Конфликты с ребенком 3 года
Многие мамы и папы знакомы с проявлением детского характера, как жестокость, агрессивность. Когда возникает конфликт между детьми, ребенка–агрессора родители могут наказать, прилюдно отшлепать.
Разумно поступают родители? Как разрешить конфликт правильно? Как правильно адаптировать малыша к социуму?
Почему ребенок 3-4 лет проявляет агрессию к другим детям?
Потому что не умеет и не знает, как договариваться детьми.
Первым окружением малыша считаются мама и папа. Второй круг занимают другие взрослые. И третий круг – ребенок, входя в социум понимает, что есть другие дети. Малыш решает сложную ситуацию доступными ему способами – крик, плач, драка.
Как правило, взрослые вмешиваются в ситуацию конфликта. Если ребенок ведет себя агрессивно, мама и папа стараются пристыдить виновника, наказать. Для малыша критерий как «нельзя трогать чужое», «нельзя обижать детей», просто не существует.
Дети поругались, не поделили ведерко. Ругать ребенка нельзя. Мать на примере этого события дома может разыграть с ребенком эту ситуацию. Где ребенок может быть в роли обидчика и жертвы. Надо довести каждый сюжет до конца.
Психологи утверждают, ребенок, изучая мир, постигает понятия «одушевленный» и «неодушевленный». Малыш не понимает, что другой ребенок – живой человек. Дети исследуют, изучают, как все в мире происходит. Тогда приходит понимание, что одушевлено, а что не одушевлено.
Важный этап в развитии ребенка – социализация, быстрее протекает после 3 лет. Малыш формирует отношения с детьми. Ребенка нельзя охарактеризовать плохой он или хороший. Дети не понимают чувства других. Он не знает правила хороших манер. Осознание социума и как в нем вести себя зависит от установок, которые найдет сам или получит от своих родителей. И эта «социализация» продолжается на протяжении всей жизни.
Три важных момента, что бы ребенок вырос гармоничной личностью
1. Исключить компьютерные игры, мультфильмы, в сюжете которых заложена агрессивность. Сформируется понимание, чтобы получить желаемое, надо применить силу и повысить тон голоса.
2. Исключить установку добиваться всего любой ценой.
Ребенок может “потребительски” относиться к другим людям, в том числе и членам семьи.
3. В случае, где ребенок жертва, тоже не хорошо. В игре необходимо научить ребенка договариваться, при этом отстаивая и свои интересы, а не уступая всем и во всем.
Агрессия – это одна из форм поведения ребенка, который просто не умеет договариваться. Поэтому родителям, не стоит расстраиваться, что их ребенок может быть злым. С ребенком надо работать. Мамы и папы могут показать примеры доброго поведения, научить дружить.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Как правильно реагировать на ошибки ребёнка?
Как и когда говорить ребёнку “НЕТ”?
5 лайфхаков как больше успевать с ребёнком
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов.
Светлана Смирнова
Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».
Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.
В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:
- Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
- Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.
Как проявляется кризис 3 лет
Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.
- Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
- Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
- Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
- Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
- Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
- Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
- Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.
В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.
Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.
Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.
И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.
Как помочь ребёнку легче пережить кризис
Научите правильно выражать злость
Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.
Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога. У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.
Алгоритм такой:
1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.
2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».
3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.
4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.
Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»
Определите границы
Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.
Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.
Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.
Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:
1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.
2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.
3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.
Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.
4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».
5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.
В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.
Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.
Источник
Если вашему малышу больше двух лет, он всё время говорит вам”нет” и совсем не слушается, то эта статья поможет вам понять как решить проблему “детского кризиса 3 лет”.
В этот период ребёнок начинает проверять насколько он может влиять на окружающий мир, что значат его слова, как он может влиять на развитие событий. В последствие, будучи взрослым, если ребенку помогли грамотно преодолеть это период, он будет уверен в себе, ответственен, сможет отказывать и отстаивать свою точку зрения, если что-то будет не в его интересах, понимать границы поведения как свои так и чужие.
Признаками кризиса 3 лет являются: упрямство, жадность, негативизм, строптивость, жадность, своеволие, обесценивание. В это время от ребёнка на все предложения слышно постоянное “нет”: – Ты хочешь кушать? – Нет! – Пойдем гулять? – Нет! – Пойдем маму встречать? – Нет! Нет! Нет!
Родителям при этом нужно понимать, что ребенок говорит “нет” не им на зло, он не бунтует. В такие моменты он проверяет как сильно он может повлиять на развитие событий, как его слова отразятся на будущем. И это очень важный период в его развитии. Ведь примерно к четырем годам у ребенка заканчивается формирование 85% связей нейронов, а при рождении они сформированы только на 15%. Поэтому от действий родителей с ребенком, от количества полученной им любви будет зависеть его дальнейшее отношение к окружающему миру. При этом следует знать несколько особенностей кризиса 3‑х лет.
1) Больше всего от малыша достанется тому человеку, к которому он испытывает наибольшую привязанность. Не надо обижаться на ребенка, если он проявляет к вам негативные эмоции. Это значит он очень доверяет вам и чувствует себя, находясь с вами, в безопасности. Именно от вас он будто бы получает разрешение на установление границ своего поведения.
2) В этот период ребёнок не способен сам остановить свою истерику. Просьбы успокоиться будут бесполезны. На этом этапе развития у него работает правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоции. А вот левое полушарие уже отвечает за причинно-следственную связь: зачем? почему? Малыш “не слышит”, что вы ему говорите, но он улавливает тон вашего голоса, ваше настроение. Поэтому, чтобы успокоить ребенка, нужно прежде всего успокоиться самим.
3) Лучше всего ребенок развивается через игру. И в задачи родителей входит предоставить ему пространство для исследования окружающего мира и игр. В этот период очень полезны будут игры развивающие мелкую моторику: складывание оригами, пересыпание крупы, завязывание шнурков и т.д. При этом как раз формируется связь двух полушарий мозга, необходимая для наилучшего развития.
4) Дети становятся прилипалами/бунтарями. Почему так получается? Ребенок становится прилипчивым только по одной причине — катастрофический недостаток внимания со стороны родителей, которые погрузились с головой в свои гаджеты вместо того, чтобы поиграть с малышом. Бунтарями же дети становятся, когда все время слышат от родителей слово “нет”. А делают они это из-за своеволия ребенка, который делает то, что хочет сам. Услышав очередной запрет, ребенок уже не слушает и не идет на контакт, он понимает, что сейчас будет очередное “нет”. Избежать этого довольно просто: на каждое “нет” должно быть два “два” Когда вы что-то запрещаете, вы сразу же должны что-то разрешить или предоставить ребенку альтернативный вариант действий.
5) В этот период дети “не слышат” родителей. Конечно не из-за неуважения, а по причине сильной увлеченности своими действиями. Поэтому кричать не надо, просто подходите, аккуратно поворачиваете ребенка к себе и, обратив на себя внимание, говорим, что хотели.
6) Происходит активное формирование самооценки ребенка. В связи с этим не вздумайте формировать у детей чувство вины в этом возрасте, говоря: “На кого ты похож? Весь испачкался!” Не его забота поддерживать одежду в чистоте, а взрослых. Вы должны обеспечить ему комфортные условия для развития, объяснить, рассказать и показать. Например, если он сломал игрушку, то вы можете предложить ему попытаться ее починить, чтобы исправить ситуацию. А если он рассыпал что-то, то можете предложить собрать вместе и показать ему как это делается.
7) В период кризиса детям следует оградить от перегрузок. Я понимаю соблазн родителей устроить ребенка в 100500 кружков. Но нужно понимать, что в этом возрасте у ребенка формируются внутренние органы и физиологические процессы. Концетрации внимания малыша хватает минут на 10-15. Поэтому, чтобы чему-то научить ребенка, нужно делать это интересно и увлекательно через игру или сказки.
8) Ребенок не устраивает истерику на ровном месте, тем более, чтобы позлить вас. Родители должны понимать, что происходит с малышом и помочь успокоиться. Об этом будет отдельная статья. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить. ))
Чтобы помочь ребенку справиться с кризисом трех лет, приведу 4 простых послания родителей детям.
1) Я люблю тебя таким каков ты есть, несмотря ни на что.
2) Ты можешь пробовать для себя разные модели поведения и я всегда тебя поддержу, подскажу что может случиться и всегда буду рядом. Даю тебе право и ты можешь сейчас пробовать разные роли разные способы поведения и я всегда тебя под страховую и подскажу какие будут последствия.
3) Задавай любые вопросы и я отвечу на них. Я взрослый и объясню тебе как устроен этот мир.
4) Я знаю, что делать с твоими чувствами и могу их принять.
Дорогие родители, помните что любому на нашей планете прежде всего нужно ощущать вашу любовь.
Источник