Коммуникативная деятельность и личностное развитие ребенка

Виктория Руднева
Коммуникативно-личностное развитие дошкольников

Коммуникативно – личностное развитиедетей связано с двумя понятиями: общение и коммуникация.

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения,являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.

Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

коммуникативная сторона общения – состоит в обмене информацией между людьми;

– интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между людьми;

– перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению.

Функции общения:

1) организация совместной деятельности людей, т. е. согласование и объединение усилий для достижения общего результата;

2) формирование и развитие межличностных отношений;

3) познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя:

– желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

– умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

– знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Коммуникация (англ. Communicate – сообщать, передавать)предполагает:

– осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

– обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;

– побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;

– передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.

Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

Коммуникация не только действие –это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Коммуникативнаядеятельность предполагает:

1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разных видов деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей!

Основными задачами психолого –педагогической работы являются:

развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира.

Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность.

Задачи педагога:

1) Помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.

2) Воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.

Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения.

– разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;

– беседы о прочитанной книжке;

– беседы пи рассматривании иллюстрации;

– обыгрывание игрушки;

– общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.

Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста. Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми», «Что рассказала книжка»). К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи.

Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.

Особое значение для развития коммуникативныхумений имеют продуктивные виды детской деятельности:

– трудовая; – конструктивная; – изобразительная,

которые открывают широкие возможности для развития сотрудничества, общения.

Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям.

Принципы развития коммуникативных способностей:

– принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

– разнообразие тематики и методов работы.

– максимальная активность детей.

– сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

– компетентность педагога.

– принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

– принцип игровой подачи материала.

Виды мотиваций в игре:

– социальный – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.

– содержательный – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.

– прагматический – усиление внимания детей к тому или иному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний –

под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Источник

Коммуникативно-личностное развитие детей                                      с ОНР средствами рассказов из личного опыта

     В современной коррекционно-логопедической системе образования приоритетным является коммуникативно-личностное развитие детей. Важной составляющей социализации ребенка становится речевое развитие наряду с социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим развитием. Целью и одновременно результатом логопедической работы становится формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия естественного, бесстрессового перехода детей на ступень начального образования. Формирование речевой компетентности включает развитие коммуникативных и языковых способностей детей. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность  ее общения  и совместимость  с другими людьми. Наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, которая создает внешние  и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

       Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих:

– мотивационную («я хочу общаться»);

– когнитивную («я знаю, как общаться»);

– поведенческую («я умею общаться»).

       У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:

– недостаточная инициативность  в общении,

– предпочтение пассивных ролей,

– неумение улаживать конфликты,

– не владение речевыми способами выражения своего внутреннего состояния.

       Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности  спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Трудности в общении проявляются в несформированности основных форм коммуникации.

    Формирование коммуникативной потребности у наших детей является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется. В связи с тем, что у детей часто отсутствует даже побуждение к речи, основное внимание в работе мы уделяем

– развитию у ребенка потребности в речевом общении;

– формированию у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию.

Создание условий для формирования активной позиции ребенка предполагает стимулирование его познавательной, социальной и речевой активности: формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы. Одним из направлений нашей коррекционной работы является активное использование в коррекционном процессе инициативных форм речи, составление рассказов по представлению из личного опыта.

       Составление рассказов из личного опыта предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираясь на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Мы составляли рассказы на темы: «Наш участок летом и осенью», «Как я провел выходной день», «Мое любимое животное», «У меня есть друг», «Осенний букет», «Что ты знаешь об осени», «Моя мама» и др.

       Родители наших воспитанников активно сотрудничают в данной работе. Они предоставляют свои фотографии семьи, их членов; фотографии, где  запечатлены посещение парков, детских центров, театров, Макдоналдса, прогулок в лес и т.п. С родителями провожу беседы и консультации по составлению рассказов с детьми из их жизни, приемах, помогающих детям передать полученные впечатления от совместной деятельности родителей и детей, по созданию комментирующего текста под фотографиями. У детей формируется положительная установка на комментирование их действий в продуктивных и игровых видах деятельности. Дети постепенно овладевают комментирующей функцией речи. Фотографии и детские рисунки служат наглядностью для обучения детей составлению рассказов из их жизни, для бесед детей со сверстниками и взрослыми, для отработки приема комментирования по следам своей деятельности.

       В дальнейшем продолжаю работу по формированию у детей  навыков коммуникативного поведения в процессе комментирования своих фото-историй, рисунков. Например:

– о чем рассказывает фотоснимок?

– где происходит действие?

– какое настроение у людей? Видно ли это на фотографии?

– какие чувства возникают при рассматривании фотографии?

Дети составляют рассказы на конкретные темы. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припоминать случай наиболее интересный и яркий, описать его: «Как Дед Мороз мне подарок принес?» (ребенок рассказывает, к какому празднику получил подарок, каков он был); «Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его лучшим другом); «Дома я люблю заниматься …» (о любимых играх и занятиях). Перед составлением рассказа из личного опыта «Моя мама», выполняли с детьми игровое упражнение «Мама какая?». Затем рассматривали фотографии своих мам и рассказывали о своей маме по вопросам: «Как зовут маму? Где она работает? Чем она любит заниматься дома? Как вы играете с мамой? Как помогаете ей?»

       Составление рассказов из личного опыта предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Детям предлагаю такие игры: «Покажите, как вы одеваетесь на прогулку», «Как я собираюсь утром в детский сад». Цель этих заданий – составление последовательного рассказа на основе анализа собственных предметных действий или действий товарища.

       При работе над текстом важна четкая установка: прежде чем рассказывать что – либо, нужно мысленно «нарисовать» эпизод, который ляжет в основу сообщения.  «Мысленный рисунок» дает возможность дошкольникам почувствовать, что представляет собой эпизод (случай в жизни) и осознанно подготовить основу повествовательного текста. Особое внимание уделяю разработке специальных приемов обучения рассказам из личного опыта. Для этого в течение дня дошкольники ориентируются на запоминание текущих событий, их последовательность. В свободное время ребята зарисовывают то, что было, а вечером рассказывают друг другу, воспитателю, родителям, прибегая к рисункам. Значительно облегчает составление рассказа из личной жизни схематично представленный «распорядок дня». Утром мы вместе с детьми планируем предстоящий день, обозначая условными картинками основные виды совместной деятельности и индивидуальных занятий. Дети запоминают ход событий, наблюдают за собой и друзьями, а затем оречевляют свои знания.

       Составление рассказов провожу после проводимых в детском саду утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок. Рассказ составляется коллективно, либо рассказ одного ребенка дополняется другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта можно проводить при помощи рисунков самих детей, отражающих события из жизни в детском саду.

       Анализ результатов обучения детей составлению рассказов из личного опыта показал, что у детей возникает желание поделиться своими впечатлениями, то есть появляется мотивация общения. Наличие фотографий и рисунков побуждает детей к их комментированию, к задаванию вопросов – к речевой активности, то есть  развиваются  когнитивная и поведенческая  составляющие коммуникативной компетентности. Дети упражняются речевыми способами выражать свое внутреннее эмоциональное состояние. В рассказах из личного опыта происходит самопознание, самоопределение ребенка в окружающем мире. Все это свидетельствует, что рассказы из личного опыта являются средствами социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Источник

Ирина Субботина
Особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Характеризуя современного ребенка, Д. И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как объеднение и ограничение общения детей. Уже в младшем школьном возрасте у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. [4,с. 46]

Отметим, что согласно введенному стандарту дошкольного образования, предполагается выделение коммуникативно-личностной образовательной области. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения. [1]

Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.

Обратимся к определению понятия коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность, как отмечает М. И. Лисина, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. [2, с. 85]

Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др. ,коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

С точки зрения М. И. Лисиной, общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности.Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М. И. Лисиной, в несколько этапов. Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации “знаемого” в “реально действующее”.

Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению. [2, с. 102]

Как уже отмечалось, нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Выделим те социальные и психологические характеристики личности ребенка, на которые должны ориентироваться педагоги и психологи в процессе осуществления образовательного процесса. Итак, завершая этап дошкольного образования, ребёнок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение хорошо выражать свои мысли и желания. [3]

Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования. На наш взгляд, именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Библиографический список

1. Дошколятам вернут детство//Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtmlДата обращения:12.11.2013

2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении. – Питер; СПб. ; 2009.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Интернет-ресурс: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdfДата обращения:12.11.2013

4. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54

Источник