Комплексные дефекты развития ребенка

Комплексные дефекты развития ребенка thumbnail

Данная группа является самой уязвимой категорией детей с отклонениями в развитии и требует большего, чем все остальные, объема комплексной реабилитационной и социальнопедагогической помощи.

Современные классификации дифференцируют детей этой группы на три основные подгруппы в зависимости от структуры нарушений:

  • 1) дети с двумя выраженными дефектами, каждый из которых вызывает значительные нарушения в психофизическом развитии (например, слепоглухие, умственно отсталые глухие);
  • 2) дети, имеющие одно существенное нарушение психофизического развития и сопутствующие ему другие нарушения в менее выраженной форме (например, умственная отсталость с нарушением церебральной функции или детский церебральный паралич и нарушения зрения или слуха);
  • 3) дети с множественными нарушениями, когда имеются три или более нарушений развития, приводящих к значительным ограничениям жизнедеятельности и социализации (например, глубокая степень умственной отсталости, слабови- дение и глухота, синдромальные нарушения развития).

По статистическим данным, дети со сложными комплексными нарушениями развития составляют до 40% контингента специальных образовательных учреждений. Однако эта оценка очень условна, так как значительная часть таких детей реально находится за рамками образовательного пространства. Уже в роддомах многие из них получают социальный маркер бесперспективных с точки зрения потенциального развития и обучения. Именно эти дети пополняют ряды социальных сирот, отторгаются от семьи и помещаются в закрытые социальные учреждения (дома ребенка, психоневрологические дома- интернаты), где они находятся на положении тяжелобольных. Всю жизнь они вынуждены проводить, лежа в переполненных больничных палатах, не получая полноценного ухода, сенсорной и коммуникативной стимуляции, не говоря уже о полном комплексе абилитационных и реабилитационных услуг. Находясь в полной изоляции от окружающего мира, семьи, общества, они не имеют возможности заявить о своем бесправном положении. Многие из них умирают в первые месяцы жизни, так как их состояние усугубляется соматическими заболеваниями, психической депривацией и становится несовместимым с жизнью.

Для детей, родители которых вопреки принятому на государственном уровне положению не согласились оставить их в учреждениях интернатного типа, в стране отсутствует система комплексной поддержки. Особую дискриминацию испытывают дети со сложными нарушениями развития, одной из составляющих которых является умственная отсталость в тяжелой и (или) глубокой степени. Дети с такими нарушениями признаны необучаемыми и не подлежат пребыванию в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Комплексная поддержка семей, имеющих детей с подобными нарушениями, на государственном уровне также не сформирована.

Родители, пошедшие наперекор рекомендациям медицинских работников и взявшие на себя тяжелый родительский труд по выхаживанию, лечению и абилитации такого ребенка, оказываются зачастую в информационном и социальном вакууме. Многие из них ищут помощи исключительно в лечебных учреждениях. Во время длительных периодов лечения в условиях клиники ребенок также подвергается психической депривации, что негативно сказывается на его умственном и физическом развитии. Потенциальная психолого-педагогическая помощь этим детям в настоящее время также пока не может быть полноценной. Специалисты-практики в области специальной педагогики и психологии в нашей стране не владеют знаниями по коррекции комплексных нарушений развития и не могут оказать квалифицированную поддержку ребенку и его родителям. В настоящее время это одно из самых актуальных научно-практических направлений специальной педагогики и психологии только начинает развиваться. Некоторые негосударственные организации инициируют практику помощи детям, имеющим глубокую умственную отсталость и множественные нарушения развития, в условиях экспериментальных центров с привлечением средств западных благотворительных фондов и западного опыта: Ассоциация «Даун-синдром» (Москва), Центр лечебной педагогики (Москва), центр психолого-педагогической реабилитации «Родник» (Москва), Школа святого Георгия (Москва), Лечебно-педагогический центр (Псков) и др. Эти первые опытные модели новых типов образовательных учреждений уже доказали эффективность своей деятельности. Однако они не получают распространения по целому ряду причин, основными из которых являются острая экономическая нестабильность, отсутствие комплексных государственных программ для поддержки этой категории детей, отсутствие необходимых законодательных условий для реализации конституционного права каждого ребенка на образование. Кроме перечисленных причин существует и общепринятое понимание обучения как процесса овладения навыками чтения, письма, счета и т.д. Однако в мировой науке и практике понятие «обучение» трактуется гораздо шире и предполагает прежде всего овладение социально значимыми навыками, необходимыми для поддержания собственной жизнедеятельности и участия в общественной жизни.

В контексте обоснования содержания обучения детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития чрезвычайно актуальными являются базисные основания теории социальной перцепции.

Читайте также:  Стадии развития интеллекта ребенка по пиаже

Социальная перцепция — процесс личностного восприятия социальных объектов (отдельных людей, социальных групп, самого себя).

Содержание обучения детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития связано с приобретением необходимых социальных навыков, помогающих адекватно воспринимать, распознавать и интерпретировать многообразные характеристики социальных объектов: эмоциональные проявления, жесты, позы, мимику, интонации речи и т.п.

В программу обучения детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития должны входить следующие блоки:

  • 1) обучение умению ориентироваться в схеме собственного тела, уметь оценивать свои психофизические реакции и управлять ими;
  • 2) развитие навыков самообслуживания, умение принимать помощь других людей;
  • 3) развитие коммуникативных возможностей, умение вступать в контакт с другими людьми, поддерживать общение на уровне эмпатии, соблюдать очередность в диалоге, уметь слушать и воспринимать речь;
  • 4) развитие умения ориентироваться в пространстве: формировать значимые ориентиры в окружающем предметном и социальном пространстве на основе полисенсорного восприятия;
  • 5) обучение навыкам социального партнерства в различных видах совместной деятельности (деятельности при содействии других, зависимой деятельности).

Исследователи, занимающиеся изучением сочетанных нарушений развития, отмечают, что общей закономерностью, свойственной ходу психофизического развития детей со сложными дефектами, является особая отягощенность периода раннего развития. Поэтому важнейшим аспектом социально-педагогической деятельности с детьми этой категории является содействие ранней комплексной диагностике и ранней абилитаци- онной помощи, включающей медикаментозную коррекцию и психолого-педагогическую стимуляцию развития.

Не менее значимой задачей социального педагога в работе с этой категорией детей является обеспечение комплексного пролонгированного сопровождения ребенка в условиях семьи или специализированного учреждения на всех возрастных этапах в рамках индивидуальной программы реабилитации.

К планомерным формам социально-педагогической помощи детям со сложными нарушениями интеллектуального и психофизического развития относятся следующие:

  • • содействие в организации новых форм (альтернативных существующим интернатам) учреждений для дневного пребывания детей в дошкольных группах, классах со специально сформированной инфраструктурой, специфическими условиями обучения и воспитания, специально подготовленными кадрами и оригинальным методическим обеспечением;
  • • содействие структурной реорганизации действующих домов-интернатов, создание на их базе новых организационных форм учреждений с сохранением нормативов финансирования и централизованного медицинского, коррекционно-педагогического и социально-бытового обслуживания (малокомплектные детские дома и мини-группы в помещениях жилого и нежилого фонда по типу семейных детских домов; опекунские семьи для временного и пролонгированного содержания детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей);
  • • разработка методического обеспечения для обучения и социальной адаптации детей со сложными комплексными нарушениями развития;
  • • осуществление поддержки семьи через организацию таких мероприятий, как семейный патронаж; работа практического психолога (психотерапевта) с семьей; координация деятельности всех социальных институтов в оказании комплексной помощи семье и ребенку; влияние на создание благоприятного микроклимата в семейно-соседском окружении; обучение родителей;
  • • формирование диалога «инвалид—общество» (просветительская работа, связь со средствами массовой информации).

Источник

Среди аномальных детей дети со сложными, комплекснимы нарушениями в развитии. Характерным для таких детей является то, что первичный дефект в них повьязаний непосредственно не с одним, а с рядом факторов, то есть в нем оказывается сочетание полного или часткового выпадения функций различных анализаторов, на-пример слухового и зрительного или сочетание сенсорнои (лат. sensus – чувство, ощущение), то есть связанной непосредственно с ощущением, интеллектуальной недостатности.

К детям со сложным, комплексным дефектом относят: слепоглухонемых; умственно отсталых глухих или туговухих; глухих слабовидящих; умственно отсталых слабовидящих или слепых

Слепоглухонемые дети

К этой количественно небольшой категории аномальных относятся дети с полным или частичным поражением функций как зрительного, так и слухового анализаторов. В слепоглухонемых детей слух нарушен полностью или в такой степени, что делает невозможным усвоение языка на основе слухового восприятия. Таким образом, глухота приводит немоту. Зрение у слепоглухонемых детей кож характеризуется тотальным нарушением или настилькы снижен, что зрительное ориентирование практически невозможно.

Слепоглухонемота может быть вызвана различными причинами. По данным авторов, проводивших медико-психолого-педагогическое обследование в группе слипоглухонимих детей и подростков, чаще всего наблюдаются врожденные глухота и слепота (в основном врожденная катаракта), которые можно объяснить внутриутробным поражением плода в ранний период беременности, когда происходит формирование слухового и зрительного анализаторив. Это, в частности, связано с заболеванием беременной краснухой, а также влиянием наследственных (генетичних) факторов

Приобретенная слепоглухонемота может быть обусловлена пологовимы черепно-мозговыми травмами, чаще – перенесенными в дошкольном возрасте тяжелыми захворюваннямы головного мозга (менингит, менингоэнцефалит), последствиями которых могут быть, в частности, поражение внутреннего уха и слуховых нервов, которые приводят к глухоте в сочетании с атрофией зрительных нервов, вызывает глубокое ослабление зрения или слепоту.

Читайте также:  Беременность история развития ребенка

В дефектологии висуваеться идея универсальной ведущей роли обучения в психическом развитии слепоглухонемой ребенка. Эта идея является основополагающей в оригинальной продуктивной систе обучения слепоглухонемых, которую создали выдающиеся дефектологи И. П. Соколянский и А. И. Мещеряков и которая сейчас практически реализуется в специальном навчально-воспитательном учреждении (детском доме) для слепоглухонемых в г.. Сергиев Посад Московской области.

Дети с совмещённым сенсорным и интеллектуальным дефектом

В последнее время в связи с усилением диференцийованого подхода »к обучению и воспитанию аномальных детей разных категорий внимание ученых-дефектологов и практических работников привлекли дети с сочетанием сенсорного дефекта (нарушение слухового или зорового анализатора) и первичной (вызванной диффузным поражением коры головного мозга) умственной видсталости. Анализируя особенности развития таких детей, следует учитывать, что их интеллектуальная недостатнисть первична, поскольку различные специфические порушення познавательной деятельности могут возникать как вторинни отклонения в развитии при поражениях слуха или зрения, но при первично сохранившихся умственных способностях.

Проведенное клинико-психолого-педагогическое дослидження умственно отсталых детей с дополнительными глубокими нарушениями слуха или зрения свидетельствует, что такие сложные дефекты обусловлены различными причинами: гемолитической болезнью новорожденных, которая связана с несумиснистю крови матери и плода (резус-фактор) ; внутриутробными поражениями плода вследствие застосування матерью на первых месяцах беременности различных засобив с целью ее срыва; родильными травмами, глибокою недоношенностью; тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте (пневмония, менингит, менингоэнцефалит), для лечения которых применялись значительные дозы токсичных медицинских препаратов. В ряде случаев видмичаеться влияние наследственной отягощенности (в частности кровно-родственные браки), причем наследственная предрасположенность виявляеться под влиянием различных вредных внешних факторов.

Обучение слепой (слабовидящие) или глухой (туговухои) умственно отсталого ребенка в специальных школах-интернатах для слепых (слабовидящих) или глухих (туговухих) детей также, как и в специальной вспомогательной школе, которая рассчитана на детей с сохраненным зрением и слухом, нецелесообразно и практически невозможно, поскольку содержание и методы обучения в таких условиях не видповидатимуть познавательным возможностям детей с Комплексной нарушениями сенсорной сферы и интеллекта. Тому для них при школах для детей с недостатками зрения или слуха создаются специальные вспомогательные классы, где учитывается специфика их развития.

Исследование глухих и туговухих интеллектуально неповноцинних детей свидетельствует, что оба первичных дефекты обременяют друг друга. Так, типичные для олиго- френичного развития черты – тугоподвижность мышления, трудности в создании новых связей и в перестройке уже сложившихся, снижение устойчивости внимания, цилеспрямованости деятельности, низкая критичность, слабое сприймання педагогической помощи, нарушения умственной работоспособности и т.д. – у детей с бинарным (двойным) дефектом выступают острее, чем у олигофренов с нормальным слухом, поскольку первичная интелектуальна недостаточность усиливается вторичными порушеннямы познавательной деятельности, вызванными ураженням слу Хово функции, приводит недоразвитость речи и словесно-логического мышления.

Если умственная отсталость у ребенка сочетается с глубокими нарушениями деятельности зрительного анализатора, то зрительный дефект тяготит и интеллектуальную недостатнисть, а она, в свою очередь, затрудняет развитие компенсаторных приспособлений слепой (слабовидящие) дитины.

Источник

Современные представления о комплексных (сложных) нарушениях развития детей

Правильное решение практических вопросов требует чёткого понимания оснований при определении сложного нарушения. Вопрос о комплексных нарушениях можно рассматривать только в контексте знаний об основных положениях сложной структуры аномального развития.

М.Г.Блюмина (1989), проводя анализ распространенности, этиологии и особенностей проявления сложных дефектов, а также отмечая характер взаимозависимости проявления разных дефектных функций у одного и того же ребенка, приходит к выводу, что «к сложным дефектам надо относить только такие аномалии развития, при которых имеются два или более первичных

дефектов и каждый существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта и затрудняет его компенсацию. Аномалии развития, входящие в состав сложных дефектов, связаны с повреждениями разных систем; происхождение они могут иметь общее или смешанное, т.е. могут быть вызваны патогенными агентами».

В.И. Лубовский (1989) указывает, что нарушения развития бывают особенно значительными в случае одновременного поражения нескольких анализаторов (слухового и зрительного) или сочетания дефекта одного из ведущих анализаторов с диффузным поражением коры мозга (например, слепота или глухота в сочетании с умственной отсталостью). Нарушения, вызванные несколькими поражениями, называются сложными дефектами.

Читайте также:  Оценка показателей физического развития ребенка

Е.М. Мастюкова (1988). Сложный дефект охватывает сочетание двух и более на­рушений, в одинаковой степени определяющих структуру ано­мального развития и трудности социальной адаптации ребенка.

В.Н. Чулков (2001) к сложным нарушениям детского развития относит сочетание двух и более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетания глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушений опорно-двигательного аппарата и речи.

Приведенные теоретические построения, связанные с пониманием сущности сложного (комплексного) нарушения, можно принять за основу:

  • К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все имеющиеся нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются. Вследствие этого отрицательные последствия таких дисфункций качественно и количественно значительно грубее, чем простое суммарное сложение отдельных нарушений.

  • К множественным нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более первичных нарушения, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребенка, например: умственно отсталые слепоглухие.

На слайде наглядно представлена структура комплексного (сложного) нарушения при слепоглухоте.

hello_html_m510b559b.png

Сочетание первичных нарушений оказывает многообразное воздействие друг на друга, ведет к взаимному усилению, следствием этого становятся более выраженные качественные и количественные отрицательные последствия.

Психическое развитие детей с комплексными нарушениями происходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Дефицитарность информационных каналов становится тормозящим фактором, задерживающим все возможные формы развития детей. Сочетание первичных нарушений приводит к отставанию в развитии мышления, внимания, памяти, восприятия, это в целом негативно отражается на функционировании познавательной системы ребенка. Повышенная истощаемость всех психических процессов выражается в низкой работоспособности, утомляемости, эмоциональной лабильности, что приводит к негативным особенностям в личностном развитии.

По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).

Анализ этиологических факторов комплексных нарушений развития позволил выделить основные группы детей по фактору риска возникновения сочетанных нарушений развития.

В основу классификации положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными:

  • Слепоглухие от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врождённая слепоглухота);

  • Слепоглухие, у которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребёнка уже было сформирована речь (приобретённая слепоглухота);

  • Слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты осложнённые умственной отсталостью.

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно разделить на:

  • Тотально или практически слепоглухих;

  • Слепых слабослышащих, слабовидящих глухих;

  • Слабовидящих / Слабослышащих.

Детей ссочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:

  • Слепых алаликов;

  • Слабослышащих алаликов;

  • Слепых детей с ОНР;

  • Слабовидящих детей с ОНР.

Детей снарушениями зрения и движений можно разделить на:

  • Непередвигающихся самостоятельно слепых;

  • Непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;

  • Слепых с нарушениями движений (остаточное явление ДЦП);

  • Слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.

Сочетание нарушениямислуха и движений можно разделить на:

  • Тяжёлые формы ДЦП и глухоты;

  • Тяжёлые формы ДЦП и тугоухости;

  • Лёгкие формы ДЦП и глухоты;

  • Лёгкие формы ДЦП и тугоухости.

Возможно множество сочетаний, разных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.

Разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений.

Источник