Комплексная диагностика уровня развития ребенка

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.
Медицинские критерии
К медицинским критериям готовности детей к обучению в школе относятся: уровень физического развития и состояние здоровья.
Определение уровня физического развития
Физическое развитие — это непрерывно протекающие физиологические процессы, которые характеризуются комплексом морфофункциональных свойств. Физическое развитие человека обусловлено генетическими и социальными факторами.
При оценке физического развития, как правило, проводят определение трех основных показателей:
длины тела (рост сидя и стоя);
массы тела;
окружности грудной клетки.
Рост стоя измеряется с помощью деревянного или складного металлического ростомера. Ребенок должен стоять прямо, касаясь ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью, расправив грудь, подобрав живот, вытянув руки по швам, держа пятки вместе, носки врозь. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, была горизонтальной.
Рост сидя измеряется у ребенка, сидящего на откидывающейся скамейке ростомера. Ребенок должен касаться стойки ростометра ягодицами и межлопаточной областью, держа голову в описанном выше положении.
Масса тела (вес) определяется на выверенных медицинских весах.
Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой при глубоком вдохе, полном выдохе и паузе (в последнем случае обследуемого нужно отвлечь посторонним разговором). Лента должна плотно прилегать к телу, но не стягивать его. Накладывают ее сзади под нижними углами лопаток, спереди — у нижнего края околососкового кружка. У девочек с началом развития грудных желез — на уровне верхнего края сочленения 4 ребра с грудиной.
Наряду с определением признаков физического развития ребенка целесообразно исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.
Частота сердечных сокращений определяется путем подсчета пульса на лучевой артерии за 1 мин.
Артериальное давление измеряется тонометром после того, как исследуемый не менее часа находился в покое. Ребенок должен лежать или сидеть в удобном положении, расположив руку на уровне сердца. Ширина манжетки тонометра должна составлять 2/3 длины плеча.
Жизненная емкость легких определяется при помощи водяного или сухого спирометра: исследуемый должен глубоко вдохнуть, взять в рот мундштук спирометра и сделать максимальный выдох. Измерение повторяют несколько раз и учитывают данные, полученные после наиболее глубокого выдоха.
Мышечная сила кисти измеряется динамометром, который должен удобно помещаться в ладони. Вытянув прямую руку вперед или в сторону, исследуемому нужно произвести максимальное сжатие динамометра. Измерение проводят не менее трех раз и учитывают максимальный результат. Мышечная сила определяется для каждой руки отдельно.
Таблица 10.1. Схема комплексной оценки состояния здоровья детей
Группа | Отклонения | Профилактические мероприятия заболеваний |
1. Клинически здоровые дети | Без каких-либо функциональных отклонений с нормальным физическим развитием, редко болеющие | Профилактическое привитие навыков физической культуры, соблюдение гигиенических правил |
2. Клинически здоровые дети с незначительными морфологическими и функциональными отклонениями | Гипертрофия миндалин без ангин; увеличение щитовидной железы I-II степени; систолический шум; единичный кариес; экстрасисто- лия (аритмия сердца); гипо- и гипертония | Обследования, врачебное наблюдение, повышение неспецифического иммунитета, лечебнофизкультурные мероприятия |
3. Дети с хроническими заболеваниями в компенсированной форме | Ряд хронических заболеваний в компенсированной форме и выраженных отклонений в состоянии здоровья, которые исчезают после короткого поликлинического лечения | Своевременная диагностика, лечение и профилактика обострений. Санаторно-курортное лечение |
4. Дети с хроническими заболеваниями | Хронические заболевания, требующие длительного лечения и диспансеризации | Постоянное наблюдение у врача-специалиста. Санаторно-курортное лечение |
5. Больные дети с явными клиническими и функциональными нарушениями | Существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в школе | Постоянное наблюдение у врача- специалиста и медицинский учет по показаниям |
Выделяют четыре группы физического развития:
Нормальное физическое развитие — масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту: от М – 1а до М + 2а*.
Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности грудной клетки или обоих показателей более чем на М – 1а.
Дети с избытком массы тела (более чем М + 2а).
Дети с резким отставанием, общей задержкой физического развития (длина тела меньше М – 2а).
Дети 2-4 групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюдении и обследовании, тщательном анамнезе**, проведении дополнительных исследований, включая определение зубного и костного возраста ребенка при общей задержке физического развития. Дети, имеющие дефицит массы тела и отставание в окружности грудной клетки, должны наблюдаться у педиатра, а с избыточной массой тела и низким ростом — у эндокринолога. У первых может быть общая задержка развития, а у вторых — элементарное ожирение.
Для индивидуальной оценки уровня физического развития необходимо знать возраст ребенка к моменту обследования, при этом учитывается количество полных лет, месяцев и дней (к 7-летним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней).
Уровень физического развития оценивается посредством сопоставления показателей каждого обследованного ребенка со средними величинами параметров данной возрастно-половой группы, характерных для каждого региона.
Оценка состояния здоровья
Существует схема комплексной оценки состояния здоровья, по которой все дети в зависимости от морфологического и функционального состояния организма и физического развития подразделяются на 5 групп (табл. 10.1).
Психолого-педагогические критерии
Ориентировочными критериями готовности детей к школе являются: уровень школьной зрелости; чистота фонематического восприятия; степень психосоциальной зрелости.
Уровень школьной зрелости
Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, достаточно труден для детей. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы, в дальнейшем из них формируются группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними необходимо при поступлении в школу определить уровень школьной зрелости.
Источник
Характеристика постнатального периода развития: С момента рождения ребенка и до смерти в организме человека отмечаются специфические особенности строения, биохимических процессов, функций, в организме в целом и отдельных его систем, которые изменяются в разные периоды жизни. Эти изменения предопределены наследственными факторами, определяя до некоторой степени этапы развития и роста.
Однако решающее значение для выявления этих наследственных факторов, формирования возрастных особенностей, имеют учеба и воспитание, питание и гигиенические условия жизни, общения ребенка, с людьми, которые окружают его, физическая активность и другие факторы, которые составляют сущность социальной жизни человека.
Таким образом, рост и развитие организма зависят как от биологических (генетических), так и от социальных (образ жизни, характер питания), факторов. Изучение закономерностей роста и развития детей и подростков позволило жизненный цикл человека к достижению зрелого возраста разделить на возрастные периоды, которые характеризуются специфическими анатомическими и функциональными особенностями. Четко очерченных пределов между этими периодами нет и они несколько условны.
Однако выделение таких периодов необходимо, потому что дети одного и того же календарного (паспортного), но разного биологического возраста (возраст развития), по-разному реагируют на физические нагрузки.
Критерии такой периодизации включают в себя комплекс признаков, которые расцениваются, как показатели биологического возраста:
Размеры тела и органов, масса:
- 1) размеры тела и органов, масса;
- 2) «скелетная зрелость» — окостенение скелета;
- 3) «зубная зрелость» — прорезывание молочных и постоянных зубов;
- 4) степень развития вторичных половых признаков;
- 5) мускульная сила;
- 6) развитие желез внутренней секреции.
Выделяют такие периоды:
- — новорожденный — 1–10 дней;
- — грудной — до 1 года;
- — раннего детства — от 1 до 4 лет;
- — первого детства — с 4 до 7 лет;
- — второго детства — с 8 до 11лет у девочек, и до 12 лет — у мальчиков;
- — подростковый — с 13 до 16 лет — у мальчиков, с 12 до 15 лет — у девочек — период полового созревания;
- — юношеский возраст — с17 до 21 года — у мальчиков, с 16 до 20 лет — у девушек.
Зрелый возраст — с 22 лет до 60 — у мужчин, с 21 до 55 лет — у женщин; преклонный возраст — с61 до 74 лет — у мужчин, с 56 до 74 лет — у женщин; старческий возраст — с 75 до 90 лет; долгожители — свыше 90 лет.
В процессе индивидуального развития существуют критические периоды, которые характеризуются повышенной чувствительностью организма, который развивается, к факторам внешней и внутренней среды.
Выделяют такие критические периоды развития (сенситивные):
- 1) предэмбрионный;
- 2) оплодотворение;
- 3) вживление зародыша (4–8 неделя, время эмбриогенеза);
- 4) формирование зачатков осевых органов — хорды, нервной трубки, первичной кишки и плаценты (3–8 неделя развития);
- 5) стадия усиленного развития головного мозга (20–24 неделю перинатального периода развития);
- 6) момент рождения ребенка и период новорожденности;
- 7) период раннего и первого детства (2–7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами и системами органов;
- 8) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 3 до 16 лет, девочек, — с 12 до 15 лет).
При действии неблагоприятных факторов окружающей среды может наблюдаться ретардация — замедленное развитие.
Понятие о показателях физического развития ребенка: Важным показателем здоровья ребенка является его физическое развитие. Для изучения физического развития применяют антропометрические методы исследования, которые позволяют определить количественные и качественные показатели развития, разработать стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и региона обитания:
соматометрические — измерение роста, массы, окружности грудной клетки;
соматоскопические — определение развития скелета, формы позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, развития мускулатуры и подкожно жировой клетчатки, степени полового развития, появления и изменения зубов;
физиометрические — определение жизненной емкости легких, силы кисти рук, частоты дыхания и сердечных сокращений, артериального давления, и другие.
Измерение роста ребенка, который стоит, позволяет сделать вывод о развитии ее костного аппарата, который сидит — о возрастных изменениях пропорций тела. Измерение массы тела ребенка свидетельствует о развитии его мускульной системы, его возраста. Измерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе свидетельствуют о степени развития дыхательных мышц ребенка.
Оценку физического развития проводят с помощью стандартных методов, которые предусматривают сравнение полученных результатов с данными, приведенными в таблицах, с учетом возраста и пола. На основании анализа полученных результатов, делают вывод о физическом развитии.
Переход в школах на учебу с 6 лет: В связи с переходом в школах на учебу с 6 лет, особенно важное, значение приобретает проблема школьной зрелости. Под школьной зрелостью понимают, ту степень морфофункционального развития ребенка, которая является достаточной для осуществления сложного комплекса реакций, направленных на обеспечение здоровья в условиях повышенных требований к организму, связанных с систематическими занятиями, изменением режима дня, и тому подобное.
О школьной зрелости делают вывод на основе антропометрических показателей функционального состояния разных систем организма, по уровню умственной работоспособности, развитию языка, моторики, произвольного внимания, и тому подобное. Используют чаще всего тест Керна в модификации Ирасека. Он заключается в том, что детям предлагают выполнить 3 задания: нарисовать человека, скопировать фразу из 3 коротких слов и изобразить 10 точек, расположенных в форме пятиугольника, за каждое задание выставляется оценка.
Наивысшая — 1 балл, наихудшая — 5 баллов. У зрелых детей общая оценка составляет 3–5 баллов, незрелых, — 10 и больше. Незрелые дети тяжелее адаптируются к школьным условиям: у них низшая умственная работоспособность, быстро наступает усталость, более длительный адаптационный период. Качество обучения зависит от учителя, от его выбора в осуществлении индивидуального подхода в учебно-воспитательном процесс
Наследственность и развитие организма: Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.
Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном.Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.
Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.
Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.
Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.), органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).
К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.
При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).
Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.
Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.
Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.
Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.
Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.
Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста
Источник