Конфликт ребенка с другом в 3 года

Многие мамы и папы знакомы с проявлением детского характера, как жестокость, агрессивность. Когда возникает конфликт между детьми, ребенка–агрессора родители могут наказать, прилюдно отшлепать.

Разумно поступают родители? Как разрешить конфликт правильно? Как правильно адаптировать малыша к социуму?

Почему ребенок 3-4 лет проявляет агрессию к другим детям?

Потому что не умеет и не знает, как договариваться детьми.
Первым окружением малыша считаются мама и папа. Второй круг занимают другие взрослые. И третий круг – ребенок, входя в социум понимает, что есть другие дети. Малыш решает сложную ситуацию доступными ему способами – крик, плач, драка.

Как правило, взрослые вмешиваются в ситуацию конфликта. Если ребенок ведет себя агрессивно, мама и папа стараются пристыдить виновника, наказать. Для малыша критерий как «нельзя трогать чужое», «нельзя обижать детей», просто не существует.

Дети поругались, не поделили ведерко. Ругать ребенка нельзя. Мать на примере этого события дома может разыграть с ребенком эту ситуацию. Где ребенок может быть в роли обидчика и жертвы. Надо довести каждый сюжет до конца.

Психологи утверждают, ребенок, изучая мир, постигает понятия «одушевленный» и «неодушевленный». Малыш не понимает, что другой ребенок – живой человек. Дети исследуют, изучают, как все в мире происходит. Тогда приходит понимание, что одушевлено, а что не одушевлено.

Важный этап в развитии ребенка – социализация, быстрее протекает после 3 лет. Малыш формирует отношения с детьми. Ребенка нельзя охарактеризовать плохой он или хороший. Дети не понимают чувства других. Он не знает правила хороших манер. Осознание социума и как в нем вести себя зависит от установок, которые найдет сам или получит от своих родителей. И эта «социализация» продолжается на протяжении всей жизни.


Три важных момента, что бы ребенок вырос гармоничной личностью

1. Исключить компьютерные игры, мультфильмы, в сюжете которых заложена агрессивность. Сформируется понимание, чтобы получить желаемое, надо применить силу и повысить тон голоса.

2. Исключить установку добиваться всего любой ценой.
Ребенок может “потребительски” относиться к другим людям, в том числе и членам семьи.

3. В случае, где ребенок жертва, тоже не хорошо. В игре необходимо научить ребенка договариваться, при этом отстаивая и свои интересы, а не уступая всем и во всем.

Агрессия – это одна из форм поведения ребенка, который просто не умеет договариваться. Поэтому родителям, не стоит расстраиваться, что их ребенок может быть злым. С ребенком надо работать. Мамы и папы могут показать примеры доброго поведения, научить дружить.

Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Как правильно реагировать на ошибки ребёнка?

Как и когда говорить ребёнку “НЕТ”?

5 лайфхаков как больше успевать с ребёнком

Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).

  • переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии,  на улице, дома или на отдыхе!
  • получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
  • получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
  • замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
  • экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!

Источник

олько родители успели порадоваться, что малыш научился достаточно хорошо разговаривать, уверенно ходит и бегает своими ножками, понимает слово «нельзя» — как он меняется до неузнаваемости и становится настоящим бесёнком. Капризничает, не слушается, кривляется, нарушает запреты, вызывающе себя ведёт и даже огрызается! Те, кто знаком с психологией, в курсе, что именно так проявляется возрастной кризис 3 лет, и избежать его не удаётся никому.

Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. Однако огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.

Кризис трёх лет характеризуется следующими психическими новообразованиями:

  • первичная самостоятельность;
  • новый уровень самосознания;
  • установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;
  • волевая регуляция деятельности.

Разобраться в том, что происходит в данный период с ребёнком, помогает возрастная психология. Она позволяет понять факторы, усугубляющие или облегчающие кризис, и даёт рекомендации, как вести себя родителям, чтобы не допустить негативных последствий.

Ликбез. Подробно узнать о данном периоде можно из специальной литературы по психологии: Выготский «Кризис трёх лет», Гуськова «Особенности кризиса 3 лет в психическом развитии ребёнка», Василькина «Что делать, если у ребёнка кризис трёх лет?», Абросимова «Возраст строптивости. О кризисе трёх лет», Филичева «Малышу три года».

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Читайте также:  Можно ли боржоми ребенку 3 года

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Читайте также:  Сколько творога можно есть в день ребенку в 3 года

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Это интересно. В психологии ребёнка, переживающего кризисный период 3 лет, сравнивают с водителем-новичком. В первое время после сдачи экзаменов и получения прав новоиспечённый шофер осторожен, соблюдает все правила, не превышает скорость, советуется с опытными. Но вскоре осваивается, что притупляет чувство страха: начинает лихачить, испытывает возможности своего автомобиля, старается максимально смело проявить себя за рулём. Точно так же ведёт себя малыш. До 3 лет присматривается и привыкает. А затем пытается самореализоваться и самоутвердиться посредством протестов и нарушения всех требований и правил.

Сроки

Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.

Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.

Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.

Самая главная рекомендация — уважать самостоятельность ребёнка. Позволять ему выполнять самому какие-то элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые нарушать категорически нельзя (совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у него уже должны быть посильные домашние обязанности. Он может убирать за собой игрушки, вытирать пыль, накрывать на стол. Да, его участие замедлит процесс, но поверьте: оно того стоит. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным. А значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и независимость.

Дополнительные рекомендации:

  • Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
  • В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
  • Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
  • Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
  • Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
  • Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
  • Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
  • Проводите как можно больше времени вместе.

«10 нельзя»: памятка для родителей

  • Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении требования (просьбы). Лучше дать малышу остыть и спустя какое-то время повторить попытку.
  • Нельзя поддаваться на манипулирование. Не удовлетворять любую прихоть ребёнка только потому, что он закатывает истерики — просто не обращать на них внимания.
  • Нельзя вешать «ярлыки»: жадина, зануда, вредина.
  • Нельзя физически наказывать.
  • Нельзя кричать.
  • Нельзя навязывать свою помощь.
  • Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
  • Нельзя приказывать.
  • Нельзя вступать в споры и пререкания.
  • Нельзя использовать в беседе сложные термины и категории, которые не понятны ребёнку. Например, взывать к совести или чести.
Читайте также:  Капризный ребенок 3 года

О кризисе 3 лет есть информация в работах Л. С. Выготского. Но они носят больше научный характер, содержат множество терминов и объясняют все явления сугубо с психологической точки зрения. Более доступно данный период представлен доктором Комаровским. Его тематические видео способны помочь родителям в преодолении детских протестов.

https://ponervam.ru/krizis-3-let-u-rebenka.html

Источник

Многие мамы и папы знакомы с проявлением детской агрессии. Часто, например, дети не могут поделить игрушки на площадке. Взрослые недоумевают, почему ребенок не умеет поддерживать дружеские отношения. Когда возникает конфликт между детьми, ребенка – агрессора родители могут наказать, отшлепать на улице.

Разумно поступают родители? Как разрешить конфликт правильно? Как правильно адаптировать малыша к социуму? Почему малыш ведет себя агрессивно?

Потому что не умеет и не знает, как договариваться детьми. Малыш решает сложную ситуацию, доступными способами – крик, плач, ударить сверстника.

Как правило, взрослые вмешиваются в ситуацию конфликта. Если ребенок ведет себя агрессивно, мама и папа стараются пристыдить виновника, наказать.

Важный этап в развитии ребенка – социализация, быстрее протекает после 3 лет. Дети до 3 лет не хотят делиться своими игрушками, и ваши уговоры «дать поиграть тому мальчику машинку» ребенку не очень понятны. А малыши до 2 лет вообще мало заинтересованы в совместной игре, поэтому не стоит настаивать на том, чтобы они играли вместе!

Но даже если Вашему малышу уже около трёх лет, а он все еще не хочет играть с другими детьми, не торопите его. Пусть поиграет рядом. Вот увидите, скоро он найдет себе друга и вольется в детский коллектив!

Для малыша ограничений как «нельзя трогать чужое», «нельзя обижать детей», просто не существует. Психологи утверждают, ребенок, изучая мир, постигает понятия «одушевленный» и «неодушевленный». Малыш не понимает, что другой ребенок – живой человек. Дети исследуют, изучают, как все в мире происходит. Тогда приходит понимание, что одушевлено, а что не одушевлено.

Осознание социума и как в нем вести себя зависит от установок, которые найдет сам или получит от своих родителей:

  • Если ребенок старше 2 лет и у него произошел конфликт, постарайтесь сразу не вмешиваться в него. Но вы должны быть рядом на тот случай, если ему потребуется ваша помощь. Помните – Вы обеспечиваете его безопасность! Он должен видеть, что мама или папа рядом. Вы можете остановить детей, если они начали драться, но никогда нельзя ругать другого ребенка. Можно обсудить конфликт с его родителями.
  • В случае, где ребенок жертва, тоже не хорошо. Если кто-то пытается отнять игрушку у Вашего ребенка, защищайте интересы своего малыша (особенно, если ему нет еще и 3 лет!) Нельзя требовать от ребенка поделиться с кем-то своей игрушкой, если он этого категорически не хочет. Вы можете попытаться предложить альтернативу по обмену, описав все ее преимущества. Так Вы будете учить ребенка договариваться.
  • Если Ваш ребенок обидел другого, не спешите ругать своего обидчика, а наоборот, пожалейте пострадавшего. Это метод отлично работает, так как не дает закрепиться агрессивному поведению ребенка. Ребенку не захочется каждый раз видеть, как его мама жалеет в этот момент другого.
  • Закладывайте ребенку сценарии социально правильного и одобренного поведения собственным примером. Например, принесите на площадку набор мелков и раздайте всем детям, устроив общую игру. Или можно «угостить» кого-то печеньем и привлечь к этому малыша: пусть сам поделиться с остальными. Это задаст ребенку образец поведения, который он в дальнейшем будет применять и в отношении игрушек.
  • «Учите» малыша играть с другими детьми в буквальном смысле слова: сидите рядом с ним и другими детьми, предлагайте им варианты совместных игр.
  • Дома вы также можете проигрывать ситуации, где необходимо делиться и играть вместе (с помощью игрушек).
  • Новые и самые любимые игрушки не нужно брать на улицу или в детский сад. Для прогулок заведите отдельную сумку с игрушками.

В итоге, агрессия – это одна из форм поведения ребенка, который не умеет договариваться. Поэтому родителям, не стоит расстраиваться, что их ребенок может быть иногда злым. С ребенком надо работать. Мамы и папы могут показать примеры доброго поведения и научить малыша дружить.

Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?

Предупреждение и наказание: “Считаю до трёх!”

Малыш плачет и кричит “нет” на всё подряд! Почему?

Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).

  • переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии,  на улице, дома или на отдыхе!
  • получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
  • получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
  • замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
  • экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!

Источник