Концепция развития особого ребенка

Концепция развития особого ребенка thumbnail

Цель разработки – создание Концепции развития образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), позволяющей использовать результаты современных междисциплинарных исследований как основу для принятия решений.

Концепция определяет пути достижения качественно более высоких результатов в развитии, воспитании, образовании, социализации и профессионализации детей с ОВЗ, развитие социального статуса ребенка, сохранение и развитие социального статуса и жизненной перспективы семьи, его воспитывающей.

Созданная Концепция впервые адресована в равной мере специалистам и родителям – так сможет реализоваться на деле представление о семье ребенка с ОВЗ как о полноправном субъекте образования.

Смысл создаваемой Концепции мы видим в том, чтобы определить точки роста современного образования детей с ОВЗ, выделить и обосновать стратегические направления его развития и ожидаемые результаты.

В концепции решаются задачи:

Определения научно обоснованных ориентиров современного воспитания и эффективного обучения детей с ОВЗ, адресованных каждому уровню образования, начиная с первого года жизни ребенка, включая как инклюзивные, так и специальные условия образования. Представлены ориентиры, основанные на традиционном для отечественной науки понимании единства законов развития детей с ОВЗ и без ОВЗ и учитывающие при этом возможность существенного расхождения паспортного и психологического возраста и наличие особых образовательных потребностей детей.

Научного обоснования необходимости введения нового уровня образования детей с ОВЗ (от рождения до 3 лет), описания ожидаемых результатов ранней помощи для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, для него самого, специалистов и общества в целом.

Научного обоснования стратегических направлений развития существующей образовательной системы (на всех действующих уровнях), продуктивного для семьи, ребенка, специалистов, страны в целом.

Разработанная Концепция основывается:

  • На современных представлениях детской, возрастной и специальной психологии о современном детстве, закономерностях развития и обучения ребенка с ОВЗ.
  • На результатах анализа современного состояния и прогнозирования тенденций развития практики образования детей с ОВЗ в странах Западной Европы и России, научных представлениях о социокультурных и экономических детерминантах перехода образовательных систем на качественно новые этапы развития.
  • На современном знании специальной психологии и коррекционной педагогики о максимуме достижений в развитии и обучении разных категорий детей с ОВЗ и необходимых для этого специальных условиях.
  • На современном опыте практической реализации достижений отечественной научной школы специальной психологии и педагогики в обучении и воспитании детей с ОВЗ разных категорий и разных возрастов.
  • На понимании того, что формирование жизненной компетенции на всех уровнях образования является неотъемлемым компонентом содержания как специального, так и инклюзивного образования детей с ОВЗ.
  • На научных представлениях о широком диапазоне вариантов психического развития и в популяции детей с ОВЗ в целом, и в каждой нозологической группе, и соответствующем ему столь же широком диапазоне вариантов образования.
  • На научных представлениях о необходимости выделения и дифференциации вариантов образования в соответствии с типологическими вариантами развития детей каждой нозологической группы для каждого уровня образования (от инклюзивного до специального индивидуализированного). Только это позволяет при разной степени неблагополучия обеспечивать продуктивное обучение в зоне ближайшего развития и требуемый ребенку баланс академической и жизненной компетенции.
  • На анализе опыта разработки Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ, выявлении достижений и рисков, связанных с утерей ряда принципиальных положений при переходе от Концепции к ее реализации, прежде всего рисков недооценки значения компонента жизненной компетенции в содержании образования. На анализе рисков ориентации исключительно на нозологию и паспортный возраст ребенка с ОВЗ, имеющих место в современной практике дошкольного образования детей с ОВЗ.
  • На представлениях о необходимости преемственности всех уровней образовательной системы с учетом выделенных ориентиров и ожидаемых достижений.

Представим основные направления развития образования детей с ОВЗ как целостной современной и динамично развивающейся системы.

Основные положения Концепции

Ключевая точка роста всей образовательной системы – это создание ее нового фундамента – системы ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с ОВЗ и детям группы риска. Это стратегическое и ключевое направление развития образовательной системы в целом, поскольку развертывание ранней помощи в образовании детям от рождения до 3 лет позволит принципиально изменить стартовые возможности и детей группы риска, и детей с ОВЗ на всех последующих этапах образования. Ранняя помощь, как показали исследования, позволяет увеличить число детей, способных полноценно осваивать образование в условиях инклюзии и сократить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в индивидуализированной, специальной и максимально развернутой помощи.

Необходима разработка и внедрение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ для каждой нозологической группы и каждого возрастного этапа развития. Выделение вариантов развития детей позволит обеспечить качественную дифференциацию вариантов образования и тем самым максимально возможную эффективность образовательной системы. Выделение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ необходимо для организации продуктивного межведомственного взаимодействия, обозначая сферу ответственности, профессиональные задачи и инструменты. Попытки использовать в системе образования типологию детей с ОВЗ, принятую в других ведомствах для решения других задач, приводят к снижению качества образования и социализации ребенка с ОВЗ, поскольку в этом случае игнорируются вторичные по своей природе нарушения развития, которые именно в образовании требуется корригировать и предупреждать.

Читайте также:  Нижегородский центр развития ребенка

Принципиальную роль в развитии образования детей с ОВЗ играет дальнейшая разработка понятия «особые образовательные потребности» применительно к каждой нозологической группе, каждому типологическому варианту и возрастному этапу развития, что необходимо для качественной дифференциации вариантов самого образования. Необходимо признать, что особые образовательные потребности должны определяться не для нозологических групп в целом, а для типологических вариантов развития детей каждой нозологической группы и каждого уровня образования. Только в этом случае они, действительно, смогут ориентировать специалистов и смогут стать основой качественной и эффективной дифференциации образовательных маршрутов и самих вариантов образования.

Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении детей с приобретенными ограничениями здоровья, переходящих из категории здоровых в категорию детей с ОВЗ, и нуждающихся в особой психолого-педагогической помощи.

Требуется перейти от декларируемого признания родителей детей с ОВЗ субъектами образования к пониманию и описанию их особых образовательных потребностей, т.е. к более точному определению их роли в образовании на каждом уровне. Необходимо разработать технологичное научно-методическое и информационное обеспечение семьи как полноправного участника образовательного процесса. Требуется определение и описание ее взаимодействия с другими участниками процесса и при этом ясное разграничение сфер ответственности и компетенций профессионалов и близких ребенка с ОВЗ.

Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении семьи ребенка с внезапно приобретенными ограничениями здоровья, и потому нуждающейся в специальной психолого-педагогической помощи.

Неотъемлемым и наиболее специфичным компонентом качественного образования детей с ОВЗ является целенаправленное формирование их жизненной компетенции – способности применять осваиваемые знания и умения для решения жизненно важных личных и социальных задач во взаимодействии и в коммуникации с окружающими людьми. Требуется, наконец, перейти от декларации значения формирования жизненной компетенции детей с ОВЗ к действительной разработке процесса ее формирования на всех уровнях образования для каждой нозологической группы каждого типологического варианта развития. Требуется определение содержания и методов формирования жизненной компетенции, разработки способов оценки достижений ребенка с ОВЗ в этой области, принципиально отличающихся от способов оценки его академических достижений.

Требуется признать, что ребенок с ОВЗ растет, воспитывается, образовывается в цифровом мире, и в большей мере, чем его здоровые сверстники, нуждается в помощи во вхождении в этот мир, освоении его инструментов и технологий, в том числе – «ассистирующих», и также в большей мере, чем другие дети, нуждается в обеспечении информационной безопасности. Требуется формировать и укоренять в сознании специалистов и семьи ребенка с ОВЗ убеждение в том, что защита от угрозы «ухода» ребенка в сеть Интернет заключается не в запретах использования «гаджетов», а в организации жизни, впечатлений ребенка, способных полноценно конкурировать с впечатлениями и жизнью в сети.

Требуется укрепить представление специалистов и близких ребенка с ОВЗ о значимости и ценности поддержания его эмоциональной стабильности в системе образования на всех уровнях. Эмоциональная стабильность ребенка с ОВЗ является гарантией предупреждения его агрессии в отношении окружения. Необходимость обеспечивать и контролировать эмоциональную стабильность ребенка с ОВЗ в образовании должна осмысливаться специалистами как важнейшая профессиональная задача, для решения которой требуется взаимодействие педагога и психолога.

Какие исследования и разработки нужны для реализации Концепции в ближайшее десятилетие:

  • Исследования современной популяции детей с ОВЗ, включая новые группы.
  • Исследования современной семьи ребенка с ОВЗ.
  • Разработка современной психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ всех возрастов (варианты психического развития в каждой нозологической группе для каждого возраста).
  • Разработка современного психолого-педагогического инструментария оценки вариантов психического развития в каждой нозологической группе для каждого возраста.
  • Уточнение понятия «особые образовательные потребности» детей для каждой нозологической группы и каждого уровня образования с учетом всего спектра вариантов психического развития детей.
  • Разработка понятия «особые образовательные потребности семьи ребенка с ОВЗ» на основе осмысления результатов современных комплексных научных исследований.
  • Переосмысление содержания образования в аспекте соотношения задач формирования академической и жизненной компетенции при разных вариантах психического развития детей одной и той же нозологической группы.
  • Анализ и разработка недостающего инструментального обеспечения всех видов и этапов практической профессиональной деятельности дефектолога на разных уровнях образования в отношении детей разных нозологических групп и вариантов психического развития внутри каждой из них.
  • Разработка единой открытой сетевой информационной платформы для презентации верифицированных методов помощи детям с ОВЗ и их семьям, включая описание их назначения, целевой группы, возможностей и ограничений, ожидаемых эффектов правильного применения и рисков в случае некорректного использования.
Читайте также:  Программы для раннего развития ребенка с 6 месяцев

Что должно измениться в подготовке специалистов для реализации Концепции?

Подготовка современных специалистов для развивающейся системы образования детей с ОВЗ должна основываться на:

  • достижениях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, основанной на идеях Л.С. Выготского, пока недостаточно представленной и недостаточно реализованной в действующей системе непрерывного образования;
  • научных представлениях и данных о современной популяции детей с ОВЗ, с инвалидностью, детей группы риска, начиная с младенческого возраста;
  • научных представлениях о содержании, этапах, вариантах практической профессиональной деятельности современного дефектолога в развивающейся образовательной системе применительно к усложняющемуся составу группы детей с ОВЗ, начиная с младенческого возраста;
  • основных положениях Концепции развития системы образования детей с ОВЗ, для которой готовятся кадры будущих специалистов;
  • научных представлениях о необходимости разработки применения электронных инструментов надежного и контролируемого формирования собственно профессиональных компетенций дефектологов, создания виртуальных лабораторий студента, где он может получать и накапливать опыт решения профессиональных задач на специально подобранных детских случаях в интерактивном взаимодействии с компетентными специалистами.

Что должна содержать Концепция развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов:

  • Научно обоснованные целевые ориентиры в развитии профессионального образования специалистов, работающих с детьми с ОВЗ на разных уровнях образования.
  • Обоснование смены оснований для дифференциации специальностей и специализаций дефектолога.
  • Обоснование необходимости перехода (возврата) к специалитету в подготовке дефектологов.
  • Определение содержания и объема базовых представлений, выработанных отечественной научной школой культурно-исторической дефектологии, развивающей идеи Л.С. Выготского, и обязательных для освоения дефектологами всех специальностей и специализаций.
  • Описание в общем виде основных задач, этапов, содержания, методов практической профессиональной деятельности дефектологов разного профиля в современной развивающейся образовательной системе и точное соотнесение содержания высшего образования с будущей практикой.
  • Современное научное представление о базовых профессиональных компетенциях дефектолога каждого профиля для каждого вида и этапа практической профессиональной деятельности на каждом уровне образования.
  • Установку на целенаправленное и контролируемое формирования в ВУЗе профессионального мышления дефектолога, обеспечивающего способность компетентно решать не только традиционные, но и новые сложные задачи в отношении постоянно усложняющегося контингента детей с ОВЗ.
  • Современные научные представления о роли и месте специальных электронных инструментов профессиональной подготовки дефектологов, позволяющих планомерно и контролируемо формировать профессиональное мышление и практические умения на специально подобранных множествах детских случаев.
  • Представление о современных интерактивных инструментах объективированной оценки сформированности базовых профессиональных умений и навыков будущего дефектолога в ходе моделируемой профессиональной деятельности на специально подобранном множестве детских случаев.
  • Представление о структуре и функциях современной единой сетевой образовательной платформы для подготовки специалистов к работе с детьми с ОВЗ.

Итак, разработанная Концепция включает целевые ориентиры и стратегические направления развития образования детей с ОВЗ на всех его уровнях на ближайшее десятилетие.

Концепция представляет развитие жизненной компетенции, социальной состоятельности ребенка с ОВЗ как одну из основных задач его образования на всех уровнях, без решения которой просто невозможно его полноценное развитие и интеграция в социум. Концепция делает ясной перспективу и задачи современных научных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики для будущего поступательного развития отечественной образовательной системы.

Концепция задает научно обоснованные ориентиры в развитии системы подготовки кадров – специальных психологов и педагогов, специалистов инклюзивного образования, социальных работников, требующихся для интенсивно развивающейся системы современного образования детей с ОВЗ.

Источник

Иванов
Айсен СДОсп-32

Концепция
семейного воспитания «Особые дети в
России»

Результаты
научных исследований и опыт, накопленный
в области педагогики, психологии и
социологии, способствовали значительному
изменению взглядов на проблему обучения
и воспитания детей с отклонениями в
развитых странах.

Еще
не так давно во многих развитых странах,
в том числе и в США, считалось социально
приемлемым воспитывать таких детей в
специальных учреждениях, рассчитанных
на многочис­ленный контингент и
расположенных чаще всего за городом. В
настоящее время под давлением общественного
мнения соци­альная политика в отношении
этой категории детей претерпе­вает
кардинальные изменения. Подчеркивается
предпочтитель­ность и необходимость
воспитания ребенка с отклонениями в
развитии в семье, а не в учреждениях. В
настоящее время маму не отговаривают
отказаться от воспитания такого ребенка
в се­мье.

Читайте также:  Развитие 3 летнего ребенка по монтессори

Специальные
исследования показывают, что дети,
воспи­тывающиеся в семье, имеют большую
продолжительность жизни. Матери
объясняют, что при адекватном воспитании,
соответствующем обучении и коррекции
у многих детей с ог­раниченными
возможностями удается развить навыки
само­обслуживания, хотя не всегда в
полном объеме, и даже обу­чить их
профессиональным навыкам. Это избавляет
государ­ство от необходимости содержать
их в специальных учрежде­ниях, а самих
детей от полной беспомощности и
зависимости от окружающих.

О
признании прав таких детей на полноценную
жизнь сви­детельствуют законы о равных
правах на образование всех де­тей
независимо от наличия у них тех или иных
недостатков развития, стандартные
правила обеспечения равных возможнос­тей
для инвалидов, принятые Генеральной
Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года. В связи
с этим в реализации программ вос­питания
и обучения детей с проблемами в развитии
все боль­шая роль отводится семье, в
которой воспитывается такой ре­бенок.
Проблемы этих семей интенсивно изучаются.
Хотя спо­собы адаптации каждой семьи
в обществе сугубо индивиду­альны, что
исключает возможность создания
универсальных рецептов на все случаи
жизни, некоторые общие закономерно­сти
этого процесса уже установлены. Знание
этих закономер­ностей необходимо
специалистам в области педагогики и
пси­хологии, работающим с детьми с
отклонениями в развитии и их семьями.

Во
всем мире нарастают интеграционные
тенденции в от­ношении обучения и
воспитания детей с недостатками в
раз­витии.

Воспитание
нестандартного ребенка на основе
адаптирован­ной к нему модели воспитания
с предупреждением и преодоле­нием на
разных этапах его несостоятельности
составляет кон­цептуальную основу
семейного воспитания.

Необходимость
разработки концепции семейного
воспита­ния ребенка с отклонениями
в развитии обусловлена основны­ми
направлениями государственной социальной
политики по улучшению положения детей
в Российской Федерации. Це­лью
государственной политики является
обеспечение социа­лизации детей,
находящихся в особо трудных обстоятельствах,
их полноценной реабилитации, в том числе
медицинской, пси­хологической и
социальной, для успешной их интеграции
в общество. Главными направлениями в
этой области являются:

♦ приоритет
семейного воспитания детей с различными
от­клонениями и особенностями в
развитии, защита их прав и интересов;

♦ разработка
эффективных методов помощи семьям,
воспиты­вающим детей с отклонениями
и особенностями в развитии; создание
новых учреждений, ориентированных на
специ­фические проблемы семьи, имеющей
ребенка с той или иной формой средовой
дезадаптации.

Для
выполнения этих задач необходимы:

  • организация
    выявления младенцев с отставанием в
    разви­тии или группы риска и оказания
    им и их семьям ранней комплексной
    помощи; обучение и консультирование
    семьи; обеспечение ранней медицинской
    коррекции; согласованная работа
    государственных и негосударствен­ных
    учреждений по социальной защите семьи
    и сохране­нию ребенка в семье;

  • создание
    оптимальных условий коррекционного
    воспита­ния и обучения детей с
    различными отклонениями; реализация
    права семьи и детей с отклонениями в
    развитии на защиту и помощь со стороны
    государства; содействие развитию и
    укреплению семьи нестандартного ребенка
    как гуманитарного, так и социального
    института; гуманизация связей семьи с
    обществом и государством; установление
    гармонических внутрисемейных отношений;
    формирование общественного признания
    как социальной нормы благополучной
    семьи, создающей все необходимые условия
    для развития ребенка с отклонениями и
    особеннос­тями развития;

  • повышение
    квалификации специалистов, работающих
    в массовых учреждениях, в области
    специальной педагоги­ки и психологии,
    для работы с современной семьей;
    просветительская работа с родителями,
    имеющими детей как с отклонениями в
    развитии, так и здоровых детей;
    обес­печение подготовки и издания
    книг по семейному воспита­нию детей
    с особенностями развития и поведения;
    выявление детей и семей, требующих
    социальной помо­щи, и предоставление
    им информации о соответствующих службах;

  • исследование
    и оценка состояния семьи и ребенка;
    обеспечение детей с ограниченными
    возможностями и их семей всем комплексом
    необходимых услуг; создание благоприятного
    семейного климата, обеспечива­ющего
    условия для оптимального развития всех
    членов се­мьи нестандартного ребенка;

  • создание
    банка данных по всем видам социальной
    под­держки с адресами служб помощи,
    поддержки семьи и ребенка;

  • организация
    поддержки в средствах массовой информации
    положительного образа семьи, гарантирующей
    качественное воспитание и развитие
    нестандартного ребенка, в том числе и
    с нарушениями поведения.

Главной
идеей настоящей концепции является
достижение совместной гармоничной
жизни с нестандартным ребенком,
максимальное развитие потенциальных
возможностей ребенка и каждого члена
семьи и успешной интеграции нестандартной
семьи и нестандартного ребенка в
общество.

Семейное
воспитание детей с отклонениями в
развитии – Учебное пособие (Мастюкова
Е.М.)

2

Источник