Комаровский купать ребенка 3 года

Комаровский купать ребенка 3 года thumbnail

Напоминаю — дверь в ванную комнату открыта.

Садиться на стульчик поначалу, пожалуй, не стоит. Когда приловчитесь — пожалуйста.

Итак, опускаем малыша в воду, всего целиком, чтоб из воды выглядывало только личико. Держать ребенка можно лишь за головку — мизинец под шеей, а остальные пальцы — под затылком. Чем больше погружена голова, тем лучше, и ничего страшного, если вода попадает в глаза, лишь бы нос и рот были на поверхности. Сразу же можно заметить следующее: туловище, которое вы совсем не держите, ко дну не опускается, а, напротив, всплывает. При этом грудная клетка и живот, как правило, торчат из воды. Поэтому второй рукой необходимо регулировать погружение туловища, чтобы и грудная клетка и живот полностью были под водой. Обращаю внимание — никакой опасности в том, что вода попадает в уши, нет[1]!

После того как малыш окажется в большой ванне, вы незамедлительно поймете принципиальную разницу между этим вариантом купания, и замачиванием в детской ванночке. Вы увидите, как легко ребенку двигаться без всякого риска удариться о стенки ванны.

Внимательно наблюдайте за поведением ребенка — если он не активен, спокойно лежит, зевает, значит, эта вода для него теплая, а следовательно, плохая. Поддерживая за головку, поводите малыша в воде от одного края ванны до другого. В первый раз особенно экспериментировать смысла нет — всем участникам процесса купания еще предстоит привыкнуть и приспособиться, но родителям это сделать гораздо сложнее, чем ребенку. В принципе, для домашней ванны вполне достаточны три позы — одна описана выше, другая заключается в плавании на животе (перевернули ребенка, его подбородок находится между разведенными в стороны большим и указательным пальцами), а третья — сидячая. Оказывается, в большой ванне ребенок может сидеть уже в периоде новорожденности! Дальнейшие действия родителей не требуют никаких специальных знаний — только здравый смысл. Ведь очевидно, что через 15 минут температура воды в ванной снизится на один-два градуса, и эта температура будет для ребенка уже знакомой при следующем купании. Если вы боитесь быстро снижать температуру, делайте следующим образом: начинайте с 34 °С и через два-три дня уменьшайте стартовую температуру воды на 1 °С. Мы должны добиться того, чтобы малыш в ванне был активен. Что у вас получится, зависит не только от вас, но и в немалой степени от ребенка. Каждый младенец имеет присущие только ему особенности регуляции температуры тела, и предсказать минимальную температуру воды просто невозможно: один улыбается при 23 °С, другой кричит при 30 °С.

Временные и температурные ориентиры следующие:

— в начале купания — 34 °С, 15 минут;

— к месячному возрасту — 30—32 °С, 20—25 минут;

— в два месяца — 28—30 °С, 30 минут.

Подчеркиваю — это ориентиры. Если малыш в два месяца спокойно плавает при 24 °С — очень хорошо и совсем не страшно. Но это не значит, что он такой уж особенный. В том-то и дело, что это может любой! Просто этому ребенку повезло с родителями. Последние лишены предрассудков, а уровень здравого смысла имеют выше среднестатистического. В удлинении же времени купания и максимально возможном снижении температуры воды заинтересованы все. Чем больше устанет ребенок, тем более спокойная ночь обеспечена его родителям.

И еще некоторая информация и некоторые рекомендации. В очень многих книжках, посвященных купанию и плаванию детей, подробно описывается процедура ныряния. Настолько подробно, что многие родители рассматривают ее в качестве обязательной. А поскольку преодолеть собственный страх не могут, то предпочитают ребенка в большой ванне не купать вообще. Если очень боитесь — не ныряйте. Но лучше купать без ныряний, чем издеваться над собой и младенцем, ополаскивая его в маленькой ванночке.

На самом же деле в нырянии ничего страшного нет — у новорожденного очень сильно выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает, и можно захлебнуться. Но, к счастью, сама процедура купания в большой ванне невозможна без того, чтобы в какой-то момент ребенок не соскользнул с вашей руки и не погрузился полностью под воду. Не бойтесь! Это даже хорошо — подхватите, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Заодно выкашляет и вычихает всю пыль, что накопилась за день в верхних дыхательных путях. Успокоится — продолжайте купание. Тем не менее ситуация, когда родители сознательно организуют ныряние, более предпочтительна. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка несколько секунд под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал дыхание.

Я совершенно сознательно не пытаюсь морочить вам голову подробностями относительно техники купания: как обязательно надо держать ребенка, как поворачивать, как сажать и т. п. Всему этому вы быстро научитесь сами, если будете руководствоваться описанными выше принципами.

Единственное, что вам, скорее всего, понадобится, так это поддерживающая головку ребенка шапочка. Для чего она нужна? Прежде всего, для того, чтобы сделать процедуру купания более приятной для родителей. Очевидно ведь: сидеть или стоять полусогнутым в течение 30—40 минут очень тяжело. И нельзя делать ребенка здоровым за счет появления радикулита у его папы. Поэтому в возрасте около двух месяцев надобно изготовить специальную шапочку, а как это делается, мы сейчас расскажем.

Необходимо иметь:

— обычную тонкую хлопчатобумажную шапочку (чепчик);

— кусок тонкой ткани размером с половину пеленки;

— два брусочка пенопласта, оптимальный размер которых соответствует размерам обычной пачки сигарет[2].

Вначале пенопласт обшивается тканью, а затем фиксируется на шапочке, как это показано на рисунке. Обращаю внимание — верхний край брусочков должен возвышаться над головкой ребенка. Младенец в такой шапочке вызывает чувство умиления, напоминая нежного и благородного Чебурашку.

Процедура купания в шапочке ничем не отличается от той, что описана выше для положения ребенка на спине. В течение недели, постепенно убирая поддерживающую ребенка руку, вы научите его держаться на воде и сможете во время купания спокойно читать газету. Плавая самостоятельно, дети часто отталкиваются ножками от края ванны и стремительно плывут в ее противоположный конец, ударяясь головой. Поэтому я и обратил ваше внимание на то, что брусочки пенопласта должны возвышаться над головой, защищая ребенка от ударов сверху и сбоку. Вполне возможно, что вы придумаете более оригинальную конструкцию. На здоровье.

Читайте также:  Синяки на позвоночнике у ребенка 3 года

Начиная с двухмесячного возраста очень хорошо повесить над ванной игрушки на тонких веревочках, чтобы ребенок, плавая, смотрел на них, чуть позже он сам будет трогать их ручками.

Месяца купания в шапочке вполне достаточно для того, чтобы снимать и ее: ребенок уже научился правильно держать головку, вполне сможет плавать сам. Не получается — не надо.

Мы не ставим своей целью научить его плавать. Нам необходимо только одно — чтобы ежедневно в течение определенного времени малыш находился в прохладной воде, потому что регулярное холодовое воздействие наиболее эффективно для стимуляции жизненных сил ребенка и его способности противостоять инфекционным болезням.

Конечно, будет очень хорошо, если ребенок научится плавать. Выныривающий с улыбкой на мордашке полугодовалый младенец — зрелище незабываемое. Но родителей, способных обеспечить своим детям постоянное плавание, очень мало. В домашней ванне всякие ныряния заканчивается после того, как ребенок начинает сидеть. Бассейн при поликлинике — другое дело, но, как только вы перестанете его посещать, навыки быстро угаснут. Поэтому повторяю: уметь или не уметь в грудном возрасте плавать — вопрос не принципиальный. Он определяется наличием свободного времени у родителей и благосостоянием семьи. Решайте его сами, лишь бы вам было удобно.

Скорее всего, ваша семья — обычная семья. И не имеет средств на индивидуальный бассейн и инструктора по плаванию. До шести-семи месяцев вам и вашему ребенку домашней ванны вполне хватит. А после этого мы просто изменим методику купания — наберем в ванну немного прохладной воды, на дно постелем резиновый коврик, набросаем красивых игрушек, и ребенок будет ими играть, сидя или ползая, получая при этом закаливающий контакт с водой.

В любом случае и вне зависимости от возраста необходимо эпизодически совмещать купание с мытьем. Для грудного младенца одного раза в две-три недели вполне достаточно, ну а для ползающего по квартире, может быть, придется и через день.

Мытье ребенка, который купается в полной ванне, осуществляется следующим образом. Перед окончанием купания необходимо взять пластмассовое ведро и наполнить его водой — проще всего прямо из ванны зачерпнуть. Затем при помощи детского мыла (шампуня) ребенок намыливается прямо в воде, можно несколько раз и совсем не обязательны мочалки (мамины руки гораздо приятнее). Вот и все. Один родитель поднимает ребенка, удерживая его под мышками, а второй выливает сверху ведро воды.

Коль уж мы заговорили о конце купания, следует отметить: необходимо всячески стремиться к тому, чтобы продолжительность процедуры была не менее 15 минут. Вполне возможно, что малыш будет капризничать, и вы не сможете определить, чего он хочет. Пробуйте, экспериментируйте. Меняйте температуру воды и положение ребенка в воде, более активно перемещайте его в ванне, может быть, он проголодался и надо в следующий раз изменить время купания (купать не за час до еды, а через час после еды).

Поверьте: предвидеть все возможные проблемы нельзя. Но для решения подавляющего большинства этих проблем специального образования иметь не надо.

Так, например, сын моих приятелей в возрасте четырех месяцев взял себе за правило какать в ванне[3]. А было это зимой, и горячей воды не было. Поэтому готовились заранее, активно грея воду всеми возможными способами. А он через минуту после погружения… Ну и ничего, выкрутились — надели на него трусы с резинками и держали наготове ведро с теплой водой, чтоб сполоснуть.

Отметим, что если ребенку «положено» купаться 20 минут, а он продолжает вести себя прилично — не плачет, дрыгается и т. д., — то не надо торопиться. Но коль скоро кому-то из участников процесса очень надоело — заканчиваем.

По поводу детского крика в ванне позволю себе, тем не менее, два практических совета.

  1. Ситуация с температурой воды нередко складывается таким образом, что конкретная температура — например 28 °С — переносится ребенком неплохо и с удовольствием. Но непосредственно после погружения в воду резкий контраст температур вызывает отрицательные эмоции и минут пять приходится успокаивать. Можно поступить следующим образом: приготовить ванну с температурой для ребенка приемлемой, допустим 32 °С, а после благополучного и спокойного погружения форсировать скорость остывания воды. Например, сделать так, чтобы в ванну постоянно тонкой струйкой бежала холодная вода. Этот прием можно использовать и просто так, как компонент закаливающих процедур — для активизации холодовых воздействий.
  2. Без видимых причин ребенок в ванне систематически орет. До ванны не орал, а в ванной орет! Почему? Однозначного ответа нет. Действия родителей должны быть направлены на поиск оптимальных для конкретного ребенка условий, сопутствующих процессу купания. Варианты:
  • изменить время суток. Купать, например, не поздним вечером, а вечером ранним, или утром, или днем;
  • изменить время по отношению к еде. Купать, например, не за час до еды, а через час после еды;
  • изменить температуру воды — как правило, речь идет о том, чтобы сделать воду более теплой;
  • попробовать купаться вместе с мамой — т. е. предварительно вымытую маму погружают в ванну, после чего туда же добавляют дитя…

[1] Лишнюю воду мы после купания удалим, а регулярный контакт с водой для ушей не опасен, в том случае, разумеется, если начало контакта и привычка к нему приходится на период новорожденности. Кроме этого, необходимо знать, что в слуховом проходе постоянно вырабатывается ушная сера, роль которой сводится к очистке уха от пыли и грязи. Увлажняя серу, мы предотвращаем излишнее ее накопление и поддерживаем должную чистоту.

[2] Размеры кусочков пенопласта могут быть разными — чем меньше, тем более естественным образом ребенок держится на воде, чем больше, тем легче и проще всем — и младенцу, и родителям.

Читайте также:  Как развести смекту ребенку 3 года инструкция по применению

[3] Простите за нелитературное слово «какать», но выражение «совершать акт дефекации», по-моему, тоже не очень подходит к четырехмесячному ребенку.

автор Комаровский Е.О.
книга Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников
опубликовано 26/02/2010 14:40

Источник

28 июля 2018 09:00
Стефания Кулиш

Многие родители не видят разницы между купанием ребенка и мытьем. Но на самом деле купать детей нужно не только для того, чтобы они были чистыми. Как и для чего нужно купать младенца, чтобы счастливой стала вся семья.

Как утверждает известный педиатр Евгений Олегович Комаровский, купание ребенка до того времени, как он начал самостоятельно ползать по квартире является скорее развивающей и закаливающей, чем гигиенической процедурой.

komarovskiy_3

По его словам, правильно организованное купание малыша обеспечивает ему здоровый сон и позволяет родителям спать по ночам. Поэтому купать малыша нужно в первую очередь, чтобы сделать свое родительство на первом году жизни ребенка комфортным и счастливым.

Когда начинать купать ребенка?

Общие ванные с погружением желательно не проводить до заживления пупочной ранки. До этого времени достаточно смочить теплой водой тряпочку и протереть ребенка, или при необходимости подмыть малыша.

Не нужно приобретать детскую ванночку и купать малыша в душной кухне с включенными газовыми горелками, говорит Комаровский. Купать ребенка лучше сразу в большой ванной.

У такого купания существует ряд преимуществ. Во-первых, ребенку просторней в большой ванной и он может вдоволь подвигать ручками и ножками, во-вторых, в ней медленней остывает вода благодаря чему купание будет длительным (20-40 минут) и у ребенка будет возможность потратить достаточно энергии.

Купать ребенка желательно перед последним кормлением. Накупавшись малыш будет хорошо есть и крепко спать до самого утра, что даст возможность родителям также отдохнуть.

istock-500738288

Подготовка к купанию

По словам Евгения Олеговича, купать ребенка в кипяченой воде нет необходимости. А чтобы вода была достаточно чистой, еще на этапе планирования малыша стоит озаботиться тем, чтобы установить хорошую систему фильтрации в вашей квартире или доме.

Не нужно боятся, если вода попадет ребенку в нос или в рот, при этом не стоит позволять ему пить воду в ванной. Это может быть связано с тем, что он просто испытывает жажду, поэтому напоите ребенка перед купанием или держите под рукой бутылочку с водой. Также не нужно закрывать ушки малыша, лучше после купания просушить их с помощью ватной турундочки.

В воде какой температуры купать ребенка?

Изначально купать ребенка, по мнению педиатра, нужно в воде 33-34 градуса в большой ванной и 36 градусов в маленькой, где движения ребенка ограничены. Чтобы точно определить температуру воды врач рекомендует использовать фототермометр.

Постепенно температуру воды нужно понижать (примерно на один градус в неделю), чтобы она была достаточно прохладной и кроха мог потратить энергию. К полугодовалому возрасту малыша температуру воды можно снизить до 26-27 градусов. Если вода будет слишком теплой – это не будет закаливанием и может вызвать перевозбуждение нервной системы.

istock-615262084

Нужно ли добавлять что-то в детскую ванночку?

Лучше всего, по словам Комаровского, купать ребенка в обычной водопроводной воде. Или использовать настой лекарственных трав, к примеру, череды. Приготовить его очень просто. Нужно во время дневного сна ребенка взять литровую банку, поместить туда стакан сухой аптечной череды и залить кипятком. Вечером настой нужно процедить через марлю и вылить в ванную. Купать малыша в настое череды врач рекомендует до 2-3 месяцев.

Доктор не советует добавлять в воду марганцовку в целях обеззараживания воды. Дело в том, что светлый раствор марганцовки не справится с этой функцией, а концентрированный – обожжет кожу крохи.

Также, по его словам, нужно как можно реже использовать различные моющие средства. Это приведет к пересыханию кожи ребенка и дерматитам.

istock-481258417

Как правильно купать ребенка?

По мнению педиатра, при правильном купании малыш должен быть полностью погружен в воду, на поверхности должна быть лишь его голова. Это принципиальный момент так как, когда грудная клетка полностью под водой – это полностью меняет технику дыхания. Под водой при стандартном вдохе мышцы ребенка работают намного эффективней, его легкие расправляются, а организм укрепляется. Такой способ дыхания является очисткой дыхательной системы и отличной профилактикой респираторных заболеваний.

Для того, чтобы вам было удобнее, купите (или смастерите) шапочку для купания с пенопластовыми поплавками, которая будет держать головку крохи на поверхности. Желательно, чтобы количество пенопласта можно было постепенно уменьшать. Это поможет ребенку держаться на воде.

Также обязательно узнайте 10 советов доктора Комаровского, как лечить ОРВИ.

Источник

Статья “Отдых не только для детей” была посвящена глобальным, стратегическим вопросам, рассматривала главные принципы “детского отдыхания“. Автор при этом довольно-таки легкомысленно заметил, что частные, тактические вопросы детского отдыха не менее сложны, но их решение вовсе не требует высшего медицинского образования.
Тем не менее, и это подтвердило изучение писем моих читателей, среднему родителю без вышеупомянутого специального образования принимать решения сложно, а большинство вопросов связано с водными процедурами. Проблеме купания детей мы и посвящаем настоящую статью.
Для начала заметим, что с физиологической точки зрения купание взрослых и купание детей заметно отличны друг от друга. Обусловлено это принципиальной особенностью растущего организма – обмен веществ у ребенка заметно активнее, по сравнению с взрослым человеком. Отсюда следует, что в единицу времени ребенок вырабатывает на единицу массы тела больше тепла, чем его родители. Именно поэтому вода, холодная и неприятная для мамы и папы, оказывается для ребенка вполне подходящей. Таким образом, разрешая или запрещая купание, нельзя ориентироваться на ваши личные ощущения. В принципе, сам ребенок и есть главный критерий – если хочет в воду – пусть купается, какой бы ни была температура. Но если ходит по берегу, пробует воду кончиком пальца и озирается по сторонам, ища поддержки и сочувствия, тогда купаться, наверное, не стоит. Но действия родителей должны заключаться не в том, чтобы купание запретить, а в том, чтобы упомянутых сочувствия и поддержки ребенок не нашел.
Кстати, раз уже речь зашла о запретах, остановимся на этом вопросе поподробнее. Библейская истина о сладости запретного плода является прекрасной иллюстрацией к внутрисемейным конфликтам по поводу родительских запретов на детское пребывание в воде. Странная ситуация возникает во многих семьях. Казалось бы, купание – действие однозначно полезное, благотворно влияющее на здоровье, стимулирующее иммунитет, укрепляющее мышцы, развивающее легкие, сердце, сосуды. По логике и с учетом вышеизложенного купание надобно поощрять. Но сплошь и рядом сам факт пребывания ребенка в воде превращается в некий приз за хорошее поведение.
Придумывается огромное число всевозможных запретов и ограничений. Мотивация запрещений настолько разнообразна, что остается лишь удивляться родительской находчивости. Здесь и традиционно холодная вода, и слишком сильный ветер, и уже поздно (вариант – еще рано), ты еще не поел (вариант – уже поел), там купались собаки (вариант – пили воду коровы), у тебя двойка по химии, ты не слушался бабушку, у тебя и так нос холодный и т. д. Неудивительно, что купание превращается для ребенка в очень-очень сладкий и очень-очень запретный плод. Отсюда свои сложности – главная – “из воды не выгонишь”. Да как же тут выйдешь, если неизвестно, когда в следующий раз разрешат!
Понятно, что проблему купания (в том случае, если купание действительно превращается в проблему) лучше не создавать, а радикально решать (предотвращать) в самом раннем детстве, тогда, когда ваше совместное с ребенком пребывание на природе предусматривает купание в водоемах.
Абсолютной нормой должно стать такое положение вещей, когда купание является процедурой приятной, доставляющей радость и удовольствие, но совершенно обычной и не возводимой в культ. И было бы очень даже неплохо, если бы отказывая и запрещая, родители хотя бы иногда задумывались над истинными причинами этих самых запретов. Ведь ребенка, особенно маленького и не умеющего плавать, нельзя оставить в воде одного, а следовательно, купание детей требует постоянного присутствия и контроля со стороны взрослых. Такое положение вещей нередко приводит к тому, что мама стоит над керосинкой, папу ждут товарищи по преферансу, а маленькому Пете, видите ли, загорелось купаться. В такой сложной семейной ситуации нормальный взрослый человек легко сумеет заморочить ребенку голову и придумать “убедительный” запрет (варианты мы перечислили выше).
Описанные ситуации встречаются, к сожалению, слишком часто. Все это позволяет выделить в рассматриваемой теме две группы вопросов – медицинские и педагогические. Автору как врачу-педиатру медицинские вопросы, разумеется, ближе, но недооценивать проблемы педагогические нельзя – уж слишком они друг с другом переплетаются. Так, например, педагогически необоснованные запреты приводят к медицински вредным купаниям до посинения.
Медицинские проблемы купания не позволяют дать универсальные рекомендации, поскольку во многом определяются исходным состоянием здоровья конкретного ребенка. Еще раз подчеркнем, что сам факт купания в открытом водоеме (т. е. ответ на вопрос “разрешить или не разрешить купаться?”) меньше всего связан с температурой воды и определяется желаниями самого ребенка. Другое дело – санитарное состояние водоема, наличие оборудованных мест для купания, ваша уверенность в том, что дитя эту воду не будет глотать. Тут уж решение целиком определяется здравым смыслом родителей.
К вопросу о продолжительности купания следует заметить следующее. Упомянутые нами особенности детского организма (более активная выработка тепла) имеют и свою обратную (негативную) сторону. Дело в том, что энергетические запасы организма ребенка заметно ниже, чем у взрослого, их истощение, разумеется, происходит быстрее, отсюда заметно больший риск переохлаждения. Отсюда важное правило – лучше купаться часто (вполне допустимо – очень часто), но продолжительность водных процедур ограничивать, дабы упредить посинение и клацанье зубами. Сие не составит педагогической проблемы, если ребенок будет твердо уверен в том, что следующего купания не придется ждать несколько часов.
Тем не менее, и сам факт возможного переохлаждения, и попадание воды (очень часто не очень чистой воды) в нос и уши заметно повышает риск активизации хронических воспалительных процессов в носоглотке и ушах (хронические тонзиллиты, аденоиды, отиты, гаймориты). Собственно говоря, перечисленными болячками, пожалуй, и ограничивается список хворей, требующих осторожности во время купания. Для болезней бронхов и легких, костей и суставов купание – фактор лечебный. В то же время, если у вашего ребенка имеется конкретное заболевание, то будет совсем не лишним посоветоваться с вашим лечащим врачом именно по проблеме купания. Например, повышение внутричерепного давления не является противопоказанием к купанию, но является противопоказанием к нырянию. То же можно сказать и про многие воспалительные процессы в ушах. Короче, не поленившись и посетив невропатолога или отоларинголога перед выездом “на моря”, можно уменьшить вероятность возникновения ряда проблем.
Но что можно с уверенностью сказать, прямо сейчас: если у вашего ребенка имеются хронические воспалительные процессы в носоглотке, или если часто болеет ангинами – пресная вода, нередко, оказывает повреждающее (раздражающее) действие на воспаленные ткани, а соленая (морская), напротив, лечебное. Выводы очевидны.
И последнее, которое на самом деле является первым. Купание ребенка в открытом водоеме является опасным (вполне возможно, самым опасным) для детской жизни удовольствием. Риск купания детей прямо связан со здравомыслием взрослых.
Мы не будем читать лекции о правилах поведения на воде, но напомнить о некоторых очень важных “нельзя” все-таки надо. Предварительно, однако, подчеркнем, что имеются два основных пути профилактики водных неприятностей – своевременное обучение детей плаванью и элементарная дисциплина. Итак:

  • нельзя, чтобы дети купались без присмотра, даже если они умеют плавать. Очень важно при этом, чтобы присматривающий взрослый не находился под воздействием горячительных напитков;

  • следует категорически запрещать ребенку нырять, если он не умеет плавать;

  • необходимо строго наказывать за игры с криками “тону!”;

  • каким бы свободным ни был режим купания, любое движение ребенка по направлению к воде должно быть согласовано с взрослыми.

Читайте также:  Азитромицин 3 года ребенок

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 17/01/2007 18:44
обновлено 22/02/2015
— Образ жизни

Источник