Конфликты и социальная ситуация развития ребенка

Конфликты и социальная ситуация развития ребенка thumbnail

3.66

Ситуация. Психологи считают, что в младшем школьном возрасте ребенок активно усваивает социальный опыт. Одним из способов усвоения такого опыта становится ситуация межличностного конфликта.

Как взрослый должен относиться к конфликтам среди детей?

Решение. Взрослому не следует сразу вмешиваться в детский конфликт. Пусть дети сначала сами попробуют найти способ позитивного выхода из конфликтной ситуации. А взрослый позже, тактично и лучше опосредованно, поможет участникам ситуации осознать, как нужно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, что в поведении “конфликтующих сторон” справедливо, а что несправедливо.

Сами по себе такие ситуации могут быть созидательными, способствующими развитию ребенка. Но при определенных условиях конфликтная ситуация может стать разрушительной, травмирующей его. В этом случае взрослый должен немедленно оказать помощь конфликтующим.

Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон, а может быть намеренно создана, спровоцирована одной или обеими сторонами.

Тесное взаимодействие родителей и учителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь ему преодолеть негативные поступки, сформировать ценностные жизненные ориентации, научить доброжелательному общению с товарищами.

Часто, когда в семье вырастают “трудные” дети, оказывается, что этому способствовали “трудные” родители, а иногда и “трудные” отношения семьи и школы.

Например, четвероклассник Саша Т. плохо учится, слывет нарушителем дисциплины, находится под влиянием “дурной компании”. Учителя, озабоченные поведением мальчика, неоднократно вызывали в школу родителей. Последние же, в свою очередь, считают, что их мальчик – вполне нормальный ребенок, а учителя к нему просто придираются. Что касается его поведения в школе, так они тут ни при чем: “Путь за ним следят педагоги и не перекладывают свои проблемы на нас…”.

А вот еще ситуация: родители ученика 3-го класса Вани А. постоянно нигде не работают, занимаются “подработками”. Жизнью ребенка не интересуются, мотивируя это тем, что им некогда. В то же время, получая какие-либо жалобы или замечания из школы, они бьют и всячески унижают мальчика. Подобных примеров можно привести много: родители по-разному относятся к детям. Отец и мать имеют право на то или иное отношение к ребенку, к его учителю – доверять или не доверять, относиться с симпатией или проявлять антипатию. Каждая конфликтная ситуация требует особого подхода к ее разрешению.

Пример должны подать учителя. Для этого постарайтесь соблюдать простые правила.

Не жалуйтесь родителям на детей; встреча с родителями может проходить лишь как деловое, доброжелательное обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развивать его личностные качества; жаловаться на ученика – значит признаваться в своем бессилии.

Не пишите замечания в дневники учащихся, не выставляйте там “двойку”, даже если ученик ее получил; что могут сделать родители по такой записи: “Вася разговаривал на уроке”; “двойка” очень часто – лишь предупреждение ученику о том, что у него образовался пробел в знаниях и он должен его ликвидировать, он сам, а не родители; ваша задача – помочь ребенку в этом; вы – учитель, а не родители.

Проводите родительское собрание, как встречу соратников. Расскажите о том, что было проделано с детьми за прошедший период, какие успехи у класса, какие возникли общие проблемы. Попросите родителей обсудить способы разрешения этих проблем. Проинформируйте их о том, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими трудностями встретились ученики (не называя ни одной фамилии), разъясните, чем могут помочь родители своим детям. Сообщите, какие темы или какие предметы будут изучаться в ближайшее время, какие общешкольные и классные мероприятия намечены, какое участие могут принять родители в их проведении.

Не забывайте говорить с детьми о том, как они должны вести себя дома, в семье, воспитывать у ребят уважение к родителям, родным и близким.

Бывает и так: дети страдают от того, что родители недовольны учителями (нередко необоснованно). Считая учителя профессионально некомпетентным либо фиксируя его предвзятое отношение к ребенку, родители как бы “навязывают” последнему свое мнение, провоцируя тем самым конфликтную ситуацию между учеником и учителем. Гораздо конструктивнее в таком случае поговорить с педагогом по душам, стать его партнером, союзником. Хотя даже самый добросовестный учитель может быть необъективным по отношению к школьникам и их родителям.

3.67

Ситуация. Часто сам учитель становится причиной многих конфликтов. Его возмущение берет верх над профессиональной сдержанностью. Он обвиняет родителей в самоустранении от обучения и воспитания детей, а детей – в нарушении дисциплины на уроке, в недобросовестном отношении к учебе, домашним заданиям, в отрицательном настрое ученика к учителю. Все это приводит к конфликтной ситуации.

В чем же истинная причина?

Решение. Основная причина: если в плане учебной работы образовательные заведения готовят неплохо, то в плане воспитательной работы, педагогического общения, разрешения конфликтных ситуаций – очень плохо. И чем хуже готовность учителя к профессиональной деятельности, тем быстрее наступают деструкции личности, психологическое выгорание. Болезненная обидчивость, подозрительность очень тяжелы и для самого учителя, и для окружающих его людей, особенно – для учеников. В конце концов мир становится таким, каким он кажется учителю: ученики начинают грубить, коллеги – сторониться, родители – жаловаться. Как следствие, все несчастны, вовлечены в затяжную конфликтную ситуацию, из которой очень сложно выйти и которая крайне негативно отражается на детях.

Чтобы предотвратить конфликты, старайтесь придерживаться некоторых простых заповедей педагога, работающего с детьми:

  • – думайте о своих отношениях с детьми, умейте слушать их, чаще улыбайтесь им;
  • – в общении с классом исходите не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка;
  • – не стройте отношения “сверху вниз”, будьте ближе к детям;
  • – старайтесь активнее влиять на психологическую атмосферу в детском коллективе, формировать положительный микроклимат;
  • – стремитесь ощущать настроение детей в общении с ними;
  • – не забывайте, что у детей могут быть конфликтные ситуации и в ваших силах придать им конструктивный или деструктивный характер;
  • – обращайте внимание в общении на особенности девочек и мальчиков; девочки более эмоциональны, более ранимы;
  • – старайтесь, чтобы в общении с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.

Дети очень чутко улавливают, как к ним относится учитель.

Приведем еще несколько практических рекомендаций, с которыми советуем ознакомить родителей и которые помогут им позитивно разрешать возникшие противоречия в отношениях детей:

  • – увидев скрытые или открытые противоречия в общении детей, постарайтесь деликатно вмешаться и “разрядить” ситуацию;
  • – постарайтесь не выяснять, кто прав, а кто виноват, дайте детям высказаться, выслушайте мнения обеих сторон;
  • – выразите детям веру в их способность самостоятельно решать проблемы без крика, драки, взаимных обид и оскорблений;
  • – дайте детям почувствовать, что вы понимаете их чувства, проговорите вслух, что могут чувствовать в этой ситуации дети;
  • – объясните детям, что нельзя запретить одному человеку испытывать к другому неприязнь, раздражение, важно найти причину этого чувства;
  • – отнеситесь к негативным чувствам детей как к естественным, а не как к зловещим признакам того, что дети злы, завистливы и т.д.;
  • – подскажите, как можно более спокойно и здраво разрешить возникшее противоречие;
  • – постарайтесь переключить внимание конфликтующих детей на какое-то общее дело или на помощь вам;
  • – не требуйте от детей проявления любви в разгар конфликтной ситуации – это невозможно; ваша задача – успокоить, направить их мысли и действия в другую сторону.

* * *

В последнее время говорят о конфликте поколений. Ответ на этот вопрос мы получили из прессы. Вот как его описывают.

Конфликт поколений становится провокацией со стороны цивилизованного образа жизни, который не учитывает необходимости взаимопроникновения поколений, а лишь размежевывает их, обозначая границы возрастов для пущей легкости потребления.

Телепузики – для малышей, пепси – для нового поколения, сериалы – для пенсионеров.

Так расставляет акценты цивилизация, провоцируя или борьбу за пульт управления телевизором, или разбредание по разным комнатам.

И действительно, телепузики сделаны настолько профессионально, что интересны лишь тем, для кого созданы. Именно поэтому они снискали столько отрицательных отзывов со стороны старших, которые не находят в персонажах этой детской передачи глубины образов и намека па подтекст, которые есть, к примеру, в “Винни-Пухе” или “Чебурашке”. Телепузики слишком хорошо и добротно сделаны.

То же можно сказать и про сериалы, и про музыкальный канал “MTV”. Они хорошо сделаны и подогнаны под практические цели своих создателей и потребителей. Нынче существует дефицит мест, где люди разных поколений могли бы найти общий язык и взаимопонимание.

Когда молодая мама приведет домой плачущего сына, бабушка всплеснет руками и прочтет нотацию о том, что ребенку вредны стрессы, что, мол, в одном журнале она читала… И так будет всякий раз, пока нс наступит согласие. Пока старшие не признают право младшего на автономию и не научатся избегать бессмысленного морализаторства, не найдут личных ресурсов для проявления детской инициативы. Пока молодая мама не отыщет своего материнского интереса и не воздержится от переноса взрослых отношений на отношения с ребенком. Пока более сильное поколение нс научится сносить немощи бессильного.

Читайте также:  Теории возрастного развития ребенка

Источник

На чтение 9 мин.

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Читайте также:  Центр развития ребенка 378

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей – этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками – важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.
Читайте также:  Нормы развития ребенка дауна

Домашний любимец – один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Оставить комментарий

Источник