Комплексное сопровождение развития ребенка

Комплексное сопровождение развития ребенка thumbnail

В России система комплексного сопровождения появилась 15-20 лет назад вместе с формированием гуманистической ориентации в российской педагогике.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И. Казаковой (1995-2001).

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Е.И. Казакова даёт следующее определение сопровождению:

«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощённая трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития».

В основе поддержки подразумевается не любая форма помощи или обеспечения, а поддержка, в основе которой – сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы.

В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребёнка в каждом конкретном случае выступает и сам ребёнок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребёнка.

В практическом осуществлении процесса сопровождения как совокупности последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения, лежит единство четырёх функций:

  • диагностика сущности возникшей проблемы;
  • информация о сути проблемы и путях её решения;
  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
  • первичная помощь на этапе «реализации» плана.

Если сопровождение идентифицировать с понятием «организация», то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Таким образом, объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности являются ситуация развития ребёнка как система отношений ребёнка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Комплексное сопровождение развития ребёнка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью комплексного сопровождения ребёнка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребёнка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи комплексного сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
  • содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, социализации, обучения;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов.

Основными принципами сопровождения ребёнка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

  1. Принцип системности – системное видение педагогических явлений и процессов, происходящих в образовательном учреждении.
  2. Принцип гуманистической ориентации образования – рассмотрение ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
  3. Принцип индивидуального подхода в образовании и развитии – определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его способностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление каждому воспитаннику возможности для самореализации и самораскрытия.
  4. Принцип социальной адекватности – соответствие содержания и средств обучения и воспитания социальной ситуации, в которой организуется образовательный процесс.
  5. Принцип создания воспитывающей среды – создание в образовательном учреждении таких отношений, которые формировали бы социальность ребёнка.
  6. Содержание развивающей работы, прежде всего, соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса детей, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально.
  7. Содержание коррекционной работы, прежде всего, соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса ребёнка, уровень развития и содержание которых не соответствует психолого-педагогическим и возрастным требованиям.
  8. Развивающая и психокоррекционная работа организуется по итогам диагностики.

Направления работы системы комплексного сопровождения:

  • профилактика;
  • диагностика;
  • консультирование;
  • развивающая работа;
  • коррекционная работа;
  • психологическое просвещение;
  • экспертиза (образовательных и коррекционных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Источник

Программа комплексного сопровождения

Петров Роман

__________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

Цель сопровождения: Оказание комплексной психолого-педагогической помощи в освоении ООП ДО, разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации_______________________________________________

Задачи:

1. Обеспечить ребёнку логопедическую помощь и поддержку, психолого-педагогическое сопровождение специалистами детского сада._____________

2. Оказать родителям информационную помощь в отношении проблем развития ребёнка, включать родителей в образовательный процесс.________

Читайте также:  Задержка развития ребенка 6 лет симптомы и лечение

3. Организовать качественное взаимодействие специалистов.______________

План мероприятий по сопровождению

Участник сопровождения*:

сопроводительные мероприятия

Сроки реализации

Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Отметка о выполнении

Учитель-логопед

Артикуляционная моторика.

– общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий;

– упражнения для губ, щёк, языка;

– элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

– упражнения для развития силы голоса;

– игры на звукоподражание, игры-драматизации.

Звукопроизношение.

– комплекс упражнений для постановки звуков «Р», «Л», автоматизация звука «Р», автоматизация звука «Л».

Звуковая структура слов.

– упражнения в различении на слух длинных и коротких слов;

– упражнения на передачу ритмического рисунка слов;

– игры по развитию звукослоговой структуры «Прошагай слово», «Где спрятался звук?»

Развитие фонематического восприятия.

– игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-х, 3-х звуков; учить слышать заданный звук в ряду других звуков; подбор слов на заданный звук; учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

– обогащение речи за счёт глаголов;

– игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов «Где спрятался?».

Формирование экспрессивной речи.

– учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; учить составлять предложения из 2-3 слов; учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений;

– заучивание стихов;

– игры «Придумай необычное существо», «Поиграем в Репку».

Формирование грамматических процессов.

– словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-;

– образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса -ин-;

– образование сущ-х и прил-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам;

– образование качественных и относительных прилагательных.

– словоизменение.

– игры «Один-много», «У кого похожая картинка», «Измени слово».

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Педагог-психолог

– упражнения на развитие познавательной активности «Что можно подарить другу?», «Узнай, какого это цвета?», «Когда это бывает?»

– упражнения на развитие процессов мышления «Третий лишний», «Собери картинку», «Определи последовательность событий»

– упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки «Моё настроение», «Маски», «Я – хороший, я – плохой»

– упражнения на развитие навыков общения «Комплименты», «Опиши друга»;

– телесно-ориентированные упражнения.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Медицинский работник

– организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки;

– оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна;

– корригирующая ходьба по массажным дорожкам;

1 год

Общее количество занятий – 36

Частота – 1 раз в неделю

Длительность – 15 минут

Воспитатель

– элементы психогимнастики на занятиях;

– специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»;

– пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление;

– разбор ситуаций с обсуждением «Как бы ты поступил?»

– специальные игры на общение «Найдём волшебные слова»;

– чтение художественной литературы;

– дидактические игры природоведческого содержания;

– уход за растениями в уголке природы и на участке;

– работа со схемами правильной артикуляции звуков;

– работа с мнемотаблицами по заучиванию стихов;

– работа с моделями сказок, рассказов.

– поддержание режима дня в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями;

– создание позитивной принимающей атмосферы в группе;

– проявление уважительного отношения к ребёнку, интереса к его занятиям;

– использование в работе рекомендаций специалистов.

1 год

Регулярно, в свободное от занятий время

Музыкальный руководитель

– занятия по логоритмике;

– пальчиковая гимнастика;

– упражнения для нормализации мышечного тонуса;

– певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса;

– упражнения на развитие речевого, певческого дыхания;

– театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией;

– упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на детских музыкальных инструментах;

– игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Инструктор по физической культуре

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка до рождения

– вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;

– общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;

– основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;

– подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности;

– релаксация: для регуляции мышечного тонуса;

– пальчиковая гимнастика;

– дыхательная гимнастика.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Родители

– поддержание режима дня, недели;

– поддержка речевой активности ребёнка, поощрение его высказываний;

– оказание помощи ребёнку при затруднении;

– выполнение рекомендаций специалистов;

– контроль собственной речи

Постоянно, в свободное время

* Участники сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты, родители (законные представители)

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать – дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка

Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования.

На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка – это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие – значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника.

Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.

Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:

  1. рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;
  2. «быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;
  3. непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;
  4. мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;
  5. автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.

Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.

Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Она состоит из двух блоков:

Читайте также:  Когда ребенок левша особенности развития

I БЛОК

Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

I этап маркетинговые исследования;

II этап социологический;

III этап адаптационный.

I этап

Маркетинговые исследования:

Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания )

Работа с детской поликлиникой;

II этап

Социологический:

Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);

Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

“Журнал адаптации” (ознакомительная беседа до поступления ребенка в ДОУ).

III этап

Адаптационный:

Режим посещения ДОУ (индивидуальный);

Использование здоровьесберегающих технологий;

Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

Отслеживание течения периода адаптации.

II БЛОК

Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.

Включает в себя работу психолога в 4-х направлениях:

с администрацией;

с педагогами;

с родителями;

с детьми.

В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:

– воспитатель (см. построение педагогического процесса);

– психолог;

– медицинские работники;

– администрация Центра;

– музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);

– инструктор по физической культуре (организует занятия по плаванию, тем самым способствует общему физическому развитию, укреплению здоровья);

– учитель-логопед (индивидуальная работа по развитию речи, консультирование).

Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.

1.Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Затем полученные результаты заносят в карту развития ребёнка. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста. Оптимальным инструментарием для этого мы считаем диагностический комплект Е.А. Стребелевой.

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2 – 3 лет). Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности.

Предлагаемые задания позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).

Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 – 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.

  1. Поисковый этап. Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.
  2. Консультативно-проективный этап. Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы помощи ребёнку, выбор методов, распределение обязанностей по реализации программы, определение сроков исполнения и возможности корректировки планов.
  3. Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на индивидуальную программу развития малыша.
  4. Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;

б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.).

Источник