Когнитивное развитие ребенка с овз

Когнитивное развитие ребенка с овз thumbnail

Зыбина Н.А., педагог-психолог

МБОДУ № 69 «Мальвина»

г. Тамбов

В ФГОС ДО образовательной области представляют следующие направления развития ребенка:

– Социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое;

– физическое развитие.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2).

Задача детского сада в психолого-педагогическом сопровождении дошкольника, это сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации.

Познавательное развитие детей с ОВЗ предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, познавательных процессов и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)…

На успешность усвоения знаний у детей с ОВЗ большую роль оказывает уровень развития познавательных процессов. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Под влиянием обучения происходит интенсивное развитие памяти, восприятия, внимания, мышления. Познавательные процессы у детей с ОВЗ развиваются в игровой деятельности с использованием различных упражнений.

ВОСПРИЯТИЕ в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Дети передает другим не только то новое, что они узнали, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия: “Перевертыши” (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок). “Как пройти к зайке”, “Путешествие по комнате”, “Куда пойдешь, что найдешь” (ориентация в пространстве по плану – схеме). “Узнай форму” (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры). “Найди отличия” (учить находить отличия у похожих предметов). “Построй по росту” (построить предметы, соответственно их высоте). “Сложи картинку” (составить из частей целую картинку). “О чем я говорю?” (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь). “Какое время года?” (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года). “Угадай предмет” (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

В результате дети в ОВЗ учатся различать предметы на ощупь. Формируются признаки предметов: форма, цвет, вкус. Учатся соотносить предметы по величине. Формируется умение составлять из частей целое. Учатся осуществлять выбор предметов по словесному описанию. Учатся различать основные признаки разных времен года. Знакомятся с пространственными представлениями: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом. Формируются сенсорные эталоны формы.

ВНИМАНИЕ – психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок с ОВЗ выбирает ту, которая наиболее интересна и значима для него.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания:

“Запрещенное слово”. (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные слова и не говорить “да” и “нет”). “Найди отличия”. “Найди два одинаковых предмета”. “Будь внимателен” (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде). “Волшебное слово” (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: “Пожалуйста!”). “Где что было”, (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось). “Назови, что ты видишь” (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате). Игра “Делай так …” (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия). «Найди отличия», «Путаница», «Лабиринты», «Найди два одинаковых рисунка».

Данные упражнения и игры способствуют развитию внимания, учат сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления, в соответствии с целью, учат детей сосредотачиваться на деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону.

ПАМЯТЬ

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти: “Запомни предметы” (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию);”Детектив” (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил); “Пирамида” (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д.); “Что ты видел в отпуске?” (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях); “Следопыт” (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти); “Что ты ел на обед?” (ребенок должен перечислить все, что ел на обед); “Одежда” (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром); “Нарисуй такой же” (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет); “Я положил в мешок” (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке);”Короткий рассказ” (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его); “Башня” (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать);”Фигурка из палочек” (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

После данных игр и упражнений у детей постепенно развивается произвольная память, они учатся осмысливать, связывать материал в целях запоминания.

МЫШЛЕНИЕ – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления: “Разложи картинки” (учить учитывать последовательность событий); “Придумай слово” (учить заканчивать слово по начальному слогу). “Найди лишний предмет”, (учить классифицировать предметы по признакам и назначению). “Творческий подход” (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет). “Скажи наоборот” (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: “тяжелый – легкий”, “сильный – слабый”, “легкий – тяжелый и др.), “Уникуб”, “Лото”, “Домино”, конструкторы, загадки.

Данные упражнения обучают выделять предметы по назначению, по характерным признакам. Учат классифицировать предметы и обобщать, понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов. Учат сравнивать предметы. Побуждают детей делать самостоятельные выводы, учат отвечать на вопросы, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 – 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 – 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3 – 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 – 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.

Игры и упражнения, способствующие развитию воображения:

«Что это такое?», «Камешки на берегу», «На что похожи облака». «Волшебная ниточка». «Чудесные превращения», «Волшебные картинки», «Придумай сказку» …

Данные упражнения способствуют развитию пространственного воображения, способности «видеть» образ предмета в пространстве, реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т.д.

Данные игры и упражнения способствуют развитию познавательной сферы детей с ОВЗ.

Список использованных источников:

1. Абрамова Г. С Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 672 с.

2. Битянова М.Т. Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости. М., 2010.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

4. Катаева А.А., Обухова Т.И. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1991. № 3.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Сфера, 2001. 464 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. 456 с.

7. https://www.babyblog.ru/

8. https://www.maam.ru/

9. https://dohcolonoc.ru/

#Зыбина #докладыивыступления

Источник

Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией, построение и осуществление программы действий.

Одной из самых актуальных задач современной педагогики является подготовка человека к жизни в глобальном информационном обществе будущего, и, чтобы добиться в нём успеха, необходим достаточно высокий уровень интеллекта и входящих в него когнитивных способностей.

Развитие когнитивных способностей к обучению связано с тренировкой различных видов памяти для освоения учебной информации, а также для освоения способов умственных действий с этой информацией в процессе её использования при реализации творческих заданий. Если у ребёнка уровень когнитивных функций низок, то это означает, что уровень произвольного внимания низок, плохая кратковременная и долговременная память, недостаточно развиты процессы мышления. Для успешного обучения ребёнку важны такие основные когнитивные способности, как память, внимание, обработка и упорядочивание информации.

Память является необходимым навыком для успешного обучения. Если у ребёнка плохо развита, например, рабочая, ему будет трудно учиться, поскольку он не сможет воспроизводить получаемую информацию. 

Другой значимой когнитивной функцией является внимание. На уроке детям нужно слушать, воспринимать и понимать информацию. Дети с ослабленным вниманием легко отвлекаются, им может мешать фоновый шум за окном и т.д. — такой ребёнок может просто не понять получаемую информацию и быстро потерять интерес к занятиям.

Ещё один важнейший когнитивный навык — обработка информации. Дети со слабыми навыками обработки информации испытывают трудности с языком, чтением, письмом и математикой. Большую часть информации мы получаем с помощью слуха или зрения, поэтому дети с ослабленным зрением испытывают трудности с восприятием визуальной информации (например, им трудно распознать, что написано на доске).

Как мы уже упомянули выше, внимание, память, обработка и упорядочивание информации — это основные когнитивные навыки, необходимые для обучения. При нарушении одного из них ребёнок будет испытывать трудности в учёбе и нуждается в коррекции когнитивных способностей.

В современном мире информация — это то, чем мы вынуждены оперировать непрерывно. Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций.

Немаловажную роль в улучшении когнитивных способностей играют различные упражнения и игровые тренинги, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Такие задания дают возможность ученикам передохнуть от однообразных упражнений, при этом утомление компенсируется положительными эмоциями и переключением на другой вид деятельности.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Заинтересовавшись, дети даже не замечают, что учатся.

Занимаясь развитием интеллектуальных способностей обучающихся, надо помнить о том, что эти способности развиваются в деятельности, и что для их развития нужна высокая познавательная активность. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, обязательно учителем должна создаваться ситуация успеха. Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей — залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Для мозга нужна такая же зарядка, как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятия необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунок с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия (рис. 1).

Рассмотри верхнюю и нижнюю картинки. Чем они отличаются?

Обведи овалом на верхней картинке предметы, которые отличаются от таких же предметов на нижней.

hello_html_m527a88e0.jpg

Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания дайте детям небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву. Фиксируйте время и количество ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию.

Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», букву «б» подчеркни».

Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л».

Фиксируйте время и ошибки.

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, т. к. инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, – ответить, что пусть он делает так, как понял.

Игра на развитие памяти «Я положил в мешок…»

В эту игру можно играть двоим игрокам, всей семьей или большой компанией.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь; «Я положил в мешок яблоки и бананы». Дальше следующий повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову.

Упражнение на развитие мыслительных процессов:

обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

«Найди лишнее слово»

Читайте каждому ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним»:

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

  1. Храбрый, злой, смелый, отважный.

  2. Яблоко, слива, огурец, груша.

  3. Молоко, творог, сметана, хлеб.

  4. Час, минута, лето, секунда.

  5. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

  6. Платье, свитер, шапка, рубашка.

  7. Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

  8. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение на развитие словесно-логического мышления «Определи понятие»

Детям предлагают следующие наборы слов:

  1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

  2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, кусать, острый.

  3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, щипать, колючий.

  4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, толкать, режущий.

  5. Мотоцикл, прищепка, ботинки, шкура, врач, спотыкаться, собирать, шершавый.

Попросите детей представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.

Далее вы говорите: «Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как можно это объяснить?».

Источник