Конфликты с ребенком 1 года
В нашей статье причины, профилактика конфликтов между родителями и их годовалыми малышами. Ничего на свете малыш не желает так, как доставить удовольствие вам – ну и, понятное дело, себе. Если ваши цели совпадают, от отсутствуют конфликты с годовалыми детьми. В конце концов, малыш уверен, что его желания правильны. Карапуз хороший. И родители тоже.
Следовательно, если годовичок следует зову сердца и делает то, что хочет, все (включая вас) безумно счастливы. Конечно, так бывает далеко не всегда.
Иногда вы хотите уложить ребенка спать, а непоседа намеревается проверить, что происходит в гостиной.
Иногда вы хотите, чтобы годовичок оставил в покое эту симпатичную кнопочку на CD-проигрывателе, а он хочет поиграть с ней еще. Иногда мама хочет просто пройти мимо детской площадки, а капризуля требует остановиться и покатать его на качелях.
Необходимость увязывать свои желания с потребностью разделять с вами свои удовольствия приводит к серьезному внутреннему конфликту. Различия между вашими желаниями создают между вами огромную пропасть, которая помогает малышу осознать, что он является отдельной личностью.
Тем не менее эта пропасть вызывает у малыша болезненные эмоции, сбивающие его с толку.
Ребенок не в состоянии подчиняться всем вашим желаниям, равно как и не может следовать всем своим порывам. В одних случаях это просто физически невозможно.
Если, скажем, папа усаживает его в детское автомобильное кресло, то дочка или сынок, как бы отчаянно ни вертелся, все равно из него не выберется. В других случаях малыш предпочитает не тратить время на сопротивление, если имеются гораздо более привлекательные варианты.
Если не хотите, чтобы ребенок постоянно убегал от вас на детской площадке, попробуйте переключить его внимание на песочницу, где происходит масса всего любопытного.
Некоторые порывы настолько сильны, что малыш бросается в «приключение», совершенно не отдавая отчета в последствиях. Например, кроха может высыпать на стол весь сахар из сахарницы, просто чтобы посмотреть, что из этого выйдет, и при этом сынок или дочка будет недоумевать, почему родители так разозлились. Для него эта проказа ничем не отличается от детской лепнины из песка в песочнице.
Ваш гнев его расстраивает и пугает. В попытке навести порядок и заслужить прощение он может смахнуть рассыпанный сахар на пол. Ваше раздражение заставляет малыша теряться в догадках: почему невинное действие вызвало такой шквал эмоций?
Кроха боится, что мама и папа перестанут его любить, что разделяющая вас пропасть больше, чем должна быть. Ребенок взбирается к вам на колени только для того, чтобы убедиться: вы по-прежнему его любите, а пропасть между вами не так уж и велика.
Очень важную роль играет совершенствование языковых навыков. Уже в начале второго года жизни малыш реагирует на вербальные напоминания и указания. Услышав строгий окрик «Не трогай сахарницу», тут же останавливается, и этой паузы хватает для того, чтобы убрать посуду подальше.
А может быть, разрешите ему аккуратно потрогать этот предмет, пропустить сахар через пальцы, попробовать его на вкус. Таким образом избежите беспорядка, а ребенок удовлетворит свою потребность в изучении – никакого конфликта.
Вы прикладываете максимум усилий, чтобы сделать дом безопасным для ребенка, а дите, в свою очередь, изо всех сил пытается привлечь вас к своим исследованиям – ведь если вы будете делать что-то вместе с ним, то вряд ли станете проявлять недовольство его поступками.
Благодаря вашей чуткости, готовности с таким же энтузиазмом совершать открытия, умению понимать его язык тела и речь, внутренние и внешние конфликты можно заметно ослабить.
Однако стоит помнить о том, что некоторые из них неизбежны и даже желательны, поскольку способствуют развитию самосознания ребенка и пониманию им различий между людьми.
Удачи всем и крепкого здоровья!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Источник
 
Фото: Евгения ГУСЕВА
Он начинает больше капризничать, обычно это проявляется в том, что ребенок отказывается спать, пытается есть сам и начинает кричать и вырывать ложку, если мама хочет помочь, часто плачет, вопит, кусается, упрямится по мелочам.
Если все это вам знакомо – у вашего ребенка кризис первого года! Почему возникает кризис? Как помочь ребенку справится с трудностями переходного момента? Стоит ли родителям волноваться о наступлении кризиса первого года в жизни малыша?
К одному году ребенок уже начинает понимать, что он и взрослые – это разные существа. Психофизическая связь между ним и родителем ослабевает. У него начинает формироваться собственное «Я». Малыш в этот период интенсивно развивается – учится говорить, ходить, приобретает новые умения. Он проявляет определенную долю самостоятельности и свое «Я». Это выражается в формировании навыков ходьбы, взаимодействии с различными предметами, желании все брать в руки и пробовать на вкус. Однако ребенок еще мал, и родителям приходится постоянно за ним присматривать, ограничивать его действия, забирать и прятать многие предметы, ранее находившиеся на виду. Естественное любопытство и стремление приобрести новый опыт у маленького человека не реализуются в полной мере, а многочисленные запреты вызывают бурный протест. Особенно они выражены, если ребенок замечает, что другие могут брать в руки интересующие их предметы, а ему почему-то это делать не разрешают. В таком случае лучше сразу убрать все острые, режущие, хрупкие и ценные предметы из досягаемой для ребенка зоны. Если родители что-то решили запретить, то нужно придерживаться этой позиции и не поддаваться на провокационные капризы. В понятной для малыша форме следует объяснять отказ. Если уделять детям достаточно внимания и играть с ними, учить заниматься с соответствующими возрасту игрушками, то обычно они меньше тянутся к посторонним предметам.
Дети начинают ходить в разном возрасте – от 9 месяцев до 1 года 2-х месяцев. По мере приобретения уверенности в ходьбе они осваивают новое пространство, а значит, необходимо заранее позаботиться об их безопасности. Уберите во всех комнатах все потенциально опасные предметы, закрепите дверцы шкафов, спрячьте электропровода и закройте розетки, проверьте, насколько надежно закреплены карнизы с занавесками, и т.п. Чем лучше организовано пространство в доме, тем с меньшим числом травм, запретов и ограничений столкнется ваш ребенок, соответственно, и поводов для капризов будет меньше. В допустимых случаях поощряйте детское любопытство и приобретение нового опыта.
Ребенок в этом возрасте еще не может самостоятельно себя обслуживать, не может понятно объяснить свои желания, однако он проявляет свое «Я» и пытается действовать. По этой причине возникает множество капризов. Порой проще накормить ребенка, чем ждать, пока он сам управится, и помогать ему при этом. Однако нужно понимать, что только так он сможет обрести новые навыки и постепенно стать более самостоятельным и независимым от взрослых. Родители не всегда сразу перестраиваются, так как привыкли заботиться о ребенке и опекать его во всем, но настало время учитывать его желания и считаться с его личностью. Если малыш капризничает, то нельзя кричать на него и требовать полного послушания, стоит разобраться в ситуации и действовать по обстоятельствам. Существуют разные методы, позволяющие успокоить ребенка, научить его понимать слово «нельзя» и меньше капризничать. Если для подавления детских капризов используется крик, то это только усиливает плач и учит ребенка в дальнейшем прибегать к такому же поведению.
В год малышу необходимо больше общения, чем в первые месяцы жизни. Он учится разговаривать, пополняет словарный запас, у него появляются новые желания, но он не может выразить свои ощущения и эмоции, рассказать о своих потребностях, поэтому часто капризничает. Попробуйте в такой ситуации успокоить ребенка и понять его состояние, выяснить, чего же он хочет.
Кризис, проявляющийся капризами, свидетельствует о том, что родителям пора менять отношение к своему чаду, а значит, и свое поведение. Если во время кормления ребенок тянется к ложке, то дайте ему в руку, пусть он учится есть сам. Возьмите другую, чтобы продолжить кормление, и не бойтесь, что ребенок перепачкается кашей, вы его потом просто умоете. Наберитесь терпения, если ребенок захочет сам надеть что-либо из одежды, и только помогайте. Настало время многому учиться, следует поощрять его стремление к обретению новых умений и самостоятельности. Теперь все чаще надо делать что-то не за ребенка, а вместе с ним, тогда у него сформируются интерес к самостоятельной деятельности, положительная самооценка, а в характере будут заложены уверенность и жизнерадостность.
В этот период формируется основная модель взаимоотношений детей и родителей, которая повлияет на детский характер и последующие отношения. Хорошо, если любящие родители с первых месяцев жизни считают ребенка полноценной личностью, у которой имеются свои чувства, эмоции и потребности, а свои обязанности по воспитанию они видят в том, чтобы помогать ему расти и развиваться. Тогда они легче перестраиваются и развиваются вместе с ребенком.
Кризис первого года проявляется практически у всех малышей повышенной активностью, резким изменением настроения, вспышками недовольства и даже гнева, упрямством, а также нарушением сна, снижением аппетита. Негативные эмоции ребенок может выражать не только плачем и криком, но и топаньем ногами, кусанием. Под влиянием эмоций слова у него становятся многозначными, а их смысл зависит от конкретной ситуации. У девочек кризис обычно завершается к полутора годам, а у мальчиков продолжается до 2-х лет.
За это время они усваивают огромное количество информации, многое узнают о мире, становятся более крепкими физически, свободно передвигаются, пользуются осязанием и многое определяют на ощупь, говорят и в состоянии более понятно выражать свои эмоции. Родителям нужно уже не ограждать ребенка полностью от внешнего мира, а напротив, помогать учиться с ним взаимодействовать. Ребенок в период кризиса оказывается в двойной ситуации. С одной стороны, он уже много знает о мире, проявляет любознательность и инициативу, а с другой – он еще не может со всем справиться без помощи родителей, поэтому проявляет возмущение против излишней заботы и в то же время боится оказаться без мамы, все время держится рядом с ней. В таком положении капризы у детей неизбежны, а постичь их причину могут не все взрослые.
В классическом варианте кризис первого года проявляется у детей в обычных делах. Ребенок упрямится во время приема пищи, одевания, на прогулке. Если он еще не может что-то сделать сам, то он хотя бы будет сопротивляться и не позволит это выполнить другим. Если он еще не умеет держать ложку и есть самостоятельно, то и из ваших рук есть не станет и выплюнет пищу. Накормить его удастся, только когда он сильно проголодается. В этом возрасте справиться с негативным поведением ребенка помогает наглядный пример. Покажите картинку, где мальчик кушает, и ваш малыш тоже съест пару ложек каши, покажите медвежонка в штанишках, и он позволит себя одеть, ну а купаться лучше, конечно, вместе с любимой игрушкой.
У ребенка еще не сложилась собственная система ценностей, он не понимает мотивов своего поведения, а его внутренний мир только начинает формироваться. В этот период малыш учится понимать свои ощущения и желания, и важно учить соотносить их с интересами других людей. Он не может сам давать оценку себе и своему поведению, поэтому для него большое значение имеет реакция взрослых. Одобрение и похвала с их стороны помогают ребенку ориентироваться в том, что можно, а что нельзя. Получая их, ребенок добивается признания у взрослых. Он смело демонстрирует свои умения и, получая подкрепление (положительную оценку), вырабатывает в себе инициативность, уверенность, манеру поведения в обществе. В случае неодобрения он понимает, что так поступать плохо, хотя управлять своими поступками сознательно еще не может и порой проявляет настойчивость и упрямство.
Если на этом этапе развития ребенку не предоставить возможность проявлять самостоятельность, подавлять инициативу и не поощрять интерес к новому, то уже к 3-5-ти годам он окажется пассивным. В дальнейшем будет очень трудно приучить его к самообслуживанию, домашнему труду, найти занятие по душе. Если за ребенка все делает мама или бабушка, то ему уже не хочется проявлять инициативу, а затем пассивность распространяется на все сферы жизни (игру, учебу и др.). Именно поэтому для родителей важно вовремя заметить перемены в поведении сына или дочки и понять, что капризы – это не признак плохого воспитания или характера, а сигнал для изменения поведения.
Если взаимоотношения ребенка и родителей постоянно изменяются с учетом развития малыша, то кризисы протекают почти незаметно. Если же родители не успевают адекватно реагировать на его самостоятельность и взросление, то кризисы протекают тяжело и заставляют их меняться.
Чем более наблюдательными и понимающими оказываются родители, тем легче им выработать новую тактику поведения, а значит, кризис первого года пройдет для них и ребенка менее болезненно. Справиться с капризами помогут также разумные приемы. Запрещая ребенку что-то делать, предоставьте ему другой вариант – отвлеките внимание, дайте в руки игрушку, придумайте новое занятие. Находите для малыша альтернативные возможности, например нельзя рисовать на стенах, но можно на ватмане, прикрепленном к двери детской комнаты. Пусть дозволенного будет значительно больше, чем отказов и запретов, выражающихся в форме «нет» и «нельзя». Стоить заметить, что если ребенку достаточно много разрешают, чаще говорят «да», чем «нет», то он спокойнее воспринимает запреты и отказы. Он быстро запоминает, что если мама или папа сказали «нельзя», то это действительно так, и не пытаться капризом добиться своего.
Терпение и понимание взрослых помогают уменьшить проявление негативных эмоций у маленьких детей и выйти на новый этап своего развития. При благоприятном течении кризис первого года в жизни ребенка вскоре заканчивается, и наступает относительно спокойное время. До 3-х лет малыши вполне послушны и редко капризничают. За это время они многому успевают научиться – и, что наиболее важно, разговаривать.
Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика»
Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.
Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».
«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.
Источник
Дата публикации: 09.10.2018
В первый год жизни малыш может часто плакать из-за плохого самочувствия, желания есть, прорезывания зубов и многого другого. Один год – первый знаменательный юбилей и важная дата для самого малыша и родителей. В этот период ребёнок постепенно начинает отделять себя от мамы и начинает проявлять самостоятельность.
Капризы в 1 год.
Первый возрастной кризис приходится на возраст 1 год. Малыш начинает активно познавать мир, делает свои первые шаги и осознает свою самостоятельность. В пределах нормы могут проявляться кратковременные непоследовательные капризы. При многократном повторении крика или плача, после определённых действий родителей, возникает педагогическая или психологическая проблема.
Причины:
- Недостаток внимания или желание постоянно находиться рядом с мамой;
- Несогласие с правилами родителей и режимом дня;
- Изучение рамок дозволенного.
Не стоит ругать малыша за излишнюю плаксивость. Лучше найти компромисс: во время капризов давать любимые погремушки, играть с ребёнком в различные игры, гулять. Также необходимо позволять крохе самостоятельно проявлять активность, даже если это будет не совсем удобно родителям. Например, позволять ребёнку самостоятельно есть, хотя потом необходимо будет переодевать кроху, мыть детский столик и пол.
Капризы от 1,5 до 3 лет
К полутора годам малыш переживает первый главный кризис и становится более спокойным. Не стоит забывать, что до 1,5-2 лет у ребёнка ещё активно прорезываются зубы, могут наблюдаться колики, аллергия. При появлении капризов первым делом следует исключить физиологические аспекты.
Другие возможные причины:
- Несоответствие стилей воспитания;
- Неправильный режим;
- Гиперопека или гипоопека;
- Отсутствие чётких границ дозволенного.
Если другие члены семьи не согласны с методами воспитания родителей, они могут пытаться изменить режим дня ребёнка, питание, игры и прочее. Также это способно вызвать конфликты, что неблагоприятно скажется на развитии ребёнка. Важно объяснить родственникам, что в семье уже установлен определённый порядок и его необходимо постоянно поддерживать.
В этом возрасте у ребёнка должны быть 1-2 дневных сна и один ночной. Важно соблюдать режим питания, активного бодрствования, прогулок. Малыш к определённому времени будет знать, что наступило время для послеобеденного сна, уборки игрушек и прочего. Так у него не будет возникать внутреннего протеста против непостоянных «желаний» родителей.
Излишнее проявление опеки вызовет внутреннее сопротивление у ребёнка.
В дальнейшем, к 3-4 годам, малыш разучится проявлять самостоятельность, что негативно скажется на процессе становления его как личности. Недостаток внимания (отказ в нежности и объятиях, оставление надолго ребёнка одного и прочее) вызовет у малыша чувство отчуждения от родителей. В период до 3-х лет ребёнок будет активно требовать внимания взрослых. Это может проявляться в «плохом» поведении и капризах.
Если дома ничего не запрещают члены семьи, то на улице ребёнку будет сложно адаптироваться и привыкнуть к определённым правилам. Например, при неполучении первой понравившейся чужой игрушки, кроха будет протестовать. Ведь дома ему ни в чём не отказывают. Та же реакция будет, если дома одни вещи сначала разрешают брать, а потом запрещают.
Если беспричинный плач или крик, вне зависимости от обстоятельств, проявляются на протяжении 1-2 дней, следует показать малыша врачу. В остальных случаях резких перепадов настроения стоит пересмотреть: график, питание, режим и стиль воспитания.
Источник