Коммуникативно личностное развитие ребенка

Коммуникативно личностное развитие ребенка thumbnail

Виктория Руднева
Коммуникативно-личностное развитие дошкольников

Коммуникативно – личностное развитиедетей связано с двумя понятиями: общение и коммуникация.

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения,являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.

Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

коммуникативная сторона общения – состоит в обмене информацией между людьми;

– интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между людьми;

– перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению.

Функции общения:

1) организация совместной деятельности людей, т. е. согласование и объединение усилий для достижения общего результата;

2) формирование и развитие межличностных отношений;

3) познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя:

– желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

– умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

– знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Коммуникация (англ. Communicate – сообщать, передавать)предполагает:

– осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

– обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;

– побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;

– передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.

Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

Коммуникация не только действие –это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Коммуникативнаядеятельность предполагает:

1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разных видов деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей!

Основными задачами психолого –педагогической работы являются:

развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира.

Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность.

Задачи педагога:

1) Помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.

2) Воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.

Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения.

– разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;

– беседы о прочитанной книжке;

– беседы пи рассматривании иллюстрации;

– обыгрывание игрушки;

– общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.

Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста. Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми», «Что рассказала книжка»). К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи.

Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.

Особое значение для развития коммуникативныхумений имеют продуктивные виды детской деятельности:

– трудовая; – конструктивная; – изобразительная,

которые открывают широкие возможности для развития сотрудничества, общения.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения до года мальчик

Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям.

Принципы развития коммуникативных способностей:

– принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

– разнообразие тематики и методов работы.

– максимальная активность детей.

– сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

– компетентность педагога.

– принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

– принцип игровой подачи материала.

Виды мотиваций в игре:

– социальный – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.

– содержательный – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.

– прагматический – усиление внимания детей к тому или иному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний –

под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Источник

Коммуникативно-личностное развитие детей                                      с ОНР средствами рассказов из личного опыта

     В современной коррекционно-логопедической системе образования приоритетным является коммуникативно-личностное развитие детей. Важной составляющей социализации ребенка становится речевое развитие наряду с социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим развитием. Целью и одновременно результатом логопедической работы становится формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия естественного, бесстрессового перехода детей на ступень начального образования. Формирование речевой компетентности включает развитие коммуникативных и языковых способностей детей. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность  ее общения  и совместимость  с другими людьми. Наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, которая создает внешние  и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

       Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих:

– мотивационную («я хочу общаться»);

– когнитивную («я знаю, как общаться»);

– поведенческую («я умею общаться»).

       У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:

– недостаточная инициативность  в общении,

– предпочтение пассивных ролей,

– неумение улаживать конфликты,

– не владение речевыми способами выражения своего внутреннего состояния.

       Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности  спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Трудности в общении проявляются в несформированности основных форм коммуникации.

    Формирование коммуникативной потребности у наших детей является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется. В связи с тем, что у детей часто отсутствует даже побуждение к речи, основное внимание в работе мы уделяем

– развитию у ребенка потребности в речевом общении;

– формированию у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию.

Создание условий для формирования активной позиции ребенка предполагает стимулирование его познавательной, социальной и речевой активности: формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы. Одним из направлений нашей коррекционной работы является активное использование в коррекционном процессе инициативных форм речи, составление рассказов по представлению из личного опыта.

       Составление рассказов из личного опыта предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираясь на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Мы составляли рассказы на темы: «Наш участок летом и осенью», «Как я провел выходной день», «Мое любимое животное», «У меня есть друг», «Осенний букет», «Что ты знаешь об осени», «Моя мама» и др.

Читайте также:  Игры развивающие с ребенком 2 года дома для развития

       Родители наших воспитанников активно сотрудничают в данной работе. Они предоставляют свои фотографии семьи, их членов; фотографии, где  запечатлены посещение парков, детских центров, театров, Макдоналдса, прогулок в лес и т.п. С родителями провожу беседы и консультации по составлению рассказов с детьми из их жизни, приемах, помогающих детям передать полученные впечатления от совместной деятельности родителей и детей, по созданию комментирующего текста под фотографиями. У детей формируется положительная установка на комментирование их действий в продуктивных и игровых видах деятельности. Дети постепенно овладевают комментирующей функцией речи. Фотографии и детские рисунки служат наглядностью для обучения детей составлению рассказов из их жизни, для бесед детей со сверстниками и взрослыми, для отработки приема комментирования по следам своей деятельности.

       В дальнейшем продолжаю работу по формированию у детей  навыков коммуникативного поведения в процессе комментирования своих фото-историй, рисунков. Например:

– о чем рассказывает фотоснимок?

– где происходит действие?

– какое настроение у людей? Видно ли это на фотографии?

– какие чувства возникают при рассматривании фотографии?

Дети составляют рассказы на конкретные темы. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припоминать случай наиболее интересный и яркий, описать его: «Как Дед Мороз мне подарок принес?» (ребенок рассказывает, к какому празднику получил подарок, каков он был); «Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его лучшим другом); «Дома я люблю заниматься …» (о любимых играх и занятиях). Перед составлением рассказа из личного опыта «Моя мама», выполняли с детьми игровое упражнение «Мама какая?». Затем рассматривали фотографии своих мам и рассказывали о своей маме по вопросам: «Как зовут маму? Где она работает? Чем она любит заниматься дома? Как вы играете с мамой? Как помогаете ей?»

       Составление рассказов из личного опыта предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Детям предлагаю такие игры: «Покажите, как вы одеваетесь на прогулку», «Как я собираюсь утром в детский сад». Цель этих заданий – составление последовательного рассказа на основе анализа собственных предметных действий или действий товарища.

       При работе над текстом важна четкая установка: прежде чем рассказывать что – либо, нужно мысленно «нарисовать» эпизод, который ляжет в основу сообщения.  «Мысленный рисунок» дает возможность дошкольникам почувствовать, что представляет собой эпизод (случай в жизни) и осознанно подготовить основу повествовательного текста. Особое внимание уделяю разработке специальных приемов обучения рассказам из личного опыта. Для этого в течение дня дошкольники ориентируются на запоминание текущих событий, их последовательность. В свободное время ребята зарисовывают то, что было, а вечером рассказывают друг другу, воспитателю, родителям, прибегая к рисункам. Значительно облегчает составление рассказа из личной жизни схематично представленный «распорядок дня». Утром мы вместе с детьми планируем предстоящий день, обозначая условными картинками основные виды совместной деятельности и индивидуальных занятий. Дети запоминают ход событий, наблюдают за собой и друзьями, а затем оречевляют свои знания.

       Составление рассказов провожу после проводимых в детском саду утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок. Рассказ составляется коллективно, либо рассказ одного ребенка дополняется другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта можно проводить при помощи рисунков самих детей, отражающих события из жизни в детском саду.

       Анализ результатов обучения детей составлению рассказов из личного опыта показал, что у детей возникает желание поделиться своими впечатлениями, то есть появляется мотивация общения. Наличие фотографий и рисунков побуждает детей к их комментированию, к задаванию вопросов – к речевой активности, то есть  развиваются  когнитивная и поведенческая  составляющие коммуникативной компетентности. Дети упражняются речевыми способами выражать свое внутреннее эмоциональное состояние. В рассказах из личного опыта происходит самопознание, самоопределение ребенка в окружающем мире. Все это свидетельствует, что рассказы из личного опыта являются средствами социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Читайте также:  Сущность развития ребенка педагогика

Источник

21 Август 2014      admin74      

     Просмотров:  
3379

Коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста включает в себя мотивацию на общение с окружающими, умение контактировать с ними и знание норм общения: навыки слушания собеседника, умения сопереживать и правильно разрешать конфликтные ситуации.

Целенаправленная работа ведется в детских дошкольных учреждениях и школах, но стиль поведения и взаимоотношений с людьми складывается у человека на протяжении всей жизни. Особенно важно в детском и юношеском возрасте иметь в качестве примера правильные модели поведения взрослых в семье.

Ни садик, ни школа не смогут скорректировать поведение ребенка, который в семье не наблюдает примеров достойного общения людей друг с другом. Так что первыми учителями, преподающими детям бесценные уроки уважения, сочувствия, доброты, терпения, любви, становимся мы, родители. Только при этом условии коммуникативное развитие ребенка будет нормальным.

Коммуникативное развитие ребенка

Откуда берутся проблемы в общении?

Истоки многих проблем в общении, как было установлено специалистами, заключаются

  • в неблагополучных отношениях внутри семьи, когда взрослым не хватает последовательности в воспитании ребенка
  • в личностных особенностях самого ребенка, сформированных неверным подходом в воспитании
  • в темпераменте (например, дети-холерики нередко с трудом сдерживают эмоции, бывают конфликтными, а флегматики, напротив, могут вызвать раздражение медлительностью, с трудом сходятся со сверстниками)
  • в наличии психических, физиологических и соматических заболеваний

На все эти причины можно и нужно влиять, только делать это аккуратно, стараясь не травмировать личность ребенка. Например, при воспитании в семье при «перекосах» со стороны родителей можно наблюдать безмерное восхищение своим «сокровищем», которое от такого отношения быстро превращается в домашнего тирана, маленького монстра, держащего в подчинении всех в доме.

Некоторые, напротив, стараются создать для ребенка «спартанские», как им кажется, условия, чтобы вырастить его «настоящим мужиком». В результате они ломают детскую психику наказаниями за малейший проступок и «воспитывают» или затравленное и униженное существо, или труса, боящегося сильных и безжалостно подавляющего слабых.

Труднее всего приходится родителям тех детей, кто имеет заболевания, препятствующие активному общению со сверстниками: синдром Дауна, ДЦП, проблемы со зрением, слухом и т.д. Но сегодня известно множество примеров, когда благодаря любви и оптимизму родных, такие дети находят путь к множеству людских сердец и общаются не менее успешно, чем их здоровые ровесники.

Игры для развития коммуникативных навыков

В детских дошкольных учреждениях и развивающих центрах накоплен богатый опыт по проведению командных игр и соревнований, развивающих коммуникативные навыки детей. Вот несколько примеров, которые можно использовать на детских праздниках и вечеринках.

Коммуникативное развитие ребенка

Волшебный лес

Цель игры: научить детей выбирать такие способы общения, которые помогают договариваться.

Дети делятся на две команды. Одна становится «волшебным лесом», другая – «путниками». Задача путников – пройти через лес, где деревья-дети стоят плотно, плечом к плечу. Чтобы пройти через лес, нужно «договориться» с волшебными деревьями: если путник был спокоен и вежлив, то они его пропускают, а если нетерпелив и груб, то задерживают.

Знатоки вежливых слов

Цель: напомнить детям вежливые слова, укрепить дружбу и доброжелательные отношения между ними.

Все ребята встают в круг, в центре которого стоит ведущий – взрослый с мячом. Он предлагает каждому ребенку, поймав мяч, бросить его обратно, сказав вежливое слово: «спасибо», «пожалуйста», «будьте здоровы», «благодарю», «очень приятно» и т.д. Если ранее дети не играли в такую игру, то перед ее началом предложите им вспомнить вежливые слова, которые они знают.

За стеклом

Цель: закрепление навыков невербального общения.

Дети должны сесть друг напротив друга. Ведущий сообщает им, что их разделяет толстое стекло, не пропускающее звук. Первой группе нужно сообщить второй жестами, что они

  • хотят пить
  • очень рады их видеть
  • замерзают
  • забыли дома головные уборы и т.д.

Эти и другие игры помогут ребятам понять тонкости общения.

В наш век сильной разобщенности, когда уже почти забыта традиция обмениваться длинными письмами и ходить друг к другу в гости, так важно передать детям умение и желание общаться, дружить, понимать людей. Ведь в этом будет состоять их человеческое счастье: и в семье, и в работе.

Источник