Комплексная оценка физического развития и здоровья ребенка

Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.
I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.
II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.
Определение физического развития включает
1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).
2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).
3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).
4. Телосложение:
– длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;
– состояние п/ж слоя;
– развитие мышечной системы;
– развитие костей позвоночника;
– развитие стоп (плантометрия);
– развитие грудной клетки (форма);
5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).
Оценка физического развития:
– соответствует возрасту;
– отставание в физическом развитии;
– опережение в физическом развитии.
III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.
Оценка:
– соответствует возрасту;
– отстает в нервно-психическом развитии;
– опережает по нервно-психическому развитию.
IV. Резистентность. Она считается:
– высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;
– сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;
– резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.
Нормальное количество острых заболеваний в год:
Здоровые
1 год – до 4 заболеваний;
2-3 года – до 6 заболеваний;
4 года – до 5 заболеваний;
5-6 лет – до 4 заболеваний;
старше 6 лет – до 3 заболеваний.
Часто болеющие дети (ЧБД)
1 год – 4 и больше раз;
2-3 года – 6 и больше раз;
4 года – 5 и больше раз;
5-6 лет – 4 и больше раз;
старше 6 лет – 3 и больше раз.
Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)
ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ
Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев
ИР = 6/12 х 100 = 50%
Если ИР = 33-40 % – относительно ЧБД;
Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;
Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.
V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.
Оценка функционального состояния:
– нормальное (функциональные показатели равны норме);
– ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);
– плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).
VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;
2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;
3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).
Источник
Будучи реализованной в процессе углубленных медицинских осмотров, данная методика устраняет недостатки изолированной оценки физического развития детского населения только по морфофункциональному состоянию.
С помощью этой методики оценка физического развития осуществляется в несколько этапов.
На первом устанавливают уровень биологического развития (его соответствие календарному возрасту) по показателям роста стоя, погодовой прибавки длины тела, количеству постоянных зубов, степени развития вторичных половых признаков (приложение №1).
На втором этапе оценивают морфофункциональное состояние организма (по шкалам регрессии, приложение №3).
Третий этап комплексной оценки заключается в оценке функциональных показателей (приложение №7).
На четвертом этапе делается общее заключение о соответствии физического развития возрасту и степени его гармоничности.
Схема оценки физического развития приводится ниже (таблица 4).
Таблица 4 – Схема комплексной оценки физического развития
Уровень | Морфофункциональное состояние | ||
Масса тела, окружность грудной клетки | ЖЕЛ, ДМ | ||
Гармоничное | |||
Соответствует возрасту | M±sR и более (за счет развития мускулатуры) | Выше Р25 | |
Дисгармоничное | |||
Опережает возраст | От M–1,1sR до M–2,0sR От M+1,1sR до M+2,0sR (за счет повышенного жироотложения) | Ниже Р25 | |
Резко дисгармоничное | |||
Отстает от возраста | От M–2,1sR и ниже От M+2,1sR и выше (за счет повышенного жироотложения) | Ниже Р25 |
Таким образом, при комплексной схеме оценки заключение о физическом развитии включает вывод о соответствии биологического возраста календарному и о гармоничности морфо-функционального состояния. В случае нормального физического развития, дефицита I и II степени, избытка массы тела и ожирения также указывается оценка длины тела – “средняя”, “ниже средней”, “выше средней”.
Варианты возможных заключений:
Гармоничное физическое развитие – биологический возраст соответствует паспортному возрасту или опережает его, масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных величин не более чем на одну сигму регрессии (σR), функциональные показатели соответствуют возрастной норме или превышают её.
Дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (меньше или больше должных величин на 1,1–2,0 σR), функциональные показатели ниже возрастной нормы (меньше Р25).
Резко дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (выше или ниже должных величин более чем на 2,0 σR), функциональные показатели ниже возрастной нормы (меньше Р25).
Пример оценки. Мальчик 6 лет 11 месяцев, длина тела 125 см, масса тела 27,0 кг, окружность грудной клетки 61,0 см, число постоянных зубов 9, за последний год длина тела увеличилась на 5 см; функциональные показатели: ЖЕЛ – 1400 мл, мышечная сила правой кисти 12,5 кг, мышечная сила левой кисти 11,5 кг. Оценить физическое развитие с помощью комплексной методики.
1 этап: Пользуясь приложением №1, определяем биологический возраст ребенка: длина тела – 125,0 см (123,0±5,5 см) – соответствует; погодовая прибавка длины тела – 5 см (4,0-6,0 см) – соответствует; число постоянных зубов – 9 (5‑10) – соответствует.
Заключение: биологический возраст обследуемого ребенка соответствует паспортному возрасту.
2 этап: оценка морфологического статуса ребенка по шкалам регрессии (приложение №3): рост ребенка (125,0 см) – физическое развитие среднее.
Масса тела мальчика больше должной на 1,7 кг (27,0 – 25,3 = +1,7 кг). Разницу делим на сигму регрессии массы тела (3,6) и получаем сигмальное отклонение: 1,7 : 3,6 = 0,47σR. Масса тела находится в пределах М±1σ.
Окружность грудной клетки мальчика меньше должной на 0,7 см (61,0 – 61,7 = –0,7 см), далее разницу делим на сигму регрессии окружности грудной клетки: –0,7 : 3,3 = –0,21σR. Окружность грудной клетки также находится в пределах М±1σ.
Заключение: физическое развитие обследуемого ребенка среднее гармоничное.
3 этап: оценка функциональных показателей по возрастным стандартам: по приложению №7 определяем, что функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила правой и левой кистей) находятся в пределах средних центильных величин P25–P75.
Заключение: функциональные показатели организма соответствуют возрастным нормативам.
4 этап: Общее заключение: физическое развитие обследуемого ребенка соответствует возрасту, гармоничное.
Источник
Перечисленные
методы оценки физического развития не
учитывают
уровня биологического развития растущего
организма.
В
практике оценки физического развития
детей с начала 1980-х гг. используется
комплексный
метод, учитывающий
следующие критерии:
1)
морфофункциональное состояние организм;
2)
соответствие
паспортного возраста ребенка уровню
биологического развития.
Метод
позволяет выделить детей, имеющих
соответствующее возрасту гармоничное
физическое развитие, а также детей с
разными отклонениями в физическом
развитии (табл. 7).
Таблица
7
Биологический | Схема | Морфофункциональное | Масса тела, | Функциональный |
Соответствует | Гармоничное | М± | М+ | |
Опережает | Дисгармоничное | От До От До | От | |
Отстает от | Резко дисгармоничное | От и ниже; от и выше за счет | От |
Морфофункциональное
состояние
оценивается как гармоничное, дисгармоничное
или резко дисгармоничное
(табл. 7).
Гармоничным
следует
считать состояние физического развития,
при котором
масса тела и окружность грудной клетки
соответствует длине тела или
отличается на 15 и более за счет развития
мускулатуры.
Дисгармоничным
нужно
считать состояние, при котором масса
тела и окружность
грудной клетки менее должных на 1,1 – 2,
а также более должных
на ту же величину за счет повышенного
жироотложения. Резко
дисгармоничным
следует признать состояние, при котором
масса тела и окружность
грудной клетки отстают от должных на
2,1
и более или превышают
должные на ту же величину за счет
избыточного жироотложения. При
дисгармоничном и резко дисгармоничном
развитии функциональные показатели,
как
правило,
ниже
возрастной
нормы.
Неравномерность
темпа роста и развития организма на
этапе созревания является общей
закономерностью. Однако в этот период
проявляются и некоторые индивидуальные
особенности. Встречаются индивидуумы,
темп развития которых ускорен и по
уровню зрелости они опережают свой
хронологический (календарный) возраст,
может наблюдаться обратное соотношение.
Поэтому
важно знать, что хронологический
возраст –
это период, прослеживаемый от рождения
до момента обследования, биологический
возраст
определяется совокупностью
морфофункциональных особенностей
организма и зависит от индивидуальных
темпов роста и развития. Разница между
хронологическим и биологическим
возрастом может достигать пяти лет.
Дети с замедленным
темпом развития называются «отстающими»,
число их относительно невелико (10-20%).
Дети с замедленным темпом биологического
развития менее активны, у них повышена
отвлекаемость, выраженное напряжение
зрения, двигательной системы анализаторов
и ССС.
Причинами отставания
могут быть недоношенность, родовые
травмы, заболевания в раннем возрасте
(рахит, хроническая пневмония, специфические
кишечные болезни, частые ОРЗ, хронические
интоксикации или болезни). Известно
также неблагоприятное влияние социальных
условий микросреды (безнадзорность,
неполная семья, пьянство родителей).
Отставание биологического развития
сочетается со сниженными показателями
антропометрических признаков и более
частыми отклонениями со стороны
опорно-двигательного аппарата, нервной
и сердечно-сосудистой системы, наиболее
выраженными изменениями работоспособности
и состояния здоровья.
Ускоренный
темп индивидуального развития ребенка
приводит к опережению биологического
развития по сравнению с хронологическим.
Данные дети встречаются реже. Чаще эти
дети имеют избыточную массу тела за
счет жироотложения. Среди них больше
страдающих гипертонией, хроническим
тонзиллитом, у них выше показатели
заболеваемости, чаще и резче проявляются
функциональные изменения. Детей с
несоответствием биологического возраста
хронологическому необходимо своевременно
выявлять, т. к. они нуждаются в
медико-социальной охране здоровья на
протяжении всего этапа созревания
организма.
Для
определения биологического возраста
можно использовать разные показатели
(морфологические, нейрофизиологические,
гематологические, гормональные и др.),
которые отражают зрелость систем
организма.
При
комплексной оценке физического
развития детей и подростков учитывают
морфофункциональные
показатели, которые наиболее информативны,
постоянны и отражают
возрастное развитие организма. К ним
относятся: длина тела, характер годового
прироста, развитие зубной системы,
степень полового созревания.
В
разные возрастные периоды одни показатели
биологического уровня
развития являются ведущими, другие
играют второстепенную роль.
Так,
в
старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте (5 – 10 лет) ведущими показателями
биологического возраста являются
– рост,
годовая
прибавка длины тела, число постоянных
зубов.
В
среднем школьном возрасте, начиная
с 10 – 11 лет у мальчиков и 9 – 10 лет у девочек,
наибольшее
информативное значение приобретаютстепень
полового
созревания и показатели
годовой прибавки длины тела,зато
теряют свою
информативность длина тела и развитие
зубной системы.
В
15 лет и позднее ведущим признаком
становится
развитие вторичных половых признаков,
а длина тела утрачивает свою информативность.
Оценка
уровня биологической зрелости по срокам
прорезывания постоянных зубов
Общее
количество постоянных зубов подсчитывают
на верхней и нижней челюстях. Суммарно
учитывают зубы всех стадий прорезывания:
от четкого выступания режущего края
зуба над десной до полностью
сформировавшегося зуба. Возрастные
нормативы дают представление о диапазоне
наличия постоянных зубов (М±σ) детей,
развитие которых соответствует
календарному возрасту (табл. 8). Детей
с замедленным и ускоренным темпом
прорезывания постоянных зубов направляют
на консультацию к детскому эндокринологу.
Меньшее
количество зубов (менее М – lσ) свидетельствует
о замедленном развитии, большее (более
М + 1σ) – об ускоренном.
Оценка
уровня биологической зрелости по
вторичным половым признакам
(табл. 8)
По возрастным
нормативам устанавливают следующие
варианты возрастного развития
биологической зрелости:
1)
развитие соответствует календарному
возрасту (выраженность вторичных
половых признаков соответствует
возрастному нормативу);
2)
развитие ускоренное (опережение по
выраженности вторичных половых
признаков составляет 1 год и более);
3)
развитие замедленное (отставание по
выраженности вторичных половых
признаков составляет 1 год и более).
Детей с замедленным
и ускоренным развитием направляют на
консультацию к эндокринологу.
С помощью таблицы
можно определить, соответствует ли
развитие индивидуума календарному
возрасту, опережает или отстает от него.
Лишь
при отставании или опережении большинства
показателей на 1 или 2 года следует
констатировать большую задержку или
ускорение темпов возрастного развития
на соответствующий срок.
Таблица
8
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Под физическим развитием большинство из нас привыкло понимать те или иные двигательные навыки, физические возможности ребенка: умение прыгать, подтягиваться, отжиматься, и т.д. Однако для врачей гораздо более содержательными являются другие аспекты, изменения которых отслеживаются с установленной периодичностью. Когда и как происходит оценка физического развития ребенка? Что она дает?
Что входит в это понятие?
Физическое развитие в педиатрии понимается как процесс непрерывного роста в совокупности с биологическим созреванием в конкретный момент. Какие показатели физического развития детей используют специалисты? Основными из них являются:
- рост;
- масса тела (вес);
- обхват груди;
- обхват головы;
- объем легких;
- сила рук, а также некоторые другие.
Для оценки физического состояния новорожденного крохи и малыша до 3 лет важны первые 4 показателя. Ведь именно в этом возрасте наиболее активно идет рост и набор веса ребенка. Далее, чем старше становится ребенок, тем более эти процессы замедляются, ребенок растет и набирает массу все медленнее. К тому же пропорции его тела изменяются неравномерно: более всего удлиняются конечности, менее всего увеличивается объем головы.
Поэтому периодичность таких оценок с возрастом становится меньше. Если до года оценку проводят ежемесячно, с года до двух – каждые 3 месяца, то после 2 лет – каждые полгода, а после 3 и до 17 лет включительно – ежегодно.
Комплексная оценка физического развития детей в более старшем возрасте включает такие аспекты, как определение:
- биологического возраста;
- соматотипа;
- гармоничности развития.
Для педиатра все эти показатели весьма красноречивы. Ведь физическое развитие тесно и напрямую взаимосвязано со здоровьем ребенка, непосредственно влияет на него. Рост и созревание организма – важнейшие показатели соматического здоровья подрастающего человека.
Как проводится оценка?
Для ее проведения чаще других способов пользуются специальными центильными таблицами, в которых указаны средние нормы для каждой характеристики, а также отклонения в меньшую и большую стороны. В табличной форме в них занесены очень низкие, низкие, ниже среднего, средние, выше средних и очень высокие показатели.
Если разность между двумя-тремя любыми показателями не выше 1, говорят, что развитие ребенка гармонично, если она равна 2 – что оно негармонично, 3 – дисгармонично. Это уже прямое свидетельство того или иного неблагополучия в здоровье ребенка. Для более точной диагностики доктору важно ознакомиться с картой обследуемого, посмотреть на предыдущее развитие, заболевания, которые он перенес.
Чтобы определить соматотип, суммируют «коридоры» (колонки) с ростом, массой тела и окружностью груди обследуемого.
Если сумма коридоров менее 10, говорят о микросоматическом типе развития (ниже среднего), при 11-15 – уже о мезосоматическом (среднем), выше 16 – речь идет о макросоматическом типе (выше среднего).
Биологический возраст определяется более сложными методами. Для его определения используют разные показатели.
Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста это:
- развитие постоянных зубов;
- длина тела (рост);
- вес обследуемого;
- окружность его грудной клетки.
С началом полового созревания более информативными становятся другие характеристики, говорящие, прежде всего, об уровне полового созревания. Для мальчиков важны:
- пубертатная ломка голоса (в норме с 11 – 12 лет);
- лобковое оволосение (с 12 – 13 лет);
- состояние щитовидного хряща — рост «кадыка» (с 14 лет);
- подмышечное оволосение (14 лет);
- оволосение лица (14 – 15 лет).
Для девочек важно учитывать:
- развитие молочных желез — набухание, рост (примерно с 10 – 11 лет);
- оволосение лобка (с 11 – 12 лет);
- оволосение подмышек (12 – 13 лет);
- начало менструации (13 лет).
Используя эти показатели, а также данные центильных таблиц, врачи с помощью специальных формул делают общее заключение о соответствии или отклонении в развитии ребенка.
Что дает такая оценка?
Подобная диагностика позволяет врачам своевременно заподозрить начало заболеваний или пограничное состояние здоровья детей. Поскольку каждый из этих показателей проявляет себя в определенном возрасте, специалист легко может определить степень отставания или опережения развития, что как раз свидетельствует о возможных нарушениях.
Так, определенные физические навыки развиваются в зависимости от возраста, роста, веса детей: умение держать голову, садиться, ходить, и т.д. Вторичные половые признаки развиваются в определенном возрасте и в установленной последовательности. А при ее нарушении можно говорить о тех или иных отклонениях.
Ускоренное или замедленное развитие зубов также говорит о возможных отклонениях в здоровье ребенка.
Дети, чей биологический возраст не соответствует паспортному (особенно, если он ниже), плохо переносят физическую нагрузку, труднее усваивают программу, часто болеют, быстро утомляются. Постоянное напряжение сказывается на их общем состоянии. Наибольшую нагрузку испытывают нервная, сердечно-сосудистая система, а также опорно-двигательный аппарат. Такие дети требуют индивидуального подхода к обучению, снижения умственных и физических школьных нагрузок (возможен переход на домашнее обучение).
При обнаружении несоответствий детей направляют на консультации к эндокринологу, кардиологу, гинекологу, андрологу, другим специалистам.
Памятка для родителей
Не будучи специалистами в медицине, родители сами не смогут сделать подобное заключение о нормах или отставании в физическом развитии своих детей. Но при этом они вполне могут увидеть те или иные отклонения. Например, несоответствие роста или веса ребенка можно заметить, сравнивая данные своего ребенка со средними нормами соответствующих возрастных центильных таблиц. Если отклонения заметные, обратиться за консультацией к педиатру можно ранее установленного планового осмотра.
Кроме того, каждая мамочка знает, что существуют нормы навыков для детей разного возраста. Скажем, к 3 месяцам малыши должны уверенно держать головку, к 6–7 месяцам – сидеть, примерно к году они начинают ходить и произносить первые слова. Если малыш сильно отстает от возрастных норм из месяца в месяц – это повод для серьезного обследования. Ведь не каждое заболевание проявляет себя в самом раннем возрасте, и не всегда выражается открытой симптоматикой. Зачастую проблема назревает «тихо», без видимых проявлений. И единственный способ ее обнаружить – выявить несоответствие возрастным нормам развития.
Следует помнить, что отклонения в физическом состоянии могут быть следствием не только врожденных проблем, но и других, внешних факторов:
- неправильный, несбалансированный рацион;
- дефицит витаминов, минералов, микроэлементов;
- плохая экологическая обстановка в местности проживания;
- пониженная физическая активность детей.
Поэтому появляться они могут в разном возрасте, что и обусловливает постоянный мониторинг детского здоровья.
Что можно и нужно делать дома?
Кстати, абсолютно неправильно сваливать всю вину за возникновение проблем со здоровьем детей на дошкольные и школьные образовательные учреждения (на сильные нагрузки, плохое меню, нервную атмосферу, и т.д.). Основы здоровья закладывают и поддерживают родители. Для этого необходимо, во-первых, закаливать детей всеми возможными методами:
- обтирание;
- контрастный душ;
- проветривание;
- обливание холодной водой;
- длительные прогулки на свежем воздухе.
Ограничьте время, которое ваш ребенок просиживает за просмотром телевизора или играми в компьютере. Это снижает их общую активность и негативно сказывается на состоянии нервной системы.
Немаловажное значение имеют правильные привычки питания, которые также прививают родители своим примером. Необходимо употреблять больше свежих овощей, фруктов, крупяных каш, соков, отварного или запеченного мяса, а также исключить из рациона (или свести к минимуму) употребление:
- мучных и сдобных изделий;
- газированных напитков;
- продуктов фаст-фуда;
- снеков;
- жевательных резинок;
- консервированных и маринованных продуктов;
- фабричных полуфабрикатов.
С раннего детства важно обеспечить растущему организму полноценную физическую нагрузку. Игры на детской площадке со сверстниками (на горках, качелях, лесенках, батутах, с мячами, скакалками), посещение спортивных секций, привычка к утренней зарядке и активной гимнастике, катание на велосипеде, роликах, скейтах, санках, лыжах, коньках – эти и другие виды активности должны занимать достаточное время в распорядке дня растущего человечка. Такие нагрузки помогают укреплять все мышцы, связки, суставы, скелет, развивают вестибулярный аппарат, улучшают кровообращение. Все вместе эти факторы укрепляют здоровье ребенка.
Итак, здоровье неразрывно связано с физическим развитием детей. Именно поэтому так важно постоянно наблюдать за физическими показателями растущего организма, отслеживать их динамику. Это позволяет заподозрить и обнаружить множество заболеваний на самых ранних стадиях, задолго до того, как ребенок начнет жаловаться на те или иные недомогания. Но укреплять здоровье – значит во многом способствовать сохранению и укреплению здоровья. А здесь самое главное – систематический подход и постоянный пример родителей.
Источник