Коммуникативное развитие личности ребенка в школе

Коммуникативное развитие личности ребенка в школе thumbnail

Библиографическое описание:

Вершинина, Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н. В. Вершинина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 20.1 (100.1). – С. 10-12. – URL: https://moluch.ru//100/22524/ (дата обращения: 11.05.2021).

Актуальная задача современной школы – воспитать культурную личность, способную к эффективному общению, личность творческую, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности, готовую принимать неординарные решения в различных жизненных ситуациях. В этой связи особое внимание следует уделять коммуникативному развитию личности ребенка.

«Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение… [5]. Коммуникативное развитие предполагает и формирование ряда психологических и мыслительных свойств, которые проявляются в процессе коммуникации, и помощь в овладении средствами коммуникации, и формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения. Но в первую очередь, коммуникативное развитие – есть процесс формирования одноименных умений и навыков, становление которых неразрывно связано с речью. Без наличия устойчивых речевых навыков нельзя говорить о полноценном коммуникативном развитии личности. В системе коммуникации личность рассматривается с точки зрения ее роли в процессах форми­рования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индиви­дуальной речи. Таким образом, с одной стороны, в основе коммуникативных навыков лежат навыки речевые, с другой – речевые умения и навыки реализуются в процессе общения, коммуникации. Данная взаимообусловленность позволяет использовать понятия коммуникативно-речевые знания/умения/навыки как синонимичные понятия.

Для успешного коммуникативно-речевого развития необходимы условия, позволяющие младшим школьникам самостоятельно творчески подойти к созданию своего текста. Известно, что эстетическое переживание пробуждает мотивационную сферу: рождается потребность в выражении мыслей и чувств, в желании поделиться переживанием с окружающими. Поэтому в процессе коммуникативного развития младшим школьникам нужен эмоциональный стимул, который станет основой для собственной речевой деятельности. Исходя из данного положения, «учителю следует подбирать задания, основанные на синтезе умений» [4, с. 28]. Коммуникативные умения – важные для развития детей личностные характеристики, которые проявляются в процессе коммуникативной деятельности младших школьников; это речевые умения, направленные на восприятие чужого и создание собственного текста, именно данные умения должны стать результатом коммуникативного развития младших школьников. Учитель должен предвидеть образовательный результат учащихся, и на основе этого предвидения задавать «различные формы, способы организации или реализациипрограммы» [6, с.101].

Основой для постановки и решения коммуникативных задач могут быть различные творческие задания необычного для младших школьников содержания. Такие задания позволяют проявить фантазию, индивидуальность в личностном подходе к теме, основной мысли, композиции, подборе изобразительно-выразительных средств и передаче эмоционального отношения к материалу.

На занятиях в начальной школе (уроки русского языка, литературного чтения, внеурочные занятия) можно предложить использовать следующие творческие задания: буриме, создание малых фольклорных жанров и т. д. Так, для создания буриме детям предлагаются последние слова каждой строки, наполнить строки содержанием следует самостоятельно. Примеры детских работ: Открыл учитель наш журнал / Взял в руки старенький пенал / А почему сухая тряпка? / Сказал учитель очень мягко. Данный вид работы можно разнообразить, предложив младшим школьникам только начало стихотворения: В школе маленький мальчишка / Потерял рюкзак… Дети сами придумывают сюжет, развивают его, подбирая различные языковые средства, стараясь при этом соблюдать законы построения стихотворного текста (В школе маленький мальчишка / Потерял рюкзак и книжку / Но малыш не унывает / Про двойку мама не узнает).

Важным средством наглядности, создания эмоционального, эстетического импульса могут быть произведения живописи, декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, сказки). Особый интерес вызывают задания на сочинение историй от имени неживого предмета или животного. Младших школьников увлекает также решение занимательных речевых задач: придумай как можно больше эпитетов к слову… Примерами для такого речетворчества могут стать индивидуально-авторские новообразования: весело-колбасно-угощательный, венико-выгонятельный (Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот), подробно описанные в статье С. А. Бабиной, Е. В. Белоглазовой «Градуальная функция индивидуально-авторских новообразований» [1, с. 88-90].

Существенным элементом в процессе коммуникативного развития младших школьников является их обучение нормам национального речевого этикета, применению его правил в различных ситуациях общения. Этикетные нормы должны стать неотъемлемой частью детского общения, поскольку умение быстро и правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного. Учащимся уже в начальных классах следует прививать мысль о том, что национальный этикет – это достояние культуры русского народа.

В младшей школе возможно изучение этикетных формул, применяемых для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть. Для младших школьников доступно понимание ситуации общения, ее характеристик: личности собеседников, место, тема, время, мотив, цель. «Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне должно происходить в результате систематического и целенаправленного выполнения практикоориентированных упражнений, задающих определённую коммуникативную ситуацию и требующих выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения» [2, с. 34]. Особую ценность в процессе речевого взаимодействия представляют качества, основанные на взаимоуважении (тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность). Все названные качества, характеризующие этические нормы общения и составляющие, по сути, саму систему этих норм, отражены в многочисленных русских пословицах и поговорках («Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает», «Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь», «Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем», «Лучше не договорить, чем переговорить» и т. д.

Жестово-мимическое сопровождение, количество и качество невербальных сигналов, их социостилистическая характеристика в различных коммуникативных ситуациях также имеют национальную специфику.

Знание речевого этикета, является одним из важнейших для развития культуры речевого поведения как части коммуникативной культуры.

Читайте также:  Процесс развития речи ребенка

Процесс формирования коммуникативной личности невозможен без использования метода моделирования речевого высказывания, т. е. создание речевых ситуаций, позволяющих ввести ребенка в конкретную ситуацию общения и научить ориентироваться в ней. Данный методический прием предложен Т. А. Ладыженской в конце прошлого века и эффективно используется современными методистами и учителями [7].

«Ситуация урока принуждает ребенка к искусственному говорению: он говорит так, как «надо», по шаблону, заданному учителем. Ученик чувствует дискомфорт сначала от того, что свою мысль следует загонять в некие «рамки» шаблона, а затем – от того что, выходя из этих рамок, он начинает путаться, вызывая неодобрение учителя и одноклассников. Это вызывает нежелание общаться с учителем на уроке, вне урока, а нередко может переноситься и на другие ситуации, даже те, где нет учителя и одноклассников. Задача учителя состоит в том, чтобы превратить искусственное говорение на уроке (причем, не только на уроке русского языка или литературного чтения, как это обычно принято) в естественное высказывание, направленное на достижение определенных, реальных целей, т.е. должна возникнуть ситуация реального и нужного каждому живого общения – речевая ситуация… Чтобы ребенок считал, что его мысль нова и интересна для собеседника, чтобы речь его стала яркой и непринужденной, чтобы говорить на уроке «хотелось, и не было страшно», надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить ориентироваться в ней» [3, с. 3]. Такие упражнения помогают развить умение соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, активизируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий данным условиям речи. Ситуативные (коммуникативные) упражнения повышают речевую культуру, являются главным средством создания возможностей педагогического общения, поэтому процесс коммуникативно-речевого развития ребенка следует строить на основе решения подобных задач.

Общеизвестная модель речевой ситуации (кто (адресант) – кому (адресат) – где (место общения) – когда (время общения) – почему, зачем (цель) позволяет продуцировать любое речевое высказывание, предполагает «выход» на различные стили и жанры речи. Континуальность социальной коммуникация обуславливает неисчислимое множество речевых ситуаций. Можно и нужно не только отбирать готовые ситуации, но и выстраивать в зависимости от задач и условий школьного обучения модели типовых ситуаций (сделать объявление, поздравить учителя, узнать у прохожего, как найти улицу и т. п.). На основе таких моделей дети сами учатся моделировать речевое высказывание, повышается эффективность обучения речи, формируется интерес к обучению, развиваются коммуникативные качества личности. Проигрывание и анализ речевой ситуации помогает детям взглянуть на свой текст со стороны: определить коммуникативную успешность или неудачу, выявить и преодолеть коммуникативные барьеры, научиться уважать собеседника и т. д.

Итак, коммуникативное развитие младших школьников как необходимая и важная часть образовательного процесса представляет собой комплекс адресной, упорядоченной педагогической работы. Она включает в себя передачу предметных знаний, знаний об окружающем мире, трансляцию социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, выработку социально приемлемых и социально одобряемых форм коммуникативно-речевого поведения.

Литература:

  1. Бабина, С. А. Градуальная функция индивидуально-авторских новообразований / С. А. Бабина, Е. В. Белоглазова // Гуманитарные науки и образование. – № 1 (21), 2015. – С. 88-90.
  2. Вершинина, Н. В. Возможности формирования коммуникативной речевой культуры младших школьников средствами русского этикета / Н. В. Вершинина // Русский язык в контексте национальной культуры: сборник статей: материалы III Международной научной конференции (21 -23 мая 2014 г.). – Изд-во Мордов. гос.ун-та. – Саранск, 2015. – С. 31 – 35.
  3. Вершинина, Н. В. Развитие лингвориторических умений как основа формирования коммуникативно-речевой компетентности учащихся начальных классов // Научно-методическое обеспечение региональной системы общего образования в условиях реализации ФГОС: монография [Электронный ресурс] / под ред. Т.И. Шукшиной; Мордов.гос.пед.ин-т. – Саранск, 2014. – 20 с. – Режим доступа: https://home.mordgpi.ru
  4. Вершинина, Н. В. Творческая самостоятельность как основа для формирования языковой личности младшего школьника / Н. В. Вершинина // Гуманитарные науки и образование. – №1, 2015. – С. 27-31.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
  6. Кузнецова, Н. В. Образовательные результаты как инструмент проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогов / Н. В. Кузнецова // Гуманитарные науки и образование. – № 3 (23), 2015. – С. 99-103)
  7. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения / Т. А. Ладыженская. – М.: Флинта, Наука, 1988. – 135 с.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативное развитие, речевая ситуация, речевое высказывание, ситуация, умение, учитель, школьник, искусственное говорение, литературное чтение, маленький мальчишка.

Источник

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Подготовила: Нагаева С.И.

учитель начальных классов

Ковылкино 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Формирование коммуникативных качеств личности

у младших школьников………………………………………………….4

2. Проблема формирования коммуникативных качеств

у младших школьников…………………………………………………7

3. Методические приёмы работы по формирования

коммуникативных качеств личности…………………………………….9

Заключение……………………………………………………………….10

Список использованных источников…………………………………11

Введение

«Умение ребёнка позитивно общаться

позволяет ему комфортно жить

в обществе людей…»

Выготский Л.С.

Проблема формирования коммуникативных качеств и умений у младших школьников сегодня очень актуальна, так как степень сформированности данных качеств и умений влияют не только на результативность обучения детей, но и на процесс развития личности в целом. Качества и умения формируются в деятельности, а коммуникативные качества и умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Чем коммуникабелен ребенок, тем ему легче пройти период адаптации в школе. Поэтому перед учителем начальных классов стоят задачи: развитие умения общаться друг с другом, обмениваться информацией, воспринимать и принимать окружающих, иными словами развивать коммуникативные качества личности младшего школьника. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Читайте также:  Наука изучающая закономерности развития ребенка

Современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения способствует формированию коммуникативных умений школьников. Вот почему большинство представляемых проблем находят пути своего решения в младшем школьном возрасте, так как именно данный период детства является наиболее значимым для формирования будущего человека как личности.

1. Формирование коммуникативных качеств личности у младших школьников в образовательном процессе

Общение в младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности.

Поэтому так необходимо развивать качества, которые помогают облегчить процесс общения и понимания ребенком своего собеседника, такими качествами называют коммуникативные качества младшего школьника.

Как же выработать у учащихся коммуникативные навыки? К сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен. Современный темп жизни и занятость родителей не позволяют им уделять достаточное время детям. Дефицит реального человеческого общения восполняется виртуальным общением посредством компьютера и телевизора. Значит, коммуникативные учебные действия должны быть сформированы именно в школе. Следовательно, формируются они не только в учебном процессе, но также и во внеклассной работе.

Формирование коммуникативных качеств личности в младшем школьном возрасте особенно чувствительно к внешним факторам, среди которых можно выделить основные:

1. Особенности семейной ситуации развития – эмоциональное принятие ребенка родителями, уважение его прав способствует формированию уверенности в своих силах.

Ребенок вырастая в семье без ощущения любви и тепла по отношению к себе, не испытывает уважения и к себе, и к другим людям тоже, становится агрессивным и эмоционально холодным, бесчувственным.

Если ребенок живет в семье в атмосфере тепла и любви, если его интересы становятся интересами родителей, если родители выступают в роли защитников, друга и советчика, то, будучи взрослым, ребенок проявит инициативу, активность, самостоятельность и доверие к людям.

Дефекты семейного воспитания и несовершенство семейных отношений резко обозначилось в настоящее время и накладывает ряд отрицательных последствий на развитие коммуникативных качеств личности младшего школьника и его взаимоотношений с людьми.

2. Специфика взаимодействия с педагогом – только положительное отношение педагога к ребенку является важным условием формирования межличностных отношений ребенка к окружающим его одноклассникам и взрослым. Формирует позитивное восприятие себя как личности в младшем школьном возрасте, основу уверенности в себе, доверие к миру в целом.

Учитель способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель для младшего школьника является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса.

Педагогу необходимо фиксировать внимание ребенка на его успехах, достижениях, на положительных сторонах личности. Только доброжелательные и доверительные отношения рождают заинтересованность и справедливость, активность и искренность. Дети ценят положительное отношение педагога и стараются сделать все для того, чтобы получить похвалу и поощрение. Только в такой среде возможно формирование и развитие полноценных коммуникативных качеств младшего школьника.

Самым важным поощрением для младшего школьника является одобрение и внимание педагога, которое повышают самооценку ребенка. Ребенок чувствует себя нужным и важным, умным и способным, открытым для общения и готовым помочь.

3. Взаимодействие со сверстниками – наличие навыков межличностного общения, умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Для установления дружеских отношений у младших школьников является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью.

Отношения младшего школьника со сверстниками носят более разнообразный, более сложный и содержательный характер. Ребенок находится в поиске просто товарища, близкого товарища или личного друга.

Но в силу прямолинейности младшего школьника, если сверстник не становится другом, товарищем, то он переходит в разряд неприятеля для него, что является отрицательным фактором формирования личностных отношений младшего школьника.

Потребность ребенка быть принятым, общаться с коллективом, группой является важной для развития личности. Отсутствие этого общения приводит к искажению социальной направленности личности младшего школьника.

Таким образом, межличностные отношения играют важнейшую роль в формировании коммуникативных качеств личности. Потребность быть личностью – это потребность в самоутверждении, иметь право на собственное мнение, собственный поступок, свободное духовное развитие.

2. Проблема формирования коммуникативных качеств у младших школьников

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается учитель начальных классов при поступлении ребенка в школу, является нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей.

Это обусловлено тем, что дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком. Актуальнее всего решать данную проблему через систему внеклассной работы. Для этого на родительских собраниях включены цикл лекций на темы: «Родители и дети: проблемы общения», «Как понимать своего ребёнка (обучение элементам активного слушания)», «Компьютерный сленг и мой ребёнок (моё отношение к нему)» и т. д.

На формирование качеств личности младшего школьника отрицательно сказывается дефицит общения со сверстниками и другими детьми.

Трудности общения ребенка со сверстниками, взрослыми нередко становятся причиной задержки его личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, тревожности. Поскольку общительность в младшем школьном возрасте только складывается, непосредственная помощь в ее становлении со стороны учителя крайне нужна.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных качеств личности зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Читайте также:  Выготский выделил 2 уровня умственного развития ребенка

Большая часть проблем, связанных с обучением и воспитанием в школе, обусловлена эмоциональной неустойчивостью ребенка, т.е. эмоциями

тревоги.

Следовательно, задача учителя состоит не только в том, чтобы стать для ученика носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то степени и психотерапевтом, помочь ребенку конструктивно преодолеть тревогу, обрести душевное спокойствие, так требуемое для полноценного развития.

Психологический дефицит и связанные с ними личностные потери наиболее ощутимы именно в такой, особенно значимой для детей форме деятельности, каковой является игра.

Игры, благодаря своей условности дают необходимую свободу и возможность на свой страх и риск проявить, попробовать, испытать себя. В игре ребенок учится быть самостоятельным, овладевать ситуацией, контролировать себя для сотрудничества или состязания с другими.

Суть ролевой игры как средства общения, состоит в том, что коммуникативная задача решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам меняться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.

Исходя из этого, мы пришли к выводу, что взаимодействие между младшими школьниками необходимо для развития личности ребенка в целом, которое способствует найти правильное решение по формированию коммуникативных качеств личности у младших школьников.

3. Методические приёмы работы по формирования коммуникативных качеств личности.

В работе по формированию коммуникативных качеств личности у младших школьников можно использовать методические приёмы, как

1.Языковые игры. «Кто больше?»

Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.

Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».

В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.

Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?

Упражнение № 2. «Передача чувств».

Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

Упражнение № 3. «Сильные стороны».

Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.

Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?

4.Ролевая игра «Трудное решение».

Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»

Методы сбора информации:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседа.

Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.

Можем сделать вывод, что когда мы проводим мероприятия по формированию коммуникативных качеств, убеждаемся в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств личности у младших школьников.

Заключение

На основании всего сказанного мы можем сказать, что формирование коммуникативных качеств личности младших школьников – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития.

Формирование коммуникативных качеств личности “дает” ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Мы видим значительное улучшение развития коммуникативных качеств личности у учащихся младшего школьного возраста.

Вот и пришли к выводу, что успешность и интенсивность формирования коммуникативных качеств личности и умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пос. для вузов / Г. С. Абрамова; М: Академпроект, 2000г

  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988г.

  3. Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.// Начальное образование.- 2010г. № 3. 52 с.

  4. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. – 2007. – №11. – С. 12-17.

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

  6. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно – ролевых играх. // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №1. – С. 3 – 7.

  7. МудрикА.В.. Социальная педагогика. … Мудрик А. В. Социальная

педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина.

  1. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии. Волгоград: изд-во «Учитель», 2014.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013.

  3. Инфоурок [https://urok.ru/formirovanie-i-razvitie-no-kulturnih-umeniy-neobhodimih-dlya-prozhivaniya-v-sovremennom-obschestve-903177.html]

11. Педкопилка [.https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-

matveva/formirovanie- komunikativnoi-kompetenci-u-mladshih-

shkolnikov.html]

12. Библиофонд [https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=653132]

Источник