Комплексная диагностика уровня развития ребенка

Комплексная диагностика уровня развития ребенка thumbnail

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицин­ские и психолого-педагогические.

Медицинские критерии

К медицинским критериям готовности детей к обучению в школе относятся: уро­вень физического развития и состояние здоровья.

Определение уровня физического развития

Физическое развитие — это непрерывно протекающие физиологические процес­сы, которые характеризуются комплексом морфофункциональных свойств. Фи­зическое развитие человека обусловлено генетическими и социальными факто­рами.

При оценке физического развития, как правило, проводят определение трех ос­новных показателей:

длины тела (рост сидя и стоя);

массы тела;

окружности грудной клетки.

Рост стоя измеряется с помощью деревянного или складного металлического ростомера. Ребенок должен стоять прямо, касаясь ростомера пятками, ягодица­ми, межлопаточной областью, расправив грудь, подобрав живот, вытянув руки по швам, держа пятки вместе, носки врозь. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, была горизонтальной.

Рост сидя измеряется у ребенка, сидящего на откидывающейся скамейке рос­томера. Ребенок должен касаться стойки ростометра ягодицами и межлопаточной областью, держа голову в описанном выше положении.

Масса тела (вес) определяется на выверенных медицинских весах.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой при глубоком вдохе, полном выдохе и паузе (в последнем случае обследуемого нужно отвлечь посторонним разговором). Лента должна плотно прилегать к телу, но не стягивать его. Накладывают ее сзади под нижними углами лопаток, спереди — у нижнего края околососкового кружка. У девочек с началом развития грудных желез — на уровне верхнего края сочленения 4 ребра с грудиной.

Наряду с определением признаков физического развития ребенка целесообраз­но исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокра­щений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.

Частота сердечных сокращений определяется путем подсчета пульса на лу­чевой артерии за 1 мин.

Артериальное давление измеряется тонометром после того, как исследуемый не менее часа находился в покое. Ребенок должен лежать или сидеть в удобном положении, расположив руку на уровне сердца. Ширина манжетки тонометра должна составлять 2/3 длины плеча.

Жизненная емкость легких определяется при помощи водяного или сухого спирометра: исследуемый должен глубоко вдохнуть, взять в рот мундштук спи­рометра и сделать максимальный выдох. Измерение повторяют несколько раз и учитывают данные, полученные после наиболее глубокого выдоха.

Мышечная сила кисти измеряется динамометром, который должен удобно помещаться в ладони. Вытянув прямую руку вперед или в сторону, исследуемому нужно произвести максимальное сжатие динамометра. Измерение проводят не менее трех раз и учитывают максимальный результат. Мышечная сила определя­ется для каждой руки отдельно.

Таблица 10.1. Схема комплексной оценки состояния здоровья детей

Группа Отклонения Профилактические мероприятия заболеваний
1. Клинически здоровые дети Без каких-либо функциональных отклонений с нормальным физичес­ким развитием, редко болеющие Профилактическое привитие навыков физической культуры, соблюдение гигиенических правил
2. Клинически здоровые дети с незначительными морфологическими и функ­циональными отклонениями Гипертрофия миндалин без ангин; увеличение щитовидной железы I-II степени; систолический шум; единичный кариес; экстрасисто- лия (аритмия сердца); гипо- и гипертония Обследования, врачебное на­блюдение, повышение неспеци­фического иммунитета, лечебно­физкультурные мероприятия
3. Дети с хроническими заболеваниями в компенсированной форме Ряд хронических заболеваний в ком­пенсированной форме и выраженных отклонений в состоянии здоровья, которые исчезают после короткого поликлинического лечения Своевременная диагностика, лечение и профилактика обост­рений. Санаторно-курортное лечение
4. Дети с хроническими заболеваниями Хронические заболевания, требую­щие длительного лечения и диспан­серизации Постоянное наблюдение у врача-специалиста. Санаторно-курортное лечение
5. Больные дети с явными клиническими и функциональ­ными нарушениями Существенные отклонения в со­стоянии здоровья, исключающие возможность обучения в школе Постоянное наблюдение у врача- специалиста и медицинский учет по показаниям

Выделяют четыре группы физического развития:

Нормальное физическое развитие — масса тела и окружность грудной клет­ки соответствуют росту: от М – 1а до М + 2а*.

Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности грудной клетки или обоих показателей более чем на М – 1а.

Дети с избытком массы тела (более чем М + 2а).

Читайте также:  Этапы развития ребенка по выготскому являются

Дети с резким отставанием, общей задержкой физического развития (длина тела меньше М – 2а).

Дети 2-4 групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюде­нии и обследовании, тщательном анамнезе**, проведении дополнительных иссле­дований, включая определение зубного и костного возраста ребенка при общей задержке физического развития. Дети, имеющие дефицит массы тела и отставание в окружности грудной клетки, должны наблюдаться у педиатра, а с избыточной массой тела и низким ростом — у эндокринолога. У первых может быть общая задержка развития, а у вторых — элементарное ожирение.

Для индивидуальной оценки уровня физического развития необходимо знать возраст ребенка к моменту обследования, при этом учитывается количество пол­ных лет, месяцев и дней (к 7-летним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней).

Уровень физического развития оценивается посредством сопоставления по­казателей каждого обследованного ребенка со средними величинами параметров данной возрастно-половой группы, характерных для каждого региона.

Оценка состояния здоровья

Существует схема комплексной оценки состояния здоровья, по которой все дети в зависимости от морфологического и функционального состояния организма и физического развития подразделяются на 5 групп (табл. 10.1).

Психолого-педагогические критерии

Ориентировочными критериями готовности детей к школе являются: уровень школьной зрелости; чистота фонематического восприятия; степень психосоци­альной зрелости.

Уровень школьной зрелости

Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и де­ятельности ребенка, достаточно труден для детей. Наблюдения педагогов и психо­логов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы, в дальнейшем из них формируются группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивиду­альной работы с ними необходимо при поступлении в школу определить уровень школьной зрелости.

Источник

Характеристика постнатального периода развития: С момента рождения ребенка и до смерти в организме человека отмечаются специфические особенности строения, биохимических процессов, функций, в организме в целом и отдельных его систем, которые изменяются в разные периоды жизни. Эти изменения предопределены наследственными факторами, определяя до некоторой степени этапы развития и роста.

Однако решающее значение для выявления этих наследственных факторов, формирования возрастных особенностей, имеют учеба и воспитание, питание и гигиенические условия жизни, общения ребенка, с людьми, которые окружают его, физическая активность и другие факторы, которые составляют сущность социальной жизни человека.

Таким образом, рост и развитие организма зависят как от биологических (генетических), так и от социальных (образ жизни, характер питания), факторов. Изучение закономерностей роста и развития детей и подростков позволило жизненный цикл человека к достижению зрелого возраста разделить на возрастные периоды, которые характеризуются специфическими анатомическими и функциональными особенностями. Четко очерченных пределов между этими периодами нет и они несколько условны.

Однако выделение таких периодов необходимо, потому что дети одного и того же календарного (паспортного), но разного биологического возраста (возраст развития), по-разному реагируют на физические нагрузки.

Критерии такой периодизации включают в себя комплекс признаков, которые расцениваются, как показатели биологического возраста:

Размеры тела и органов, масса:

  • 1) размеры тела и органов, масса;
  • 2) «скелетная зрелость» — окостенение скелета;
  • 3) «зубная зрелость» — прорезывание молочных и постоянных зубов;
  • 4) степень развития вторичных половых признаков;
  • 5) мускульная сила;
  • 6) развитие желез внутренней секреции.

Выделяют такие периоды:

  • — новорожденный — 1–10 дней;
  • — грудной — до 1 года;
  • — раннего детства — от 1 до 4 лет;
  • — первого детства — с 4 до 7 лет;
  • — второго детства — с 8 до 11лет у девочек, и до 12 лет — у мальчиков;
  • — подростковый — с 13 до 16 лет — у мальчиков, с 12 до 15 лет — у девочек — период полового созревания;
  • — юношеский возраст — с17 до 21 года — у мальчиков, с 16 до 20 лет — у девушек.
Читайте также:  Витамины для развития ребенка

Зрелый возраст — с 22 лет до 60 — у мужчин, с 21 до 55 лет — у женщин; преклонный возраст — с61 до 74 лет — у мужчин, с 56 до 74 лет — у женщин; старческий возраст — с 75 до 90 лет; долгожители — свыше 90 лет.

В процессе индивидуального развития существуют критические периоды, которые характеризуются повышенной чувствительностью организма, который развивается, к факторам внешней и внутренней среды.

Выделяют такие критические периоды развития (сенситивные):

  • 1) предэмбрионный;
  • 2) оплодотворение;
  • 3) вживление зародыша (4–8 неделя, время эмбриогенеза);
  • 4) формирование зачатков осевых органов — хорды, нервной трубки, первичной кишки и плаценты (3–8 неделя развития);
  • 5) стадия усиленного развития головного мозга (20–24 неделю перинатального периода развития);
  • 6) момент рождения ребенка и период новорожденности;
  • 7) период раннего и первого детства (2–7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами и системами органов;
  • 8) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 3 до 16 лет, девочек, — с 12 до 15 лет).

При действии неблагоприятных факторов окружающей среды может наблюдаться ретардация — замедленное развитие.

Понятие о показателях физического развития ребенка: Важным показателем здоровья ребенка является его физическое развитие. Для изучения физического развития применяют антропометрические методы исследования, которые позволяют определить количественные и качественные показатели развития, разработать стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и региона обитания:

соматометрические — измерение роста, массы, окружности грудной клетки;

соматоскопические — определение развития скелета, формы позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, развития мускулатуры и подкожно жировой клетчатки, степени полового развития, появления и изменения зубов;

физиометрические — определение жизненной емкости легких, силы кисти рук, частоты дыхания и сердечных сокращений, артериального давления, и другие.

Измерение роста ребенка, который стоит, позволяет сделать вывод о развитии ее костного аппарата, который сидит — о возрастных изменениях пропорций тела. Измерение массы тела ребенка свидетельствует о развитии его мускульной системы, его возраста. Измерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе свидетельствуют о степени развития дыхательных мышц ребенка.

Оценку физического развития проводят с помощью стандартных методов, которые предусматривают сравнение полученных результатов с данными, приведенными в таблицах, с учетом возраста и пола. На основании анализа полученных результатов, делают вывод о физическом развитии.

Переход в школах на учебу с 6 лет: В связи с переходом в школах на учебу с 6 лет, особенно важное, значение приобретает проблема школьной зрелости. Под школьной зрелостью понимают, ту степень морфофункционального развития ребенка, которая является достаточной для осуществления сложного комплекса реакций, направленных на обеспечение здоровья в условиях повышенных требований к организму, связанных с систематическими занятиями, изменением режима дня, и тому подобное.

О школьной зрелости делают вывод на основе антропометрических показателей функционального состояния разных систем организма, по уровню умственной работоспособности, развитию языка, моторики, произвольного внимания, и тому подобное. Используют чаще всего тест Керна в модификации Ирасека. Он заключается в том, что детям предлагают выполнить 3 задания: нарисовать человека, скопировать фразу из 3 коротких слов и изобразить 10 точек, расположенных в форме пятиугольника, за каждое задание выставляется оценка.

Наивысшая — 1 балл, наихудшая — 5 баллов. У зрелых детей общая оценка составляет 3–5 баллов, незрелых, — 10 и больше. Незрелые дети тяжелее адаптируются к школьным условиям: у них низшая умственная работоспособность, быстро наступает усталость, более длительный адаптационный период. Качество обучения зависит от учителя, от его выбора в осуществлении индивидуального подхода в учебно-воспитательном процесс

Наследственность и развитие организма: Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном.Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Читайте также:  Последовательность развития активной и пассивной речи ребенка

Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.), органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).

К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста

Источник