Когнитивное развитие ребенка 1 год

Когнитивное развитие ребенка 1 год thumbnail

Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, являясь «маленькими учеными», которые усердно постигают законы нашего мира. Они исследуют окружающую среду, впитывая новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. При встрече с чем-то новым, их мозг встраивает новое знание в систему уже имеющегося опыта, накапливая как снежный ком, свои познания о мире.

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, причинно-следственных связей, характера движений, явлений и т.п. Во время знакомства с предметами и способами их использования, совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Играя с различными предметами и материалами, например с камнями, песком, водой, ребенок узнает об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняются. Так, играя в песочнице, ребенок может увидеть, что каждая игрушка оставляет в песке разный отпечаток. Играя с мячом, ребенок может заметить, что чем сильней он бросит его об пол, тем выше тот отскочит. Постепенно дети научаются сравнивать и классифицировать объекты. Лучше разбираться в различных понятиях, таких как: размер, форма, материал. Благодаря активной игре, ребенок приобретает разнообразные умения, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно в физическом и эмоциональном отношении.Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, воздействует на его когнитивное, моторное, социальное и личностное развитие. Например, когда ребенок идет по бревну, с одной стороны он учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой — усваивает когнитивное понятие узости и личностное понятие уверенности.

Восприятие

Восприятие обладает рядом особенностей:

  • Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать. Свойства предметов (форма, величина, текстура, цвет и т. д.) ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования, соотношения и др. действий.
  • Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. Поэтому, он может «терять» маму в магазине, не в состоянии из большого числа лиц выделить ее лицо: он либо внимательно изучает одно лицо, либо начинает хаотично блуждать глазами по всей массе лиц, не замечая деталей.
  • Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, тогда как раньше сравнивал их «при помощи рук». Теперь он подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.
  • Начинают складываться сенсорные эталоны — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка». На третьем году жизни ребенок усваивает представление о 5–6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, но их названиями дети овладевают с большим трудом и только при упорном обучении со стороны взрослых. Главная трудность детей этого возраста — невозможность отделить свойство от самого предмета. Для становления представлений ребенка о свойствах предметов, необходимы конкретные практические действия с предметами и взаимодействие с взрослыми.

Внимание

У ребенка в возрасте от года до двух лет появляется произвольная форма внимания, которой взрослый может управлять. На втором году жизни, ребенок способен к целенаправленному поведению, для чего необходима способность удерживать внимание. Например, если ребенок хочет до конца достроить из кубиков башню или сложить все кубики в коробку, он должен некоторое время сохранять внимание. Благодаря устойчивости внимания, ребенка становится труднее отвлечь чем-то для него новым.

Память

Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели. Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 20-месячному возрасту ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой. В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.

Мышление

Мышление ребенка в этот период ограничено наглядной ситуацией (ситуативное мышление) и развивается на фоне практической деятельности. Он решает все встающие перед ним задачи с помощью практических, наглядных для него действий в настоящем времени. Ребенок действует с предметами и таким образом схватывает связи между ними. До двух лет идет процесс активного экспериментирования методом проб и ошибок. Ребенок исследует объекты путем воздействия на них новыми способами.

Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробок, ящиков, извлечение звуков из звучащих игрушек, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Ребенок познает существенные и функциональные признаки предметов. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — познавательные: любопытство, удивление, радость от открытия. Познавательная активность и развитие мышления проявляется не только в успешности решения практических задач, но прежде всего в удовольствии, которое получает ребенок от самостоятельных исследований. Ребенку бесконечно нравится исследовать новое.

Важной характеристикой мышления является способность к переносу найденного способа решения задачи на новые предметы и условия. Изучение объектов и познание мира, приводит к тому, что на втором году жизни ребенок распределяет предметы по категориям, но не по сходству внешнего вида, а по сходству их функций и поведения. Теперь ребенок понимает, что определенные действия, подходят для одних категорий предметов, и не подходят для других. Например, покормить воображаемой кашей из ложки можно плюшевого мишку, но нельзя покормить игрушечную машинку.

В 18–24 месяца появляется символическое мышление — способность к решению практических задач без открытого экспериментирования с действиями, способности переноса, перехода действий во внутренний план. Например, ребенок может притвориться, будто пьет из чашки, используя вместо нее кубик, вообразить, что кукла-мама кормит куклу-дочку. Начинает формироваться знаковая функция сознания. Ребенок может действовать «как будто», замещая реальные предметы подобными или воображаемыми символами (например, действовать палочкой как ложкой или кубиком как чашкой). Таким образом, происходит постепенное развитие решения задач в уме – зачатки «мышления внутри себя».

Читайте также:  Одеть по погоде ребенка 1 год

Феномены мышления

Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.

Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.

Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.

Итог

В когнитивном плане в этот период формируется:

  • Начальная концепция мира — из чего он состоит, что в нем происходит, по каким законам;
  • Умение устанавливать связи и отношения между предметами;
  • Способность к обобщению и переносу приобретенного опыта на другие предметы и ситуации;
  • Умение решать конкретные задачи путем экспериментирования с предметами;
  • Умение решать элементарные задачи «внутри себя».
  • Произвольное внимание;
  • Увеличивается объем памяти и продолжительность запоминания;

Подробнее о том, как развивать мышление и любознательность ребенка в 1-3 года.

Источник

Когнитивное развитие ребенка в первый год жизни. В младенческом возрасте формируются основы ориентирования в окружающем мире с помощью познавательных психических процессов, связанных с восприятием и переработкой информации. Это такие психические процессы, как ощущение, восприятие, мышление, речь, внимание, память.

Именно благодаря им ребенок получает информацию о себе и окружающем мире. Эти психические процессы тесно взаимосвязаны, однако имеют и существенные различия. Их называют когнитивными процессами – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Особенности внимания

Элементарным проявлением внимания в младенческого возрасте реакция сосредоточенности, когда малыш вроде устанавливает свой анализатор, чтобы лучше воспринять сигнал.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах.

На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое – во время разговора с малышом. Ребенок не понимает, что ему говорят, но прислушивается, в результате чего создаются предпосылки для перехода к активного бодрствования. В конце 1-го месяца жизни она сосредоточивается на новых достаточно сильных раздражителях, например, задерживает взгляд на необычном предмете.

Значимым раздражителем для младенца является взрослый. 2-3-месячный ребенок сосредотачивается на лице матери, потом на предметах, включенных в контекст общения с ним, что является ближайшим для ребенка в течение всего младенческого возраста.

В 5-7 месяцев ребенок может достаточно долго рассматривать любой предмет, ощупывать его, брать в рот. Особый интерес вызывают новые яркие и блестящие предметы, что свидетельствует о нормальном развитии непроизвольного внимания. Дальнейшее развитие внимания связано с усвоением хватание, которое позволяет удерживать предметы и манипулировать ими. После 6-ти месяцев рефлекс “что такое?” превращается в рефлекс “что с этим можно делать?”, ребенок фиксирует не только предмет, но и его признаки, действия с ним.

Развитие малышейЭто стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность, сосредоточение на узнавании окружающего мира. В конце года манипулирования с предметами приводит распределение внимания (ребенок действует одновременно с двумя предметами), переключение (малыш составляет шарики в коробочку, перемещая фокус внимания с одного шарика на другую).

Возникновение свойств внимания способствует зарождению сложных форм поведения и деятельности.

Развитие ощущений и восприятий младенца

В младенческого возрасте интенсивно развиваются чувства, формируются восприятия, представления о предметах окружающего, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Ощущение начинают развиваться сразу после рождения ребенка. Суть их заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и т.п..

Ощущение – отражение свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственного воздействия на органы чувств.

Главным отличием восприятия от ощущения является то, что в процессе восприятия у ребенка формируется целостное представление о предмете, а не только о его отдельные свойства.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений объективного мира в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств.

К началу младенческого возраста совершенствуется работа зрительного и слухового аппаратов, поскольку возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Обычно этот процесс заканчивается на 3-4-м месяце жизни. Ребенок свободно следит за предметами, которые двигаются в любом направлении с разной скоростью и на любом расстоянии. Она может сосредоточиться на предмете в течение неограниченного времени (до 25 мин. и дольше), В этот период возникают инициативные движения глаз – перевод взгляда с одного предмета на другой без всякой внешней причины.

Слуховое сосредоточение также становится продолжительным. Его вызывают любые негромкие звуки, привлекающие младенца. Зрение и слух объединяются: ребенок поворачивает голову туда, откуда слышен звук, ищет глазами его источник. Уже на 3 – *-м месяце Некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку ^ Мишкой, общим оживлением.

Развитие ребенкаО развитии речевого слуха свидетельствует реагирования ма-юкка на интонацию речи. Чувствуется это на 2-м месяце жизни, когда ребенок успокаивается, услышав ласковый голос матери.

Несколько позже ребенок начинает воспринимать ритмику речи и общий звуковой рисунок слов. Различение звуков речи наступает в конце первого года жизни. С этого момента начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала возникает способность различать гласные, потом – согласные звуки.

Ребенок не только видит и слышит, она стремится зрительных и слуховых впечатлений, получает от них удовольствие. ее взгляд привлекают блестящие, яркие, подвижные, предметы; слух – звуки музыки, человеческой речи. Все это заметно во время простого наблюдения, однако оно не дает оснований для выводов, что именно видит ребенок, как переживает полученные впечатления.

Это можно выяснить экспериментально. 3-ми-сячный дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоских геометрических фигур. Цвета привлекают их внимание по-разному: как правило, предпочтение отдается ярким и светлым цветам. На основе различения цветов появляется интерес к различным ярких предметов.

Читайте также:  Мальтофер инструкция по применению ребенку 1 год

Во второй половине 1-го года жизни ребенок начинает активно рассматривать обследовать предметы, манипулировать ими (малыш стучит, размахивает, перекладывает, бросает и др.)., При рассмотрении и манипулирования с предметами возникают зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире с помощью внешних ориентировочных действий.

Когда он хочет взять какой-то предмет, рука движется к нему, определяя расстояние практически и внося коррективы по мере движения. Глаз, наблюдая за движением руки, “учится” оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок познает различные свойства предметов: форму, величину, вес, температуру, прочность и др..

Дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые часто смотрят, разместить новый, отличный от них по цвету или форме, малыш, заметив этот предмет, вполне переключается на него, надолго сосредотачивая взгляд. Малыш переставляет предмет в новые положения тех пор, пока он не исчерпает своей новизны, что снизит ориентировочную реакцию на этот предмет.

Такое обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойств. Предметы постоянно напоминают ребенку о своем существовании в окружающем мире, открывают ей свои свойства. Поиск 9-10-месячным детьми предметов, которые исчезли, свидетельствует понимание ими того, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте. Они начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве (перевернутые, показанные в необычном месте), правильно определять их величину, какой бы ни было расстояние до них.

В этом процессе впечатление превращаются в образы восприятия, отражающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в своих действиях. Это создает основу для использования свойств предметов при выполнении новых задач, возникающих перед ребенком, то для элементарных форм мышления.

Источник

Статья: «Когнитивные функции ребенка от 0 до 3 лет»

Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, являясь «маленькими учеными», которые усердно постигают законы нашего мира. Они исследуют окружающую среду, впитывая новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. При встрече с чем-то новым, их мозг встраивает новое знание в систему уже имеющегося опыта, накапливая как снежный ком, свои познания о мире. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, воздействует на его когнитивное, моторное, социальное и личностное развитие. И отношения со взрослым переходят на новый уровень. Теперь взрослый – это носитель знаний и образцов человеческих действий с предметами, с его помощью малыш познает Предметное окружение. В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому, не сверстникам. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка.

Восприятие

Восприятие обладает рядом особенностей:

Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать. Свойства предметов (форма, величина, текстура, цвет и т. д.) ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования, соотношения и других действий.

Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. Например, он может «терять» маму в магазине, и не в состоянии из большого числа лиц выделить ее лицо: он либо внимательно изучает одно лицо, либо начинает хаотично блуждать глазами по всей массе лиц, не замечая деталей.

Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, если он как раньше сравнивал их «при помощи рук». Теперь он подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.

Начинают складываться сенсорные эталоны — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка». На третьем году жизни ребенок усваивает представление о 5–6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, но их названиями дети овладевают с большим трудом и только при упорном обучении со стороны взрослых. Главная трудность детей этого возраста — невозможность отделить свойство от самого предмета. Для становления представлений ребенка о свойствах предметов, необходимы конкретные практические действия с предметами и взаимодействие с взрослыми.

Мышление

С рождения до 6 месяцев мир воспринимается малышом в категориях “здесь” и “сейчас”. У ребенка еще «не запустилась» память, поэтому нет ощущения времени и повторяемости событий и явлений; каждый объект и ситуация воспринимаются как нечто уникальное.

Тем не менее познавательные потребности ребенка очень сильны уже на этом этапе, и малыш быстро и успешно учится воспринимать и обрабатывать информацию. К 4-5 месяцам возникают предпосылки для развития наглядно-действенного мышления, “отвечающего” за восприятие предметов в процессе действий с ними. Оно появляется в процессе практической деятельности и становится основой для формирования более сложных видов мышления. Постепенно ребенок начинает узнавать людей и знакомые предметы, что знаменует развитие памяти.

Несмотря на то что малыш в этом возрасте не способен к вербальному общению, у него достаточно богатые и постоянно совершенствующиеся коммуникативные навыки (он использует плач, интонацию, мимику, жесты). Это так называемая долингвистическая стадия языкового общения, очень значимая для успешного интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

С 6-9 месяцев благодаря манипуляциям с объектами предметной среды (например, игрушками) малыш начинает понимать, что определенное действие может привести к определенному результату (например, если стукнуть погремушку, она загремит). Это первый этап в развитии логического мышления. Кроме того, карапуз постепенно понимает, что мир не ограничен тем, что он воспринимает в тот или иной момент с помощью органов чувств. Еще одно достижение в развитии мышления ребенка – он начинает пытаться соотносить слова с объектами окружающей действительности. Это важный этап в его речевом развитии.

С 9 месяцев ребенок начинает категоризировать предметы, что знаменует начало абстрактного мышления. Конечно, пока это еще самая примитивная чувственная абстракция — выделение одних свойства или качеств предмета за счет отвлечения от других (например, малыш считает “кисами” всех животных с пушистыми хвостами). Тем не менее для ребенка это значительный прогресс!

Читайте также:  Голова ребенка в 1 год это

С 12 месяцев продолжается развитие логики; ребенок начинает понимать причинно-следственные связи не только между какими-то простыми действиями, но и между некоторыми событиями. Он уже может мыслить перспективно и ретроспективно (понимает, что недавно покушал, а скоро пойдет гулять). Некоторые дети уже демонстрируют склонность к определенному виду активности и даже способности в какой-либо сфере (у одних хорошо получается собирать головоломки, у других рисовать, третьи интересуются стихами и сказками, и т.д.)

С 18 месяцев ребенок начинает осознанно выделять и запоминать характеристики предметов (размер, цвет, форма). Параллельно с памятью и абстрактным мышлением развивается и воображение — способность моделировать в уме ситуаций на основе реального опыта. Скорее всего, в полтора года ребенок начал проявлять интерес к самым простым сюжетно-ролевым играм (например, собирает сумку и представляет, что идет в магазин). Новый скачок в развитии языка — малыш уже не просто называет отдельные предметы или действия, а пытается описать ситуацию комплексно (например, предмет+действие, предмет+его место расположения и т.д.). Для достижения этой цели он пытается формулировать целые предложения.

С 2-х лет у малыша началось формирование цельной и связной картины мира – готовьтесь, отсюда начинается эпоха «тысячи почему». Правда, пока ребенок не столько задает вопросы, сколько комментирует все, что происходит вокруг него и вызывает вас на диалог. Здесь важно поощрять его любознательность, рассказывая ему о чем-то, старайтесь, чтобы ваша информация была понятной и внутренне непротиворечивой.

С 2,5-3 лет у ребенка развивается полноценное наглядно-образное мышление: действия, ранее осуществляемые с реальными объектами, дети могут теперь уже воспроизводить на уровне представлений. Развитое воображение в совокупности с отработанными навыками (рисования, лепки и т.д.) позволяет малышу начать творческую деятельность. Еще один значимый этап в развитии мышления ребенка – начало формирования самосознания, то есть восприятия себя как личности с определенными свойствами и качествами (здесь читайте статью о формировании личности ребенка).

Память

Память – важнейшая составляющая интеллекта. Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. Память ребенка начинает «работать» уже с 3 месяцев и постепенно «нарабатывается». Первые проявления памяти ребенка мы видим уже в период младенчества. Ребенок запоминает, как выглядят его мама и папа, начинает реагировать на их появление. В период до одного года малышу важно получать сенсорные впечатления, ведь пока он не может самостоятельно передвигаться. Вся информация о внешнем мире приходит от органов чувств: зрение, слух, тактильное восприятие. В этот период важно насыщать ребенка тактильными впечатлениями, давать ему игрушки различных фактур, предметы, разные на ощупь. Это помогает стимулировать память, развивать мелкую моторику и готовить базу для развития речи. К одному году ребенок многое знает и помнит: может показать на картинке знакомые предметы, понимает значение большого количества слов, а некоторые простые слова может произнести. У ребенка в этот период уже есть любимые игрушки и книжки. Если попросить найти их, то он это сделает. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели. Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 2 годам ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой. В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.

Внимание

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что, занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой. Концентрация внимания у ребенка в этом возрасте от 3 до 7 минут приблизительно. У ребенка в возрасте от года до двух лет появляется произвольная форма внимания, которой взрослый может управлять. На втором году жизни, ребенок способен к целенаправленному поведению, для чего необходима способность удерживать внимание. Например, если ребенок хочет до конца достроить из кубиков башню или сложить все кубики в коробку, он должен некоторое время сохранять внимание. Благодаря устойчивости внимания, ребенка становится труднее отвлечь чем-то для него новым.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова. Концентрация внимания у ребенка в этом возрасте от 6 до 15 минут приблизительно.

В когнитивном плане в этот период формируется:

Начальная концепция мира — из чего он состоит, что в нем происходит, по каким законам.

Умение устанавливать связи и отношения между предметами.

Способность к обобщению и переносу приобретенного опыта на другие предметы и ситуации.

Умение решать конкретные задачи путем экспериментирования с предметами.

Умение решать элементарные задачи «внутри себя».

Произвольное внимание.

Увеличивается объем памяти и продолжительность запоминания.

5

Источник