Комплекс упражнений для развития скорости у ребенка

Комплекс упражнений для развития скорости у ребенка thumbnail

МБОУ Саралинская СОШ

Тема:

Комплексы упражнений для развития быстроты и координации движений у младших школьников на занятиях физической культурой

Подготовил:

учитель физической культуры:

Исаев М.А.

Сарала 2015

Комплекс упражнений для развития быстроты движений № 1

Содержание

Дозировка

Методические указания

1

Бег в переменном темпе с изменением направления

3 мин

С включением ускорений, прыжков

2

Занимающиеся располагаются в парах в затылок друг другу. Партнер № 2 стоящий сзади бросает мяч вперед- вверх; партнер № 1 выполняет старт и ловит мяч в воздухе

2 мин

Ловля мяча после одного удара об пол

3

Старты из различных исходных положений

4-5 раз

Дистанция 4-5 м

4

Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке, используя для движения каждую перекладину

4-6 раз

Оценивается время лазания

5

Прыжки:

– на носках

– одной ноге

– поднимая бедро

30 сек

30 сек

30 сек

Через скакалку

6

И.П.- о.с.;

1-упор присев;

2-упор лежа;

3-упор присев;

4.И.П.

4-5 раз

7

Бег по отметкам на дистанцию 20 м.

3-4 раза

Линии расположены на расстоянии 40-50 см друг от друга, при беге наступать на каждую отметку.

Комплекс упражнений для развития координации движений № 2

Содержание

Дозировка

Методические указания

1

Ходьба и бег в переменном темпе лицом и спиной вперед в сочетании с приседаниями, поворотами, передвижением приставными шагами и т.п.

3 мин

Изменять по сигналу направление бега и способ передвижения.

2

Толчком двух ног с места прыжок вперед, кувырок вперед, поворот кругом в приседе, кувырок вперед, прыжок вперед

2-3 раза

На гимнастических матах

3

Быстрая ходьба с одновременным ведением баскетбольного мяча

2 мин

По гимнастической скамейке

4

Прыжки:

-на двух ногах

-на одной ноге

2 мин

Через набивной мяч

5

Метание теннисных мячей, после челночного бега

2 мин

Дистанция 10-20 м

6

И.П. руки в стороны, ноги на ширине плеч. Мяч в левой; бросить мяч через голову и поймать правой.

8-10 раз

Использование баскетбольных мячей.

7

И.П. наклон вперед, ноги шире плеч. Жонглирование мячом по «восьмерке», вокруг ног, перекладывая мяч из руки в руку

1 мин

Использование баскетбольных мячей.

Подвижные игры для совершенствования быстроты и ловкости для учащихся 1-4 классов

№ п/п

Название игры

Класс

Основные упражнения

Методические указания

1.

Космонавты

1-2

1. Бег к цели

2. Остановка после быстрого бега

Для усложнения вводят «маршрутные» листы. Ученики бегут сначала к ним, а заем к «кораблям»

2.

Мяч соседу

1-2

Передача из рук в руки

Предварительно изучают передачу мяча

3.

Конники-спортсмены

1-2

Бег наперегонки к цели

Нагрузку в беге регулируют изменением расстояния до «стойла для лошадей», а также усложнением формы передвижения:

  1. обычный бег;

  2. бег с высоким подниманием коленей;

  3. «скачки» галопом.

4.

Через кочки и пенечки

1-2

Бег с преследованием

Расстояние от «елки» до «дома» постепенно увеличивают от 10-15 до 20-30 м

5.

Перемена мест

1-2

1. Быстрая смена мест.

2. Ориентировка на местности.

3. Реакция на сигнал.

1. Кружки произвольно обозначают на расстоянии 2-2,5 м один от другого.

2. Играющие располагаются каждый в своем кружке, а водящий находится вне кружков.

3. По сигналу учителя дети быстро меняются местами, а водящий старается опередить кого-то и занять круг.

6.

Белые медведи

1-2

1. Бег, взявшись за руки.

2. Бег с преследованием.

Упрощенный вариант: ученики делятся на группы по три человека. В каждой тройке один убегает, двое ловят.

7.

Гуси-лебеди

1-4

Бег с преследованием

Нагрузку в игре и скорость бега регулируют изменением расстояния

8.

Вызов номеров

1-2

1. Бег к цели.

2. Реакция на сигнал.

3. Ориентировка в пространстве.

Игра проходит более красочно, если вместо номера ученики получают названия, например «шишки». Учитель произносит не номер, а какое-либо название.

9.

Команда быстроногих

1-2

1. Бег к цели.

2. Манипуляция предметами.

1. Проведение игры-эстафеты без предметов.

2. Предварительно упражняются в установке булав вертикально.

10.

Пустое место

1-2

1. Бег по кругу к цели.

2. Реакция на сигнал

После первоначального ознакомления с игрой класс делится на две группы – мальчиков и девочек. Игру проводят в двух кругах.

11.

Октябрята

1-2

Бег с изменением направления

Предварительно выполняют упражнения на быстрое ответное движение («подражание»)

12.

Полоса препятствий

1-4

1. Бег в среднем темпе.

2. Равновесие.

3. Ориентировка и точность.

1. Бег на дистанцию 40 м (1-2 классы), 50 м (3-4 классы).

2. Ходьба по бревну.

3. Перепрыгивание через ров шириной 90-100 см (1-2 классы), 110-120 см (3-4 классы).

13.

Воробушки

1-4

1. Прыжки в круг и из круга.

2. Координация и устойчивость.

1. Для усложнения игры чертят два концентрических круга с интервалом 30-50 см.

2. По сигналу учителя воробушки находящиеся в большом круге, начинают прыгать в круг и из круга с поворотом кругом по мере приближения вороны (водящий).

3. Прыжки выполняются на одной (1-2 классы) и на двух ногах (3-4 классы).

14.

Линейная эстафета

3-4

1. Бег с изменением направления.

2. Быстрый бег.

Предварительно выполняют быстрый бег с высокого старта.

15.

День и ночь

3-4

1. Бег с преследованием.

2. Реакция на сигнал.

1. Предварительно проводят упрощенный вариант игры, при котором по сигналу («День!», «Ночь!») команда лишь выполняет поворот.

16.

Перемена мест

3-4

1. Бег.

2. Прыжки.

3. Реакция на сигнал.

4. Старт из разных положений.

Игра имеет много вариантов. Изменяются исходные положения (о.с., сидя на полу, лежа на животе) и способы передвижения (бег, прыжки, бег на четвереньках и т.д.)

17.

Акула в затоне

3-4

Бег с преследованием

Игрок, преследующий «рыбок», бегает в течение 15 с. Затем он заменяется следующим (без остановки игры)

18.

Зигзаг

3-4

Бег с изменением направления

Нельзя касаться игроков при обегании их

19.

Бег за брошенным мячом

3-4

1. Реакция на сигнал.

2. Бег за мячом.

3. Ловля мяча.

Бег за мячом проводят парами – по одному игроку из каждой команды. Игру усложняют изменением исходных положений.

20.

Гонка за трофеями

3-4

1. Бег с преследованием.

2. Реакция на сигнал.

Дистанцию, на которой выполняется бег с преследованием, увеличивают от 25 м в 3 классе до 35 м в 4 классе.

Подвижные игры для совершенствования ловкости и овладении предметом и метании его в цель

№ п/п

Название игры

Класс

Основные упражнения

Методические указания

1.

Метание в цель

1-2

Метание малого мяча в цель (правой, левой)

Игру следует включить в уроки, в которых общеразвивающие упражнения выполняются с малым мячом.

2.

Мяч среднему

1-2

1. Передача большого мяча партнеру.

2. Прием мяча двумя руками.

Предварительно изучают один из способов передачи (снизу, из-за головы и т.д.), затем закрепляют в игре.

3.

Не давай мяч водящему

1-2

1. Быстрая передача большого мяча (одной, двумя руками).

2. Прием мяча (одной, двумя руками).

3. Перехват мяча (одной, двумя руками).

Играющие распределяются в круг и перебрасывают на уровне плеч мяч друг другу во всех направлениях, а водящий старается дотронуться до него.

4.

Ведение мяча

1-4

1. Владение мячом в движении.

2. Броски мячом в корзину.

1. Ведение (правой, левой) мяча в ходьбе по прямой 10-12 м (1-2 классы), забрасывание мяча в корзину (3-4 классы).

Читайте также:  Методики раннее развитие ребенка

2. Ведение мяча в медленном беге.

5.

Переброска мяча

1-4

1. Точная передача большого мяча партнеру.

2. Прием мяча и возвращение партнеру.

Переброска мячей стоя в шеренгах, расстояние 3-4 м (1-2 классы), 5-6 м (3-4 классы). Переброска мяча с отскоком от пола.

6.

Гонка мячей по кругу

3-4

1. Передача мяча от груди вправо (влево).

2. Прием мяча двумя руками.

В игре закрепляют навыки передачи и приема мяча.

7.

Подвижная цель

3-4

1. Метание большого мяча в цель.

2. Обманные движения.

Учитель обусловливает способ метания мча: одной рукой, двумя руками, из-за головы, сбоку и т.д.

8.

Охотники и утки

3-4

1. Передача и прием волейбольного мяча.

2. Метание мяча в цель.

3. Увертывание от брошенного мяча.

В игре закрепляются навыки передачи, приема и метания мяча разными способами.

9.

Попади в цель

3-4

Метание малого мяча в цель

Игру проводят с целью отработки отдельных деталей навыка метания. Учитель указывает, из какого исходного положения надо метать мяч.

Источник

Методическая разработка по теме:

Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.

Быстрота – это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени .

Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности проявления скоростных качеств. Основные формы проявления быстроты человека :

1.- время двигательной реакции

2.- скорость одиночного движения

3. – максимальный темп движения.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производиться от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Современная физиология считает, что эти данные формируются у детей до 10-13 лет и в дальнейшем почти не изменяются. Вот почему необходимо уделять особое внимание развитию быстроты у детей младшего школьного возраста.

Упражнения для развития быстроты реакции в подготовительной части урока:

1. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

На один свисток- присесть, встать продолжить движение; на два- поворот, отталкиваясь двумя ногами на 360° , продолжить движение. Для 3,4х классов можно дать третье задание (по хлопку изменить направление движение).

2. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

По свистку последний ученик выполняет бег с ускорением, пробегая мимо всего класса, становиться первым.

3. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет по порядку. Учитель называет порядковый номер ,ученик с этим номером выполняет задание:

-бег с ускорением, становиться первым;

-бег с ускорением, до центра зала, вернуться на свое место.

4. Ходьба(бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2ой. Учитель называет номер, ученики с этим номером выполняя бег с ускорение добегают до круга 9ориентира)в центре зала, коснуться рукой линии , вернуться на свое место.

5. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2,3,4ый. По команде ученики с одинаковыми номерами должны построиться в четыре колонны(шеренги)в указанных местах. Можно использовать обручи разных цветов для ориентиров, а расчет выполнить по цвету.

6. Задание «Бегает ,прыгает , летает» .

Ходьба в колонне по одному с заданным интервалом. Когда учитель называет животное, которое бегает – ученики выполняют бег в колонне по одному. Когда учитель называет животное, которое прыгает- выполняют прыжки на двух ногах. Если названа птица- бегут поднимая и опуская руки.

Упражнения для развития быстроты реакции в основной части урока:

1.Выбегания по сигналу из различных исходных положений (И.п.):

-И.п. – стойка ноги врозь ;

-И.п.- стойка ноги врозь, спиной по направлению движения;

-И.п.- прыжки ноги вместе, ноги врозь( без продвижения);

-И.п.- прыжки на двух ногах (без продвижения);

-И.п.- прыжки на двух ногах в приседе вокруг своей оси;

– И.п.- упор присев;

– И.п.- упор лежа.

2.Выбегания по сигналу в парах ( первый убегает, второй должен догнать и дотронуться рукой до плеча, до определенной линии).Расстояние 1,5 метра, затем 1 метр. Поменяться ролями.

3. Эстафеты(круговая, с бегом ,прыжками).

4. Подвижные игры:

«Пустое место» – веселая, подвижная игра для школьников, хорошо развивающая реакцию детей и рассчитанная на большое количество игроков.

Описание игры

Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный – в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Правила игры:

  1. Игроки встают в круг, а водящий остается за кругом
  2. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки – это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование
  3. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный – в противоположную
  4. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место
  5. Кому первому это удается – остается на этом месте, а второй становится водящим

“Шишки, жёлуди, орехи”.

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер – в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках “шишки”, вторые “жёлуди”, третьи “орехи”.

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: “Орехи”. Все играющие, названные “орехами”, должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет “жёлуди”, меняются местами стоящие в тройках вторыми, если “шишки” – стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: “шишки, орехи”. Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

«Вызов Номеров»

Подготовка. Место, инвентарь и подготовка – те же, что и в предыдущей игре. Если позволяет помещение и играющих немного, можно построить их в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша.

Содержание игры. Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне – команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры: 1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять начиная с 3-го класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.

Читайте также:  Развитие ребенка до года здесь

Упражнения для развития быстроты реакции в заключительной части урока:

  1. Игра «Запрещенное движение» Правила: Учитель показывает движение, которое нельзя делать. Потом быстро показывает упражнения, ученики повторяют все движения, кроме «запрещенного». Ученик, повторивший «запрещенное движение» делает шаг вперед, продолжает играть.
  2. Игра «Класс смирно!» Правила: Учитель называет движение, если перед этим сказано слово «класс» (например: «Класс! Руки вверх» ученики выполняют. Если слово «класс» не сказано, ученики не выполняют задание. Ошибившиеся делают шаг вперед, продолжают играть. Постепенно увеличить темп игры.
  3. Игра «Рыба, птица, зверь». Правила: Учитель по очереди делает передачу мяча с отскоком от пола ученикам и говорит на выбор птица, зверь или рыба, ученик в соответствии с заданием говорит название. Выполняет обратно передачу мяча учителю. Если название повторяется, ученик выбывает из игры. Играют до последнего ученика.

Источник

Развитие быстроты у детей школьного возраста.

Школьный возраст – самый благоприятный период для развития двигательных качеств. Правда, естественный прирост результатов на различных ступенях обучения в школе имеет свои особенности. Развитие быстроты у школьников выражено не так ярко, как силы, и заканчивается раньше. Хотя двигательные качества выделяют как самостоятельные понятия, следует все же иметь в виду, что проявляются они не сами по себе, а в конкретной деятельности.

Одним из важнейших физических качеств спортсмена является быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота зависит от волевых усилий, от соответствующих функции нервной системы и ее состояния, от сократительных свойств мышц, их силы и эластичности, от подвижности в суставах, от совершенствования спортивной техники.

Упражнения имеют различную направленность, и число их очень велико.

Общеразвивающие физические упражнения используются для укрепления организма, всестороннего физического развития, исправления дефектов телосложения.

Собственно общеразвивающие физические упражнения служат средством повышения работоспособности органов и систем организма, развития силы, быстроты, выносливости, умения координировать движения, увеличения подвижности в суставах, воспитания других качеств в целях общего физического развития, что особенно важно для новичков и мало подготовленных спортсменов.

К этим упражнениям относятся: наклоны, повороты, размахивания, выполняемые с палкой, гантелями, набивным мячом, скакалкой и другими предметами; упражнения в висе и упоре (поднимания ног, отжимания, подтягивания и др.), на снарядах (гимнастическая стенка, перекладина, брусья), на тренажерах в естественных условиях (толстая ветвь дерева и т.д.). Такие упражнения используют на разминке.

Специальные упражнения применяются для развития физических качеств, обучения технике избранного вида спорта, воспитания волевых качеств. В этих упражнениях движения и действия спортсмена по координационной структуре и характеру выполнения, кинематическим и динамическим показателям, а также психологическим проявлениям возможно больше соответствуют избранному виду упражнения или его части.

К специальным упражнениям относятся также упражнения, выполняемые в облегченных условиях, а также в более трудных и усложненных.

Упражнения для развития специальных качеств применительно к избранному виду спорта. Нередко повторным выполнением целостного спортивного упражнения нельзя так развить силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах и другие качества, как это можно сделать с помощью специальных упражнений.

Столь же важно использование специальных упражнений для локальных воздействий, обеспечивающих развитие отдельных мышечных групп, органов и систем и, следовательно, повышение отдельных компонентов подготовленности спортсмена. Чем элементарнее специальные упражнения, тем локальнее их воздействие. С помощью таких упражнений достигают избирательного развития силы, быстроты, подвижности в суставах, ловкости, меткости, точности, координации движений, необходимых для совершенствования части или элемента избранного вида спорта (Н.Г. Озолин, 1988).

Средствами развития быстроты как двигательного качества являются скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы. Первую, широко применяемую, составляют упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей. Это, прежде всего, спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий, единоборства, гимнастические и акробатические упражнения, разнообразные прыжки.

Во вторую группу входят скоростные упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) на быстроту реакции; б) на скорость выполнения отдельных движений; в) на улучшение частоты движений; г) на улучшение стартовой скорости; д) на скоростную выносливость; е) на быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом.

Третью, вероятно, самую обширную, группу образуют упражнения: а) сопряженного воздействия на скоростные и все другие способности; б) сопряженного воздействия на скоростные способности и совершенствование двигательных действий. Например, упражнения в прыжках можно использовать для одновременного развития скоростных и силовых способностей (В.И. Лях, 1997).

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях. Например, в легкой атлетике отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов. Для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (Ж.К. Холодов, 2001).

В процессе воспитания быстроты следует стремиться к максимальному увеличению темпа движений, не требующих проявления больших мышечных усилий, к обеспечению по возможности оптимальной амплитуды движений и максимального расслабления не участвующих в работе групп мышц. Предпочтение следует отдавать не специальным упражнениям, основанным на искусственном вычленении отдельных элементов, а естественным движениям. Злоупотребление специальными упражнениями приводит к потере легкости и свободы движений. Наиболее эффективным упражнением является бег – одно из самых естественных движений человека. Бег в тренировочных занятиях должен проводиться в самых различных вариантах. Весьма эффективны скоростные упражнения, выполняемые в игровой и соревновательной форме.

Требуется обязательное соблюдение дидактических принципов активности, наглядности, способствующих более полному проявлению занимающимися физических качеств и двигательных умений (В.П. Филин, 1974).

В.И. Лях (1997) основным методом развития быстроты реакции называет повторный метод.

Анализ средств тренировки, используемых 184 сильнейшими бегунами мира, показывает, что только 26 из них начали применять специальные средства тренировки в юношеском возрасте. До 18-19 лет для развития физических качеств использовались неспецифические средства.

Следует отметить, что ошибки методического характера, связанные с преждевременным применением средств узкоспециализированной подготовки, приводят к тому, что к 17-18 годам спортивные результаты стабилизируются. Использование больших объемов неспецифической нагрузки юными спортсменами от 10 до 16 – один из важнейших путей подготовки легкоатлетов высокой спортивной квалификации.

В содержание занятий легкоатлетов 7-11 лет входит общая физическая подготовка, подвижные и спортивные игры, пешие прогулки, бег в медленном темпе, простейшие упражнения воспитывающие быстроту. Продолжительность тренировочных занятий в этом возрастном периоде должна быть не более 1,5 часа, а число занятий не более 3 раз в неделю.

Неспецифические упражнения, с помощью которых воспитывается быстрота, целесообразно применять в возрасте 8-10 лет. Однако включать специфические средства совершенствования скоростных качеств следует не раньше, чем юный спортсмен будет показывать результаты на уровне 1 спортивного разряда (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980).

Как известно из методической литературы, основным средством воспитания быстроты в определенном движении являются скоростные упражнения, т.е. упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью (Н.Г. Озолин, 1988).

Основными средствами развития быстроты является пробегание коротких отрезков с максимальной околопредельной скоростью. Среди более известных упражнений используемых преимущественно для развития быстроты можно назвать следующие:

  1. пробегание отрезков 40-50м.;
  2. пробегание отрезков под уклоном;
  3. пробегание отрезков 50-60м по ветру или за движущимся лидером;
  4. пробегание отрезков 30-40м с высокого или низкого старта;
  5. семенящий бег;
  6. бег с высоким подниманием бедра;
  7. бег прыжками;
  8. бег с захлестыванием голени назад;
  9. бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад (колесо);
  10. беговое движение ногами – «педаляж»;
  11. прыжки на одной ноге;
  12. быстрые движения рук, как при беге, стоя на месте;
  13. бег на месте 15 сек.;
  14. имитация быстрого бега в висе на перекладине;
Читайте также:  Креативный ребенок диагностика и развитие

(В.Г. Алабин, М.П. Кривоносов, 1976).

С.А. Баранцев, В.С. Домащенко (2001) предлагают следующие средства развития быстроты:

1) бег на 10м с хода;

2) челночный бег;

3) бег с максимальной скоростью 12-15м;

4) бег с высоким подниманием бедра на месте и в движении;

5) бег с захлестыванием голени назад на месте и в движении;

6) прыжки вверх на месте;

7) прыжки через скакалку;

8) прыжки через препятствия разной высоты с продвижением вперед;

9) прыжки с ноги на ногу;

10) бег с преодолением сопротивления партнера «в упряжке»

11) бег по отметкам;

12) имитация работы рук с заданной частотой;

13) подвижные игры, эстафеты;

В.П. Филин (1964) предлагает следующие средства: бег с ускорением 60-120м; бег с хода 30-60м, повторный бег в 1/2-3/4 силы и с максимальной скоростью; специальные беговые упражнения; контрольные прикидки и соревнования.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются: метод строго регламентированного упражнения (метод повторного выполнения действий, метод вариативного упражнения), соревновательный метод и игровой (Ж.К. Холодов, 2001).

Основным методом развития быстроты являются многократные движения с предельной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений.

В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Последнее достигается включением упражнений с малыми отягощениями, чтобы учащиеся на уроках сознательно развивали и увеличивали свою силу (И.А. Гуревич, 1980).

Основной метод воспитания быстроты – метод выполнения скоростного упражнения при наличии стремления спортсмена в каждом занятии превысить свою максимальную скорость (В.П. Филин, 1974). Если под влиянием утомления скорость начинает снижаться, работа над развитием быстроты прекращается, так как дальнейшее повторение при пониженных скоростях воспитывает выносливость, а не быстроту (Я.М. Коц, 1986). Многократное повторение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа. В этом случае стабилизируются не только пространственные, но и временные характеристики движения – скорость и частота движений спортсмена. В результате образуется своего рода «скоростной барьер» (В.П. Филин, 1974).

Можно ли избежать возникновения «скоростного барьера»? В.М. Зациорским и В.П. Филиным было предложено новое направление в методике воспитания быстроты движений спортсменов. Авторы исходили из того, что более эффективным путем, позволяющим избежать возникновения «скоростного барьера», является более поздняя специализация в избранном виде спорта. При этом необходимо до начала специализации совершенствовать отдельные факторы, определяющие максимальную скорость движения, прежде всего динамическую силу, под которой понимается проявление большой силы в условиях быстрого выполнения движений.

Ж.К. Холодов (2001) считает, причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями. Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы: облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение; использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений; лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.

Исследованиями установлено, что с целью воспитания быстроты,

повышения скорости на этапе углубленной тренировки надо использовать следующие методы тренировки: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий), при котором предельное силовое напряжение обеспечивается путем перемещения относительно легкого груза с максимальной скоростью; метод выполнения скоростного упражнения, в котором специализируется спортсмен, с предельной или околопредельной скоростью; метод выполнения скоростного упражнения в затрудненных условиях; метод выполнения скоростного упражнения в облегченных условиях; игровой метод тренировки. Ведущее место в процессе воспитания быстроты повышения скорости должен занять метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий), направленный на воспитание способности к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамической силы) и на повышение уровня максимальной мышечной силы (В.П. Филин,1974).

При развитии динамической силы следует использовать наибольшее для данного спортсмена отягощение, которое, однако, не приводит к существенному нарушению структуры соревновательного движения. С этой целью целесообразно прибегать, главным образом, к таким скоростно-силовым упражнениям, которые по своей структуре и характеру выполнения соответствует основному спортивному навыку. При использовании метода повторных динамических усилий, в программу занятий включаются прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением; специальные беговые упражнения; упражнения с набивными мячами; упражнения со штангой и гирями. Применение лишь скоростно-силовых упражнений не позволяет существенно повысить максимальную мышечную силу, потому что их воздействие на нервно-мышечный аппарат относительно кратковременно. В противоположность этому при выполнении силовых упражнений с большим отягощением, хотя и меньшей скоростью движения, максимальное усилие проявляется более длительно, что способствует более эффективному развитию мышечной силы (В.П. Филин, 1974).

Важно чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и в высоту с максимально быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения (В.П. Филин, 1974).

Эффективным методом воспитания быстроты, является метод выполнения упражнения в затрудненных условиях, стимулирующих активное проявление мышечной деятельности спортсмена (бег в гору, бег с отягощением, бег по песчаному грунту). Метод облегчения внешних условий при выполнении скоростных упражнений помогает занимающемуся овладеть умением выполнять предельно быстрые движения (уменьшение длины дистанции, высоты препятствий, бег по наклонной дорожке), что позволяет выполнять движения с быстротой, превышающей определенный предел для данного спортсмена.

Большое внимание необходимо уделять воспитанию умения выполнять движения без излишних напряжений. Это достигается путем многократного выполнения упражнений, при усилиях близких к предельным, однако без искажения техники движений. С этой целью в программу занятий должны включаться бег с опущенными и предельно расслабленными руками, бег с ускорением при плавном нарастании скорости (В.П. Филин, 1974).

Важное значение для воспитания быстроты и скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Количество повторений тренировочных работ для развития быстроты должно быть малое. Объясняется это тем, что наибольшего давления можно добиться воздействием на организм только предельно быстрыми движениями. А это требует значительной концентрации волевых усилий и предъявляет, в связи с этим большие требования к центральной нервной системе. Вследствие этого, уже после нескольких повторений возникает чувство некоторой усталости, ведущее к снижению быстроты движений. А раз быстрота движений уменьшилась, значит, эффективность тренировки, направленной на развитие быстроты, значительно снижается.

Источник