Конфликтные ситуации с ребенком 4 года
Многие мамы и папы знакомы с проявлением детского характера, как жестокость, агрессивность. Когда возникает конфликт между детьми, ребенка-агрессора родители могут наказать, прилюдно отшлепать.
Разумно поступают родители? Как разрешить конфликт правильно? Как правильно адаптировать малыша к социуму?
Почему ребенок 3-4 лет проявляет агрессию к другим детям?
Потому что не умеет и не знает, как договариваться детьми.
Первым окружением малыша считаются мама и папа. Второй круг занимают другие взрослые. И третий круг – ребенок, входя в социум понимает, что есть другие дети. Малыш решает сложную ситуацию доступными ему способами – крик, плач, драка.
Как правило, взрослые вмешиваются в ситуацию конфликта. Если ребенок ведет себя агрессивно, мама и папа стараются пристыдить виновника, наказать. Для малыша критерий как «нельзя трогать чужое», «нельзя обижать детей», просто не существует.
Дети поругались, не поделили ведерко. Ругать ребенка нельзя. Мать на примере этого события дома может разыграть с ребенком эту ситуацию. Где ребенок может быть в роли обидчика и жертвы. Надо довести каждый сюжет до конца.
Психологи утверждают, ребенок, изучая мир, постигает понятия «одушевленный» и «неодушевленный». Малыш не понимает, что другой ребенок – живой человек. Дети исследуют, изучают, как все в мире происходит. Тогда приходит понимание, что одушевлено, а что не одушевлено.
Важный этап в развитии ребенка – социализация, быстрее протекает после 3 лет. Малыш формирует отношения с детьми. Ребенка нельзя охарактеризовать плохой он или хороший. Дети не понимают чувства других. Он не знает правила хороших манер. Осознание социума и как в нем вести себя зависит от установок, которые найдет сам или получит от своих родителей. И эта «социализация» продолжается на протяжении всей жизни.
Три важных момента, что бы ребенок вырос гармоничной личностью
1. Исключить компьютерные игры, мультфильмы, в сюжете которых заложена агрессивность. Сформируется понимание, чтобы получить желаемое, надо применить силу и повысить тон голоса.
2. Исключить установку добиваться всего любой ценой.
Ребенок может “потребительски” относиться к другим людям, в том числе и членам семьи.
3. В случае, где ребенок жертва, тоже не хорошо. В игре необходимо научить ребенка договариваться, при этом отстаивая и свои интересы, а не уступая всем и во всем.
Агрессия – это одна из форм поведения ребенка, который просто не умеет договариваться. Поэтому родителям, не стоит расстраиваться, что их ребенок может быть злым. С ребенком надо работать. Мамы и папы могут показать примеры доброго поведения, научить дружить.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Как правильно реагировать на ошибки ребёнка?
Как и когда говорить ребёнку “НЕТ”?
5 лайфхаков как больше успевать с ребёнком
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
1. Игнорируйте неправильное поведение
Оптимально для детей до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Отцы и матери нередко поощряют неприемлемое поведение своего чада тем, что обращают на него внимание.
Это внимание может являться и позитивным (в виде похвалы), и негативным (в форме критики), но абсолютное отсутствие любого внимания может решить вопрос неправильного поведения сына или дочери. Подобная “техника игнорирования” должна осуществляться грамотно.
Вот ее условия:
- Не обращать внимания – предполагает абсолютное игнорирование. Не реагируйте ни коим образом на нежелательное поведение сына или дочери – не повышайте голос, не объясняйте ему ничего. Игнорируйте его до тех пор, пока он не прекратит делать то, что нельзя.
- А когда ребенок прекратит свои нежелательные действия, его необходимо похвалить: “Молодец, что больше не кричишь. Не делай больше так. Когда ты так кричишь, у меня начинает болеть голова.”. Не следует забывать, что “техника игнорирования” предполагает усилия и терпение.
2. Отвлекающий маневр
Оптимально для детей до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Хороший метод избежать сложной ситуации – отвлечь внимание своего чада. Эффектнее всего указанный способ действует до того, как ребенок вошел в состояние, истерики, неуправляемого поведения.
Маленького ребенка отвлечь просто, к примеру, машинкой или конфетой. Но внимание детей старше 3 лет сложнее сосредоточить на предмете, отличающемся от темы ссоры.
3. Смена обстановки
Оптимально для детей от 2 до 5 лет
Неплохо было бы и физически извлечь ребенка из сложной ситуации. Любая смена обстановки позволяет всем прекратить ощущать себя загнанными в угол. Возможно, при смене обстановки ребенок расстроится еще больше. Но это только сначала. Если вам удастся пережить данный эпизод, вы оба, успокоитесь.
4. Крепкие объятия
Оптимально для детей до 2, от 2 до 5 лет
Ни при каких условиях не разрешайте своим детям нанести вред себе или окружающим. Не позволяйте драться. Драчуны ведут себя так не только в стенах дома, но и в прочих местах, с самыми разными людьми. Плюс ко всему, от плохой привычки отвечать физическим насилием в будущем бывает довольно сложно избавиться.
Эффективный способ научить ребенка держать руки при себе: обнимите его, не позволяя ему пинаться и драться. Твердо произнесите: “Я не разрешу тебе драться”. Возможно, сначала он станет кричать еще громче и вырываться из ваших рук. В этот самый момент необходимо держать его наиболее крепко. Постепенно ребенок ощутит вашу твердость, он, наконец, поймет, что вы удерживаете его, не нанося ущерба ему и не позволяя каких-либо действий против себя, – и рано или поздно успокоится.
5. Отыскивайте плюсы
Оптимально для детей до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Никому не нравится критика. Дети, когда их критикуют, переживают негативные эмоции, которые порой и сами не могут осознать. В итоге они не так охотно соглашаются на контакт. Но критиковать плохое поведение ребенка важно и нужно. Как постараться в подобной ситуации избежать конфликта? Смягчите критику, и ребенок легче воспримет ее. Неплохо “подсластить” неприятные слова легкой похвалой.
- “У тебя красивый голос, но за столом петь не нужно”.
- “Ты хорошо сделал, что сказал правду, но в другой раз, когда захочешь пойти в гости, перво-наперво спроси у меня разрешения”.
6. Предложите выбор
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Многие дети склонны отстаивать свою маленькую независимость. Но как избежать конфликта, настаивая на своем? Предложите ребенку выбор:
- “Ты на завтрак предпочитаешь омлет или овсянку?” “Что ты приготовить на ужин, картофель или спагетти?”
- “Ты в какой куртке пойдешь сегодня в школу, в синей или красной?”
- “Ты наведешь порядок в своей комнате до или после ужина?” “Ты сходишь в магазин или вытрешь пыль?”
Давать возможность ребенку выбирать самостоятельно необычайно полезно – это стимулирует его мыслить самостоятельно. Способность принимать решения развивает адекватное чувство собственной значимости и повышает самооценку маленького человека.
7. Обратитесь за решением проблемы к ребенку
Оптимально для детей от 6 до 11 лет
Метод эффективен, так как дети младшего школьного возраста любят брать на себя ответственность. Произнесите: “Сынок, ты так долго завтракаешь, что мы ежедневно опаздываем в школу на первый урок. С этим нужно что-то решать. Что ты можешь предложить со своей стороны?”
Подобный вопрос заставляет ребенка ощутить свою ответственность.
8. Попытайтесь вызвать у ребенка сочувствие
Оптимально для детей от 6 до 11 лет
“Мне обидно, что ты таким образом со мной разговариваешь”. Дети 6-8 лет буквально увлечены темой справедливости, что запросто примут вашу точку зрения – если это происходит не в минуты ссоры.
9. Учите на собственном положительном примере
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Если дети ведут себя, с точки зрения взрослого, не так, это значит, что взрослому необходимо показать, как следует правильно вести себя. За родителем ребенок повторяет очень многое. Поэтому личный пример – кратчайший путь научить ребенка вести себя хорошо.
10. Все по порядку
Оптимально для детей от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Некоторые родители сами провоцируют конфликт, например, бесконечными претензиями и придирками. Одного подростка мать систематически донимала критикой за то, как он ведет себя в быту, с какими приятелями общается, как учится в школе и как проводит досуг. На все высказываемые матерью претензии применял единственную реакцию – игнорирование. Оказалось, что единственным желанием женщины было то, чтобы ее сын устроился на работу. Но желание буквально утонуло в океане прочих просьб и жалоб. Для парня негативные сентенции матери превратились в беспрерывный поток критики. В результате их взаимоотношения разладились полностью.
Если вы стремитесь что-либо переменить в поведении своего ребенка, предварительно обдумывайте свои высказывания и претензии. Отбирайте существенные недочеты его поведения, с которыми непременно нужно бороться. Все менее значительное можно отбросить.
Правильно расставьте приоритеты, а уж потом переходите к действию.
11. Давайте ясные и точные указания
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Родители нередко увещевают: “Будь хорошей девочкой”, “Веди себя хорошо» или “Не порти мне нервы”. Но подобные указания довольно неясны и расплывчаты, они лишь сбивают детей с толку. Команды отца или матери должны быть максимально точными.
Малыш:
- “Нет!”
- “Не кусайся!”
Дошкольник:
- “Перестань бегать по квартире!”
- “Кушай котлету”.
Школьник:
- “Иди в свою комнату”.
- “Успокойся и объясни, чего ты хочешь”.
м12. “Нет” означает нет
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Нужно правильно говорить ребенку “нет”. Дети, как правило чутко реагируют именно на тон, которым была произнесена фраза. Отказ “нет” должен быть жестким и конкретным.
Случается, что мама или папа “посылает” ребенку двусмысленную информацию: так, их “нет” можно трактовать как “возможно, да, но позже”. Если ребенок делает попытки манипулировать родителем, чтобы тот изменил свой вердикт, необходимо перестать с ним разговаривать. Пусть сын или дочь даст выход собственным эмоциям. Помните, что вы в семье главный и власть находится в ваших руках.
13. Разговаривайте с ребенком спокойно
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Дети могут доставлять проблемы, требуют много внимания и затраты сил, но у отца и матери всегда должно иметься в распоряжении какое-нибудь “доброе слово”. Разговаривать с ребенком всегда нужно спокойным тоном, без угрожающих интонаций.
Говорить следует медленно, обдумывая свои слова. Критика будет обидной для ребенка, может спровоцировать злость и протест, вынудить защищаться. А спокойный тон расположит его к диалогу, вызовет доверие, готовность к компромиссу.
14. Учитесь слушать
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Всегда нужно находить возможность выслушать ребенка. Что он чувствует? Почему поступил подобным образом? Что его на это толкнуло? Да, вам необходимо будет отложить свои дела и полностью сосредоточиться на беседе с сыном или дочерью. Возможно, ребенку сложно передать словами свои переживания, тревоги. Постарайтесь проявить терпение и чуткость. Ведь доверительность в отношениях между родителем и ребенком – это ключ к взаимопониманию и открытому контакту. Возможно, поступок ребенка, который вам не понравился и который вы обсуждаете, был совершен в минуту эмоционального возбуждения, не подумавши.
Объясняйте больше, приводите в пример различные жизненные ситуации, говорите на самые разные темы. Таким образом ваша эмоциональная связь будет крепнуть, и вы всегда отыщете точки соприкосновения. А многие проблемы в поведении вашего ребенка уйдут сами собой. Ведь напряжение, неприятие, негатив возникают именно из-за непонимания.
Давайте жить дружно
Как избежать конфликтов с детьми.
Проблема «отцов и детей» не решена до сих пор. Мы редко задумываемся над тем, почему между родителями и детьми возникает конфликт, а главное, как потушить пламя раздора. Состояться хорошим отношениям мешает какая-то мелочь, которая с годами может стать причиной полного непонимания родных людей.
Вам понадобится
- терпение
- смекалка
- твердость в себе
Инструкция
Каждый раз, когда возникает конфликт с ребенком, задумайтесь, чем мотивировано поведение ребенка. Даже если вы не замечаете причину, это не значит, что ее нет. Очень часто ребенок не удовлетворен в психологических потребностях, ему не хватает вашего внимания, любви и ласки.
Что же сделать, чтобы избежать конфликта? Психологи советуют внимательнее относиться к ребенку. К примеру, вас просят купить очередную игрушку. Сказав просто «нет», вы тем самым дадите ребенку понять, что безразлично относитесь к его желаниям. Постарайтесь переключить внимание на другой предмет, отвлечь от мысли о покупке. Или представьте следующую ситуацию: ребенок рисует на обоях. Вместо того, чтобы ругать, дайте ему бумагу и научите рисовать какое-нибудь животное.
Распространенной конфликтной ситуацией является истерика ребенка. Желательно сделать все, чтобы не допустить столь сильного всплеска негативных эмоций. Для этого нужно чаще беседовать с малышом о его желаниях, настроении, страхах, поведении и обязанностях.
Правильно критикуйте ребенка. Оценивайте только поведение: «Ты плохо себя повел». При разборе полетов старайтесь смягчить критику: «Ты сегодня получил двойку. Это конечно плохо, но я знаю, что завтра ты постараешься и получишь хорошую оценку».
Обратите внимание
Существует ряд конфликтов, которые нельзя избежать. Они связаны с кризисными периодами становления характера ребенка. Об этих периодах надо знать, и в это время более терпеливо относиться к ребенку: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 12-15 лет.
Один из главных «камней преткновения» во многих семьях – это уборка и порядок в доме. Пока малыш не подрастет, вам вряд ли удастся воссоздать у себя интерьер из модного журнала. И не стоит ломать из-за этого копья. Главное украшение вашего дома – ваши дети. Уберите подальше все то, что ребенок может сломать или испачкать. И постарайтесь не слишком отчаиваться по поводу разбитой вазы, чтобы у малыша не создалось впечатление, что эта ваза вам дороже, чем он сам. Детскую старайтесь сразу обустроить так, чтобы в ней можно было лепить из пластилина и играть в волейбол, развешивать на стенках рисунки и устраивать уютные «норки», не боясь за судьбу антикварного ковра, дорогих обоев и шикарной мебели.
После двух лет большинство детей с удовольствием принимают участие в уборке. Но если малыш категорически отказывается убирать за собой, не стоит настаивать. Попробуйте спрятать часть игрушек; быть может, их так много, что сам вид пола, усеянного «сокровищами», приводит его в уныние. Если это не помогает, не расстраивайтесь. Просто каждый раз обращайте внимание крохи на то, как хорошо и уютно стало в доме после того, как вы прибрались. Привыкнув к порядку в доме, малыш со временем и сам научится его поддерживать.
Года в два – два с половиной с малышом уже можно договориться, что нельзя брать без спроса и нарочно портить то, что ему не принадлежит: личные вещи других членов семьи, дорогую технику и т.д. Но нельзя запрещать малышу разбирать и ломать свои игрушки: он делает это, чтобы узнать, как они устроены. Не нужно ругать малыша и за то, что он проявляет агрессию по отношению к своим зверушкам и куклам: это своего рода «тренажеры», на которых он отрабатывает разрешенные и запретные модели поведения, «снимает» обиду или раздражение. Лучше подобрать впавшего в немилость мишку и сокрушенно сказать: «Ай-ай-ай, бедному Мишутке больно! Сейчас я его пожалею. И Петенька его поцелует». Если малыш не хочет мириться с медведем, не настаивайте, важно просто обозначить свое отношение к ситуации.
Очень часто причиной конфликта становятся завышенные требования родителей. Воодушевленные современными методиками раннего развития или успехами знакомых детей, родители начинают требовать от малыша немедленных результатов в чтении, письме, плавании, кроха старается изо всех сил и никак не может понять, почему никто не замечает его маленьких, но таким трудом давшихся достижений. Отчаявшись, он теряет интерес к делу, начинаются ссоры, скандалы. Но если занятия подрывают вашу взаимную любовь, они теряют всякий смысл. Создайте условия, в которых малыш сможет активно развиваться, поощряйте его тягу к познанию, но не теребите и не гоните. Дайте ему быть самим собой и не ждите, что когда-нибудь он станет вашей улучшенной копией, воплотив в жизнь ваши нереализованные устремления и амбиции. Нередко конфликты возникаем просто потому, что мы не даем себе труда выслушать ребенка и вникнуть в то, что он нам говорит. Никогда не начинайте ругать и наказывать малыша, пока не выслушаете его объяснения: возможно, окажется, что он не так уж и провинился.
Есть ряд конфликтов, избежать которых не удается никому. Связаны они со становлением характера малыша. Примерно к двум годам ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы личность и начинает экспериментировать, определять границы дозволенного. Малыш буквально доводит родителей до исступления, как будто специально нарываясь на наказание. Тут уж надо проявить твердость. Толково и внятно объясните шалуну, что и почему вы не разрешаете ему делать, и, если он продолжает упорствовать, обязательно накажите. Если родители позволяют малышу делать все, что заблагорассудится или накладывают и отменяют запреты в зависимости от настроения, кроха, не видя четких границ между тем, что можно и тем, чего нельзя, чувствует себя очень тревожно и неуверенно. Если вы, все же, отменяете обычный запрет, обязательно объясните, почему вы так поступаете. Например: «Мы перекусим на улице, потому что не успеем к обеду домой» и т.д.
Бывают и другие нелегкие периоды в жизни малыша: кризисы трех и семи лет, когда даже уравновешенные дети вдруг становятся плаксивыми, капризными, раздражительными. Будьте готовы к этим переменам и не слишком сердитесь на кроху. Дайте малышу понять, что вы понимаете, как ему сейчас нелегко, расскажите, что вы все равно любите его. Постарайтесь не планировать на эти периоды серьезных перемен в жизни малыша, не ведите слишком активную жизнь, и через несколько месяцев все станет на свои места.
Если вы все же не видите причины дурного поведения ребенка, подумайте: достаточно ли вы уделяете ему внимания, часто ли ласкаете, берете на руки. Очень часто, отчаявшись привлечь к себе внимание, дети начинают вызывающе себя вести, чтобы компенсировать недостаток родительского тепла хотя бы наказанием. Даже если вы не в состоянии проводить с крохой больше времени, постарайтесь с пользой использовать каждую из драгоценных минут: потратьте их не на нотации и скандалы, а на веселую игру, разговор по душам. Начните хвалить малыша даже за то, что кажется вам совершенно естественным и не заслуживающим особого внимания, и вы увидите, как его поведение изменится прямо на глазах.
Если конфликта избежать не удается, нужно хотя бы соблюдать некоторые правила, чтобы он не превратился в бессмысленный семейный скандал.
- Четко объясните ребенку, что в его поведении вас рассердило.
- Не устраивайте длинных нотаций: дети, особенно мальчики, перестают
- вникать в смысл ваших претензий уже на второй-третьей минуте.
- Не запугивайте ребенка и не спекулируйте на его чувствах: никогда не
- говорите, что не будете его любить или что, наоборот, это он вас не любит. Не грозите бросить малыша или отдать в детский дом.
- Постарайтесь держать себя в руках и не пугать кроху криками, слезами и
- другими бурными эмоциями.
- Не навешивайте на ребенка «ярлыки». Дети легко программируются, и,
- постоянно слыша, что он «лентяй», «драчун», «неряха» малыш не только исправится, но, наоборот, станет именно таким, каким вы его описываете. Лучше называйте действия, которые вам не нравятся: «Мне неприятно, что ты меня обманул», «Я не хочу, чтобы ты дрался» и т.д.
Наказание должно быть адекватным провинности и не унижать личность ребенка.
Расшалившегося малыша можно ограничить в движении: поставить ненадолго в угол, посадить на стул. Скандалистов, любящих «работать на публику», оставьте на некоторое время в одиночестве. Без аудитории они сразу угомонятся.
В качестве наказания можно на некоторое время запретить ребенку смотреть мультики или играть на компьютере, не пустить к приятелю, но никогда не лишайте малыша подарка или долгожданного развлечения, которое было уже ему обещано: он воспримет это не как наказание, а как обман.
Самое страшное наказание для малыша – это бойкот. Никогда не применяйте его. Лишившись вашей моральной поддержки, возможности общаться с вами даже на час, кроха почувствует себя бесконечно одиноким, и это может привести к настоящему нервному срыву.
Конечно же, каждый из нас всего лишь человек и способен допустить несправедливость, сорваться, незаслуженно обидеть малыша в пылу ссоры. Если вы поняли это, найдите в себе мужество извиниться перед ребенком, признать, что были не правы. Не бойтесь, это не только не подорвет ваш авторитет, но и сделает ваши отношения более теплыми и доверительными.
Не стоит и чрезмерно заострять внимание малыша на конфликте: выяснили все, помирились и стали жить дальше, стараясь не попрекать кроху его старыми проступками.
Воспитание – не столько наука, сколько искусство, и здесь нет и не может быть готовых рецептов. Но если вы будете чутко прислушиваться к своей интуиции, голос вашей любви подскажет вам, как избежать конфликтов с малышом или разрешить их, не раня душу ребенка, не подрывая его любовь и доверие.
Полезный совет
Одна из распространенных причин конфликта: порядок в дома. Не создавайте конфликтную ситуацию, а постарайтесь ее предотвратить. Уберете из поля зрения ребенка все то, что он может порвать, сломать, испортить. Уберите в детской комнаты ковер, чтобы ребенок, не боясь испачкать, мог лепить, рисовать красками.
Источник