой.

– Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать подражание движениям и речи взрослого.

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.

Развитие правильного речевого дыхания.

Развитие слухового внимания.

Развитие ритма (звукоподражаний, выполнение ритмических движений).

Развивать память, внимание, мышление детей;

3.Коррекционно- воспитательные задачи:

– Воспитывать навыки социального взаимодействия.

– Воспитывать положительное отношение к занятиям.

Материал: игрушки – Медведь, заяц, волк, лиса, ёжик, макет дома, макеты деревьев, макеты пчёл, разноцветные фигурки.

1.Ритуал приветствия:

Взрослый здоровается с ребёнком, подкрепляет приветствие жестом. (Ребёнок здоровается со взрослым, подходит к столу).

2. Сюрпризный момент.

Педагог рассказывает ребёнку о том, что сегодня в гости к нему пришёл медведь Миша. (Здороваемся с Мишей). Показывает дом Миши, с дверью, которую можно открывать и закрывать, демонстрирует это. (Ребёнок здоровается с Мишей. Пробует открывать и закрывать дверь домика).

3. Миша ждёт гостей. Звери идут в Мише в гости (заяц, лиса, волк, ёжик). Идут они по дорожке. Пальчиковая гимнастика «В гости к мишке»

Нас позвали к мишке в гости

(качаем головой,

И пошли мы по дорожке

(пальцы «шагают» по коленкам).

Топ-топ

(ладони хлопают по коленкам,

Прыг-прыг

(кулачки стучат по полу,

Топ-топ

(ладони хлопают по коленям,

Прыг-прыг

(кулачки стучат по полу,

В гости к мишке мы пришли. (Ребёнок видит на ковре стоят игрушки животных. Выполнят пальчиковую гимнастику совместно со взрослым на ковре, пытается проговаривать «топ», «прыг»).

4. Перед ребёнком на столе стоит дом Миши. Ребёнок с Мишей находятся в доме.

Игра «Встречаем гостей»:

Взрослый ставит по–одному животному за дверь и стучит. Взрослый вместе с ребёнком открывают дверь домика (проговаривают совместно «открыли» и «впускают» животное, затем закрывают дверь (совместно проговаривают «закрыли»). С каждым здороваются. (Ребёнок вместе сначала вместе со взрослым, затем сам открывает и закрывает дверь домика и пускает животных с каждым здоровается).

5. Игра «Угостим гостей»:

Перед ребёнком раскладываем 5 картинок (гриб, морковь, рыба, огурец, малина). Просим угостить каждого гостя чем-то, например, дай зайке морковку, дай ёжику гриб. (Ребёнок по инструкции взрослого угощает животных и говорит «на»).

6. «Поиграем с пчёлками»

Педагог берет бумажную пчелу и дует на нее, сложив губы трубочкой, предлагая ребёнку сделать то же самое. (сначала тихо, потом сильно подуть). Все пчёлки улетели У- У – У. Мишка улыбается. Облизывает мёд с верхней губы. (Ребёнок берёт пчёлок, кладёт их на ладошку и дует на неё, губы в трубочке).

7. Ритмическая игра «Прогулка по лесу»:

Взрослый предлагает ребёнку пойти вместе с Мишей и его друзьями погулять. На ковре взрослый раскладывает геометрические фигуры разных цветов (круги, квадраты). Взрослый с ребёнком идут, ритмично топают ногами и проговаривают «Топ-топ-топ-топ». Доходят до ковра, на котором разложены фигуры. Взрослый просит дать Мише только кружочки «Раз, два, три круги собери». (Ребёнок идёт со взрослым и проговаривает «топ – топ – топ». Пытается прыгать ритмично за взрослым 2 или 3 раза. Ребёнок собирает и приносит взрослому только круги, лежащие на ковре).

8. Игра «Проводи гостей»:

Взрослый берёт по – одному животному, прощается с ребёнком, просит открыть дверь и убирает животное, затем просит закрыть дверь (совместно проговаривают слова «открыли», «закрыли, ребёнок выполняет соответствующие действия). Провожают по одному всех гостей. (Ребёнок открывает дверь, прощается и провожает гостей. Подкрепляет слово жестом).

9.Итог: Взрослый хвалит ребёнка и прощается с ним. (Ребёнок прощается с Мишей и взрослым).

Источник

Содержится в разделах:

  • Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста
  • Конспекты занятий, НОД

Включает в себя разделы:

  • Чтение художественной литературы, пересказ, заучивание
  • Картины. Знакомство с картинами, рассматривание и составление рассказов
  • Беседа. Проведение бесед на занятиях

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 26733.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Новое

Конспект по развитию связанной речи «Раздел пересказ с опорой на графические схемы» старшая группа (5–6 лет) Конспект по развитию связанной речи «Раздел пересказ с опорой на графические схемы» старшая группа (5–6 лет)КОНСПЕКТ по развитию связанной речи «Раздел пересказ с опорой на графические схемы» старшая группа (5-6 лет) Пересказ рассказа «Поющий букет» (В.Бирюков) Обучающие задачи: упражнять детей в умении пересказывать содержание рассказа с использованием наглядных пособий; закреплять…

Конспект комплексной НОД по речевому развитию «В мире животных»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Дюймовочка» План-конспект комплексной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию. для детей средней группы. Тема «В мире животных». Составила воспитатель: Кузнецова Т.В. г….

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект занятия по развитию речи в старшей группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе в соответствии с…»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе (в соответствии с ФГОС) Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»». Цель: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества. Задачи: Образовательные: • Повторить содержание сказки. •…

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес»
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель: Создание условий для формирования связной, грамматически правильной речи. Программные задачи:  Развивать активную речь детей, побуждая к речевым проявлениям.  Учить…

Конспект занятия по развитию речи на тему «Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольников»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольников». Конспект занятия по развитию художественной речи посредством литературных произведений в разновозрастной группе «НЕПОСЕДЫ». Интеграция образовательных…

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе На тему: «Сказка в гости к нам приходит». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Занятие по развитию речи в средней группе «Мама милая моя»

Статья «Занятие по развитию речи в средней группе «Мама милая…»
Тема: “Мама милая моя». Цель: развивать диалогическую речь, побуждать к монологу; продолжать учить отвечать четко на вопросы; составлять описательный рассказ по фотографии; активизация в речи детей прилагательные и глаголы. Материал: фотографии с изображением мам, ватман, листы…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Игры маленьких зверят»
Цель. Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно. Задачи: Образовательные: учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования; формировать знания детей о характерных признаках зверят; учить устанавливать…

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы «В гости к ёжику Пыху»
Цель: Активизация речи детей, развитие связной речи. Задачи: 1. Образовательные: Формировать умение детей целенаправленно рассматривать картину, используя различные приемы: выделение объектов, «вхождение» в картину. Продолжать закреплять умение детей описывать внешний вид и…

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы: Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял»
Задачи: 1. Образовательные: Закреплять умение детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт. Закрепить знания о предложении. Дифференцировать звуки «с» и «ш»….

Конспект индивидуального занятия с ребенком на развитие речи

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

Источник