Комплексное изучение ребенка с нарушениями речевого развития

Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития

Технология обследования речи.

Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И.Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и соответственно различную структуру нарушения и наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.).

У детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы.

Уровень развития речи — важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии.

Объект логопедического обследования – закономерности и особенности языкового и речевого развития ребенка.

Предмет – состояние языковых и речевых средств ребенка.

Цель – определение структуры речевого дефекта, его механизмов и научное обоснование направлений и содержания логопедической работы.

Задачи обследования:

1. Определение причин речевого нарушения

2. Выявление механизмов речевого нарушения

3. Определение симптоматики и степени проявления нарушения речи

4. Выявление структуры речевого дефекта

5. Определение путей, содержания и методики логопедической работы

Принципы логопедического обследования (Левина Р.Е.):

I. Принцип развития. Он имеет 2 подхода:

Необходимо выделять в процессе обследования те трудности и коррекционные задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Это позволит оценить дальнейшие возможности ребенка и осуществить профилактику вторичных речевых нарушений.

Необходимо осуществлять эволюционно-динамический анализ речевого нарушения. То есть при диагностике речевого нарушения необходимо оценивать не только имеющиеся симптомы нарушения речи, но и процесс их появления и их влияние на развитие ребенка в дальнейшем. При оценке динамики необходимо:

· Выяснить причину речевого нарушения (сбор анамнеза: изучение мед. документации, анкетирование или беседа с родителями)

· Выяснить в каком возрасте речевое нарушение стало проявляться (это необходимо для выявления периода сбоя речевой деятельности, в результате – возможность определить механизм речевого нарушения и грамотно спланировать коррекционную работу)

· Оценить и проанализировать непосредственные результаты нарушений речевого развития ребенка (уже появившиеся вторичные, третичные и т.д. нарушения)

· Оценивать и предупреждать последствия имеющихся симптомов нарушения речи

Для осуществления этого принципа необходимо:

· Знать предпосылки и условия вызывающие проявление речевого нарушения

· Знать, как развивается речь в норме

· Иметь заключения ряда специалистов (обследование должно быть комплексным: невролог, окулист, отоларинголог, терапевт; при наличии показаний и другие узкие специалисты: например психиатр; Заключение: педагога, при необходимости дефектолога и психолога).

Таким образом, применение принципа развития позволяет определить первичные и вторичные нарушения развития, определить клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации; определить направления и содержание комплексного коррекционного воздействия; спланировать программу логопедической работы и определить ее предварительные сроки.

II. Принцип системного подхода к анализу речевых нарушений.Основывается на теории о системном строении речи. Нарушение любого из речевых компонентов (звуковая – произносительная сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй) приводит к нарушению речевой системы. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушении внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Также существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в ОНР. Поэтому при оценке состояния речи ребенка необходимо знать состояние всех речевых компонентов.

Таким образом, принцип системного подхода позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи. Также лежит в основе педагогической классификации речевых нарушений (Фонетическое НР, Фонематическое НР – при акустико-фонематической дислалии, ФФНР, ОНР); определения методов преодоления и предупреждения речевых нарушений (возможность предупредить появление в дальнейшем нарушений чтения и письма); лежит в основе комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

III.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Ребенок сначала овладевает элементарными психическими функциями: восприятие, память, внимание, мышление – еще до появления речи. Они являются психологической базой речи (подготавливают основу и обуславливают появление у ребенка речи). Затем речь организует высшие психические функции и способствует их качественному развитию.

Для правильного определения речевого нарушения необходимо знать не только состояние речи ребенка, но и состояние высших психических функций. Необходимо выявить, что первично нарушено у ребенка. Если речевое нарушение первично – логопедическая работа направлена на его преодоление и профилактику возможных отклонений состояния ВПФ. Если речь нарушена вторично, то логопедическая работа строится только на основе коррекции ВПФ.

Этот принцип помогает определить образовательный маршрут ребенка, который определяется на ПМПК и ребенку рекомендуется обучение по определенной программе (виды образовательных учреждений для детей с отклонениями: 1,2 – слух, 3,4 – зрение, 5 – тяжелые нарушения речи, 6 – опорно-двигательный аппарат, 7 – ЗПР, 8 – УО).

Таким образом, применение всех трех принципов позволяет определить общую картину нарушения развития, механизмы нарушения речи; научно обосновать и разработать систему коррекционной работы.

Этапы логопедического исследования:

Подготовительный:

· Отбор материала для обследования ребенка по каждому разделу (выбор методики и подбор заданий, определение последовательности их предъявления)

· Составление схем и протоколов обследования

· Формулировка инструкций к заданиям

· Предварительный сбор анамнеза (если возможно)

Обследование

· Организационный момент

Читайте также:  Оценка развития ребенка в приемной семье

· Вступительная беседа (создается мотивация ребенка, выясняются его интересы и предпочтения)

· Непосредственное предъявление заданий (по речевой инструкции или по образцу)

· Фиксация результатов обследования (протокол или запись на диктофон).

Анализ и оценка полученных результатов

· Качественная оценка результатов (определение наличия нарушения и его тяжести)

· Количественная оценка (используются при применении балльных методик)

· Формулируются комментарии к протоколам обследования (использовались ли подсказки, наводящие вопросы и т.д.).

Этап формулирования выводов:

· Составление многоуровневого логопедического заключения;

· Индивидуальный план коррекционной работы;

· Рекомендации педагогам и родителям.

Направления логопедического обследования:

· общая и мелкая моторика,

· артикуляционная моторика (подвижность органов речи),

· произносительная сторона,

· фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),

· грамматический строй речи,

· словарь,

· связная речь,

· состояние чтения и письма школьников.

Методы логопедического обследования:

1. Организационные — изучение в динамике, комплексность.

2.Эмпирические — наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседы и пр.), биографические методы (сбор и анализ анамнестических данных – изучение документации).

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Интерпретационные — истолкование, объяснение полученных данных.

В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи. Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с ТНР,

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи,

Иншакова – логопедическое обследование,

Филичева, Левина, Архипова, Лалаева, Стребелева (с детьми раннего возраста) и др.

Фотекова – методика обследования речи младших школьников (2 раздела – устная речь (импрессивная и экспрессивная) и письменная речь (предпосылки письменной речи, оценка письменной речи и навыков чтения) – балльная система оценки.

Источник

HH¡Ò þµ„49Ѓ“™L˜Óé׿ ù7ûÙë²L9t‹Ûºª¬Qš¶hå´´4+Ðo[,}•Mö!ìõY.ȕºª“ö:pæuˇª°C*
òô»Å¶FÑ´§®T¨i”Õ˜º…¸ù`m!æ’kĤ§µSŽ%Áå)ûm-Ѳ‡ã¾V3ǎía¨„I)!ö|vš0˜æè
ƒÍ¡R¡SXÔ-Ž–
ƒ™lîïO¥¨A!
šýUâ*~QÉê]fâº×1¨27·I¯Úƌ©”jՍkq$¯Ô{pÁýU*¢ŠPoœ¼Ö+³LVèU”,À؞.·ñ>¥ãhÝÌf‚üëFpz–P“t
`Ø¡èzo•>—CoKKó¥×‡0UB½ðä›}Ò ƒ¹+%åßÖn7Š*ÛUQ-¬bÃSP®§¼’àÞKûÅLIT õÞ«ënk[ècí²0R`è!¢¼º1v[D[–ÝÍ •(O¢èNò²RòóS]×Ñכ°žÄu#ƒ/³Éڊ]|xS!՝Æ#€¾
±àš¨åï¸r7¥´}üӎλ@lÄx’8¸vî2‚…ãÝÀlã.”Žl…r£Qõµ©”µö FØ×¸»*ðL
é‹aÖº…ç`¨¿¥k”Ë웦{£aø~̅‡É-êG]¸Ÿ§9n®ÿÁÈׁ®ŸßpÄ`áE·¯c›Ñ¿98#šf§ùôɌwQzd]2•)>à–IªêpßT»)ÃáÑ8YgXw¨®áQj–Oô`¡:Ò4€µKFýX$ý÷ºŸ4ªCXÊØ•äìAÕ
«—ÐËd;mõÛjÛ5« ½IÒ£÷¢ÿÞd­Hدƒ“ŸfZ
펣…ÎLñ´zï‰Ê&o嗆KSiƊµG-jEžîLŠ(¤¿
´uµÈ˜f±´8H‡1ŠlSÕPîº utjˆóì˜6í%zV†îpc­
La¢mì÷!MŠnžì¡¾P¤dÊtÜoj’Xü™*ñÂRޱ‰Ê1pý½I>[ÆñÕâ¶NÍ0SA•nuÏ@5?‚è/ˆF¡Ò‘”âö´LÜߔNU=`{äx,­ýøÛµÊͤlH-H¾.Ì¡ù^Å %e‚*¿N™šŒƒŸæ´Á×¾‘Ü…-ی¨¯¿Ì‘«‰pSnˆ´ßd/ç©ûÍ7öR²+zr’®„ ¶ÚMCِi«dDúnh×È®¦ìúS=qŽæbތ_¼”G)ýÌÛҗè

ÇÁkmlF·§ØGµ¸Šˆn¸5Í׿
ۆЦÀŽÅÃÒ Ë:¼—6vçÜßGÃNã’ã³>ÃSkèœÏñT,þOÕ©»
Åq²—’î²o¦6“ÑØ«u¤‚urQ›ÉpêBø+ê öß¾í°v»ÝdÚ¦¢sQ·Òê(¹B£Oƒ`š²ú#ph—0E!¢aùjPãÕË:ºÿc –¹aÖ¦l›Fe«s(­Iü»W¯lž§°ôÏòPþA}ŸW^Îj᥹ÀKy5ÖC/ͰünIð8ç,h÷¥~’‚ñÕV”¦;
å´%¼,#¼³§® &2èê±Ë%jL}Ȉ8’£^ýp:›´´_à}ô”gõy®ŸÃfݨݮw Ú˂‡*²¶¼/ÀrӍG(ð;iZÝÜEV,®Ank»a1¹ö›_rŒ _å|hÛð:ø¶ÎئoUéîŠõnHõë©jìŽãÛ)M•±÷jFAρÁm«”oóê›yQI”÷Ñ*†)Ú>¤GˆKOïô ’ÁMŽÖµo%ªXՋ¡Š@
U’Ä÷Û
«%BuU¿EIUác¯Õ­³(Ömê3ôì
ì)ëg!°_R¿RúBਪ4룐nÐg—O©U¡Û¨iÿÎÇGó «46˜«@Mä
,J‡àz;„¦éÞª¾š{Ùöãî”Ù©øËÙoº`M~+sŽ×6KodM—ý’;“®!(«¤ßŸ¿¼í–ÓŒRWÑéA×Pfú·Ñ0GB²áÀH¥ú‘‰”Ї½“]­Ïûþl·c”Iʈö>!3e¥W]B€šÜ;üSpϐ½Óšï^õ¦ø·J¯Iä°}ï«OX¦ÜŠÿ–°PÞu6õËЭð·5ëÿ†C›~
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
[ 7 0 R]
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
[ 14 0 R]
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
>
endobj
16 0 obj
>
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>
endobj
20 0 obj
[ 21 0 R]
endobj
21 0 obj
>
endobj
22 0 obj
>
endobj
23 0 obj
>
endobj
24 0 obj
>
endobj
25 0 obj
>
endobj
26 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 27 0 R/Group>/Tabs/S>>
endobj
27 0 obj
>
stream
xœ­K#¹
¾0ÿ¡»@ºVo•€ÛӐóܹ&§üÿkªDR”)•]Æ.³ÝvI*‰Oõí×÷o¿þóý›ý0Ûöc‹Ý¾ÊÙ-1}üúß÷oæã¿ûÿþùý۟?Œ‹ãÒmûwW¿×Ïk¶1)_>üŒÛñc2Æøí÷è÷…î0˜žî¤õ’ö_¿.ŸÛö%¶ý›:=át|‹?h„ݶuÔª§óëÖë~^¬øt ûW7øà·)^|ÿÈdšV·°I¼÷
?ãuûÝ5_v߇«³“ÛqŒàû7ÿþøõ¯ïß¾6!¸ýYýRBeýŸz§ÀÐ~4b*¬îùmšhf™:|[“Ó
Ý©pïŒxcŸÝ9›
~•R”A$ï$ÝW¨›°˜Q‡ÙfX ÌyäÅz¸ ~Î+²¢e“ëퟻ”.#õdÉC“Š1Ö*†üñ͹,Y²ç·ßõ̙N[ëû‘]YBj|
xHøQõö3Wщ¶`ç^$Y:ѝF®Àš¨IºÒ©m•ìLKx~ÐR†oåη“OAG`-ŸäïÀ‹õ±mZŒ4ûíó±ƒ3KÖÄF²Tz]ëA‡C¤
ù£Ò–Ó”¡~î¨ú §i > ê µ·f)kß1âéÒÏ®EItl¬%¾âÈk¹Ëúá.얒‡]49‚wÝ.¼I2lb’ß¬ã
‡¶…ЃtÄ&€´rk£ßzûèE
FR%eQꄻùÙÑ㊂žáE±±€ŸÖvh½6=KK¹5{œ³©¸Å3¦Ü+f’š…¦ÎEréÆmpã!óv8‰êüuµ®Í°P”‘x7硇Ù5žÖU Q‚…g6·R«a9Nˆ’ø®$–%kt#Œ‹]äuƒª‘8ü>‰­¹ùêÌC‡PÃ?ѣҕò€êrçK#åk–çÍÊtŽç‹pbIœnxðú+Ù”àBQ斘x+±d±8(aÚ=SçµÑ/Ž®Ò‘ù6èa1ü„yðºŒòÝäLЫv›ëCöDž¬P‡ôõB[ó5—b‚û»1;R”º‚ يz
X€nã¼}jß{áp ÞnÊ
4»0dëtú‰‘îý^®]”É;:¸û/ ˆ3»ƒX”8õº&gŽhì²:Áӓ.G4i‰Zê› ázÔÁpd’AÇsió‰ÌÕBïí‘ILõsF5Þ$(3Á âß9
Cû¬{>«¾¿2±é…­yŸƒ¯1ÅmáGZÒ4m3a/H…âGíäùt5Qð¾¿
’]!BCùÆ”2‹Û>K#ék~Ûuñ#¿éФN¾bê¸1Ã:f6ž‘)¦#i!êÒ”s÷hpb þà1ø(ÌjS£HTÂÉIÏ-2™ØÈãÇÒ.iÉÞa%ÿ ‡†m¿Ù[~Z¾™þ]Ċ¼6‰Ø!¯-¾zÊôXʲúQÉë«F`s˜°YiòÉðvs¥/^ÿVt³]îÑí]‚‹ô»È‚/§]|ob”‹áCå2Jd¸˜Ø„‹µé-¼È”‚îù´¦Qƒ9žI9VÁ1ûØQ“¢(ä¬tàA4`hpç³Zè8Ê>Çè–x=Aižê(}!_.9Á~Z‘·qµ3C¡ ‡œ{;8·wqI~8÷¶É¢in~óæµdÏo6ñ±“ …D¤’mGL­¢Õ´ÎMdKÏÙìÃâíÛ3€œ-d¦®íý‚ú®`Òk‡%Íªö-Š…ÄhÒÆµŽóޕf‹Öf»>ß?zý¶šG°FúºˆØ¼•š‹_×ÿÙ7v`ÒRîUyN£sîfd`”÷ߣVÇù×ì¶ñÈÈÀÚ@.†¦ÂФԹ˯
%Ü”üšãÖÌQãñ·
@„L2övâákËc>^®­•c_Áó5J#>¨sφ‰§ä2!äK¢€#²*ðt-ÌG”´àãµ@„’×¢¦x͗¥9T-[ùP§N‚ùÓ!­(ƒ& Òy”‘?[NÚì+† v%³ºcpO“8;¤“5[öô*’÷é´vXRe»“
ivîš6Ô5dޱŸð§¹.=ÉòZŽòºä؁E3Vh_ÏPµrjJ8XQ˜8†+ÈÎÝ&žóÅÙ´¸”¶ÒûuÎ,¡èƒË§V(»eé;@OA2`hrš‘ðŒ8,Á.«ioà³®öò½‘âašr„@F ®xïYö›¡üCßS‰Ñ3æÂsáR³ ðͽ4^56«lñ¡bÜ IʚO`‰›/X-(ñœ§^Œ{‹zÂV ¦ÍžwmÙW…ª­aN€W`Ígñ]ïè§Ÿ‚]R

ëÀ²¸–—Y‰ïàrÀѕ#2xìW»*՞ے`Àn†»»É4K[E@LBœ»Üd7Ÿ`Þ+Qý’ŠŸ½Y
ªþ¤C¬
˜Eþð‹²©‘3‰ê8)÷³ë[ëªa[/ó² 0ü½oó•n0ƁϰÇÉ=r³WCփյr:—í±!pSÿ:Õª[rc çâ…F޽”ÛԊøZWÕ0ù„ó¨º_OeêñbßÞ©Š-5
/¥¸·?ˆ`’ý¬Œ§…¤e6˜”k¯à¼
A¾t€¹:@ÔJÓ9íÜ 6ÈÀ—µÓ56¶¤(Ô(ØÕݎd}ù㜶ç8?K_hŸ…&îO©’Ãn‡L JíÊØÇ©G(Ó+Z›Úȕó”v†nó¬Ø]ðƒ¾ÔsŒ3[Ä4ºÜòG˜Wë÷»kjÝ닾;‰ßœþC
ÂA’ƒmz
LúÜ~(oiv÷×ç_½%ÙÐ/õlÎ!‘
[ðAoçÁ/^]8>rÅÇ^ð¶àùVãæ7b=¦Å_JǺ.¡«uP€—‰¿
þ¢WWow5óAäv{Šðiîöðä™Ö¹×ãÿ³çâò©ß#ß:^BW½õÒµ¹Ërwœgý±hğËñirèuÓsqìæòä=Ѳ¬À_*tt2GÛ[sTýS>}¼´ÜCŒ%“zC«f½†d*ëž]E´lùì(,,óX{.Àèôৄ×8‚[{ùg pœ¾ù+”€gá$·ÿ¼GÊ
endstream
endobj
28 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 29 0 R/Group>/Tabs/S>>
endobj
29 0 obj
>
stream
xœµ[Ko#7¾ðð19¸Ã7›€!@’­öØ=íÿ¿†d±ŠU$%µ3YÛR“,Öó«G_~¼¾üq³oÚmʽýøÏë‹~Sù?ý¶ûMçb4›o?þ÷ú¢Þþ[þ÷×—ŸÊ„tz7åçùäʏýônóϨN>ÿð·üÑ¥ü;Eö­¿*¥uY ”Íë}ùÐ%ØAn䯒­øß_uã˜più+D8íœÿ]à¹àO•ŽýÄVUràÙ`€î˜
eŒŒ ëFð‰³øó°
Qö¹æÅh
u¿ ÷¹œvùÁ—/LÔ°O¾`b÷¶ÇÎD—Ë…ëé_o?þùúò•åuùÑ¥äü¾)Ã¥ô“ïéOÚp~V
õ6ìX 6H²06iï(¼5=¨5ÞnÉ=¾°Ì7påJm7×«,E>†P™Û >à*ÕMð(Àiꗼ€œ‘ëgºÄRŠBâ±UcÝ­>ë„ò*óï¾ëjôÄHFÓ¨,Áäoé‰ÀN/ú“µ”u}¶>_>-Otvð;ŸûþQÓÍ
“ÃçI;Úí¹˜¬ßS›Øõ”_‚3µòÖXQÔ9ÄÅÃh%twB7Ùö,|á¹Æ
†œueçL=—ÛF5Õ6R:ìÍÏÀÎÅÆu ³Öì°FoÎìP=¥5ûæµXüÛÛïãʕ‹µÖm&ŽÇêÈ8·ifÛ=á{ç{.ÜPŽ© yfÃ
›3þÌ÷£¼Â¨§h¿Ó]Š÷ý,«^Œü.sGXé]f¥‘¬|?ÄJTh¶´w¿Ã-ўÈaÁZš?àþ-[´ÿ`uÚwŸØ¾Œ¦*’y‰ØøLšl¶pôg¤ !}ƒkÛ×}Ù3®Œ³$Õ꧸~`õ|Û¶µÃ¶Õ¢AúÍ»U¢»òŠ#~?¤}³ÿÕmïp-Œ+‰ÅžØEb¸_ep¨ðÜig*`jiÓwÛ¿õ_í„/z+=×¶ûÇî.ÜàgªB×°Ä#ld›ºtYÁ¦ç¶lHk®ËËԋDІhHZç{?¨MïÃCwÑ3ñhúÊêõËaöl hØ´á|.ÿ˜¶´6¿!ê=4ǒÝNBÙ(æÈc겝b¨æ´„O½3ͪœ‰B)èÀ{,;ŸÝžR=t°©CÂœ9½šuvSö.W…*JÇÖTé¥B¸B®ig†ùל쀾-ÑéI´õÖlÉÈ[
¶Þ)ÁÇ1Ðöç{îí]m*”ÿü-ͨÏ!{¨²U¢95L/ÎÜߗ»_ˆé” 餯U’yJ£¥þ5ÈÇ$ޑGåº;ˆkô÷͊;¬¤Ñ&”0Åq5׌i`ø’g0ìM׍÷ƨvåkâ ä¸7^ÀPÒÈOr«ÜݲÑïÊ()AÕsÏæÏhðæ#Ȫa4VÔCÕ¹ò40&¹B!îÁóÝ`8ÑæL ¨Ì!ã1åVå RÕÚlú-ä/Z°©åCj6áÒag¨MÚL{UË:èµ­™%[þ“©Ð—ôXc>ËáOSµh„š´$#Q>ªžG®”2ã
Ãك-H•c&Y|ºq%aŽfÒ֜NZ ƒ§EMS£4″æÂ
K l”‰clì¹Þ¾å¢KÀIñôTðÉo{ìüT„€ €´srhZo¥KÞÆ­Œíր£ 6E rm —ZÚox´¬ÞQ8p(8y_ӝ[FŽJ¶ªËe²QÚMo>Ï_7”wÔòm†‰ÉF}Ëò}ˆ›ÕÄa¬‘ð¬%IëcFŒžÿFºňZÚc(|sܚ&VÞñjQ;ù@¹P`«Iš|3V/ŒÑÎWA
O„ öW²Žˆ×ñG,’gÉ»íê~遁òžë‰Žay ƒˆE@¾_qÃo1¬å#GU—¶ßT—Ë*ÄJ%”Ý©Q”•›Ø^DI³—@bjYÄçá(å
d‚Õ”+˜ÝLBbi/e.D‡1½WõÜ
÷qPi¬Ú£g‰ ô
ô+² öò½CcA崍Вò†¯W“}³&í¯¾Ææ#¥Xúݰ7cãiâfJÎwê^lo@ã Ô·Ñ|F»Ç±dAû{é;‹Të-úu±ehžôzµèóžy~Yï°¬ý¥‡ ³{¤Ã=ÇNCÁÒh6ç§ëUIô]Hku‘Ø
­^тIÃ×¢ØÂùA:ÖÖáégEuÁ ¼·œuΈû(Dj2™“4k—l)!n†—Ôn¢”»
•ž ­¨û0PÊz{¢pé’A˜z=žŒäÜ$q߁éû¾’c`ûܝ,Jª¥Ü¥ö„ŒOP&Ãþ¯ÅwV@%¡aÙ¨ž[^`nEf8çÎgL§±ªØá‡HÛú¹­XÄr±,.òO–Mž1k? ¡q¾sa3úoÖPÖ#]”’=•”š¼4¯%òîöûÆê©Rã…hpÂß[™Ÿ£(ԏé©îNFäq—i žynÃþb¨ÓƜ¼q»GÖY,·ÇùêŏEmb1iJéÐ:ÐZdn0i¬v¢W}™»ŽXá9i[B·CÝ#–jÒA£§’‘]€kóڕg+` ᘊÍ]eØÌҟê€[0€b3/@´Î‡,b‡!6¥ÅòšÜŸ«üœÂ¯{E[cK uñªePÓÒOëcQiÓl;žâ
Å æ9«©˜Ø ëŒÙ&‰yAtÜëuQ@öòˆ¡w‘6>kyv‘r”ršLÖ(Ñֈ¹åíöq9ÔÖ»à@CüæÚqX­ºqFvË|(c›Ôü,ã_?~§©—øWŠܬw+j}*}|DfVÃò 0mQÓ#½úØÂu‘¥
½°+ìƒMH‚ì©Çà¦ÍP]3¸ùDŽ³Â‚Çr’‹¬+®iH£ÛžFqxEå¾Ð[Uog0ík‰“Iæ½Ïè
•t‘ó¦‰ïFÚªúË^±¸(Ïlp^©ŒZÀÓ$ìæÐ•FmئGn?}²Š…Çòõv½Õuyšµ
Ë‚zÑÖ²Ö0Mç;3sã×Š;®K£º¨$nø4ƒk“å=VŒjQѬ€°ÓÖS ;E)l!Žü×I•¸v4†´þMQDWg-ˆÎF$ݧOÂrxTï«­Åç
aý¦Ò”)?䢅‰ktús+¾ì¸¶’Q¢}op–ƒÃjU̝€ÏÓÆ©¡®7ܸ•‡(s‹¼0Îã`”á׺Ó0»ô”4ªúXV:ëÜ”ÓjúáºØˆÎ`¼‘Èrà&0‰¾üõ2″ãÖsëÆ„¾²— Ñp¥c—®°¯­à².ïàúGdƒ‰û

Источник

Светлана Лопатко
Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи»

Пояснительная записка

Актуальность проекта обоснована тем, что сегодня дети дошкольного возраста с нарушениями речи составляют большую группу среди детей с отклонениями в развитии анализ нарушений речи у детей данной категории описан в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и т. д. Исследование структуры разных форм нарушений речи, в зависимости от состояния сторон вербальной системы, от степени выраженности отклонения, дали возможность подойти к научно обоснованной индивидуализации специальной работы в логопедических учреждениях различного типа (Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, Н. А. Чевелева и т. д.). Психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушениями речи реализует логопед.

Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина утверждают, что общее недоразвитие речи – нарушение речи, при которой обнаруживаетсяустойчивая задержка всех сторон речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Итак, актуальность проекта можно обосновать необходимостью более углубленного изучения развития речи детей и создания рекомендаций по использования современных дидактических игр в работе по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

Цель проекта: изучение состояния речи детей с ОНР.

Задачи проекта:

1. Проанализироать психолого-педагогическую литературу по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

2. Изучить методики исследования состояния речи детей с речевыми нарушениями (ОНР).

3. Разработать методические рекомендации по развитию речи у детей с ОНР.

Теоретико-методологическая база проекта: учение о механизмах речевого развития у детей в онтогенезе (В. И. Бельтюков, А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, Н. В. Новотворцева, О. С. Ушакова и др.); о расстройствах речи у дошкольников (Б. М. Гриншпун, В. Н. Еремина, Р. И. Лалаева,Н. В. Серебрякова, С. Н. Сазонова и т. д.); о применении дидактических игр в развитии речи детей (Е. А. Азова, О. О. Чернова, С. А. Васильева, Н. В. Соколова, Ю. А. Кириллова, О. А. Козлова, Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников, Л. В. Тетерина, Р. Н. Яушева).

Структура проекта

1. Недостатки речевого развития у детей с нарушениями речи.

2. Изучение состояния речи детей с ОНР

3. Методические рекомендации по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

1. Недостатки речевого развития у детей с нарушениями речи.

Р. Е. Левина определяет ОНР (общее недоразвитие речи) как разные сложнейшие нарушения речи, при которых страдает развитие всех сторон вербальной системы, то есть фонетического компонента и лексико-грамматической стороны речи. Общее недоразвитие речи отмечается при сложнейших формах детских нарушений речи: алалии, афазии (часто, а также pинолалии, дизартрии (иногда) [22].

Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова подчеркивают, что говоря про ОНР, имеют в виду нарушения речи детей с нормальным интеллектом и слухом. Необходимо отметить, что при расстройствах слуха либо интеллекта нарушение речи появляется в основном, хотя при этом ОНР уже имеет тенденцию вторичного расстройства. Поэтому необходимо отличать ОНР от других состояний как более легких, к примеру, от темповой задержки речевого развития (ЗРР, часто не относящегося к ОНР (различные исследователи описывают данный аспект по-разному, так и от более тяжелых нарушений, к примеру, олигофрении либо задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного нарушения [23].

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка с отклонениями в развитии

Нарушение речиможет быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи до невыраженных расстройств в формировании. С учетом степени недостаточной сформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития.

Согласно исследованиям для первого уровня речевого развития характерно отсутствие речи (так называемые «бессловесные дети»). Дети данного уровня для коммуникации используют пользуются лепетные слова, звукоподражания, отдельные имена существительные и глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, фонетическое оформление которых смазано, нечетко и очень неустойчиво. Часто собственные «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Похожее состояние речи наблюдается и у детей с нарушением интеллекта. Вместе с тем, дети с первичным вербальным нарушением имеют ряд черт, дающих возможность отличать их от детей с нарушением интеллекта. Это в частности относится к объему пассивного (слова, которые ребенок знает и осмысливает их значение) словарного запаса, который значительно превышает активный (слова, которые ребенок применяет в собственной речи).

У дошкольников с ОНР второго уровня речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) отмечаются жесты и лепетные слова, а также возникают нарушенные, достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязайубиляют. Ка путн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» – Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). [27].

С точки зрения Е. Н. Краузе, высказывания детей часто скудны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически наиболее верных, фразах, чем у дошкольников первого уровня. При этом слабая сформированность грамматического компонента речи достаточно просто выявляются при усложнении вербального материала[28].

При ОНР третьего уровня речевого развития наблюдается развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического нарушений. Дошкольники данного уровня вступают в общение с окружающими людьми, но только в присутствии родителей (воспитателей, вносящих определенные разъяснения. Свободная коммуникация детей с третьим уровнем речевого развития очень затруднено. Даже те фонемы, которые дети способны произносить верно, в их самостоятельной речи звучат нечетко. Свойственным является недостаточно дифференцированное произнесение фонем (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, когда одна фонема заменяет одновременно два либо несколько фонем этой звуковой группы, ш, ц.

Кроме того, на этом этапе дошкольники используют все части речи, верно применяют простые грамматические формы, стараются построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения [29].

2. Изучение состояния речи детей с ОНР

При обследовании состояния речи детей с ОНР необходимо использовать методики Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.

Обследованиевключает в себя следующие направления:

1. Обследование звукопроизношения.

2. Обследование фонематического восприятия.

3. Обследование словаря.

4. Обследование грамматического строя речи.

Обследованиепроходит с использованием следующих дидактических игр:

Блок 1. Обследование звукопроизношения.

Дидактическая игра «Назови правильно».

Оборудование: рисунки.

Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова

С: сад, коляска, глобус.

Сь: василек, такси.

3: замок, незнайка.

Зь: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жираф, жук, лыжи.

IЦ: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

И: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, грелка, виноград.

Х: хлеб, ткачиха, петух.

Выявляется: возможность ребёнка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.

Дидактическая игра «Назови».

Оборудование: картинки со следующими словами – свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные,при затруднениях взрослый просит повторить за ним следующие слова: свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.

Выявляется: понимание инструкции; умение ребёнка правильно произносить звуки в предложениях.

Дидактическая игра «Повтори за мной».

Игра направлена на проверку сформированности умения ребёнка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Оборудование:сюжетные картинки:

1. Милиционер стоит на перекрестке.

2. Золотые рыбки плавают в аквариуме.

3. Фотограф фотографирует детей.

4. Саша сушила мокрое белье на веревочке.

5. Часовщик чинит часики.

6. Птичка вывела птенцов в гнезде.

7. Мотоциклист едет на мотоцикле.

8. Повар печет блинчики на сковородке.

Ход обследования:взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения:

Милиционер стоит на перекрестке.

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

Фотограф фотографирует детей.

Саша сушила мокрое белье на веревочке.

Часовщик чинит часики,

Птичка вывела птенцов в гнезде.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Повар печет блинчики на сковородке

Выявляется: понимание инструкции, умение ребёнка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры в предложениях.

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно.

Обследование фонематического восприятия.

Игры направлены на проверку состояния фонематического слуха.

Дидактическая игра «Эхо».

Игра направлена на проверку слухового внимания, восприятия и умения повторять слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»:логопед произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

Дидактическая игра «Повторю».

направлено на проверку внимания, восприятия и умения воспроизводить предлагаемые слова в заданной последовательности.

Ход обследования:взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот; том-дом-ком; удочка-уточка.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

Дидактическая игра «Будь внимательным».

Игра направлена на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Ход обследования:взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш», хлопни в ладоши».

Взрослый называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина.Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: «к», «л»из предлагаемых слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.

Читайте также:  Значение физического развития для здоровья ребенка

Фиксируется: слуховое внимание ребёнка; его умение правильно выделять указанные звуки хлопками.

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно

Блок 3. Обследование словаря.

Дидактическая игра «Назови, что это?»

Оборудование:картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели.

Игра направлена на выявление уровня овладения обобщающими словами.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем взрослый просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных.Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт» (яблоко). Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор).

Фиксируется: умение ребёнка использовать обобщающие слова в активной речи.

Дидактическая игра «Кто как двигается?»

Игра направлена на выявление умения подбирать слова – действия к существительному.

Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.

Ход обследования:взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы: Рыба. (плавает). Птица. (летает). Лошадь. (скачет). Собака. (бегает). Кошка. (крадется, бегает). Лягушка … (как двигается) – прыгает. Бабочка … (летает).

Дидактическая игра «Назови животного и его детеныша».

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Игра направлена на выявление уровня сформированности словарного запаса ребёнка.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша.В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детеныш – котенок. А это собака, как называется ее детеныш

Выявляется : принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

Дидактическая игра «Объясни действия».

Ход обследования:ребенку предлагается выслушать слова и объяснить значения слов:

бежать-подбежать-выбежать;

писать-подписать-переписать;

играть-выиграть-проиграть;

смеяться-засмеяться-высмеять;

шел-отошел-вошел.

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно.

Блок 4. Обследование грамматического строя речи

Дидактическая игра «Прятки».

Цель:диагностика понимания и использования предлогов: между, из-за, из-под.

Оборудование: игрушки – зайка, две машинки.

Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы.Например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Куда спрятал зайку? Откуда выглядывает зайка?».

Дидактическая игра «Угадай, чего нет?»

Цель: выявление умения ребенка образовывать имена существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Оборудование:картинки со следующим изображением: глаз – глаза; ведро – ведра; рот – рты; лев – львы; перо – перья; окно – окна; дом – дома; кресло – кресла; ухо – уши; дерево – деревья ;стол – столы; стул – стулья.

Ход обследования: ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много.Предлагаются следующие картинки: глаз – глаза; ведро – ведра; рот – рты; лев – львы; перо – перья; окно – окна; дом – дома; кресло – кресла; ухо – уши; дерево – деревья; стол – столы; стул – стулья.

Если ребенок справился с первой частью задания,ему предлагают ответить на вопросы:

У тебя ведра, а у меня нет чего?.,. (ведер).

У тебя львы, у меня нет кого?. (львов).

У тебя деревья, у меня нет чего?. (деревьев).

У тебя яблоки, у меня нет чего? (яблок).

У тебя кресла, у меня нет его?. (кресел).

Дидактическая игра «Назови ласково».

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

Игра направлена на выявление умения образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Ход обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.

Окно –. (окошечко); зеркало –. ; дерево –. ; ящик –. ; кольцо –. ; петля – …; ухо – …; платье –.

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребёнка образовывать имена существительные с ласкательным суффиксом.

Дидактическая игра «Подбери слово».

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку правильно подобрать слова-признаки к заданным словам. Например, кошка – пушистая и котик у нее – лиса – рыжая и лисенок у нее – (какой?; зайчиха – серая и зайчонок у нее – (какой?; щенок – черный и мама собака у него – (какая?

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно.

3. Методические рекомендации по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены для системной логопедической работы для детьми с ОНР.

Цель методических рекомендаций –использование современных дидактических игр в помощь в работе логопеда у детей с речевыми нарушениями.

Задачи методических рекомендаций :

1. Работа над звукопроизношением

2. Работа над фонематическим восприятием

3. Работа над развитием словаря

4. Работа над грамматическим строем речи.

Ожидаемые результаты :нормализация речи у детей с ОНР.

Структура методических рекомендаций

Первый раздел. Направление коррекционной работы.

Второй раздел. Содержание логопедической работы.

Первый раздел. Направление коррекционной работы

1. Работа над звукопроизношением

2. Работа над фонематическим восприятием

3. Работа над развитием словаря

4. Работа над грамматическим строем речи.

Содержание первого раздела

Содержание второго раздела

Игры для развития звукопроизношения

Автор учебных и методических материалов, компьютерный методист кандидат педагогических наук – Л. Р. Лизунова

Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Эта программа адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методическийкомплекс и включает в себя:

– компьютерную программу