Комаровский ребенок 2 года успокаивается только ремнем

Комаровский ребенок 2 года успокаивается только ремнем thumbnail

Авторы: Козлов Н.И.

Дети иногда устраивают истерики: падают на пол, стучат руками и ногами, разрушают все вокруг. Откуда это и что с этим делать?

Иногда говорят, что истерика детей – это всегда реакция на взрослого, ответ на то, что в отношениях взрослого и ребенка есть что-то грозно-неправильное. Это не совсем так, это некоторое преувеличение роли взрослого.

Ребенок – существо не только реагирующее, отвечающее на то или иное, правильное или нет, поведение взрослого. Слава богу, дети бывают очень активными, ведущими свою игру и политику в отношении взрослого.

У детских истерик много корней, и это не только и не всегда реакция на ошибочное поведение взрослого. Непослушание и истерики бывают возрастными симптомами, иногда – сигналами о том, что ребенок устал или заболел, а чаще всего это – проверка ребенком родительской устойчивости, проба сил: «А можно ли, родители, вас не слушаться?». Обычно дети начинают истерики, подглядев, как это делают другие дети, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.

История от читательницы: «Дочери 4 года, она заболела, температура под 40. Мне нужно дать ей таблетку, она ни в какую: таблетку выплевывает, орет, если пытаемся засунуть таблетку в рот насильно, устраивает практически рвоту. Мы с нею воевали почти три часа, но я не отставала… Когда мы измотались обе и она поняла, что я не отстану все равно, она вдруг мгновенно успокоилась и четко спросила: «А если я съем таблетку, что мне за это будет?»

Как бороться с истериками и где взять нервы, чтобы выдержать плач ребенка? Ответы просты: не разрешать истерики с самого начала. Помнить, что истерика – это эмоция, а значит – только подача сигнала ключевым лицам с целью донесения информации до них. С другой стороны, подсказывайте ребенку, как можно добиваться своего без плача и представлений, а именно учите его обращаться с просьбой.

Волшебная формула для этого звучит так: «Когда ты плачешь и кричишь, я тебя не понимаю. Скажи спокойно, что ты хочешь».

Если ребенок смог прекратить плач и попросил вас спокойно, по возможности пойдите ему навстречу – правильные действия ребенка следует вознаграждать. Важно, что если здоровый ребенок получает все то, что ему действительно нужно, он меньше требует того, что ему просто хочется.

Отчет мамы: «Моя дочь 2 лет сидит за своим столиком и что-то там делает. Все остальные – за общим столом. Вдруг она начинает резко и громко орать. Сначала не могу понять, что ей надо, говорит еще плохо. Потом разбираю слова: «Хочу красить». Имеется в виду рисовать кисточкой. Я смотрю на нее внимательно и говорю: «Подойди ко мне и спокойно объясни, что тебе надо». Подходит уже без крика, а очень тихонько: «Хочу касить». Я отвечаю: «Бери стаканчик и иди набирай воду». Пошла за водой, вопрос решен».

Как вы конкретно отреагируете в какой-то конкретной ситуации – это вообще не важно. Оперативное реагирование может быть практически любым, оно мало важно в сравнении с вашей системой поведения, системой ваших взаимоотношений с ребенком. Если вы умеете воспитывать ребенка в принципе, вы можете позволить себе когда-то и несвоевременную мягкость, и неоправданную жесткость. Все не страшно, если ваша главная линия воспитания – верная.

Главное правило при этом такое: «Взрослый (папа и мама) главный». Не ведитесь на истерики. Управляйте ребенком, не позволяйте ребенку управлять вами.

Если вам нужно идти по своим делам, а ребенок орет и не хочет вас отпускать – идите по своим делам. Ребенок будет плакать, может быть, даже кричать – от этого еще никто не умирал. Это не вредно для здоровья, это развивает легкие ребенка и делает его более выносливым. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять), а умыться (одеться, идти гулять) ему нужно – умойте его, оденьте его, отправьте его гулять, а его протесты – это его выбор и его развлечение.

Самый лучший родитель – сильный родитель, использующий свою силу для заботы о ребенке и знающий, что это правильно. (Посмотрите фрагмент из фильма «Сотворившая чудо». В его основу положена реальная история замечательного ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение. А еще стала маленьким тираном. Новая воспитательница, Анни Салливан, решает дать ей бой. Будьте готовы – это трудная история.)

Соблюдайте Главное правило, но не идите против себя. Если, выполняя Правило, вы сомневаетесь в собственной правоте, тем более если внутренне считаете себя чудовищем, «отвратительной матерью», «моральным уродом» (вариант – вам это рассказывают, и вы чувствуете в этом какую-то правду), то когда-то можно и не упираться. Фанатизма не нужно, исключения возможны, когда можно не упираться и поискать более гибкие варианты.

Когда-то можно и посидеть с ребенком, если он вас не отпускает, едва ли это займет более 15 минут, – а после он вас отпустит. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять) – не приставайте к нему без крайней надобности, от этого еще никто не умирал. Попозже и умоете, и оденете, и еще сам побежит гулять. Главное – внутренне не напрягайтесь.

Читайте также:  Где развлечься с ребенком 2 года

Самый лучший родитель – тот, который внутренне чувствует себя хорошо.

Главное – думайте о будущем, воспитывайте правильные привычки.

Профилактика истерик (памятка для родителей)

Реагировать на упорные истерики – все равно что тушить уже разгоревшийся пожар. Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Это называется – профилактика истерик, главные направления здесь следующие.

Во-первых, подумайте о причинах. Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина – или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимания: расслабьтесь и забудьте. А если, похоже, речь идет о чем-то, что может повторяться, задуматься надо серьезнее. Это может быть поведение ошибочное, может быть – проблемное. Разберитесь.

Во-вторых, ответьте себе на вопрос, приучили ли вы ребенка вас слушаться. Не бывает истерик у ребенка, которого родители приучили к порядку, который родителей слушается. Поэтому приучайте ребенка вас слушать и слушаться, начиная с самых простых и легких вещей. Приучайте ребенка последовательно, в направлении от легкого к трудному. Самый простой алгоритм – «Семь шагов»:

  1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.
  2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
  3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка, – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
  4. Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.
  5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.
  6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил).
  7. И, естественно, важен ваш пример. Приучать ребенка к порядку, если у вас самих в комнате и на столе бардак – очень спорный эксперимент. Возможно, у вас не хватит на это психологического мастерства. Если же в вашей семье Порядок живет на уровне Иконы, порядок естественным образом уважается всеми взрослыми – ребенок, скорее всего, впитает привычку к порядку на уровне элементарного подражания.

Далее – опыт родителей.

Игнорировать истерику

«Моему птенчику было полтора года, но он был ещё тот бутуз. Я его сажала в коляску, он в ней съезжал вниз, так что ноги его волочились по земле, и орал. Я останавливалась, усаживала его удобно, но как только трогалась с места, он опять съезжал вниз и орал. Однажды он очередной раз мне такое устроил, я несколько раз усадила его поудобней, увидела, что это не помогает, и покатила коляску, не останавливаясь. Так мы и шли: я катила коляску с каменным лицом, а сын в ней ехал полусидя-полулёжа, с волочащимися по земле ногами, и РЕВЕЛ. Через пару-тройку кварталов замолчал, а потом сам уселся в коляске поудобней, и больше такой проблемы не было».

Пишет Татьяна Розова:

«Хочется покричать – иди в свою комнату и кричи сколько хочешь. Раскидаешь вещи – сама потом уберешь. Не захочешь уйти – отнесу. Будешь выходить – закрою. Запретить истерику сложно. Но сделать ее бессмысленной – легко. Если не для кого орать, то дети, как правило, и не орут».

Я вешал его себе на плечо вверх ногами

«Мне помогал простой прием: если мои дети начинали громко орать и буянить, я ребенка поднимал высоко к плечу, а потом перекидывал дальше через плечо, так что он оказывался попой кверху у меня за спиной. Если он от этого не успокаивался, я потихоньку отпускал его за спину все ниже и ниже, держа его только за ноги. Рано или поздно ребенок уже держался за меня, как за единственного спасителя, и плакать прекращал, потому что плакать в таком положении было уже неудобно и просто мешало держаться. Ну и хорошо. Дальше мы весело и спокойно шли дальше.

Я брала его под мышку

«Мой сын – не плакса. Сейчас на хоккейной площадке он никогда не покажет, что ему больно или обидно, но в детстве у него было повышенное внутричерепное давление, в связи с этим легкая возбудимость – и частый громкий ор. Почти каждый день повторялась одна и та же картина: я иду домой, под мышкой несу ребенка, он громко орет и пинается. На первый взгляд – жутко и неприемлемо. На самом деле – он не мог по-другому. Во время прогулки вдруг начинал куда-то бежать (на проезжую часть, например), требовать чего-то невыполнимого, садиться на землю и сидеть или лежать, а потом орать. Не действовало ничего. Был только один способ – взять под мышку (по-другому – никак, потому что он изгибался и вырывался) и отнести домой. Там положить на пол (со всего остального он мог упасть) и оставить в покое. Через какое-то время он успокаивался, если спрашивали, почему он плакал, говорил – не знаю. Главное было не разозлиться – чем спокойней я себя чувствовала и вела, тем быстрее все заканчивалось. Сейчас он ходит в 1 класс, на уроках очень собран и работает очень хорошо. Осталась эмоциональность – мгновенный плач, если что-то пошло не так (но только перед мамой или папой). Тогда главное – быстро среагировать, предложив выход из ситуации, и сказать несколько утешительных слов – его личико сразу светлеет.

Читайте также:  Что дать ребенку 2 года от температуры если нет нурофена

Я уверена, что нельзя делать такую вещь – ребенок что-то просит, ты ему отвечаешь отказом, он продолжает просить, потом ноет, потом плачет, и тогда ты соглашаешься. Так совершенно точно воспитаешь истерика. Ребенок должен понимать, что «да» – это «да», а «нет» – это «нет». Здесь работает основной принцип бихевиоризма: «стимул – реакция – подкрепление». Своим потворством истерикам, когда вы выполняете в итоге требование ребёнка (например, истерика «возьми на ручки» или «купи куколку» и т. п.), вы закрепляете в ребёнке этот стереотип поведения – «истерика действует! этим можно достичь результата!».

Особенно опасно такое потворство при воспитании девочек, т. к. женщины более склонны к истерическим реакциям, чем мужчины, и впоследствии, уже во взрослом возрасте, усвоенная в детстве истеричность может полностью искалечить жизнь женщины, делая совместную жизнь с ней мужчины невыносимой. В результате такая женщина будет обречена либо остаться одна, либо будет всю жизнь менять мужей/сожителей, надеясь встретить «принца», готового выполнять по первому же требованию все её истерические требования. Если вы не хотите такой участи для своего чада, не ведитесь на детские истерики, гните свою линию спокойно и методично, без криков и шлепков, но настаивая и добиваясь своего».

Выйти в другую комнату

«Мне помогали такие штуки. Первое – в случае истерики выйти всем в другую комнату, оставить ребенка без зрителей. Поскольку ребенок плачет кому-то, плач скоро прекращался. Но это не быстро. Если же нет времени (сегодня к врачу спешили, а она вдруг заупрямилась), то можно мою милую обнять, прижать к себе и не отпускать. Она сперва вырывается, потом начинает смеяться, а я – ее щекотать… Все завершилось весело и прекрасно».

Не валяйся на земле, грязненьким будешь!

«Когда дочке было три года, я практиковала жесткое правило: если она упала на землю специально, мы тут же завершали прогулку и возвращались домой. Это пришлось сделать всего три раза, после этого связь между проступком и негативным следствием была усвоена. А где-то к пяти годам я уже делала так: если дочка гуляла неаккуратно и сильно себя грязнила, я оставляла все как есть и отправляла ее гулять в грязном комбинезоне, обращая внимание на то, что она теперь выглядит не так привлекательно, как обычно. А когда она просила меня постирать, я к стирке подключала ее: «Ты одежду сегодня испачкала, теперь приведи все в порядок». Взаимопонимание налаживалось быстро».

Естественные последствия наказывают наглядно

«Ничто так для ребенка не убедительно, как метод естественных последствий. Если он в ярости начал кидаться игрушками – прекрасно, мы берем большой мешок из-под мусора и убирает туда все игрушки. “Я вижу, ты решила освободиться от этих игрушек. Хорошо, я принимаю твой выбор!” Далее по ситуации: или идете их выкидывать (важно, чтобы это видел сам ребенок), или убираете их на некоторое время. Обычно убрать любимые игрушки даже на час – уже хороший урок.

Аналогично, если пошли в магазин и ребенок там раскапризничался, – просто развернулись и вернулись домой без покупок, ни с чем. Покушать нечего. Не упрекая ребенка, сокрушаетесь, а еще лучше, когда вся семья сокрушается – ой, как голодно, как плохо, что ничего не удалось купить… Но с ребенком все при этом ведут себя как ни в чем не бывало, никакой вины ему не вменяется. У меня в семье хватило одного раза».

Обвинения в жестокости

«Если ты меня родила, ты должна обо мне заботиться! Ты не имеешь права отбирать у меня мои вещи! Ты не мать, ты меня не любишь!» – «Дочка, я правильно понимаю, что теперь, когда мы разобрались с вещами, ты хотела бы лучше разобраться с юридической составляющей взаимоотношений родителей и детей, а именно каковы права и обязанности ребенка, а каковы права и обязанности родителей? Мне это приятно, я с удовольствием тебе это расскажу. Тебе правда это интересно?»

Источник

опубликовано 12/08/2018 15:49

обновлено 17/08/2018

– Педагогика и психология, Рост и развитие

Читайте также:  Мотилиум суспензия ребенку 2 года

Источник

Детские истерики в 2, 3 года – особое поведение малыша, призывающее обратить на него внимание. Зависит такое поведение от различного рода обстоятельств и окружающих его людей. Выражается в резком крике, движении рук и ног, битье головой и падении на пол. Причиной такого поведения является непринятие ребенком отказа или несогласия с ним. Они имеют тенденцию прекратиться сразу, как только на артиста перестают обращать внимание.

Детские истерики 2-3 года, доктор Комаровский связывает с кризисными периодами развития ребенка. Состояние возникает внезапно и, как правило, малыш успокаивается не сразу. Как же не допустить своим отношением психическую травму, которая перерастет из детских истерик?

Комаровский Е.О. рекомендует выделить те случаи, которые приведут к истерическому поведению. Не составляет особого труда выявления причин нестандартного поведения. Являясь реакцией на определенные явления, истерики у ребенка 2-3 года все же относятся к естественному развитию.

Причины, вызывающие нервозность у малышей:

  1. Наличие обстоятельств, провоцирующих помехи для важных дел малыша.
  2. Единственное средство обратить на себя взрослое внимание.
  3. Выполнение потребностей ребенка не в полной мере.

Конечно же, основной причиной истерики признается несовершенство детской нервной системы. Проявления своего недовольства ребенок не умеет контролировать, а привычка адекватного выражения недовольство появится значительно позже. Следует уяснить, что внезапный плач не свидетельствует о наличии какого-либо заболевания. В большинстве случаев детские истерики 2-3 года (доктор Комаровский) опасности не несут. Но, оставить ситуацию без внимания крайне недопустимо.

Рассмотрим, какие есть методы разрешения ситуации. Хотя, по словам знаменитого доктора, лучше всего предупреждать заранее симптомы назревающей истерики и не доводить ребенка до слез. Как это осуществимо на практике?

Истерика у малыша. Как предупредить?

Первое, с чем необходимо смириться, – это с неизбежностью истерик у детей. Единственное, что можно сделать в такой ситуации – это уменьшить риск возникновения истерик у малышей 2-3 лет.

Читайте также:

Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии

Практические советы от доктора Комаровского:

  1. Правильный режим дня является основой формирования ребенка. Прогулка, кормление, сон и игра – все должно иметь порядок, привычный для малыша.
  2. Полноценный детский сон должен быть обеспечен родителями. Количество истерик уменьшается, если он хорошо выспался.
  3. Если малыш хорошо разговаривает, научить его выражать словами свое недовольство ситуацией. Показать действиями, что когда малыш говорит, то его слышат и обращают на него внимание.
  4. В случае изменений в привычном режиме дня, ребенка предупредить заранее. Спокойно рассказать, тогда он не будет пугаться неожиданных перемен.
  5. Не допускать в один день большого количества раздражения и новых впечатлений.
  6. Как только ребенок начинает выражать симптомы недовольства, сразу их мягко пресекать. Иногда, если ситуация не принципиальна, стоит уступить.

Такие рекомендации являются лучшими помощниками. Но, как бы вы ни старались пресечь, детские истерики 2-3 года (доктор Комаровский) признает, что полностью они не исчезнут. Наступит момент, и они все равно появятся в вашей семье.

Читайте также про:

Как приучить ребенка к распорядку дня

Как себя вести и справится с истериками ребенка в 2, 3 года.

Настойчивость и мягкость, вот те инструменты, которые помогут пережить неприятные моменты.

Распространенной ошибкой родителей в этом вопросе является запугивание наказаниями и угрозами. Такой метод приносит нестойкий результат. И, вероятнее всего, приведет к рецидиву еще большей силы. Дети способны накапливать обиду и агрессии, исключая мирное урегулирование ситуации.

Другой стороной медали – задабривание. Чрезмерное ублажение (лишь бы не орал) окончательно разладит и так хрупкую психику малыша. Сообразив, ребенок будет добиваться конечной цели и намеренно устраивать скандалы. В разгар крика говорить о чем-либо с малышом бесполезно, сначала необходимо дождаться тишины. После выяснить причину такого поведения или хотя бы попытаться это сделать.

Как бы не сложилась ситуация, родителям придется рано или поздно научится отказывать ребенку. В ином случае воспитывать будут уже родителей. Важным решением остается – золотая середина, компромисс между одной и другой сторонами. Каждый отказ объясняйте теми словами, которые он поймет. Если разговор не дал должного результата применяется тяжелая артиллерия – наказание (исключая телесные).

С проблемой истерик у ребенка 2-3 лет Комаровский соблюдает определенный образ родителей:

  • жестокость в меру;
  • дозированный авторитаризм;
  • не переходить черту диктатуры.

Мера во всем поможет исключить проблему и сохранить теплый и доверительный отношения с ребенком.

Краткая пошаговая инструкция действий в три этапа.

Первый – выдвинуть предупреждение.

Второе – донести до ребенка последствия поведения.

Третье – наказание.

Три правила для родителей при детских истериках в 2, 3 года:

  • Сказанное «нет» ни при каких обстоятельствах не превращается в «да».
  • Понятие «нет» становится неизменным, несмотря на сменившиеся обстоятельства, обусловленные временем. К примеру, мамин кошелек брать нельзя ни сегодня, ни завтра, ни через неделю.
  • Единое мнение всех членов семьи в вопросе воспитания ребенка.

Начавшиеся детские истерики 2-3 года доктор Комаровский советует пресечь тем, чтобы сразу по возможности оставить ребенка одного. Нет слушателей – нет истерик.

Источник