Компоненты индивидуальной программы развития ребенка
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.
Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможнос тями здоровья могут иметь различные вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.
Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке индивидуальных программ для обучающихся (И. М. Бгажнокова, А. Д. Виль- шанская, М. В. Жигорева, А. В. Закрепила, В. В. Коркунов, И. С. Макарьев, Е. А. Стребелева, Е. А. Ямбург и др.).
При проектировании как структуры, гак и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп, следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в рамках индивидуальной программы.
При проектировании структуры индивидуальной программы для ребенка раннего и дошкольного возраста и ее содержательном наполнении следусг опираться на формирование ведущего вида деятельности и достижение задач развития ребенка на каждом возрастном этапе. Структура и содержание индивидуальной программы для ребенка дошкольного возраста преимущественно строятся исходя из основных разделов программ дошкольного обучения и воспитания.
В индивидуальных образовательных программах для детей школьного возраста указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам. Это один из подходов к проектированию структуры индивидуальной программы. Наполнение знаниевого компонента индивидуальной образовательной программы не является обязательным. Более важной являегся реализация коррекционной ра- богы с обучающимся и изложение в индивидуальной программе тех приемов и методов коррекционной работы, которые будут реализованы применительно к процессу обучения и воспитания ребенка педагогом в процессе преподнесения к усвоению общего содержания материала на уроке.
Обязательными компонентами индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащеюся, а также существующими стандартами содержания образования и отражает временную последовательность реализации образовательной деятельности человека на определенном этапе обучения, в конкретном возрастном периоде.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается специалистами образовательного учреждения, согласовывается с родителями ребенка (законными представителями) и утверждается руководителем учреждения. Порядок разработки и корректировки индивидуального образовательного маршрута в образовательном учреждении может быть закреплен локальным нормативным актом (Положением об индивидуальном образовательном маршруте), который позволяет упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуального маршрута, порядка его разработки, реализации и корректировки.
Индивидуальный образовательный маршрут как документ может включать следующие компоненты: титульный лист, пояснительная записка, индивидуальный учебный план (в случае индивидуального обучения на дому), содержание образовательного маршрута, заключение и рекомендации. Рассмотрим более подробно наполнение представленных компонентов.
- 1. Титульный лист включает полное наименование образовательного учреждения, адресность (фамилия, имя обучающегося, год обучения) и срок реализации маршрута, гриф угверждеиия руководителем учреждения, согласование с родителями.
- 2. Пояснительная записка содержит краткую характеристику ребенка, составленную по результатам психолого-педагогической диагностики, включающей три взаимосвязанных направления:
- – педагогическая диагностика осуществляется учителями-пред- метниками с целью определения уровня освоения ребенком основной образовательной программы (предметный уровень результатов);
- – диагностика личностного развития учащихся (личностный и мстапрсдмстный уровень результатов) осуществляется педа- гогом-психологом, классным руководителем, воспитателями. В ходе диагностики предлагается рассматривать три группы взаимосвязанных качеств:
- – коммуникативные (параметры: коммуникативность, умение общаться со взрослым, умение общаться со сверстниками);
- – регулятивные (параметры: тревожность – спокойствие, импульсивность – рефлексивность, тенденция к проявлению самостоятельности и ответственности, мотивация учебной и трудовой деятельности, самооценка);
- – познавательные (параметры: способы овладения учебными навыками, познавательный интерес, уровень освоения информации).
На основе заключения, составленного по результатам педагогической диагностики и диагностики специалистов психолого- медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк), в случае необходимости проводится корректировка содержания образования (знаниевый уровень); результаты диагностики специалистов ПМПк и диагностики личностного развития учащихся лежат в основе выбора средств, методов и форм работы.
На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток (оптимальный временной отрезок, на который рассчитывается индивидуальный образовательный маршрут – один учебный год). Цель представляет собой конкретный, охаракгеризованный качественно образ ожидаемого результата образовательной и коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута. Задачи индивидуального маршрута определяют направления работы с конкретным ребенком.
- 3. Индивидуальный учебный план включается в индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, дистанционного обучения.
- 4. Содержание образовательного маршрута представлено тремя компонентами – образовательным, коррекционным и воспитательным. При проектировании индивидуального образовательного маршрута реализуется комплексный подход, который предполагает индивидуализацию содержания образования и корректировку приемов и методов работы с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей в процессе усвоения общего содержания материала на уроке (занятии).
Индивидуали зация содержания образования, исходя из психофизических возможностей детей, может быть реализована при разработке образовательного, коррекционного и воспитательного компонента.
Образовательный компонент обязательно включается в индивидуальный маршрут, если в нем представлен индивидуальный учебный план (то есть для надомного, дистанционного обучения). В данном случае раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением КТП, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.
В случае отсутствия индивидуальной образовательной программы варьирование внутри содержания программы может осуществляться путем усиления отдельных тем, разделов путем:
- – перепланировки количества часов в структурных единицах программы;
- – изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем;
- – увеличения объема интегрированных занятий.
Коррекционный компонент огражает раздел учи геля-дефек-
голога, учителя-логопеда, недагога-нсихолога, а также раздел педагога, который проводит индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Содержание коррекционно-развивающих программ разрабатывается исходя из особенностей психофизического развития ребенка, сто потенциальных возможностей и способностей, с учетом сильных и слабых сторон и компенсаторных возможностей, выявленных специалистами в ходе диагностического обследования ребенка. Воспитательный компонент содержит раздел воспитателя, педагога дополнительного образования.
Еще раз подчеркнем, что индивидуальный маршрут отражает нс столько индивидуальное содержание образования (в большой степени оно представлено в коррекционном компоненте), сколько особые средства (приемы, методы, формы) овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
Выбор средств обучения и воспитания зависит от результатов диагностического обследования ребенка (в частности, диагностики, проводимой специалистами ПМПк и диагностики личностного развития учащихся). Так, например, познавательный интерес (характеристика познавательных качеств личности) может проявляться на нескольких качественно различных уровнях, в зависимости от которых будут варьироваться средства обучения: уровень чувственного познания предполагает вовлечение ребенка в предметно-практическую деятельность; уровень проявления любопытства предполагает использование игровых технологий; любознательности – экспериментальной деятельности, метода проектов; учащихся с высоким уровнем познавательного интереса целесообразно привлекать к исследовательской деятельности. Сопоставив подобным образом все личностные характеристики учащегося, специалисты подбирают наиболее оптимальные средства и формы обучения и воспитания.
5. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуального маршрута в целом при обсуждении в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.
Представленная технология проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья может служить основой для реализации принципа индивидуализации коррекционно-воспитательного процесса.
Источник
Пояснительная записка.
Цель.
Задачи.
Срок.
Участники.
№ | Направления, качества, предполагаемый результат. | Формы, приемы, методы работы. | Работа с родителями | Уровень сформированности | Срок |
Но крайне необходимо оптимизировать эти формы. Условные обозначения, вводимые в этот документ, могут соответствовать системе обозначений, принятых в конкретном ДОУ. Индивидуальная программа развития также включает в себя работу с родителями. Родители здесь не только объект воздействия специалистов, но и равноправные участники реализации программы развития ребенка.
В целевом компоненте ИПР указываются направления по итогам наблюдения (адаптированность к условиям ДОУ, сенсорное развитие ребенка, культурно-гигиенические навыки, общие движения, мелкая моторика, игровая деятельность, социально-эмоциональное развитие, когнитивное развитие, коммуникативные навыки, эстетическое развитие др.). Задачи указывают конкретные шаги к достижению поставленной цели, носят поэтапный характер.
Сроки реализации могут быть прописаны условно как начало, середина и конец учебного года. В зависимости от успешности достижения результатов могут корректироваться на сокращение и увеличения времени.
Такая программа в полной мере позволит реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным. Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая дает малышу возможность продвинуться вперед и добиться успеха.
Слишком трудная программа не позволит малышу проявить себя. Слишком легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна основываться на анализе данных полученных в ходе наблюдения, на объективной оценке уровня и темпа развития ребенка, его поведенческих реакций.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Существуют общие рекомендации к построению индивидуальной программы развития ребенка.
Первый этап. Проведение наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, анализ историю его развития. Сопоставление всех полученных данных. Их необходимо записать в виде заключения.
Второй этап. Определить приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка.
Третий этап. Проанализировать, что ребенок может делать, а чего еще не умеет.
Четвертый этап. Решить, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить.
Пятый этап. Определить, какие задачи будут реализованы в совместной деятельности с воспитателем, а какие – дома с родителями.
Шестой этап. Разделить каждое умение на составляющие его действия. Помнить, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить.
Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внести в нее изменения и дополнения.
Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время.
Адаптационная индивидуальная программа необходима детям, которые испытывают изменения или нарушения в установленном порядке жизни незамедлительно сказывающиеся на их поведении. Это объясняется тем, что опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.
Организм маленького ребенка раним, подвержен заболеваниям, и поэтому для детей, перенесших соматические заболевания, важно создать условия для адекватного развития в восстановительный после заболевания период.
Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в детский сад из семьи в любом возрасте, преимущественно в раннем.
В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между воспитателем и малышом, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка необходима детям, развитие которых соответствует возрастной норме. Дело в том, что они нуждаются в усилении развивающего воздействия в целях устранения вероятности отставания в раннем возрасте вследствие неадекватных эмоционально-личностных воздействий. Основное внимание должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослым, на развитие потребности в сенсорных впечатлениях, в психической и двигательной активности.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка. Она должна способствовать, с одной стороны, устранению вероятности нарастания отставания в первые три года жизни, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых малышу доступно в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание программы должно быть предметом обсуждения дефектолога, психолога и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях дефектолога, а какие – в совместной деятельности в группе; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Источник
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап – результативно-коррекционный
1 этап – информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
– наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап – организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
– диагностика познавательной деятельности учащихся;
– исследования эмоционально-личностной сферы;
– диагностика межличностных отношений;
– диагностика психологического здоровья;
– исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник