Кольцова язык развития ребенка

Кольцова язык развития ребенка thumbnail

Кольцова Марионилла Максимовна

“РЕБЕНОК УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ”

Введение

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому созданы новые программ мы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями — о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И все это становится доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные или неправомерно широкие понятия и т. п.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его на игр, занятий. Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются следствием невнимательного отношения родных ребенка или персонала детского учреждения к речи малышей. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что, собственно, представляет собой процесс формирования речи, на что нужно обращать внимание.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?..

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания — психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Работы эти содержат много ценного и для практики. Родители, воспитатели могли бы почерпнуть в них немало полезного для себя. Однако исследования эти рассыпаны в разных специальных научных журналах и монографиях, и поэтому для широкого читателя они недоступны или малодоступны.

Задачей этой книги и является попытка обобщить основные факты, которые могут помочь глубже понять процесс формирования детской речи, и рассказать о них возможно более просто. Подобных книг нет, а, как показывают беседы с родителями и работниками яслей и детских садов, нужда в них очень большая. Не зная сущности явления, нельзя успешно влиять на него, даже имея хорошие методические рецепты (СНОСКА: У нас есть методические пособия, написанные известными педагогами. Из них можно особенно рекомендовать следующие: Е. И. Каверина-Банщикова. Методика развития речи детей первых двух лот жизни. М., изд. Ин-та сан. просв., 1948; В. А. Петрова. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. М., «Педагогика», 1970; Е. И. Тихеева. Развитие речи детей. М., «Просвещение», 1967.), как подчеркивал выдающийся педагог К. Д. Ушинский. Вот почему и при наличии хороших методических руководств необходимы также книги, рассказывающие о сущности речевой функции.

Другим поводом для создания этой книги была необходимость обратить внимание и родителей и воспитателей на то, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В книге используются данные исследований многих отечественных и зарубежных ученых. Широко представлены данные, полученные в лаборатории, руководимой автором. (СНОСКА: Это лаборатория высшей нервной деятельности ребенка в Институте физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.)

На протяжении более пятнадцати лет сотрудниками лаборатории изучаются механизмы формирования речи ребенка, а также физиологические условия, которые могут облегчить и ускорить этот процесс.

Естественно, что работы, проводимые учеными в этой области, стали возможны и дают особенно весомые результаты лишь в нашей стране, где забота о здоровье и гармоническом развитии подрастающего поколения является одной из основных задач Коммунистической партии.

Если эта книга окажется интересной и хоть в какой-то мере полезной для тех, кого волнуют вопросы становления детской речи, задачу ее можно считать выполненной.

Автор хочет выразить благодарность воспитателям и родителям, которые делились своими наблюдениями. Многие приведенные здесь примеры подсказаны ими.

АВТОР

Глава 1. Что такое речь?

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ПРИБАВКА НА УРОВНЕ ЧЕЛОВЕКА

Высшие животные, например человекообразные обезьяны, могут совершать довольно сложные, как будто «разумные» действия, но приходят к ним путем «проб и ошибок». Шимпанзе Рафаэль в опытах И. П. Павлова научился составлять пирамиду из ящиков разной величины для того, чтобы достать подвешенный к потолку плод. Сначала это не удавалось Рафаэлю: он ставил большой ящик на маленький (а однажды даже поставил ящик себе на голову), и все падало. Но наконец, после многих попыток стала получаться правильная пирамида (рис. 1). В опытах учеников И. П. Павлова обезьяне нужно было составить ключ из нескольких деталей, открыть этим ключом дверцу шкафчика и достать лакомство или игрушку. И опять животному пришлось совершить много проб, много раз ошибиться, прежде чем оно достигло цели.

Такой путь проходит и ребенок, знакомясь с окружающим миром. Допустим, полуторагодовалый малыш хочет сесть на стул. Сначала он ложится на него грудью, подтягивается, толкает стул, опрокидывает его и падает сам. Мама поднимает и ставит стул, а малыш повторяет свою попытку, подойдя к стулу с другой стороны, и опять неудачно. Наконец, он пододвигает деревянный ящик из-под кубиков, встает на него и взбирается на стул. Совсем как обезьянка, он ищет те действия, которые помогут достигнуть цели, и отбрасывает неудачные.

Однако очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи.

Валику 2 года 6 месяцев. Ему подарили заводного медведя, который танцует. Мальчику объясняют: «Вставь ключ вот в это отверстие и поверни несколько раз!»—и ребенок справляется с задачей без проб и ошибок: для него такой способ совсем не обязателен, раз он владеет речью.

С помощью слова малыш получает от взрослых и знания — сначала очень элементарные, а потом все более глубокие. Ему называют предметы, рассказывают, что ими делают. «Вот ложка. Держи ложку так, а теперь черпай кашку! Молодец, Митя, как хорошо ест кашу ложкой!» — говорит мать во время кормления своему годовалому сынишке.

Читайте также:  Развитие ребенка все профессии

Источник

Кольцова Марионилла Максимовна

“РЕБЕНОК УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ”

Введение

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому созданы новые программ мы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями — о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И все это становится доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные или неправомерно широкие понятия и т. п.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его на игр, занятий. Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются следствием невнимательного отношения родных ребенка или персонала детского учреждения к речи малышей. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что, собственно, представляет собой процесс формирования речи, на что нужно обращать внимание.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?..

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания — психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Работы эти содержат много ценного и для практики. Родители, воспитатели могли бы почерпнуть в них немало полезного для себя. Однако исследования эти рассыпаны в разных специальных научных журналах и монографиях, и поэтому для широкого читателя они недоступны или малодоступны.

Задачей этой книги и является попытка обобщить основные факты, которые могут помочь глубже понять процесс формирования детской речи, и рассказать о них возможно более просто. Подобных книг нет, а, как показывают беседы с родителями и работниками яслей и детских садов, нужда в них очень большая. Не зная сущности явления, нельзя успешно влиять на него, даже имея хорошие методические рецепты (СНОСКА: У нас есть методические пособия, написанные известными педагогами. Из них можно особенно рекомендовать следующие: Е. И. Каверина-Банщикова. Методика развития речи детей первых двух лот жизни. М., изд. Ин-та сан. просв., 1948; В. А. Петрова. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. М., «Педагогика», 1970; Е. И. Тихеева. Развитие речи детей. М., «Просвещение», 1967.), как подчеркивал выдающийся педагог К. Д. Ушинский. Вот почему и при наличии хороших методических руководств необходимы также книги, рассказывающие о сущности речевой функции.

Другим поводом для создания этой книги была необходимость обратить внимание и родителей и воспитателей на то, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В книге используются данные исследований многих отечественных и зарубежных ученых. Широко представлены данные, полученные в лаборатории, руководимой автором. (СНОСКА: Это лаборатория высшей нервной деятельности ребенка в Институте физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.)

На протяжении более пятнадцати лет сотрудниками лаборатории изучаются механизмы формирования речи ребенка, а также физиологические условия, которые могут облегчить и ускорить этот процесс.

Естественно, что работы, проводимые учеными в этой области, стали возможны и дают особенно весомые результаты лишь в нашей стране, где забота о здоровье и гармоническом развитии подрастающего поколения является одной из основных задач Коммунистической партии.

Если эта книга окажется интересной и хоть в какой-то мере полезной для тех, кого волнуют вопросы становления детской речи, задачу ее можно считать выполненной.

Автор хочет выразить благодарность воспитателям и родителям, которые делились своими наблюдениями. Многие приведенные здесь примеры подсказаны ими.

АВТОР

Глава 1. Что такое речь?

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ПРИБАВКА НА УРОВНЕ ЧЕЛОВЕКА

Высшие животные, например человекообразные обезьяны, могут совершать довольно сложные, как будто «разумные» действия, но приходят к ним путем «проб и ошибок». Шимпанзе Рафаэль в опытах И. П. Павлова научился составлять пирамиду из ящиков разной величины для того, чтобы достать подвешенный к потолку плод. Сначала это не удавалось Рафаэлю: он ставил большой ящик на маленький (а однажды даже поставил ящик себе на голову), и все падало. Но наконец, после многих попыток стала получаться правильная пирамида (рис. 1). В опытах учеников И. П. Павлова обезьяне нужно было составить ключ из нескольких деталей, открыть этим ключом дверцу шкафчика и достать лакомство или игрушку. И опять животному пришлось совершить много проб, много раз ошибиться, прежде чем оно достигло цели.

Такой путь проходит и ребенок, знакомясь с окружающим миром. Допустим, полуторагодовалый малыш хочет сесть на стул. Сначала он ложится на него грудью, подтягивается, толкает стул, опрокидывает его и падает сам. Мама поднимает и ставит стул, а малыш повторяет свою попытку, подойдя к стулу с другой стороны, и опять неудачно. Наконец, он пододвигает деревянный ящик из-под кубиков, встает на него и взбирается на стул. Совсем как обезьянка, он ищет те действия, которые помогут достигнуть цели, и отбрасывает неудачные.

Однако очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи.

Валику 2 года 6 месяцев. Ему подарили заводного медведя, который танцует. Мальчику объясняют: «Вставь ключ вот в это отверстие и поверни несколько раз!»—и ребенок справляется с задачей без проб и ошибок: для него такой способ совсем не обязателен, раз он владеет речью.

Читайте также:  Принцип развития способностей ребенка

С помощью слова малыш получает от взрослых и знания — сначала очень элементарные, а потом все более глубокие. Ему называют предметы, рассказывают, что ими делают. «Вот ложка. Держи ложку так, а теперь черпай кашку! Молодец, Митя, как хорошо ест кашу ложкой!» — говорит мать во время кормления своему годовалому сынишке.

Ребенка знакомят с некоторыми явлениями. Отец объясняет четырехлетнему Гене, откуда берется пар: «Смотри, вода в чайнике нагревается, делается паром и поднимается вверх. Видишь, сколько пара осело на окне? А стекло холодное, пар остывает и опять делается водой — вот уже капельки потекли по стеклу!» Немного спустя внимание ребенка обращают на тучу: «Это воду на земле нагрело солнышко, и она сделалась паром, поднялась вверх — помнишь, как из чайника! — и собралась в тучу. А когда там наберется много пара и он охладится, то польется дождем на землю».

Та зависимость явлений, о которой ребенок здесь узнает, может быть объяснена ему пока только с помощью слова — ее нельзя увидеть, потрогать руками. Вот почему речь играет такую огромную роль в формировании психической жизни малыша.

Рис. 1. И. П. Павлов наблюдает за опытом над шимпанзе Рафаэлем.

Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л. С. Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А. А. Люблинская, А. Р. Лурия, Н. X. Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т. д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

 «По словам выдающегося педагога К.Д.Ушинского, не зная сущности явления, нельзя успешно влиять на него, даже имея хорошие методические рецепты»
 из предисловия автора

Второй раз с огромным интересом перечитываю эту книгу. Первая ее часть «Ребенок учится говорить» написана более тридцати лет назад и по сути  представляет собой практически одну сплошную «скучную теорию». Если вы ищете готовых ответов и рецептов, то лучше потратьте деньги на мамский глянцевый журнальчик, где основные выводы из книжки уместят в полстраницы. Благо за 30 лет выводы эти перестали быть революционными и теперь  в общих чертах известны всем и каждому. Здесь же в поисках ответов нужно будет пробиться через мудреное устройство головного мозга, органов речи, первую-вторую сигнальные системы академика Павлова и прочую жуть. Да еще и выводы не структурированы, к примеру, по возрасту ребенка, а раскиданы по всей книге ровным слоем, так что и маме грудничка, и родителям пятилетки найдется куча полезной информации, осталось только ее отыскать .

Так что книжка в первую очередь все же ориентирована на специалистов, работающих с детьми. Но для интересующихся родителей она тоже будет очень привлекательна.

Попробую вкратце  изложить, что можно отыскать в этой тоненькой книжке.

Все начинается с понимания.

«Трехлетняя Машенька с упреком спрашивает своего плюшевого мишку: «Ну почему ты не говоришь? Ведь у тебя есть язычок – значит, ты можешь говорить?!» Некоторые взрослые люди, подобно Машеньке, представляют себе, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани, и т.д. На самом деле это не так.»

Значительная книги посвящена сенсорной речи, т.е. пониманию того, что говорят другие. Родителей гораздо сильнее заботит речь моторная, т.е. собственно произношение звуков. Но именно с понимания смысла слов начинается речь, и начинается задолго до того, как ребенок произнесет первое слово. И умение правильно произносить звуки-слова, еще не означает, что ребенок их понимает.

Отловленные интересные факты:

  • Восьмимесячный ребенок не умеет «понимать» отдельные слова, он может отреагировать на фразу, только если находится в привычной обстановке, если с ним говорит определенный человек и с определенной интонацией. К году ребенок начинает реагировать на сами слова.
  • Дети с трудом связывают слова с предметом, если только видят его. Для лучшего запоминания нужно дать ребенку потрогать показываемый предмет и поиграть с ним.
  • Для того, чтобы дети успешно могли превратить слово в понятие (т.е. не вот эта конкретная книга, а книги вообще), необходимо называть и показывать как можно большее число действий с данным предметом («открой книгу», «закрой книгу» и т.п.), а не просто называть ребенку предмет.
  • Гораздо полезнее не просто рассказывать ребенку сказки, петь песенки и читать книжки (хотя, разумеется, это тоже необходимо), но в первую очередь вовлекать ребенка в игры с предметами в качестве участника, показывая и комментируя все действия.

«Нередко в семье бывает так: с ребенком много разговаривают, поют ему песенки, а когда он подрастает – без конца читают ему книги. Как будто создаются благоприятные условия для развития речи малыша. Между тем результаты часто оказываются далеко не блестящими.

Оля Р (2г4м) – единственный и долгожданный ребенок в семье. Днем она на попечении бабушки, которая то рассказывает сказки, то поет песенки, всячески развлекая девочку, а вечером мама и папа вырезают из бумаги кукол и устраивают перед ней инсценировки сказок. Оля сидит, вяло слушает и смотрит на все совершенно пассивно. Проверка показала, что девочка знает лишь названия отдельных предметов (около 15 слов вместо 400, которые ей полагалось знать в этом возрасте) и около 20 названий действий. Отсюда очевидно, что большая часть того, что бабушка и родители рассказывают Оле для нее остается просто шумом – она не усваивает и не понимает многих слышимых слов»

Но и когда ребенок научится говорить, и, казалось бы, понимать «все», работа над развитием понимания не заканчивается. Например, существует аж четыре степени обобщения, которыми могут обладать слова. И чем старше ребенок, тем бОльшую степень обобщения он может постичь. Четвертый и последний уровень доступен детям лишь на пятом году жизни. И «само собой» тут ничего не происходит. «Для того, чтобы приблизить понимание речи у детей к нашему, нужна систематическая работа с ними».

Так что не расслабляйтесь, родители говорящих детей. Говорить и понимать – разные вещи, и в книжке можно почерпнуть много полезного именно по проблемам понимания.

Речь с рождения?

«Не думайте, что обучение малыша речи началось только, когда он стал повторять за вами слова».

Заниматься с ребенком необходимо с самого его рождения. Говорить с ним, реагировать на его гуление, имитировать его, выражать мимикой свое одобрение и радость от звуков, произносимых ребенком. Впрочем, это ни для кого не секрет. Но кое-что многие упускают из вида.

«Предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, когда ребенок не может слышать себя и взрослого. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, которые считают, что ребенка с раннего возраста нужно приучать к шуму, иначе, дескать, он избалуется… Кстати, когда взрослые сами занимаются или отдыхают, они обычно требуют тишины. Кроме того, незрелая система ребенка особенно чувствительна к вредному воздействию шума. Это совсем не баловство – это только забота о правильном развитии малыша.»

Читайте также:  Раннее развитие ребенка оборудование

Еще один момент часто упускается из виду. При «разговоре» ребенок должен хорошо и близко видеть лицо взрослого. А зачастую мама занимается своим делом, параллельно что-то рассказывая и напевая ребенку. Между тем  «2-3 минуты, полностью уделенные малышу, принесут ему гораздо больше пользы, чем длинные разговоры, когда ребенок слышит взрослого, но не видит его лица».

В книжке можно посмотреть таблички примерных сроков развития голосовых реакций у младенцев, а также развития речи ребенка. Правда, таблицы эти в большой мере условны, и слепо верить тому, что каждый ребенок к двум годам, к примеру, должен говорить 300 слов и начинать употреблять падежи, наверное, не стоит. Но все же основную последовательность  стоит себе представлять, хотя бы для того, чтобы не ждать от ребенка слишком многого, что тоже зачастую случается . И, несмотря на то, что дети индивидуальны и речь каждого развивается в своем темпе, на ее развитие влияют очень много факторов, так что если ребенок не укладывается в свои рамки, паниковать по этому поводу не стоит, но, возможно, стоит внимательно посмотреть, не тормозит ли что-нибудь начало детской болтливости. Кроме того, у ребенка могут быть какие-либо расстройства речи (этому посвящена отдельная глава книги), и в таком случае чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем успешнее будет лечение. «Следует подчеркнуть еще один момент: при малейшей задержке в развитии речи необходимо обращаться к логопеду, а если имеются симптомы невротические (например, заикание), то и к невропатологу». Это вовсе не означает, что любая задержка речи является патологией, скорее всего ничего в этом страшного нет, но все же необходима консультация специалиста, чтобы не упустить возможные проблемы.

«Очень важно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами. Подчас приходится наблюдать, особенно в семье, где ребенку уделяется много внимания, что его желание предупреждаются, прежде чем он успеет выразить их словами. Только он потянется к яблоку – мама или бабушка сейчас же подают ему. Он берет маму и тянет в сторону двери: «Котя хочет гулять? Сейчас пойдем». В таких условиях малышу нет надобности пользоваться речью: взрослые все скажут за него сами… В детских учреждениях также очень часто няня или воспитательница обращается к детям в такой форме, когда словесная реакция с их стороны не требуется.»

Очень забавный абзац:

«Когда вы разговариваете с малышом, не говорите зря. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что мама или бабушка непрерывно говорят с малышом, и, конечно, он устает от этого и уже не слушает. Речь взрослого становится в таком случае чем-то вроде звуков постоянно включенного радио – их уже не замечают.»

Напрашивающийся вывод: разговаривать с ребенком нужно, но главное не переусердствовать с этим, чтобы не расслаблялся, не болтайте зря , поменьше читайте книжек и произносите пустых звуков, больше показывайте, называйте и давайте потрогать.

А если ребенок не заговорил?

Все условия для речи созданы, с ребенком активно занимаются, а говорить он все-таки отказывается. В чем же причина?

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, – это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он начинает артикулировать слоги. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком.

Но как выяснилось, это вовсе не так. Конечно, это необходимое условие для развития речи, но вовсе не самое главное.

Оказывается, определить, как у ребенка развита речь, можно не услышав от него ни одного слова. Достаточно лишь поглядеть, как он умеет шевелить пальцами. Если ребенку удаются изолированные движения пальцев (показать 1 пальчик, два, три), то он говорящий, если же пальцы напряженные или, наоборот, «ватные» и шевелиться по отдельности не могут, то ребенок не говорит.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

А это означает, что для развития речи необходимо развивать движения пальцев, причем начинать делать это необходимо уже с младенческого возраста.

А как развивать пальцы?

И в этом поможет уже вторая часть книги «Пальчиковый игротренинг» М.С.Рузиной. В ней приведены «народные» пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Дело в том, что «традиционные» игры на развитие мелкой моторики – шнуровки, мозаики, лепка и тому подобные, не обеспечивают полное и правильное этой моторики развитие. Во-первых, они тренируют только «главные» пальцы, а безымянный и мизинец почти не участвуют в играх. А во-вторых, эти игры используются для развития движений сжатия, и почти никогда – растяжения и расслабления, что приводит к перекосу в развитии пальцев и повышенному мышечному тонусу. Именно поэтому помимо обычных занятий на развитие моторики необходимы специальные упражнения на все виды движений всех пальцев рук. Такие игровые упражнения и приводятся в книжке. Предназначены они для детей всех возрастов, самым маленьким (лет до двух) подойдут лишь некоторые, в полном объеме заниматься по этой книжке имеет смысл с дошколятами.

Авторы приводят исследование эффективности занятий по этой методике с шестилетками (всего лишь 3 раза в неделю по 20минут!), результаты просто потрясающие.

Немного о грустном. В книжке приведены отличные упражнения и игры, но маленький формат книги, качество издания  и отсутствие красочных иллюстраций не позволяют использовать ее как непосредственное пособие для игры с ребенком. Игры эти нужно предварительно вызубрить или скопировать и распечатать на большом листе бумаги. Так что мне лично удобнее заниматься с ребенком по красочно оформленным книжкам, которые ребенок может сам взять с полки, полистать, порассматривать иллюстрации к каждому упражнению. А «пальчиковый игротренинг» с отличными играми лежит без особого применения. Занимаемся мы не сказать чтобы регулярно и часто, но тем не менее по ребенковым рисункам заметно, что развитие пальцев идет в нужном направлении . Например, вот как продвигается у нас рисование человека:

Алиса, 2г 2мес

Алиса, 2г 6мес

Алиса, 2г 8мес

И надо сказать, что все рывки в речи и рисовании у нас четко связаны с освоением очередных ранее недоступных «комбинаций из трех пальцев» .

Вердикт: для интересующихся родителей книжка будет очень интересной и познавательной. И если вы (в отличие от меня) в состоянии прочитать заранее описание какой-нибудь пальчиковой игры, запомнить текст и движения, а потом воспроизвести все это ребенку, то вам будет полезна и вторая часть книжки. Если нет, то придется поискать что-нибудь более красочное и доступное .

Источник