Комфортные условия развития ребенка

Комфортные условия развития ребенка thumbnail

Консультация для педагогов

«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет, сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

       Новая среда предъявляет к ребенку  особые требования, которые могут  в большей или меньшей степени  соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.

      Поступление в ДОУ связано с включением ребенка  в группу сверстников, каждый из которых  наделен своими индивидуальными  чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых  возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

     Одни  дети быстро и хорошо привыкают к  новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может  привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации  во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.

       В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад  должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности.
    Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »?

 В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Таким образом, одной из актуальных практических задач детского сада является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей.     Детский сад должен помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность приспособления к социальной среде обитания. 
     Дети – это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

       Ребенок в детском саду. Непростая тема. Первое, о чем задумываются родители – хорошо ли ему там, не обижают ли, не обделили ли ненароком.

Конечно, лучше чем с мамой малыш не будет чувствовать себя ни в чьей компании, но решение принято, ваше чадо обретает второй дом, другие люди должны стать ему близкими. И вот вопрос, станут ли воспитатели достаточно близкими для вашего малыша? Можно выбрать самый лучший с точки зрения родителей садик, самых аккуратных педагогов. Но сложатся ли теплые доверительные отношения с ними конкретного ребенка?

     Проводя в детском саду большую часть дня, малыш воспринимает его как второй дом. Очень важно, чтоб и во втором доме ему было спокойно и комфортно. Не стоит оставаться безучастными к проблемам ребенка, любые разногласия требуют вмешательства и разрешения, ведь речь идет о здоровье и благополучии вашего малыша.

1. Влияние поступления в детский сад на поведение и самочувствие ребёнка.

         Комфортное состояние ребенка определяется его поведением, которое характеризуется следующими признаками:

  • он спокоен;
  • весел и жизнерадостен;
  • активен;
  • охотно включается в детскую деятельность и общение;
  • свободен и инициативен в контакте со взрослыми;
  • с удовольствием посещает детский сад.

  Показателями дискомфорта могут быть:

  • ребенок малоактивен;
  • сторонится детей;
  • испытывает излишнюю робость;
  • тревожится в новых обстоятельствах;
  • в детский сад ходит без желания, скорее по привычке.

2. Условия для комфортного самочувствия ребенка  в ДОУ.

        Основой успешности достижения дальнейшего развития ребенка является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия, пребывания его в образовательном учреждении, т.е. речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром, т.е. мы ответственны:

– во-первых, за сохранение, защиту эмоционально-позитивности, благополучности, ценности мира детства;

– во-вторых, за обеспечение творческого развития индивидуальности ребенка, не ранимое взаимодействие субкультуры ребенка с миром взрослого.

Главная задача – творческое, развивающее, индивидуально-ориентированное, интеллектуальное и практическое обогащение мира детства.

Результат – счастливое детство, комфортность, успешность, адаптация к социуму.

Количество и разнообразие игровых материалов влечет детей в детский сад при условии, что все они находятся в распоряжении детей и удобны для манипулирования.

     Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома. Суть этих правил, их количество может варьироваться в зависимости от цели воспитания и состава группы.

     Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые к ним дошкольным учреждением. Они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а чего нельзя, и что можно ждать от других.

     Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, если:

•  они распространяются на всех детей группы без исключений;

•  детям понятен их смысл и необходимость;

• они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

     Наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной  Я – концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.

В обеспечении комфортности ребенка в ДОУ многое зависит от психологической позиции педагога, которая должна состоять в позитивной оценке личности и деятельности детей, положительном предвосхищении действий ребенка, оценке поступков, а не личности воспитанника, позитивных невербальных проявлениях.
    Чтобы создать психологический комфорт для детей в ДОУ, необходимо обеспечить личностно-ориентированный подход к дошкольникам; сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей; активное развитие всех видов деятельности ребенка при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; развитие навыков коммуникации детей; широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); активную деятельность педагога-психолога и других специалистов.

Читайте также:  Роль семьи и детского сада в развитии речи ребенка

Рекомендации для воспитателя. 

Для создания психологически комфортного пребывания ребенка в саду необходимо:

·  принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и плохие родители;

·  в профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком;

·  быть затейником и участником детских игр и забав;

·  в затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него;

· привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Источник

27 апреля 2011 12:02

Создание наиболее комфортных условий жизни для малыша

            Все родители обязательно задумываются о том, как создать для своего ребенка наиболее комфортные условия проживания, которые способствовали бы ведению здорового образа жизни и поддержанию здоровья малыша на соответствующем уровне. Ведь здоровый образ жизни – это не только обеспечение постоянного присмотра за ребенком, это целый комплекс: здоровый сон, правильное питание, постоянные прогулки на свежем воздухе, общение с родителями и т.д. Все это играет немаловажную роль для нормально развития, роста, эмоционального состояния малыша.

            Сегодня при воспитании ребенка многие родители совершают довольно распространенную ошибку, чересчур сильно оберегая малыша от любого внешнего влияния. В садик детей не водят, потому что там они могут заразиться болезнями, на улицу выходят редко, потому что там холодно, с другими детьми не дают общаться, потому что они тоже могут быть заразными или вредными, драчливыми и т.д. Многие сумасшедшие родители судорожно скупают все, что кажется им необходимым для малыша, берут кредит под залог недвижимости, не понимая, что все, что нужно ребенку, не купить за деньги – это родительское тепло и забота, создание комфортных условий для жизни.

В попытках оградить ребенка от всего, что может принести ему вред, родители создают для малышей практически тепличные условия, в которых ребенку может быть комфортно лишь первое время. Потом он так или иначе попадает в условия окружающей среды и вот тут-то начинает болеть. А родители при этом не могут понять, в чем же дело – ведь ребенка так тщательно от всего оберегали. Необходимо помнить, что для ребенка наиболее оптимальными являются нормальные условия существования, которые максимально приближены к естественным – только в постоянной борьбе с окружающей инфекцией и вирусами маленький организм может выработать иммунитет и в будущем проявлять устойчивость к любым болезням.

Большое значение имеет создание правильных температурных условий для малыша. При этом необходимо помнить, что у детей обмен веществ проходит более активно, чем у взрослых. Организм ребенка за один и тот же промежуток времени способен выработать намного больше тепла, чем организм взрослого. Поэтому ребенку комфортно и тепло не тогда, когда его укутают в десять одеял, а тогда, когда родителям прохладно. А если взрослому тепло, то малышу уже жарко. Тем более, что во время прогулок дети очень активны и это способствует еще большей выработке тепла, так что ни в коем случае нельзя одевать ребенка на прогулку теплее, чем одеты сами родители.

Необходимо знать, по каким критериям определять, что ребенок замерз. Когда в помещении прохладно, а ручки и ступни малыша тоже становятся прохладными, это является свидетельством нормальной терморегуляции, а не того, что малыша сильно замерз. А вот когда холодными стают плечи и щечки, это является сигналом того, что малышу холодно.

Когда малыш отказывается от пищи, это говорит о том, что он не истратил свою энергию. Поэтому с ним нужно поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе, побегать. Это будет лучше способствовать появлению аппетита, чем уговоры и принуждение покушать.

            Немалое значение для нормального развития малыша играет и здоровый сон – ребенок должен спать в комнате с нормальной температурой воздуха (хорошо, если в помещении прохладно), укладывать его необходимо в одно и то же время, чтобы он приучался к определенному режиму дня.

Обратите внимание: комментарии оставленные посетителем не зарегистрированным на сайте будут размещены
после проверки модератором. Комментарии зарегистрированных посетителей размещаются на сайте сразу.

Вместе с этой статьей читают

Комфортные условия развития ребенка

14 августа 2017 08:17

О чем нужно читать родителям

Воспитание – дело сложное. А вот благодарное или нет – зависит непосредственно от понимания некоторых важнейших моментов родителями. Педагогическое образование, специальные родительские курсы, конечно же, помогут, но и это не является достаточным. Повышать свою родительскую квалификацию, как и любую другую, нужно постоянно. И здесь на подмогу придут книги.

Комфортные условия развития ребенка

20 июня 2017 13:51

Высшее образование: психолог

В течение последнего года произошли некоторые изменения в сфере образования. Часть из них связана с введением закона, предписывающего защищать детей от вредной информации; другая – с усилением внимания к людям с ОВЗ. Кроме того, высказывания главы Минобра о необходимости усиления роли психолога в образовательных учреждениях, вызванные рядом факторов: нашумевшими на всю страну «группами смерти», играми детей «Беги или умри», «Спрячься на 24часа», прогнозируют рост популярности и востребованности профессии психолога.

Комфортные условия развития ребенка

13 июня 2017 08:08

Высшее юридическое образование

Профессия юриста всегда была престижной, востребованной и актуальной. В современное время правовая поддержка необходима как обычным людям, так и крупнейшим компаниям. Рассмотрим привлекательность юридического образования и определим лучшие вузы в данном направлении подготовки.

Комфортные условия развития ребенка

29 мая 2017 07:00

Школа позади: как выбрать колледж?

Перед родителями старшеклассников уже достаточно остро стоит вопрос выбора учебного заведения для детей. Многие предпочитают среднее специальное образование высшему – меньше времени понадобится студентам на то, чтобы овладеть профессией и начать строить карьеру. Как выбрать подходящий колледж среди множества сегодняшних предложений?

Комфортные условия развития ребенка

22 мая 2017 08:03

Федеральные университеты России

Основной целью формирования федеральных университетов является целенаправленное развитие системы ВПО путем оптимизации регионального образования и создания устойчивых связей высшего образования с экономикой федеральных округов.

Комфортные условия развития ребенка

15 мая 2017 08:00

Вузы с военной кафедрой

Молодым людям часто советуют поступать не в простой вуз, а в вуз с военной кафедрой. Это позволит избежать призыва в армию в качестве простого солдата. Рассмотрим, что собой представляет военная кафедра, кто может там учиться, и определим, чем она отличается от Учебных военных центров.

Комфортные условия развития ребенка

12 мая 2017 17:07

Отсрочка от армии по учебе в 2017г.

В период весеннего/осеннего призывов очень актуальной становится проблема получения отсрочки. Все знают, что ее дают, но не всегда четко понимают, кому, при каких условиях она положена с позиций законодательства. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты предоставления  отсрочки с учетом изменений 2017г.

Комфортные условия развития ребенка

11 мая 2017 18:27

Высшее образование дистанционно

Экспертами прогнозируется радикальное изменение ситуации в образовании. Это связано с возросшим интересом к дистанционному образованию и откликом вузов на этот интерес. Большую роль сыграло «узаконивание» дистанционной формы обучения. В статье мы рассмотрим  преимущества и специфику такого образования, укажем, на чем акцентировать внимание при выборе дистанционного обучения.

Источник

Ильмира Кадырова
Условия создания развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды

Проблема создания условий для эмоционального благополучия детей является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.

Поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одну из главных задач охраны жизни и здоровья детей сформулировали следующим образом: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», выделив отдельным направлением эмоциональное благополучие воспитанников.

Авторы Стандарта не случайно выдвигают задачу эмоционального благополучия детей в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей. Хотя, научно доказано, что эмоциональноволевые структуры являются фундаментом причинно следственных основ регуляции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной.Другими словами: от того, какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка – зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.

Согласно определению русского педагога, теоретика и пропагандиста свободного воспитания К. Н. Вентцель, эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами, такими как физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является и правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не просто на создание предметно-развивающей среды, а эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста, как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.

Эмоционально-развивающая средавключает в себя следующие компоненты:

– взаимодействие педагога с детьми;

– оформление интерьера группового помещения;

– стабильность окружающей среды;

эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми.

Постараюсь кратко раскрыть каждый из компонентов.

Одним из значимых компонентов эмоционально-развивающей среды является взаимодействие педагога с детьми, эмоционально-личностные особенности педагога, его речь. Внимательное, приветливое отношение к детям, эмоциональная речь воспитателя призваны создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. Для ребенка-дошкольника важны пристальное внимание взрослых, физический контакт и контакт глаз. Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка. Нежные прикосновения помогают малышу чувствовать себя уверенно и спокойно. Этому же способствуют и неподдельный интерес к нему со стороны взрослых, их заботливая сосредоточенность и готовность прийти на помощь ребенку в нужный момент.

Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения. При создании интерьера группы необходимо ориентироваться на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно в этом помещении.

Созданию положительной эмоциональной обстановки будут способствовать и благоприятное цветовое оформление, удобная мебель и комфортный температурный режим, пространственное решение группы. Желательно в группе наличие специально организованных эмоциональных зон, таких как уголки приветствия, достижений, гнева. О содержании каждого из них можно узнать из приложения 1.

Третьим компонентом эмоционально-развивающей среды в группе является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим дня, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки. О дозированной физической нагрузке стоит сказать отдельно. Еще известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. О вреде недостаточной двигательной нагрузки говорить не приходится.

Четвертая, заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды – это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.Выделяют следующие группы игр:

– Игры на накопление эмоций;

– Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

– Игры на преодоление негативных эмоций.

– Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

– Игры на развитие эмпатии у детей.

Эмоциональные паузы.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Подводя итог, еще раз выделю важнейшие образовательные ориентиры, которых должен придерживаться воспитатель, организуя развивающую и эмоционально-комфортную для детей образовательную среду.Это:

– обеспечение эмоционального благополучия детей;

создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Приложение 1

Содержание и наполнение

специально организованных эмоциональных зон

При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.

Уголок приветствия

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

– Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение в течение дня).

Уголок достижений

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

Уголок гнева

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

«Коврик злости» – резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

«Коробочка гнева и раздражения» – это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);

«Подушка-колотушка», «Мешочек для крика».

Дополнением «Уголка гнева» могут служить «Ковёр дружбы» и «Коробка-мирилка» (коробка с прорезями для рук: дети, вставляя в нее ручки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение-мирилку, повторяя вслед за взрослым или самостоятельно. Мирилки желательно менять 1 раз в неделю).

Уголки адаптации и востановления эмоционального равновесия, их наполнение

Цель: способствовать решению проблемы адаптации, преодолению чувства одиночества, восстановлению нарушенного положительного психоэмоционального состояния, установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата,в том числе доверительных отношений между участниками общения: взрослым и ребенком, детьми группы.

«Домотека» – в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы,принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной.

«Чудесные мешочки» – используется в период адаптации ребенка в детском саду. Главной ценностью его является связь с родным домом.

«Чудесные коробочки» – сокровищницы необходимы чтобы, установить доверительные отношения между взрослым и ребенком.

«Уголок уединения» – это личное пространство, место уединения или интимная зона, благодаря которой у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

«Сухой бассейн» – способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, создает положительный эмоциональный фон, у детей есть возможность выплеснуть негативные эмоции, расслабится.

«Волшебный стул» – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника празднующего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

«Театрализованный уголок» – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог.

– Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность.

– Сенсорный уголок (особенно важен для детей раннего возраста) здесь ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

Источник