Коменский о взаимосвязи интеллектуального развития ребенка и поведения

Коменский о взаимосвязи интеллектуального развития ребенка и поведения thumbnail

Ян Амо́с Ко́менский — чеш­ский педа­гог-гума­нист, писа­тель, обще­ствен­ный дея­тель, епи­скоп Чеш­скоб­рат­ской церкви, осно­во­по­лож­ник науч­ной педа­го­гики, систе­ма­ти­за­тор и попу­ля­ри­за­тор классно-уроч­ной системы.

Он родился в семье члена общины Чеш­ских бра­тьев, полу­чил пер­во­на­чаль­ное обра­зо­ва­ние в брат­ской школе, в 1608-10 учился в латин­ской школе, затем в Хер­борн­ской ака­де­мии, Гей­дель­берг­ском уни­вер­си­тете, где при­сту­пил к созда­нию свое­об­раз­ной энцик­ло­пе­дии — «Театр всех вещей» (1614–27) и начал работу над пол­ным сло­ва­рём чеш­ского языка («Сокро­вищ­ница чеш­ского языка», 1612–56). В 1614 Комен­ский — учи­тель брат­ской школы в Прше­рове. В 1618–21 жил в Фуль­неке, изу­чал труды гума­ни­стов эпохи Воз­рож­де­ния — Т. Кам­па­неллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Комен­ский при­сту­пил к созда­нию труда по дидак­тике на чеш­ском языке. В связи с гоне­ни­ями со сто­роны като­ли­ков Комен­ский эми­гри­ро­вал в Польшу (г. Лешно). Здесь он пре­по­да­вал в гим­на­зии, закон­чил свою «Дидак­тику» на чеш­ском языке (1632), а затем пере­ра­бо­тал её и пере­вёл на латин­ский язык, назвав «Вели­кой дидак­ти­кой», под­го­то­вил несколько учеб­ни­ков: «Откры­тая дверь к язы­кам» (1631), «Аст­ро­но­мия» (1632), «Физика» (1633), напи­сал пер­вое в исто­рии руко­вод­ство для семей­ного вос­пи­та­ния — «Мате­рин­ская школа» (1632). Комен­ский уси­ленно зани­мался раз­ра­бот­кой идей пан­со­фии (обу­че­ние всех всему), кото­рые вызвали боль­шой инте­рес евро­пей­ских учёных.

В 40‑е гг. Комен­ский опуб­ли­ко­вал ряд учеб­ни­ков. В 1650  он был при­гла­шён для орга­ни­за­ции школ в Вен­грии, где попы­тался частично осу­ще­ствить свой замы­сел устрой­ства пан­со­фи­че­ской школы. Науч­ное обос­но­ва­ние её прин­ци­пов, учеб­ный план, рас­по­ря­док дня были изло­жены Комен­ским в сочи­не­нии «Пан­со­фи­че­ская школа» (1651).

Стре­мясь ожи­вить пре­по­да­ва­ние и про­бу­дить в детях инте­рес к зна­ниям, Комен­ский при­ме­нил метод дра­ма­ти­за­ции учеб­ного мате­ри­ала и на основе «Откры­той двери к язы­кам» напи­сал ряд пьес, соста­вив­ших книгу «Школа-игра» (1656). В Вен­грии Комен­ский закон­чил пер­вый в исто­рии иллю­стри­ро­ван­ный учеб­ник «Мир чув­ствен­ных вещей в кар­тин­ках» (1658), в кото­ром рисунки явля­лись орга­ни­че­ской частью учеб­ных тек­стов. Один из таких тек­стов мы пред­ла­гаем нашим чита­те­лям. Несмотря на то, что он напи­сал почти 400 лет назад, эти пра­вила акту­альны и для совре­мен­ных роди­те­лей и педагогов.

1. Не только хижина

Люди при­учают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к вер­хо­вой езде и к пере­возке тяже­стей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя при­спо­со­бить для дру­гих. Чело­век — более высо­кое созда­ние, чем все эти живот­ные, — дол­жен быть при­ве­дён к самым высо­ким целям, чтобы сво­ими доб­ро­де­те­лями как можно более соот­вет­ство­вать Богу, образ кото­рого он носит. Тело, конечно, как взя­тое из земли, есть земля, при­над­ле­жит земле и снова должно обра­титься в землю. А душа, кото­рую вдох­нул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, под­няться к Богу.

Поэтому роди­тели недо­ста­точно испол­няют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, гово­рить, укра­шаться одеж­дами, ибо всё это слу­жит только для тела, кото­рое не есть чело­век, а слу­жит хижи­ной для чело­века. Хозяин этой хижины (разум­ная душа) оби­тает внутри; о нём и сле­дует забо­титься больше, чем о внеш­ней этой оболочке.

2. Трой­ная цель

Должна быть твёрдо уста­нов­лена тро­я­кая цель вос­пи­та­ния юношества:

1) Вера и благочестие.

2) Доб­рые нравы.

3) Зна­ние язы­ков и наук.

И всё это в том самом порядке, в кото­ром пред­ла­га­ется здесь, а не наобо­рот. Прежде всего, нужно при­учать детей к бла­го­че­стию, затем — к доб­рым нра­вам или доб­ро­де­те­лям, нако­нец — к более полез­ным нау­кам. Чем более, однако, они могут сде­лать успеха в этом послед­нем, тем лучше.

У кого в своём доме дети пре­да­ются этим трём упраж­не­ниям, у того — рай, где сеются, оро­ша­ются, зеле­неют и цве­тут небес­ные рас­те­ния; у того — храм Свя­того Духа, в кото­ром он создаёт и совер­шен­ствует сосуды мило­сер­дия, ору­дия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более бли­стали лучи его могу­ще­ства, муд­ро­сти и бла­го­сти; как счаст­ливы в таком раю родители!

3. Когда начи­нать воспитывать

Роди­тели не должны откла­ды­вать вос­пи­та­ние до обу­че­ния своих детей учи­те­лями и слу­жи­те­лями Церкви (так как невоз­можно уже вырос­шее кри­вое дерево сде­лать пря­мым и лес, повсюду усе­ян­ный тер­но­выми кустами, пре­вра­тить в ого­род). Они сами должны изу­чить спо­собы обра­ще­ния со сво­ими сокро­ви­щами, согласно с их цен­но­стью, чтобы под их соб­ствен­ным руко­вод­ством дети начи­нали воз­рас­тать в муд­ро­сти и любви у Бога и людей.

В пре­де­лах шести лет ребё­нок дол­жен знать:

(1) Что Бог суще­ствует, (2) везде при­сут­ствуя, взи­рает на всех нас; (3) тем, кто за Ним сле­дует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строп­ти­вых и без­нрав­ствен­ных нака­зы­вает смер­тью; (5) Его сле­дует бояться и все­гда при­зы­вать и любить как отца; (6) нужно испол­нять всё то, что Он пове­ле­вает; (7) если мы будем доб­рыми и чест­ными, Он при­мет нас на небо и пр.

В этих пре­де­лах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно дове­сти в бла­го­че­сти­вых упражнениях.

4. Когда начи­нать обучать

При­рода всех рож­да­ю­щихся существ такова, что они явля­ются гиб­кими и всего легче при­ни­мают форму, пока они в неж­ном воз­расте; окреп­нув, они не под­да­ются фор­ми­ро­ва­нию. Все это, оче­видно, в такой же мере — отно­сится и к самому чело­веку. У него мозг, вос­при­ни­мая попа­да­ю­щие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в дет­ском воз­расте вообще вла­жен и мягок и спо­со­бен вос­при­ни­мать все встре­ча­ю­щи­еся пред­меты; затем поне­многу он высы­хает и твер­деет, так что, по сви­де­тель­ству опыта, вещи запе­чат­ле­ва­ются и отоб­ра­жа­ются на нем с боль­шой трудностью.

Отсюда извест­ное выра­же­ние Цице­рона: «Дети быстро схва­ты­вают бес­чис­лен­ное коли­че­ство пред­ме­тов». Таким обра­зом, и руки, и все осталь­ные члены только в дет­ские годы могут при­спо­соб­ляться к ремес­лам и рабо­там, пока мускулы еще гибки. Кто дол­жен стать хоро­шим пис­цом, худож­ни­ком, порт­ным, куз­не­цом, музы­кан­том и пр.,— дол­жен зани­маться этим с юных лет, когда вооб­ра­же­ние еще живое, а пальцы гибки, в про­тив­ном слу­чае он нико­гда не овла­деет своим предметом.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с умственной отсталостью

Точно так же и корни бла­го­че­стия сле­дует насаж­дать в сердце каж­дого с ран­них лет. В ком мы желаем гар­мо­ни­че­ски раз­вить изящ­ный нрав, над тем нужно рабо­тать в неж­ном возрасте.

Только то в чело­веке прочно и устой­чиво, что он впи­ты­вает в себя в юном возрасте.

5. О здо­ро­вом теле

Кто-то ска­зал, что должно молить богов о том, чтобы в здо­ро­вом теле был здо­ро­вый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и тру­диться, ибо Бог обе­щает бла­го­сло­ве­ние не празд­ным людям, а тру­до­лю­би­вым. Так как дети тру­диться ещё не могут и не умеют изли­вать мольбы к Богу, то за них должны это делать роди­тели, ста­ра­ясь питать и вос­пи­ты­вать (во славу Божию) тех, кого они про­из­вели на свет.

Но прежде всего, так как обу­чать детей можно только в том слу­чае, если они будут живы и здо­ровы (ведь с боль­ными и хилыми не достиг­нешь ника­кого успеха), то пер­вая забота роди­те­лей – обе­ре­гать здо­ро­вье детей.

6. Семья

Школа, вос­пи­та­тели, про­по­вед­ники могут лишь раз­вить и неко­то­рым обра­зом напра­вить вос­пи­та­ние детей в нуж­ное русло. Основ­ное умо­на­стро­е­ние лич­но­сти рож­да­ется в семье.

7. Укреп­лять интерес

Все роди­тели должны стре­миться к тому, чтобы у детей не было недо­статка в развлечениях.

Напри­мер, на пер­вом году настро­е­ние у них поды­ма­ется дви­же­нием колы­бели, дви­же­нием рук, пением, щел­ка­ньем тре­щотки, ноше­нием по двору или по саду, или даже поце­лу­ями, объ­я­ти­ями, лишь бы всё это про­ис­хо­дило осмот­ри­тельно. На вто­ром, тре­тьем, чет­вёр­том и т. д. году это про­ис­хо­дит бла­го­даря при­ят­ной с ними или между ними игре, бега­нию в раз­ные сто­роны, пре­сле­до­ва­нию, слу­ша­нию музыки и каким угодно при­ят­ным зре­ли­щам, рисо­ва­нию и т. д.

И чтобы ска­зать вкратце, ребёнку ни в каком слу­чае не нужно отка­зы­вать в том, что ему угодно и при­ятно; мало того, если к тому, что при­ятно для зре­ния, слуха и дру­гих чувств, будет заме­чен какой-либо инте­рес, то это будет укреп­лять тело и дух. Не сле­дует допус­кать только того, что про­тивно бла­го­че­стию и доб­рым нравам.

8. Дети должны быть заняты

Дети охотно все­гда чем-нибудь зани­ма­ются, так как их живая кровь не может оста­ваться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не сле­дует этому мешать, но нужно при­ни­мать меры к тому, чтобы все­гда у них было что делать. Пусть они будут теми мура­вьями, кото­рые все­гда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, скла­ды­вают, пере­кла­ды­вают; нужно только помо­гать детям, чтобы всё, что про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дило разумно, и, играя с ними, ука­зы­вать им даже формы всех игр (ведь зани­маться серьёз­ным они ещё не могут).

9. Научить ребёнка молчать

Пока дети ещё учатся гово­рить, им нужно предо­ста­вить сво­боду гово­рить и воз­можно больше лепе­тать. Но после того как они научи­лись гово­рить, будет весьма полез­ным научить их также мол­чать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми ста­ту­ями, а разум­ными созда­ни­ями. Нача­лом вели­кой муд­ро­сти явля­ется воз­мож­ность разумно поль­зо­ваться молчанием.

Мол­ча­ние никому, конечно, не повре­дило, но весьма мно­гим повре­дило то, что они гово­рили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и дру­гое — гово­рить и мол­чать — явля­ется осно­вой и укра­ше­нием всего нашего раз­го­вора на всю жизнь, то они должны быть соеди­ня­емы нераз­дельно, чтобы сразу мы при­об­ре­тали себе воз­мож­ность поль­зо­ваться тем и другим.

Итак, роди­тели должны при­учать детей к мол­ча­нию во время молитвы и бого­слу­же­ния (как дома, так и в церкви); ника­кое бега­нье, крик, шум не должны быть ими поз­во­ля­емы в это время. Также должны они научиться молча выслу­ши­вать какие-либо при­ка­за­ния отца или матери.

Дру­гой сто­ро­ной мол­ча­ния будет обду­ман­ная речь, чтобы, прежде чем гово­рить или отве­чать на вопросы, дети поду­мали, что и как им разумно ска­зать. Ибо гово­рить всё, что под­вер­нётся на язык, глупо, и не под­хо­дит это тем, из кого мы желаем сде­лать разум­ные суще­ства. Однако, как я все­гда под­чёр­ки­ваю, — насколько поз­во­ляет воз­раст, на это разум­ные роди­тели должны обра­щать серьёз­ное внимание.

10. Обра­зо­ва­ние для всех

В школы сле­дует отда­вать не только бога­тых или знат­ных, но и всех вообще: знат­ных и незнат­ных, бога­тых и бед­ных, маль­чи­ков и дево­чек во всех горо­дах и местеч­ках, сёлах и деревнях.

Потому что всех должно обра­зо­вы­вать по образу Божьему.

Все люди, кото­рые только роди­лись, про­изо­шли на свет с одной и той же глав­ной целью: быть людьми, т. е. разум­ными суще­ствами, вла­ды­ками тва­рей, ярким подо­бием сво­его Творца. Сле­до­ва­тельно, всех нужно вести к тому, чтобы они, над­ле­жа­щим обра­зом впи­тав в себя зна­ния, доб­ро­де­тель и рели­гию, могли с поль­зой пройти насто­я­щую жизнь и достойно под­го­то­виться к будущей.

У Бога нет лице­при­я­тия — не раз сви­де­тель­ствует Он об этом сам. А если мы поз­во­лим раз­ви­вать свой ум только неко­то­рым, исклю­чив осталь­ных, то будем неспра­вед­ливы не только по отно­ше­нию к тем, кто обла­дает той же самой при­ро­дой, но и по отно­ше­нию к самому Богу, Кото­рый хочет, чтобы все, на ком Он начер­тал свой образ, Его позна­вали, любили и восхваляли.

Это, несо­мненно, будет про­ис­хо­дить тем пла­мен­нее, чем больше будет раз­го­раться свет зна­ния. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

11. Раз­ви­вать имеющееся

Как это ясно, когда семя, поса­жен­ное в землю, внизу пус­кает малень­кие корни, а выше даёт ростки, из кото­рых впо­след­ствии по врож­дён­ной силе раз­ви­ва­ются ветви и сучья; послед­ние покры­ва­ются листьями, укра­ша­ются цве­тами и пло­дами. Сле­до­ва­тельно, нет необ­хо­ди­мо­сти что-либо при­вно­сить чело­веку извне, но необ­хо­димо раз­ви­вать, выяс­нять то, что он имеет зало­жен­ным в себе самом, в заро­дыше, ука­зы­вая зна­че­ние всего существующего.

12. Самый дей­стви­тель­ный путь

Нет на земле ника­кого более дей­стви­тель­ного пути для исправ­ле­ния чело­ве­че­ской испор­чен­но­сти, чем пра­виль­ное вос­пи­та­ние юношества.

13. Кого учить?

Чем пло­до­род­нее поле, тем обиль­нее оно про­из­во­дит тер­нов­ник и чер­то­по­лох. Так и выда­ю­щийся ум полон пустыми меч­та­ни­ями, если его не засе­ять семе­нами муд­ро­сти и доб­ро­де­те­лей. Как дей­ству­ю­щая мель­ница, если в нее не под­сы­пать зерна, т. е. мате­ри­ала для пере­ма­лы­ва­ния, сти­рает сама себя и, отры­вая от жер­но­вов куски и даже повре­ждая и раз­ры­вая отдель­ные части, бес­по­лезно с шумом и трес­ком пылит, так и подвиж­ный ум, лишен­ный серьез­ной работы, будет вообще напол­няться ничтож­ным, пустым и вред­ным содер­жа­нием и ста­нет при­чи­ной своей соб­ствен­ной гибели.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с тнр

14. В школах

Во всех слу­чаях без исклю­че­ния нужно стре­миться к тому, чтобы в шко­лах, а отсюда бла­го­даря шко­лам и во всей жизни при посред­стве наук и искусств:

I. Раз­ви­ва­лись способности.

II. Совер­шен­ство­ва­лись языки.

III. Раз­ви­ва­лись бла­го­нра­вие и нравы в направ­ле­нии вся­кой бла­го­при­стой­но­сти согласно со всеми нрав­ствен­ными устоями.

IV. Бог искренно почитался.

15. Как про­буж­дать и под­дер­жи­вать в детях стрем­ле­ние к учению

Стрем­ле­ние к уче­нию про­буж­да­ется и под­дер­жи­ва­ется в детях роди­те­лями, учи­те­лями, шко­лой, самими учеб­ными пред­ме­тами; мето­дом обу­че­ния и школь­ным начальством.

Роди­те­лями.

Если роди­тели в при­сут­ствии детей с похва­лой отзы­ва­ются об уче­нии и об учё­ных людях или, побуж­дая детей к при­ле­жа­нию, обе­щают им кра­си­вые книги, кра­си­вую одежду или ещё что-либо при­ят­ное; если хва­лят учи­теля (осо­бенно того, кото­рому хотят пору­чить детей) как со сто­роны его учё­но­сти, так и гуман­ного отно­ше­ния к детям (ведь любовь и вос­хи­ще­ние явля­ются силь­ней­шим сред­ством, чтобы вызвать стрем­ле­ние к под­ра­жа­нию); нако­нец, если они ино­гда пошлют детей к учи­телю с пору­че­нием или малень­ким подар­ком и пр., то легко достиг­нут того, что дети искренно полю­бят и науку и самого учителя.

Учи­те­лями.

Если учи­теля будут при­вет­ливы и лас­ковы, не будут оттал­ки­вать от себя детей своим суро­вым обра­ще­нием, а будут при­вле­кать их своим оте­че­ским рас­по­ло­же­нием, обхож­де­нием и сло­вами; если учи­теля сове­туют науки, к кото­рым они при­сту­пают, со сто­роны их пре­вос­ход­ства, при­вле­ка­тель­но­сти и лёг­ко­сти; если более при­леж­ных уче­ни­ков будут время от вре­мени хва­лить (даже наде­ляя малы­шей ябло­ками, оре­хами, саха­ром и т.п.); если, при­гла­сив неко­то­рых уче­ни­ков к себе на дом, а также всем вме­сте, будут пока­зы­вать кар­тинки, изоб­ра­жа­ю­щие то, что им в своё время при­дётся изу­чать: опти­че­ские и гео­мет­ри­че­ские инстру­менты, гло­бусы и дру­гие подоб­ные вещи, кото­рые могут вызвать у них чув­ство вос­хи­ще­ния; если будут через них сно­ситься с роди­те­лями, – сло­вом, если учи­теля будут отно­ситься к уче­ни­кам с любо­вью, тогда они легко заво­юют их сердце так, что детям будет при­ят­нее пре­бы­вать в школе, чем дома.

16. Не перегружать

Учи­тель дол­жен учить не столько, сколько может, а сколько уче­ник может освоить.

17. Поря­док

Если ты при­смот­ришься к порядку, гос­под­ству­ю­щему в обще­ствен­ных и част­ных делах у хорошо обра­зо­ван­ного народа, там все идет как часы… У вар­ва­ров же все похоже на раз­вя­зан­ный сноп или песок без цемента.

Источник

13 Октябрь 2016      

admin      

     Просмотров:  
2887

2016-10-12_123633Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика. Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Читайте также:  Центр развития ребенка невского района

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

2016-10-12_130516Неизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник