Когнитивное развитие ребенка тесты

Когнитивное развитие ребенка тесты thumbnail

Диагностическое интервью с детьми второго года жизни

1. Как тебя зовут?

2. Кто это (Показ на взрослого, хорошо знакомого ребёнку).

3. Что это? (Показ хорошо знакомых шести объектов)

4. Покажи мне ротик, носик, ножку, и т.д. (Показ любой части тела в ответ на просьбу взрослого).

5. Возьми чашку, принеси мне мяч, покачай куклу и т.д. (Выполнение простых действий по просьбе взрослого).

Оценка результатов по пунктам 1 – 5:

1 балл – правильно называет (показывает)

0,5 балла – отвечает (показывает) неточно, задаёт много наводящих вопросов для получения правильного ответа (показа)

0 баллов – не может ответить (показать) правильно на вопрос даже с помощью взрослого.

6. Нарисуй что-нибудь

Оценка результатов:

1 б – рисует сам продолжительное время;

0,5 б – рисует с помощью взрослого, быстро устаёт.

0 б – рука пассивная

7. Возьми игрушку. (самостоятельная игра с разнообразными игрушками и пособиями).

Оценка результатов:

1 б – занимается с удовольствием, проявляет познавательную активность, обращается (жестами, словами) к помощи взрослого, если что-то не получается;

0,5 – внимание неустойчиво, легко отвлекается и находится как бы во власти зрительного восприятия: увидев пирамидку, играет с ней, заметив кубики – бросает пирамидку, берёд кубики;

0 б – интерес отсутствует.

8. Собери кубы. (Складывание кубов трёх контрастных величин). Взрослый на глазах у ребёнка достает кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего предлагает ребёнку вновь собрать кубы.

Оценка результатов:

1балл- собирает кубы соответственно их величине (не более трёх проб);

0,5 б – допускает множество проб и ошибок;

0 баллов – не понимает способа выполнении.

9. Закрой окна в домике. (Размещение вкладышей в соответствующие отверстия).

Взрослый предлагает ребёнку вставить фигурные блоки в отверстия соответствующей формы (квадрат, круг, треугольник)

Оценка результатов:

1 балл – все фигуры располагает правильно, задание выполняет методом зрительного соотнесения с самокоррекцией, единичных ошибок;

0,5 – балла – действует методом проб и ошибок;

0 баллов – не справился с заданием.

10. Беседа с ребёнком во время совместной деятельности.

Оценка результатов:

1 балл – понимает речь взрослого, отвечает на вопросы, пользуется простыми фразами, но чаще словами-предложениями, активно использует в речи правильно произнесённые слова;

0,5 балла – понимает речь взрослого, активно использует облегчённые слова, говорит на своём языке – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающие слова;

0 баллов – ситуативный уровень понимания речи, речь лепетная, мало слогов, не произносит слова.

Диагностическое интервью с детьми третьего года жизни.

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут маму? Папу?

4. Кто летает? Ч то растёт? Что греет?

5. Чего на картинке много? Мало?

Оценка результатов по пунктам 1-5:

1 б – отвечает правильно, допускает вспомогательные вопросы взрослого;

0,5 б – отвечает неточно, задаёт много наводящих вопросов для получения правильного ответа;

0 б – не может ответить даже с помощью взрослого.

6. Нарисуй круглый мяч.

Оценка результатов:

1 б – круг представляет собой замкнутую линию;

0,5 балла – круг не дорисован, не замкнут;

0 б – не справился с заданием, рисует отдельные штрихи, линии.

7. Подбери по цвету флажки.

Взрослый предлагает ребёнку взять себе флажок любого цвета и найти такой же. Затем спрашивает «Какого цвета флажок?

Оценка результатов для детей 2 лет – 2 лет 6 месяцев:

1 б – правильно соотносит четыре и более цветов;

0,5 балла – правильно соотносит два-три цвета;

0 бал – соотносит правильно только один цвет или не справляется с заданием.

Оценка результатов для детей 2 лет 6 м. – 3 лет:

1 балл – правильно соотносит все цвета, правильно называет 4 и более цветов;

0,5 балла – правильно соотносит все цвета, правильно называет 2-3 цвета;

0 баллов – ошибается в соотнесении предметов по цвету, правильно называет один цвет или не называет цвета.

8. Закрой окна в домике. (Размещение вкладышей в соответствующее отверстие).

Оценка результатов:

1 балл – все фигуры располагает правильно, задание выполняет методом зрительного соотнесения с самокоррекции единичных ошибок;

0,5 балла – действует методом проб и ошибок;

0 баллов – не справился с заданием.

9. Собери мисочки.

Взрослый перед ребенком раскладывает формочки от пирамидки, говорит: «Мишка поел, а посуду не сложил. Давай поможем сложить ему мисочки. Я покажу, как это надо сделать. Сначала надо выбрать самую большую мисочку, затем в нее положить поменьше…». Показав образец выполнения задания, предлагает дальше действовать самостоятельно.

Оценка результатов:

1 балл – задание выполняет методом зрительного соотнесения с самокоррекции единичных ошибок;

0,5 баллов – действует методом проб и ошибок;

0 баллов – не понимает способы выполнения, не справился с заданием.

10. Беседа на любую близкую ребенку тему, например «игрушки», «домашние животные», «семья» и т.д.

Оценка результатов:

1 балл – понимает речь взрослого, отвечает на его вопросы, в своей речи пользуется многословными предложениями (более трех слов), употребляя прилагательные и местоимения, задает вопросы (что, кто, где, куда, почему, когда?), пользуется правильно произнесенными словами;

0,5 балла – понимает речь взрослого, отвечает на вопросы, при этом пользуется словами или предложениями, состоящими из двух слов, пользуется произнесенными правильно словами;

0 баллов – понимает речь взрослого, отвечает на вопросы, пользуется словами облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), двух словными предложениями в момент сильной заинтересованности.

Диагностическое интервью с детьми четвертого года жизни.

1. Кто ты своей маме? Папе? Бабушке?

2. Назови время года.

Взрослый показывает ребенку рисунки с изображениями времен года, просит внимательно посмотреть и сказать, какое время года изображено на каждом рисунке.

3. Что остается на земле после дождя?

4. Назови одним словом: пирамидка, кукла, мишка.

5. Положи карандаш на книгу (под, в, с боку и т.д.)

Оценка результатов:

1 балл – отвечает правильно, допускаются единичные вспомогательные вопросы взрослого;

0,5 балла – отвечает не точно, задает много наводящих вопросов для получения правильного ответа;

0 баллов – не может ответить на вопрос даже с помощью взрослого, ответ «не знаю».

6. Найди похожие картинки.

Взрослый перед ребенком в случайном порядке раскладывает предметные картинки с изображение цветов, одежды, посуды, животных (по 3 картинки каждой группы) затем просит найти похожие картинки, обосновать свой выбор.

Оценка результатов:

1 балл – самостоятельно группирует все наборы картинок, обосновывает на понятийном уровне;

0,5 балла – выполняет задания с дозированной помощью взрослого, группирует на понятийном и функциональном уровне;

0 баллов – не справляется с заданием, с трудом принимает решение.

7. Собери разрезанную картинку (из четырех частей).

Оценка результатов:

1 балл – складывает картинку методом целенаправленных проб;

0,5 балла – действует методом проб и ошибок, нуждается в помощи взрослого;

0 баллов – не справляется с заданием даже с помощью взрослого.

8. Положи фигуры в домик. (Размещение объёмных фигур в ящик через прорези)

Оценка результатов:

1 балл- правильно соотносит с прорезью пять-шесть фигур, самостоятельно корректирует единичные ошибки;

Читайте также:  Журнал для развития ребенка

0,5 балла – действует методом проб и ошибок, правильно соотносит три-четыре фигуры;

0 баллов – задание представляет большое затруднение; соотносит не более двух фигур.

9. Собери пирамидку.

Оценка результатов:

1 балл – здание выполняет методом зрительного соотнесения, самостоятельно корректирует единичные ошибки;

0,5 балла- действует методом проб и ошибок, нуждается в помощи;

0 баллов – не справился с заданием.

На том же материале предложить выбор самого маленького и самого большого элемента.

10. Назови цвета колец у пирамидки.

Оценка результатов:

1 балл – называет 4 и более цветов.

0,5 балла- называет два-три основные цвета;

0 баллов – называет менее двух цветов.

Диагностическое интервью с детьми пятого года жизни

1. Расскажи, какая пора года сейчас? Какая пора года была перед весной? Какая пора наступит после весны?

2. Чем отличается день от ночи?

3. Положи карандаш сверху листа (снизу, справа, слева, посередине).

4. Назови одним словом. (Предъявление картинок с изображением кота, собаки, коровы).

5. Залатай коврик. Взрослый показывает ребёнку коврик, а также несколько кусочков материи, которыми можно залатать имеющую на коврике дырку таким образом, чтобы рисунки коврика и заплатки не отличались.

6. Чего не хватает на рисунке ? На картинке не хватает какой то существенной детали, например, у кошки нет хвоста.

Оценка результатов по пунктам 1-6

1 балл – отвечает правильно; допускаются единичные вспомогательные вопросы взрослого ребёнку;

0,5 балла – отвечает неточно, задаёт много наводящих вопросов для получения правильного ответа;

0 баллов – не может ответить на вопрос даже с помощью взрослого, отвечает: «Не знаю».

7. Назови одним словом, определить, что лишнее. (Предъявление картинок с изображением моркови, помидора, яблока, капусты).

Оценка результатов:

1 балл – исключает предметы на понятийном уровне;

0,5 балла – исключает на функциональном уровне;

0 баллов – делает неправильный выбор, который не всегда может обосновать, не знает ответа.

8. Продолжи предложение: «Автобус остановился, потому что…..»

Оценка результатов:

1 балл – легко устанавливает причинную связь, строит предложение грамматично верно.

0,5 балла – содержание ответа носит полупричинный характер; допускает грамматические ошибки;

0 баллов – отказывается дать ответ с неверной причинностью.

9. Собери сюжетную картинку (4-5 частей)

Оценка результатов:

1 балл – выстраивает картинки в логической последовательности, даёт обоснование;

0,5 балла – нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибки с помощью взрослого;

0 баллов – нарушает логическую последовательность, обосновать не может.

10. Узнай, кто нарисован на картинке? (Предъявление фрагментов изображения).

Оценка результатов:

1 балл – узнает предмет по первым двум фрагментам;

0,5 балла – определяет, что изображено на картинке, только по третьему фрагменту;

0 баллов – называет, что изображено на картинке, лишь по последнему, четвёртому фрагменту.

Диагностическое интервью с детьми шестого года жизни

1. Чего не хватает на рисунке?

На картинке не хватает какой-то существенной детали, например, у стола – четвёрной ножки.

2. Завтракаем мы утром. Когда мы ужинаем? Что мы делаем днём?

3. Скажи, что неправильно.

Взрослый предлагает внимательно послушать предложение и найти ошибку: «Наступила осень, из тёплых стран прилетели скворцы и грачи». «С деревьев опали листья, дети пошли в лес за подснежниками».

4. Назови одним словом. Предъявление картинок с изображением малины, земляники, вишни.

5. Чем отличается: девочка и мальчик? (самолёт и птица?)

Оценка результатов по пунктам 1 – 5:

1 балл – отвечает правильно; допускается единичные вспомогательные вопросы взрослого ребёнку;

0,5 балла – отвечает неточно; требуется много наводящих вопросов для получения правильного ответа;

0 баллов – не может ответить на вопрос даже с помощью взрослого, отвечает: «Не знаю».

6. Продолжи предложение: «Девочка весело смеялась, потому что …..»

Оценка результатов:

1 балл – легко устанавливает причинную связь, строит предложение грамматически верно;

0,5 балла- содержание ответа носит полупричинный характер; допускает грамматические ошибки;

0 баллов – отказывается дать ответ или дает ответ с неверной причинностью.

7. Объясни, что лишнее почему? (Предъявление картинок с изображением стола, стула, книжного шкафа, книги).

Оценка результатов:

1 балл – исключает предмет на понятийном уровне;

0,5 балла – исключает на функциональном уровне;

0 баллов – неправильный выбор, который не всегда может обосновать, не знает ответа

8. Собери сюжетную цепочку (4-5 картинок)

Оценка результатов:

1 балл – выстраивает картинки в логической последовательности, даёт обоснование;

0,5 балла- нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибки с помощью взрослого;

0 баллов – нарушает логическую последовательность, обосновать не может.

9. Покажи правильно.

Взрослый садится напротив ребёнка и предлагает ему показать свои правую и левую руки. Если ребёнок правильно показывает, взрослый говорит: «Покажи, где у меня правая рука, а где левая».

Оценка результатов:

1 балл – выполняет задание правильно;

0,5 балла – ребёнок указывает на правую и левую руки взрослого методом зеркального перенесения;

0 баллов – не может показать свои правую и левую руки

10. Дорисуй фигуру, чтобы получился предмет.

Оценка результатов:

1 балл – рисунок оригинальный, красочный, детали тщательно проработаны;

0,5 балла – детали и образы рисунка проработаны недостаточно;

0 баллов – рисунок очень простой, схематически нарисованы лишь отдельные черты и линии, каракули.

Итоговый уровень:

Очень высокий – 9,5 – 10 баллов.

Высокий – 7, 5 – 9 баллов.

Средний – 5 – 7 баллов.

Низкий – 2,5 – 4,5 балла

Очень низкий – 0 – 2 балла.

При низком уровне проводится консультация дефектолога

ЛИСТ НАПРАВЛЕННОЙ БЕСЕДЫ № _____

І. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Дата беседы __________________________

2. Имя, фамилия ребёнка ____________________________________________

3. Дата рождения ребёнка ___________________________________________

4. Сведенья о семье:

Мама (ФИО) ______________________________________________________

Возраст __________________________________________________________

Образование, специальность, место работы ____________________________

__________________________________________________________________

Папа (ФИО)_______________________________________________________

Образование, специальность, место работы ____________________________

__________________________________________________________________

Другие члены семьи (перечислить) ___________________________________

__________________________________________________________________

Домашний телефон, мобильный ______________________________________

Были ли осложнения в период беременности? __________________________

Как протекали роды? _______________________________________________

Было ли что проблематично в раннем развитии ребёнка? _________________

__________________________________________________________________

Какие болезни перенёс ребёнок ? _____________________________________

__________________________________________________________________

Какое обычное состояние у ребёнка (спокойное, плаксивое, возбуждённое, тревожное и т.д.)? __________________________________________________

__________________________________________________________________

Какой у ребёнка аппетит?____________________________________________

Как ребёнок спит?__________________________________________________

Как реагирует на отсутствие матери? __________________________________

__________________________________________________________________

Нравится ли ребёнку общаться со взрослыми?, детьми? __________________

__________________________________________________________________

Какие у ребёнка любимые игрушки? __________________________________

__________________________________________________________________

Чего боится ребёнок? _______________________________________________

Чему радуется? ____________________________________________________

Посещал ли раньше ребёнок детский сад, если да, то как протекала адаптация? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Что бы Вы хотели дополнительно сообщить о ребёнке, об особенностях его воспитания в семье (домашнее имя, привычки, нелюбимое блюдо и т.д.) ____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные психологического обследования

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наблюдение за психологическими проявлениями ребёнка

Эмоциональное состояние (эмоционально возбудим, неустойчивое поведение, слёзы, настороженность, беспокойство, спокойное состояние, бодрое жизнерадостное настроение и т.д.).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер деятельности (наблюдает, подражает, манипулирует, самостоятельные игровые действия и т.д.) _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к окружающим детям и взрослым (легко идёт на контакт, не идёт на контакт, выраженное чувство привязанности к матери, радуется общению с детьми (взрослыми), сердится и т.д.)

Читайте также:  Раннее развитие ребенка от 1 года в саратове

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Интерес к заданиям (усидчивый, вялый, пассивный, нетерпеливый, выполняет с удовольствием и т.д.)_____________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации родителям ____________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации педагогам ____________________________________________

__________________________________________________________________

Профилактическая работа ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные психологического обследования

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

ФИ ребёнка ________________________________________________

Группа_____________________________________

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

ФИ ребёнка ________________________________________________

Группа_____________________________________

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

ФИ ребёнка ________________________________________________

Группа_____________________________________

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

ФИ ребёнка ________________________________________________

Группа_____________________________________

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Источник

Мониторинг определения уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет.

«Графический диктант» Д. Б. Эльконина. Тест для исследования ориентации в пространстве.

Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0-3 баллов – низкий;
3-6 баллов – ниже среднего;
7-10 баллов – средний;
11-13 баллов – выше среднего;
14-16 баллов – высокий.

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.Стимульный материал

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:К = 2С / П, гдеС – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, гдеА – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Расшифровка показателей:

Результат

Значение

0–2

Очень высокая устойчивость

3–4

Высокая

5–6

Средняя

7–8

Низкая

9–10

Очень низкая

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:С = (So / S) * 100, гдеSo – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Расшифровка показателей:

Результат в %

Расшифровка

0–20

Очень высокая переключаемость

21–40

Высокая

41–60

Средняя

61–80

Низкая

81–100

Очень низкая

Читайте также:  Дисгармоничное развитие ребенка презентация

Тест “Лабиринты-2009. Форма В”

Название теста. Тест “Лабиринты-2009. Форма В”

Предназначение. Этот тест предназначен для оценки уровня развития визуально-моторной интеграции. Тест относится к невербальным психодиагностическим методикам на интеллектуальные способности. Уровень развития визуально-моторной интеграции является одной из важных характеристик наглядно-действенного мышления. Данный тест поможет оценить и уровень беглости наглядно-действенного мышления, и объём внимания.

Методику можно применять в практике работы школьного психолога для уточнения характера проблем, связанных с вниманием. Стимульный материал методики хорошо подходит и для упражнений по развитию внимания и визуально-моторной интеграции.

В комплекте с другими методиками “Лабиринты” можно применять в профориентации, профотборе. Уровень развития визуально-моторной интеграции высоко коррелируется с уровнем технического интеллекта.

Достоинством методики является то, что её можно применять как в индивидуальной работе, так и групповой. Стимульный материал представляет из себя двенадцать лабиринтов разной сложности. У входа в лабиринт нарисован колобок. В самом лабиринте имеется несколько точек, обозначенных буквами “А”, “Б”, “В” и т.д. Количество букв всегда чётное (2, 4, 6 и т.д.). До половины букв колобок может “добраться”. До другой половины нет. Испытуемый должен, не делая никаких пометок на самом лабиринте, определить буквы, до которых колобок может “добраться”. Эти буквы заносятся им лично или психологом в бланк ответов. Буквы заносятся в произвольном порядке (необязательно в алфавитном).

Методика не предполагает наличие ограничений во времени.

Всего методика “Лабиринты-2009” имеет четыре формы (А, Б, В и Г). Данная — форма В.

Оцениваемые качества. Визуально-моторная интеграция . Объём внимания

Возрастная категория. 7+

Инструкция

Испытуемому выдаётся стимульный материал и бланки ответов. Необходимо следить за качеством стимульного материала: на нём не должны присутствовать какие-либо пометки, оставшиеся от предыдущих тестирований, качество распечатки должно быть достаточно высоким. Предлагается следующая инструкция.

Инструкция. Перед тобой имеется двенадцать лабиринтов. Одни лабиринты лёгкие, другие сложные. В каждом лабиринте скрыто несколько букв. У входа в каждый лабиринт стоит Колобок. До некоторых букв Колобок может добраться, а до некоторых не может, потому что ему мешают стены. Помоги найти Колобку как можно больше букв. Для каждого лабиринта напиши буквы, до которых Колобок может дойти. Сильно не торопись, но и долго не сиди над каждым лабиринтом. Если какой-то лабиринт не получается пройти, то переходи к следующему. Если хочешь, то потом можешь опять вернуться к этому лабиринту. Успехов!

Задания

Лабиринт 1

Лабиринт 2

Лабиринт 3

Лабиринт 4

Лабиринт 5

Лабиринт 6

Лабиринт 7

Лабиринт 8

Лабиринт 9

Лабиринт 10

Лабиринт 11

Лабиринт 12

Бланк ответов

1) ________________

2) ________________

3) ________________

4) ________________

5) ________________

6) ________________

7) ________________

8) ________________

9) ________________

10) ________________

11) ________________

12) ________________

Обработка результатов

Сверьте ответы испытуемого со следующим ключом.

КЛЮЧ

1) Б

2) А

3) Б

4) А

5) Б Г

6) А В

7) А Б Д

8) А Д Е

9) Б Е Ж З

10) Б Г Д Ж

11) А Д Е И К

12) Б В Г Д Л М

Порядок букв в каждом задании не имеет значения. За каждое верно решённое задание начисляется два балла. За неверно решённое — ноль баллов. Если испытуемый не послушался и делал пометки непосредственно на стимульном материале, тогда в случае верного решения начисляется лишь один балл. Таким образом, максимальное количество баллов составляет 24.

Ниже приводится таблица примерных нормативов для разных возрастов.

Возраст

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7 – 10 лет

0 – 4

5 – 10

11 – 24

11 – 14 лет

0 – 9

10 – 15

16 – 24

15+ лет

0 – 13

14 – 20

21 – 24

Методика “Раздели на группы”

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Стимульный материал к методике «Раздели на группы».

Оценка результатов

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Проверка зрительной памяти дошкольников (методика Векслера)

Данная методика позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Детям дают 4 рисунка:

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты диагностики:

1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат — 14 баллов.

Итоги:

• хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
• средней зрительной памяти свидетельствует результат — 9 – 6 баллов,
• низкой зрительной памяти свидетельствует результат – 5 – 0 баллов.

Источник