Коллектив и развитие личности ребенка с проблемами

Коллектив и развитие личности ребенка с проблемами thumbnail

Формирование классного коллектива как благоприятной основы для развития личности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и раскрытия их индивидуальных способностей.

А.И. Гурьева, г.Шадринск

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.

В педагогике коллектив рассматривается как важнейшее средство формирования и развития личности ребенка, средство, эффективное в руках педагога, который умело использует его в целях воспитания.

Роль детского коллектива в коррекционной школе, особенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые обучающиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что крайне важно для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывал Л. С. Выготский, – является принципом построения высших психических функций и их становления.

В коррекционной школе это важнейшее направление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что в свою очередь оказывает определяющее влияние на развитие коллектива, в том числе классного. В нашу школу приходят дети с различным социальным опытом: некоторые уже начинали обучение, но были переведены в СКОУ в связи с диагнозом, другие не посещали не только школу, но и детский сад, у третьих здесь обучаются старшие братья и сестры, и, соответственно, моральная поддержка им обеспечена. Весь этот разнородный по составу класс необходимо как можно скорее ввести в активную школьную жизнь, помочь безболезненно адаптироваться. Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Весьма характерным проявлением в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива. Особенно, признаки классного коллектива слабо выражены в младших классах. Социальные отношения у детей вначале имеют сугуболичностный характер, доминирует забота о собственном комфорте и сохранении себя (в силу недугов, переживаний и раздражении и т.д.).

Часто дети с ОВЗ трудно адаптируются к условиям среды, уклоняются от общения с людьми. У детей формируется пассивная жизненная позиция. На почве невротических и психопатических осложнений обостряется предчувствие возможных упрёков, насмешек, осуждающих взглядов, ребенок становится груб, озлоблен, упрям, плаксив, легко психически раним. По этой причине требования к коллективу (его организации): обеспечить детям щадящий нравственный и эмоциональный климат, где ничего не должно напоминать о недостатках, дефектах и т.д. И, наоборот; создавать моменты стимулирования детского оптимизма и психической активности: подчёркивание малейших успехов, положительной оценки усилий, направленных на достижение видимых положительных результатов. Важно, чтобы каждый в коллективе чувствовал себя свободно, равноправно, тянулся к общению, дружбе. Ребёнок не должен быть пассивным наблюдателем, его нужно включать в коллективную деятельность, что будет развивать в нём навыки творческого содружества и взаимопомощи, сопереживание успехов и неудач, дружбу, товарищество и другие ценные качества.

Свою деятельность по формированию классного коллектива условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой: I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы. II. Организация классного соуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые пришли в школу, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Работу по организации коллектива надо начинать с изучения каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, направленности, его опыта в жизни коллектива.

Для того, чтобы укрепить взаимодействие детей, провожу групповые игры, с правилами, на сплочение, такие как:

  1. тактильные, на сближение и снятие телесного напряжения: «Путаница», «Прогулка слепых», «Лавата», «Носок-пятка», «Гусеница» и т.д.

  2. коммуникативные, на умение передавать мысли окружающим: «Комплименты», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Я хочу с тобой дружить», «Коробка с секретом» и т.д.

  3. социально – коммуникативные, на умение разрешать конфликты: «Тебя случайно толкнули», «Наступили на ногу в автобусе», «Обозвали», и т.д.

Часто учащиеся не всегда могут управлять своим поведением, у них не развито чувство долга перед другими, нет и чувства ответственности за свои поступки.

Поэтому, на пути по формированию классного коллектива, провела работу по организации классного соуправления. Прошли выборы командира класса и его помощника. Распределены обязанности по секторам: учебный, спортивный, трудовой, санитарный, культмассовый и сектор дисциплины и порядка. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, возможностей, а это способствует развитию активности, инициативы и ответственности. Совместно был оформлен классный уголок, который привел ребят к мысли, что класс – это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.

В формировании коллектива учащихся коррекционной школы одним из важных фактором является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми ребенок переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда ученик коррекционной школы судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения. Поэтому предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, но и те, кто значимо улучшили свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учёба – это труд и основная обязанность. Учебный процесс корригирует основной дефект ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его интеллект и создает необходимую предпосылку для активного и осмысленного участия в коллективе. По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников привлекаю к оказанию помощи слабоуспевающим (проверка записей в дневнике, выполнение письменных заданий, выученного стихотворения). Взаимопомощь имеет место и в других видах коллективной деятельности, например, при выполнении различных бытовых заданий, в общественно- полезном труде, спортивных соревнованиях.

Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеет их словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей со своими сверстниками и педагогами, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.

Одним из главных условий вовлечения ребенка, имеющего речевые нарушения, в активную деятельность, является его участие в работе коллектива, внимательное и терпеливое отношение к нему окружающих.

Ребята с удовольствием готовятся к каждому общешкольному мероприятию. Естественно желание самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Привлекаю всех детей, находя для каждого доступное ему дело. Через определённое время, они начинают осознавать, что от их общей деятельности по подготовке выступления и самого выступления, зависит в целом успех классного коллектива. Здесь наиболее естественным путем раскрываются потенциальные возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться. Любое проявление позитивного отношения ребенка к полезному занятию, желание участвовать в общем деле должны стимулироваться педагогом. Так с 1 класса дети участвуют в Дне инсценированной сказки, Фестивале творчества, в месячнике по гражданско-патриотическому воспитанию, Дне рождения школы, конкурсах поделок и т.д. Оказываю педагогическую помощь в деятельных усилиях ребенка такими словами: «Я тебе помогу… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь нужно сделать так …Попробуй еще…». У ребенка после таких слов появляется уверенность в выполнении отведенной ему роли. В своей работе использую самые разнообразные формы коллективных познавательных игр. Игра-путешествие, викторины, конкурсно-игровые программы, и т.д. Важно, чтобы игра отвечала таким требованиям: содействовала сплочению коллектива, имела познавательное значение, активизировала деятельность учащихся, обеспечивала мыслительную активность участников игры, создавала условия для детского творчества. Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Проходят в игровой форме классные часы на темы: «Планета друзей», «Манеры поведения», «Поговорим о вежливости», «О добросовестном отношении к труду», «О заботливом отношении к людям», «Не будь равнодушным» и т.д., акции «День мира», «День борьбы с терроризмом»

Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет

определить уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя, корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год. Для проведения исследования были выбраны методики:

– Психологический комфорт в классе (метод социометрии по методике Дж. Морено);

– Определение индекса групповой сплоченности Сишора;

– Тесты и тренингы на сплочение коллектива.

Ученики 1-3 классов школы часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни ребята им нравятся, а другие нет. Одна часть школьников выбирает товарищей ситуативно (по месту жительства и т.д.), другая по их личностным качествам (веселый, честный, смелый). Отрицательным мотивом выбора учащихся часто становятся черты характера – драчливость, неряшливость, лживость.

Умственно отсталые дети держатся однажды сложившегося мнения и, если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, не могут без посторонней помощи поменять к нему отношение.

Поэтому, необходимо показывать положительные стороны личности каждого ребенка. Обратить внимание не только на то, что и как ребенок умеет делать, каковы исполнительские возможности, но и как он относится к делу. Все это со временем дает возможность включения трудных детей в общее дело, где они могут стать полезными участниками, вырасти в глазах товарищей, изменить общее отрицательное мнение о себе.

Из всего сказанного следует вывод, что наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности – этого главного фактора существования и развития коллектива. Преодоление указанной трудности является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе. Считаю, если , как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, то тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, сделаю его чуточку счастливее в этом мире.

Список использованных источников

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1994.

2. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии – Учебное пособие Лекция 7.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М., 1994.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

5. Иванова М.Г., Портнова А.Г «Особенности взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе». //Сибирский психологический журнал. 2007. №25.

Источник

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник