Коллектив среда для развития воспитания и развития ребенка
Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:
- Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
- Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
- Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.
Значение коллектива в воспитательном процессе
Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.
Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.
Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.
Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.
Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.
Воспитательные задачи педагога
Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.
Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.
Самоутверждение и коллективная деятельность
Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.
Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:
- демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
- эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
- вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.
Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.
Формирование взрослых моделей общения и деятельности
Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.
Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.
Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.
Осознание себя самостоятельным индивидуумом
Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.
Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.
Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:
- изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
- помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
- организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
- перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
- содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
- поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.
Заключение
Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.
Источник
Детский коллектив, его специфики, этапов становления и развития.
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.
Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре Коджаспирова Т.М.
Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов самоуправления
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
7) благоприятный климат в коллективе;
8) сплочённость;
9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:
- регулятивная – заключается в пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
- организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
- консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
- стимулирующая – побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
- воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.
Этапы развития детского сообщества:
- На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
- – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
- появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
- Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.
Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.
О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.
Положительные стороны:
А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.
Б) способствует формированию взглядов и убеждений.
В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.
Отрицательные стороны:
- ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
- Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
Источник
Коллектив – группа детей, объединенная общей, социально – значимой целью, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, общением и взаимной ответсвенностью. Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие цели (имеющие общественно-ценный смысл) и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Признаки коллектива;
– наличие общественно значимых целей, сплоченность,
– благогприятный для развития группы и каждого нравственно – психологический климат,
– отношения ответственной зависимости,
– наличие органов самоуправлений и традиций.
Функции коллектива:
1.сфера жизнедеятельности личности_ значительную часть жизни человек проводит а рамках различных коллетивов.
2.сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации – только в системе коллективных отношений ребенок адекватно оценивает себя, проявляет свою индивидуальность, реализует свои возможности.
3. сфера общения – обеспечивает взаимопознание и взаимопонимание, передача и получение информации опыта, эмоционально – нравственных отношений, ценностей и оценок.
4. гарант защищенности и поддержки – товарищеское взаимопонимание, помощь, сочувствие, поддержка.
5. модель общества – освоение социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности.
6. носитель социально – нравственных норм и ценностей.
Типы детских коллективов:
1.По характеру деятельности:
– организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);
– организованные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); – организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
2. По возрастному составу:
– одновозрастные
– разновозрастные.
3. По структуре и характеру межличностных отношений:
– первичные– коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение;
– вторичные – состоящие из ряда первичных, отсутствие прямых межличностных контактов.
4. По социальному статусу:
– формальные имеющие юридически фиксированный статус и осуществляющие социально заданную деятельность;
– неформальные – добровольно объединяющиеся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.
Самоуправление – это реализация детьми определенных управленческих функций в рамках делегирования ими полномочий и ответственности.
Органы самоуправления:
собрание воспитанников – высший
актив – ядро коллектива
староста
временные коллективные органы – советы ,штабы
Идеи А.С. Макаренко:
1. Детский коллектив невозможен без детей и педагогов.
2. Первичный коллектив как основной инструмент воспитательного воздействия на ребенка.3. Принцип параллельного действия: педагог воздействует на личность через коллектив; важно умение организовать здоровый коллектив. (Общественное мнение)
4. Система перспективных линий (близких, средних и дальних): педагог должен увлечь коллектив и каждого воспитанника целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, но принесет удовлетворение, радость достижения.
5. Закон развития (движения) коллектива: коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.
6. Этапы развития детского коллектива по источнику предъявления требований и отношению к ним коллектива:
На I этапе воспитатель предъявляет требование коллективу в форме, не допускающей возражений.
На II этапе требование к личности предъявляется активом; актив должен получить реальные полномочия.
На III этапе требования исходят от коллектива в целом, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления.
На IV этапе требования предъявляются каждым воспитанником.
7. Закон педагогической целесообразности: обусловленность содержания жизни, деятельности и общения коллектива целями и задачами воспитания.
Идеи В.А. Сухомлинского:
1. Коллектив – средство нравственного и духовного развития ребенка.
2. В коллективе создается единство общественного и индивидуального.
3. Целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.
4. Духовное богатство личности как основа полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений.
5. Коллектив становится воспитывающей силой, если он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности.
6. Подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.
7. Принципы организации воспитательной работы с детским коллективом:
– богатство взаимоотношений между членами коллектива, между данным коллективом и другими коллективами;
– поддержка самостоятельности и творческого самовыражения каждого ребенка;
– формирование дисциплины и ответственности каждого воспитанника перед собой и перед товарищами;
– создание и передача традиций.
Идеи современных авторов (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова):
1. Создание детского коллектива обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности.
2. Коллектив – единство общего, особенного и единичного; его развитие имеет общие закономерности, различны типы и индивидуальные особенности коллектива.
3. Коллектив – единство организационной структуры и психологической общности, объект и субъект воспитания.
4. Взаимодействие личности с коллективом – двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособления в коллективе.
5. Коллектив способствует нивелировке личности и развитию ее индивидуальности.
6. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе.
7. Перспектива развития коллектива – коллектив общинного типа – разновозрастной, гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление.
Источник